Научно-технический прогресс, развитие высоких технологий, с одной стороны, вхождение российского профессионального образования в открытое образовательное пространство, необходимость обеспечения для каждого человека права на образование через всю жизнь – с другой, наряду с модернизацией содержания естественно-научного и технического образования, обусловливают разработку новых средств, методов, модернизацию организационных форм обучения. И в первую очередь этот процесс связан с интенсивно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). В связи с этим в специализированной литературе: монографиях, учебных пособиях, периодических изданиях - появилось значительное количество новых терминов: «компьютеризированная лекция», «электронная лекция», «видеолекция», «веб-лекция», «видеоконференция», «вебинар» и другие [1; 3; 4; 6-10]. В данной статье предпринята попытка осмысления новых терминов, связанных с модернизацией одной из важнейших организационных форм обучения профессионального образования – лекции, а также анализа развития данной организационной формы посредством ИКТ и основанных на них дистанционных технологиях.
Применительно к высшей школе лекция (лат. lectio — чтение) - это устное, логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение той или иной темы/раздела дисциплины. Лекция закладывает основы научных знаний у студентов, является и методом, и средством формирования научного мышления. Одна из важнейших задач лекционного курса – формирование умений выделения проблем, постановки и проверки гипотез, систематическое усвоение современного состояния науки. Известно, что лекция должна отвечать многим требованиям: она должна отражать современный уровень науки; иметь законченный характер освещения определенной темы; обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации; вызывать у слушателей необходимый интерес к познанию. Наряду с этим лекция выполняет организующую функцию - определяет направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Как следствие, лекцию справедливо считают первой в иерархической системной последовательности организационных форм обучения в высшей школе [2].
Поиски путей модернизации организационных форм обучения на рубеже XX-XXI веков обусловили разработку компьютерного сопровождения лекции. В частности, нами было обосновано понятие «компьютеризированная лекция», под которым понимается автоматизированная программа для компьютерной поддержки лекции, обеспечивающая быстрый доступ к материалу любого раздела лекции посредством многоуровневого меню и отражающая особенности представления материала с учетом мультимедийных возможностей компьютера и психофизиологических особенностей восприятия информации студентами [3; 4; 7]. Дальнейшее развитие компьютерной техники и связанного с ним программного обеспечения, в частности появление программ для создания компьютерных презентаций (Power Point, Impress и др.), существенно упростило разработку компьютерной поддержки лекции – появилось понятие «компьютерная презентация лекции», обычно включающее план лекции, краткие тезисы, отражающие содержание, иллюстративный материал: статическую и динамическую графику, видеофрагменты, что обеспечивает реализацию принципа наглядности и, как следствие, в целом облегчает восприятие и способствует усвоению материала студентами. В информационных источниках в качестве синонимов термина «компьютеризированная лекция» используются термины: «мультимедиалекция», «лекция с компьютерным сопровождением».
Перспективным направлением модернизации профессионального образования, созвучным требованиям информационного общества, является применение дистанционных образовательных технологий на базе телекоммуникационных сетей (телепорталы [8], Интернет, средства мобильной связи и другие). В частности, появились новые формы взаимодействия преподавателя и студентов в асинхронном режиме на базе электронных систем управления обучением (Leaning Management System – LMS), среди которых наибольшее распространение в российских вузах получила LMS Moodle, и в синхронном режиме как на базе аппаратных средств видеоконференцсвязи (серверного MCU оборудования и терминального оборудования компаний Cisco, Polycom Sony, Radvision, LifeSize. и др.), так и программных средств (Mind, TrueConf, BigBlueButton, Acrobat Connect и др.). Именно с этим связано появление в терминов «электронная лекция», «веб-лекция», «online-лекция», «offline-лекция», «оnline-видеолекция», «вебинар» и даже «лекция в виде вебинара».
Анализ информационных источников позволяет заключить, что «оnline-видеолекция», «веб-лекция» или «сетевая лекция», «online-лекция» (в русской транскрипции – онлайн-лекция) - это фактически синонимы, используемые для обозначения лекции, на которой преподаватель и студенты пространственно разделены, при этом общение между ними организовано через программно-технический комплекс, предназначенный для передачи аудио- и видеопотока в режиме реального времени на основе компьютерных сетей и обеспечивающий обмен текстовыми сообщениями, возможность задать вопрос (инструменты «Чат», «Рука», «Электронная доска» и др.), возможность индивидуально или в группах работать с интерактивной доской («Рабочий стол»). Интерактивные лекции с синхронной демонстрацией слайдов позволяют демонстрировать на экране компьютера (мультимедиапроектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются средства навигации по содержанию лекции, которые используются лектором в процессе изложения материала.
С нашей точки зрения, для того чтобы определиться с терминологией, следует учитывать, что наряду с лекцией, семинаром, лабораторной работой как организационными формами обучения в высшей школе не менее значима такая организационная форма, как самостоятельная работа студентов. Собственно лекция как устное изложение материала лектором в реальном режиме времени реализуется в трех основных видах: традиционная лекция, лекция с компьютерным сопровождением и online-лекция. Любая из них, записанная на материальный носитель (видеопленка, лазерный диск и т.д.), становится видеолекцией. Если же видеолекция оцифрована и выставлена в сети, то она представляет собой уже электронный образовательный ресурс (ЭОР) как необходимый компонент современной информационно-деятельностной образовательной среды, предназначенный для реализации другой организационной формы обучения в высшей школе – для самостоятельной работы студентов [6]. К этой же группе ЭОР относится и видеолекция, записанная в специальных условиях – без студенческой аудитории. Никоим образом не умаляя достоинств видеолекции как средства для организации эффективной самостоятельной работы студентов (особенно это касается заочного обучения), которые неоднократно обсуждались [например, 8, 10], следует отметить, что она является аналогом «кинолекции», дидактические возможности и ограничения которой исследованы еще в 60-70- годах XX века. В контексте изложенного выше термины «оnline-видеолекция» или «offline-видеолекция» нельзя назвать удачными.
В публикациях по данной тематике некоторые авторы говорят об организации вебинара по моделям: лекция-презентация, проблемный семинар, практическое занятие и т.д. [8; 9], другие - о вебинаре как аналоге онлайн-лекции. Отметим, что вебинар (от англ. webinar) является сокращением от «web-based seminar» и в переводе означает «семинар, организованный при помощи веб-технологий» или «онлайн-семинар». Вебинар, как и online-лекция, организуется на основе тех же средств видеоконференцсвязи. Учитывая, что у семинара как организационной формы обучения другие по сравнению с лекцией функции, использование вышеуказанных терминов, а также термина «лекция в виде вебинара» нецелесообразно.
Указывая такие недостатки лекции, как ориентирование на «средний» темп восприятия информации, низкий уровень обратной связи, приучение студентов к пассивности, некритичному восприятию чужих мнений и выводов, снижение их самостоятельности, некоторые авторы высказывают мнение о необходимости замены традиционной лекции электронными лекциями, семинарами. Поскольку, как уже упоминалось, у семинара как организационной формы обучения – другие функции, с этим мнением трудно согласиться. Наряду с этим в последние годы лекционная форма обучения совершенствуется в направлении уменьшения её иллюстративно-объяснительного характера путем введения элементов проблемного обучения; использования раздаточного материала; совершенствования методики чтения лекции (от лекции «монолог лектора» к лекции «полилог: лектор - студенческая аудитория») [3-5; 7]. Усилению деятельностной компоненты лекции по естественно-научной дисциплине способствует применение стратегий, приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Так, нами в лекционном курсе наряду с ИКТ используются прием заполнения таблицы «Верные – неверные утверждения», «Кластер», стратегия «Продвинутой» лекции, «Бортовой журнал» и другие [5; 6].
Особенность лекции как организационной формы проявляется и в том, что она является средством развития речи, образцы которой показывает преподаватель. Живое слово преподавателя, как отмечал И.С. Архангельский, объединяет, координирует, направляет в единое русло все другие средства обучения [2] и позволяет лектору управлять эмоциональным фоном аудитории. Эмоциональная окраска, используемые способы подачи материала несут отпечаток личности лектора, и в этом, как известно, заключается главное отличие видеолекции от учебного видеофильма.
Известно, что механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления обучающегося, и конспектирование лекционного материала требует от него значительного умственного напряжения. В этой связи особую значимость имеет план лекции, логические связи между составляющими ее разделами. При чтении лекции по естественно-научной дисциплине значимым для восприятия информации, развития логического мышления является совместный с аудиторией вывод формул как математических моделей того или иного процесса, который можно реализовать как с использованием доски и мела, так и посредством последовательного вывода информации на слайдах компьютерной презентации.
В заключение анализа терминологии отметим, что в информационных источниках широко используется термин «электронная лекция» [например, 1]. При этом электронной лекцией называют и собственно лекцию, которая проводится на основе сетевых технологий либо с компьютерным сопровождением, и дидактические материалы: компьютерные презентации лекции, опубликованный курс лекций, видеолекции, и даже конспекты лекций. Главное условие – они должны быть представлены в виде ЭОР, то есть оцифрованы. Вопрос о целесообразности использования термина «электронная лекция» в столь широком контексте для авторов данной статьи остается открытым.
Новые формы интерактивного взаимодействия преподавателя и студента должны учитывать специфику дисциплин естественно-научного цикла, предполагающую при чтении лекции использование качественного иллюстративного материала, как статического, так и динамического, видеофрагментов работы приборов, оборудования, химических, физических и др. процессов, демонстрационного эксперимента.
Нами был проведен анализ изменения существенных характеристик лекции в динамике её развития от традиционной лекции к лекции с компьютерным сопровождением и online-лекции. На основании изложенного выше в качестве характеристик лекции были выбраны: способ представления плана, средства обеспечения наглядности, способы организации усвоения материала, средства организации проблемного изложения, средства реализации обратной связи с аудиторией, эстетичность представления материала (таблица).
Как следует из таблицы, online-лекция в сравнении с традиционной лекцией, лекцией с компьютерным сопровождением:
- обеспечивает выстраивание коммуникации в режиме «полилога» за счет сочетания «живого» слова лектора, компьютерной презентации, видеозаписей, а также инструментария программы для видеоконференцсвязи;
- обеспечивает существенно более высокий уровень обратной связи с аудиторией за счет проведения экспресс-опроса, в котором участвует каждый студент индивидуально, и по результатам автоматической статистической обработки которого у лектора имеется возможность непосредственно в ходе лекции внести коррективы в изложение материала;
- усиливает деятельностную компоненту обучения путем возможности включения каждого студента в выполнение заданий, совместного формулирования выводов по тому или иному обсуждаемому в ходе лекции вопросу за счет инструментария программы для видеоконференцсвязи.
Важным является и то, что современные средства видеоконференцсвязи позволяют автоматически записывать процесс чтения online-лекции и размещать ее в сети. Однако, как показывает наша практика, качество проведения таких лекций, при сочетании опыта чтения лекций преподавателем и высокого уровня его ИКТ-компетентности, во многом зависит от возможностей программного обеспечения используемой платформы видеоконференцсвязи при определяющем значении пропускной способности компьютерных сетей.
Сравнение различных видов лекции
Вид лекции/ характеристики |
Традиционная лекция |
Лекция с компьютерным сопровождением (компьютеризированная лекция) |
Online (онлайн) лекция |
Способ представления плана |
Озвучивание и/или запись на доске |
Озвучивание, представление на слайде; оперативный доступ к плану |
Озвучивание, представление на слайде; оперативный доступ к плану |
Средства обеспечения наглядности |
Доска, мел, плакаты, таблицы, демонстрационный эксперимент |
Доска, мел, плакаты, демонстрационный эксперимент, слайды со статической и динамической графикой, видеофрагменты приборов, оборудования, протекания химических, физических и др. процессов. |
Слайды со статической и динамической графикой, видеофрагменты работы приборов, оборудования, протекания химических, физических и др. процессов и т.д. |
Способы организации восприятия, понимания, осмысления материала |
Главным образом вербальный, с визуализацией материала на доске; демонстрационный эксперимент; использование раздаточного материала; изложение материала в режиме «монолога» и «полилога»; вопросы студентов и ответы лектора |
Сочетание вербального способа с применением широкого спектра средств наглядности на основе мультимедийных возможностей современного компьютера; использование раздаточного материала; изложение материала в режиме «полилога»; повторное обращение к фрагментам презентации (программе) лекции при ответе на вопросы студентов |
Сочетание вербального способа с применением широкого спектра средств наглядности на основе мультимедийных возможностей современного компьютера; изложение материала в режиме «полилога»; совместное выполнение заданий на экране компьютера; повторное обращение к фрагментам презентации (программе) лекции при ответе на вопросы студентов
|
Средства организации проблемного изложения |
Постановка проблемы вербально и/или с использованием демонстрационного эксперимента |
Постановка проблемы вербально и/или с использованием демонстрационного эксперимента, видеофрагментов опытов |
Постановка проблемы вербально и/или с использованием видеофрагментов опытов |
Реализация обратной связи с аудиторией |
Невысокая (вопросы студентов, ответы лектора)
|
Относительно высокая (групповое выполнение заданий, тестов на слайдах презентации лекции, вопросы студентов, ответы лектора) |
Высокая (групповое и индивидуальное выполнение заданий, тестов на слайдах презентации лекции, возможность внести коррективы в изложение материала на основе автоматической статистической обработки результатов выполнения заданий студентами) |
Эстетичность представления материала |
Невысокая (запись «от руки» на доске текстовой информации, формул, схем) |
Высокая (представление информации с использованием мультимедийных возможностей современного компьютера) |
Высокая (представление информации с использованием мультимедийных возможностей современного компьютера) |
В заключение следует отметить, что online-лекции, вебинары, без сомнения, позволяют перевести на качественно новый уровень подготовку специалистов в рамках заочного обучения. Что касается системы очного обучения, на данном этапе online-лекция является новой формой её проведения, которая, как правило, вызывает интерес у студентов. Студенты отмечают, что такой вид лекции способствует концентрированию внимания на осмыслении содержания лекции за счет устранения побочных отвлекающих шумов, совместного и индивидуального выполнения заданий, обсуждения лектором результатов их выполнения, возможности обращения к её видеозаписи в дальнейшей самостоятельной работе. Однако из результатов анкетирования студентов первого курса горного и металлургического направлений подготовки СФУ и магистрантов КГПУ им. В.П. Астафьева следует, что большинство респондентов отдает предпочтение лекции с компьютерным сопровождением, и не более 10% студентов бакалавриата и около 23% магистрантов согласны на замену традиционной лекции и лекции с компьютерным сопровождением на online-лекцию. С одной стороны, эти результаты позволяют еще раз осознать роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе, с другой – они указывают на необходимость решения проблем сбоев в работе оборудования и повышения пропускной способности компьютерных сетей, а также на необходимость совершенствования методик чтения online-лекций.
Таким образом, влияние ИКТ, сетевых технологий на развитие лекции по естественно-научной дисциплине проявилось в более высоком уровне визуализации учебного материала за счет мультимедийных возможностей компьютера, в усилении деятельностной компоненты обучения, повышении уровня обратной связи. Стремительно развивающиеся ИКТ, привычная для коммуникации студентов информационно-деятельностная образовательная среда обусловливают необходимость совершенствования нового вида лекции – online-лекции, доля которого в лекционном курсе, по-видимому, будет возрастать.