Круг проблем современного образования закономерно связан с многоаспектными и многоуровневыми проблемами общества, обусловленными реорганизацией всех сфер социальной жизни. Качество образования сегодня рассматривается в терминах рыночной экономики и определяется качеством продукта-выпускника, который создает система.
Введение новых федеральных профстандартов, связанных с реализацией парадигмы компетентностного подхода, предъявляет высшей школе новые требования к подготовке кадров.
Очевидно, что вопрос о формировании комплекса необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов не просто важен, но и крайне актуален.
В настоящее время учеными и вузовскими коллективами разрабатываются компетентностные модели, в структуре которых существенную роль играют социальные компетенции.
Формирование у студентов социальной компетентности связано с необходимостью изучения, осмысления и понимания глобализационных процессов социокультурной трансформации современного общества. Высокий уровень социальной компетентности мы рассматриваем не только как существенный фактор успешной адаптации молодого поколения к новой социальной реальности, но и успешного, созидательного участия в ее преобразовании и совершенствовании.
Социальная реальность предъявляет членам общества бесконечное множество фактов взаимодействия на межличностном, социальном и профессиональном уровнях, требующих от «социальных акторов» адекватной включенности в драматургию события [2].
Успех социального взаимодействия индивидов зависит от уровня социальной компетентности всех субъектов образовательного процесса вуза, формирование и развитие которой представляет собой специально организованный, целенаправленный и управляемый педагогический процесс, основанный на практикоориентированном и компетентностном подходах в изучении дисциплин гуманитарного цикла.
В целостной системе личности, структурными элементами которой являются социальная перцепция – социальная рефлексия – социальная компетентность, социальная рефлексия функционирует как системообразующий механизм, совершенствуя который мы приходим к пониманию того, как меняется личность в результате таких преобразований. Социальная компетентность рассматривается нами как некий продукт социальной рефлексии, детерминирующий личностное и профессиональное саморазвитие, взращивание смыслов в образовательном процессе и в социокультурном пространстве.
Подготовка будущего специалиста, основанная на компетентностном подходе, предполагает решение ряда педагогических задач, включающих рефлексивные практики когнитивной, эмотивной и деятельностной направленности.
Особый ресурс, обеспечивающий эффективность формирования социальной рефлексии студентов, сосредоточен в учебной дисциплине «Социология», предлагающей к обсуждению широкий спектр социальных вопросов, актуальность которых определяется временем, а решение знанием социальных теорий и технологий, умением использовать их в социальной практике.
Изучение данной дисциплины предполагает проецирование ее содержания на профессиональную деятельность будущего специалиста, поэтому компетентностный подход в организации образовательного процесса на основе инновационных технологий является одним из ключевых условий формирования социальной компетентности студентов.
Социальная компетентность, по мнению И.А. Зимней и А.В. Хуторского, является интегральной совокупностью множества компетенций социального плана [3,8]. А.П. Тряпицина также отводит социальным компетенциям ключевую роль в формировании профессиональной компетентности [7].
По мнению ряда западных специалистов (В. Э. Уайта, Ю. Хабермаса, Т. Кавела) социальная компетентность раскрывает степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации (эмоциональный компонент), достижение реальных целей в особом социальном контексте (деятельностный компонент), использование подходящих теорий и методов и позитивное развитие как результат умственной активности (когнитивный компонент). Социальная компетентность демонстрирует адекватность социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать других людей.
В поисках подходов к разработке структуры социальной компетентности и выбора диагностического инструментария мы опирались на исследования западных психологов, в частности В. Э. Уайта, который первым обратился к изучению этой проблемы. Он рассматривает социальную компетентность как определенную способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме.
В современной западной социальной психологии социальная компетентность определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. Роуз Крэснор) [5].
В процессе построения структуры социальной компетентности мы опирались на трехкомпонентную модель социальной компетентности Т. Кавела, включающую социальные способности, представления и достижения. В качестве критерия социальной компетентности им выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения [5].
Решая задачу формирования социальной компетентности, необходимо понимать механизмы, обеспечивающие этот процесс. Самым эффективным способом познания мира, механизмом «вживания» исследователя в духовную суть событий культуры и социума, благодаря которому человек учится осмысливать свои желания, мотивы поступков и на основе этого выстраивать стратегию своего поведения и продуктивной деятельности, по мнению Йохана Хейзинга, является рефлексия. Именно рефлексия позволяет формировать социальную компетентность личности [5].
Термин «рефлексия» несмотря на достаточно определённое конвенциональное значение в философии, психологии, педагогике, социологии имеет разные определения. Локк различает два вида опыта – чувственный опыт (ощущения) и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания о себе, как способ обращенности к самому себе, как метод познания внутренней сущности.
Рефлексия как механизм самоанализа и самокоррекция личности, по мнению Карена Хорни, ведет к сближению «реального и идеализированного образа Я», а самореализацию в профессиональной деятельности он считает «якорем спасения».
Принципиальной трактовкой рефлексии В.А. Лефевром стало понимание рефлексии через категории «смена позиции» или «рефлексивный выход». Кроме того, впервые рефлексия стала рассматриваться как средство управления изменением, развитием систем деятельности [9].
Современная философия сущность рефлексии в основном сводит к трем процессам – компонентам содержания самой рефлексии: первое, рефлексия – это процесс обращения назад; второе – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств; третье – это осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта. В формировании социальной компетентности существенное значение имеет третий компонент рефлексивного процесса, в котором рефлексия обретает особый смысл и новое качество [4].
Социальная рефлексия представляет собой рефлексивный акт, направленный во внешний план – социум с целью его осмысления, понимания и в случае необходимости – преобразования.
Говоря о социальной рефлексии, следует учитывать ее органичную связь с другим свойством психики – социальной перцепцией, описанной американским психологом Дж. Брунером как факт социальной обусловленности процесса восприятия, понимания и оценки людьми (социальными акторами) «социальных объектов и фактов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей и событий» [6].
Исходя из этого, социальная рефлексия обнаруживает свойство механизма, обеспечивающего процесс раскодирования актов социальной перцепции, что играет особую роль в образовательном процессе.
Процесс развития социальной рефлексии у студентов, направленный на взращивание личностно-профессиональных и социально-значимых компетенций, реализуемых в социокультурном взаимодействии, способен обеспечить осмысление социальной реальности с опорой на социологическое знание и собственный опыт.
Таким образом, и социальная рефлексия, и социальная компетентность отражают степень конструктивности личности как субъекта социального взаимодействия на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровне.
Исходя из этого, социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, которая детерминирует динамику процессов социальной перцепции. Эти процессы обеспечивают новый уровень восприятия социальных объектов и фактов, качественно новый уровень их изучения, а главное, понимание и оценку самих себя, других людей, социальных общностей и событий.
Для измерения нами выделены структурно-функциональные компоненты социальной рефлексии, определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности.
Структура социальной рефлексии включает когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, каждый из которых имеет определенную функциональную специфику. Исходя из понимания нами социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции, функциональные компоненты описывают актуальные и проблемные зоны социальной реальности, а также сам процесс ее осмысления и осознания, что и является основой формирования социальной компетентности и ее показателями.
Наличие когнитивного компонента социальной рефлексии выражено в способности к осмыслению концепта социальной рефлексии во всем его многообразии. Во-первых, это рефлексивный анализ и осмысление социальных процессов, связанных с национальной самоидентификацией, с развитием гражданского самосознания и формированием чувства патриотизма; осмысление условий становления здоровой семьи, через осознание культурных традиций и ценностей, поведенческих паттернов и семейных сценариев, во-вторых, это рефлексивный механизм раскодирования актов социальной перцепции.
Эмоциональный компонент социальной рефлексии выражен в способности к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия (социального партнера, социального оппонента); анализу уровня социальной аттракции субъектов общения, определяемых как симпатия, дружба, любовь; анализу уровня аффилиации, т.е. потребности в социальном общении.
Деятельностный компонент социальной рефлексии выражен в способности интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; в способности выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; в способности осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, обществе и т.д.). Способность проектировать жизненные стратегии (социальные паттерны и сценарии отношений в сфере семьи, учебы, работы).
В таблице 1 представлены структурные и функциональные компоненты социальной рефлексии.
Таблица 1
Компоненты социальной рефлексии
Компоненты социальной рефлексии |
|
Структурные компоненты |
Функциональные компоненты |
Когнитивный компонент социальной рефлексии (способность конструировать знание и понимание) |
1.Осмысление концепта социальной рефлексии. 2. Осознание социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции. 3. Осознание социальной рефлексии как значимого фактора, обеспечивающего процесс национальной самоидентификации. 4. Осознание социальной рефлексии как фактора развития гражданского самосознания и патриотизма. 5. Осознание социальной рефлексии как фактора, обеспечивающего становление здоровой семьи, через осознание семейных ценностей и коррекцию поведенческих паттернов и семейных сценариев. |
Эмоциональный компонент социальной рефлексии (способность чувствовать и понимать, что чувствую (ют) |
1. Способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия. 2. Способность к рефлексивному анализу уровня социальной аттракции субъектов общения. 3. Способность к рефлексивному анализу уровня аффилиации. |
Деятельностный компонент социальной рефлексии (способность делать, понимать, что делаю) |
1. Способность интерпретировать современные социальные и политические дискурсы. 2. Способность выделять «индивидуальный» и «социальный»уровни идентичности. 3. Способность осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.). 4. Способность проектировать жизненные стратегии. |
В качестве критериев социальной компетентности нами выделены: рефлексия знания и понимания (когнитивный компонент), рефлексия чувств (эмоциональный компонент), рефлексия действий (деятельностный компонент). Показателями критериев социальной компетентности являются знания, умения и навыки, имеющие уровень выраженности (высокий, средний, низкий).
Когнитивный компонент демонстрирует уровень знаний и понимания того, что знает студент о структурно-функциональных компонентах социальной рефлексии, механизмах действия и направленности, понимание механизмов социальной рефлексии в формировании социальной компетентности. Эмоциональный компонент характеризует умение чувствовать, понимать, что чувствуешь сам и что чувствуют другие, демонстрируя умение оценивать эмоциональные состояния, уровни социальной аттракции, уровни аффилиации субъектов социального взаимодействия. Деятельностный компонент характеризует действия социальной направленности и сознательное управление ими. Критериями являются умение интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; умение выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; навык анализа публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, групповая идентичность, общность ценностей в группе, социуме и т.д.); умение проектировать жизненные стратегии и т.д.
В таблице 2 указаны критерии и уровни социальной компетентности.
Таблица 2
Критерии и уровни социальной компетентности
Компоненты |
Критерии |
Уровни |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Когнитивный (знаю, понимаю, что знаю) |
Рефлексия знания и понимания |
Знает, понимает |
Знает, недостаточно понимает |
Знает, не понимает |
|
- структурно-функциональных компонентов социальной рефлексии - значения социальной рефлексии в формировании социальной компетентности |
|||||
Эмоциональный (чувствую, понимаю, что чувствую(ют) |
Рефлексия чувств |
Способен |
Готов |
Недостаточно готов |
|
-эмоционального состояния, - уровня социальной аттракции, - уровня аффилиации субъектов социального взаимодействия
|
|||||
Деятельностный (делаю, понимаю, что делаю)
|
Рефлексия действий |
Способен |
Готов |
Недостаточно готов
|
|
1. Интерпретировать современные социальные и политические дискурсы. 2. Выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности. 3. Осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.). 4. Проектировать жизненные стратегии. |
Социальная компетентность отражает интегративную сущность личности (когнитивную, эмоциональную и деятельностную), являясь продуктом социальной рефлексии, а ее содержание и направленность находят свое выражение в знаниях, ценностях, убеждениях, аналитических, конструктивных и преобразующих способностях, умениях и навыках субъекта образовательной деятельности осознавать и проектировать жизненные стратегии.
Наличие социальных компетенций студента и уровень их сформированности определяется в ходе анализа его образовательных продуктов, включающих контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, слайд-презентации, рефлексивные дневники, тестовые задания, экспресс-анкеты, рефлексивные карты, формы и активность интерактивного взаимодействия (беседа, дискуссия, инсценировка, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, социально-психологические тренинги и т.д.).