Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENTAL OPTIONS OF ''READING AND WRITING FOR CRITICAL THINKING'' TECHNOLOGY APPLIED TO ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Ivanova N.V. 1 Ermentraut L.A. 2 Ermentraut N.V. 1
1 K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 Municipal Budgetary Educational institution Secondary School of General Education n.a. V.G. Ryazanov
The article presents results of the scientific review of theoretical and practical psychological and pedagogical publications of national and foreign authors, which has been conducted with the purpose of generalization of the developing potential of the following technology: “Reading and Writing for Critical Thinking” applied to elementary school students. The authors state variability in determination of critical thinking, development of which composes the primary functional and object-oriented vector of the technology under study. Authors' opinions have been allocated regarding optimal terms and the application sphere of “Reading and Writing for Critical Thinking” technology in elementary school. The article sums up experimentally proven developmental options of “Reading and Writing for Critical Thinking” applied to elementary school students. The following matters have been identified as not deeply enough investigated or covered: system application of “Reading and Writing for Critical Thinking” in different elementary school classes, diagnostic tooling, allowing to evaluate qualitative changes in development of critical thinking in elementary school students.
“reading and writing for critical thinking”
pedagogical technology
elementary school student
developmental options

Внедрение в практику педагогов начальных классов современных эффективных личностно-ориентированных технологий является необходимым условием для обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Между тем приходится констатировать, что далеко не все педагогические технологии получили должное рассмотрение в литературе с точки зрения их возможностей для младших школьников, и как следствие – их недостаточная востребованность в практике учителей начальных классов. Так, если содержательно-организационные аспекты и личностно-развивающий потенциал проектной технологии в начальной школе освещены очень широко [4, 6, 7, 10 и многие другие], то развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) для учащихся начального звена представлены в публикациях крайне мало и фрагментарно. В связи с этим представляется необходимым и актуальным обобщение экспериментально изученных аспектов позитивного влияния технологии ЧПКМ на развитие младшего школьника. Считаем, что знание практикующими и будущими учителями начальных классов доказанного развивающего потенциала технологии ЧПКМ может выступать существенным мотивационным фактором для апробации и постоянного применения данной технологии.

Цель исследования

Целью работы является обобщение   развивающего потенциала   технологии   «Чтение и письмо для развития критического мышления»   для учащихся   младшего   школьного возраста, выявление недостаточно освещенных аспектов данной технологии применительно к практике педагога начальной школы.

Материал и методы исследования

Для реализации поставленной цели был осуществлен анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, учебно-методических работ отечественных и зарубежных авторов, а также результатов анкетирования учителей начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь, по итогам анализа необходимо отметить вариативность в названии рассматриваемой технологии и в определении сущности критического мышления. В настоящий момент одновременно используется несколько названий технологии: «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ или RWCT – Readingand Writing for Critical Thinking), «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Первое из указанных названий наиболее популярно и емко, но два других более точно отражают суть данной технологии, поскольку она формирует критическое мышление именно в процессе чтения и письма [3, с.130]. В своей статье мы придерживаемся второго названия, достаточно распространенного в России. Подчеркнем, что, несмотря на разные названия, все авторские коллективы представляют технологию как базовую модель: «Вызов – Осмысление – Рефлексия» («Evocation – Realization – Reflection»), задающую определенную логику построения занятий и последовательность конкретных методических приемов. Раскрытие сущности модели и приемов не является нашей задачей, поскольку они широко освещены в литературе [1, 3, 5, 9, 12, 14 и многие другие]. Важно, что в связи с большим арсеналом разнообразных приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки и интересны лично ему и его ученикам.

Как показал проведенный анализ, помимо вариативности в названии рассматриваемой технологии, существуют разные дефиниции самого критического мышления.  Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [18, с.10]. Д. Клустер выделяет пять основных сущностных характеристик критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… оно носит индивидуальный характер… Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления… В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить… В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…» [8, с.37-38]. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская под критическим мышлением понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решений о том, что можно   принять,   что   необходимо дополнить,   а что – отвергнуть [5, с.6]. Авторы отмечают, что критическое   мышление учит активно действовать и помогает осознать, как именно надо поступать в соответствии с полученной информацией. В целом, большинство авторов полагают, что критическое мышление является по своей сути рефлексивным и оценочным и развивается путём наложения новой информации на имеющийся жизненный личный опыт [1, 3, 5, 11. 12, 20, 21].

Во-вторых, по результатам анализа нами обнаружено расхождение в трактовке возрастного аспекта использования технологии ЧПКМ в образовательной практике. Так, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская считают, что технология     с успехом может применяться на любой ступени обучения, включая начальное звено [5, с. 8]. Т.С. Ходырева и В.А. Шамис накладывают определенные ограничения на возможности применения технологии. По мнению данных авторов, использовать технологию ЧПКМ в начальной школе целесообразно с четвертого класса, поскольку с этого этапа дети уже осознают, что значит «мыслить критически» [19, 20].

Ф.Ф. Минкина указывает на старший школьный возраст как наиболее благоприятный для осознанного формирования критического мышления [11]. По нашему убеждению, подтвержденному собственным практическим опытом и практикой коллег, применение технологии ЧПКМ возможно и достаточно эффективно в начальном звене школьного обучения.

В-третьих, необходимо остановиться на вопросе сферы применения технологии ЧПКМ. Как показало проведенное нами анкетирование (в нем приняло участие 100 педагогов начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в НГПУ), многие учителя ошибочно считают, что область применения технологии ЧПКМ ограничена только уроками литературы и русского языка. Всего несколько человек указали, что эту технологию можно использовать и на других уроках. В целом, большинство респондентов продемонстрировали свое незнание сущности и специфики рассматриваемой технологии.

Действительно, в технологии ЧПКМ чтение и письмо выступают инструментами мышления, сама же технология не является предметно специализированной, а обладает универсальностью. В публикациях использование этой технологии освещается на примерах разных дисциплин. Так, Н.Н. Самарова рассматривает использование технологии на уроках окружающего мира [15]; Р.В. Салатаева – на окружающем мире и истории [14]; Е.В. Ласкожевская – на окружающем мире и литературном чтении [9], Ф.Ф. Минкина на материале обществоведческого курса [9]. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, а также зарубежный авторский коллектив разработчиков технологии К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл предлагают использовать ЧПКМ на уроках по разным учебным дисциплинам, применяя определенный набор методов и приёмов [5, 12]. Авторы подчеркивают, что нет такой темы или такого учебного предмета,   в   которых невозможно   было бы использовать технологию ЧПКМ. Поддерживая данную точку зрения, мы убедились в возможности и целесообразности использования рассматриваемой технологии на различных уроках в начальной школе. Однако приходится констатировать отсутствие публикаций, отражающих системное и комплексное применение технологии ЧПКМ учителями начальных классов на разных учебных дисциплинах.  

В-четвертых, является особо важным в соответствии с целью статьи остановиться на обобщении развивающих возможностей технологии ЧПКМ для младших школьников. Безусловно, основным функциональным предназначением технологии ЧПКМ является целенаправленное формирование критического мышления учащихся в образовательном процессе. Как отмечается авторами технологии и педагогами-экспертами, стихийное развитие критического мышления также возможно, «но в гораздо более поздние сроки и, как правило, уже после вуза» [1, с.6]. Однако, несмотря на свое название, технология ЧПКМ развивает не только критическое мышление. Эмпирические исследования, проведенные разными авторами, свидетельствуют о богатом развивающем потенциале данной технологии, но преимущественно эти работы адресованы старшеклассникам и студентам. В целом, технология ЧПКМ применительно к учащимся начальной школы помимо развития критического мышления способствует:

  • повышению интереса к процессу обучения и активности восприятия учебного материала;
  • формированию информационной грамотности через развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • становлению культуры письма через формирование навыков написания различных текстов;
  • совершенствованию техники чтения;
  • формированию социальной компетентности учащихся;
  • снятию психологических барьеров, нивелированию тревожности;
  • выработке активной субъектной жизненной позиции;
  • формированию   разных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, соответствующих ключевым целям начального общего образования [3, 9, 13, 14, 15, 16, 22].

Таким образом, можно констатировать, что технология ЧПКМ является личностно-ориентированной. Кроме того, подчеркнем, что технология ЧКПМ полностью соответствует принципам системно-деятельностного подхода, являющегося базовым для федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [17].

Особое внимание уделим проблеме оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в практике педагога начального звена. Как показал проведенный обзор литературы, на данный момент практически отсутствует диагностический инструментарий, позволяющий определить качественные изменения в развитии критического мышления младшего школьника, значимость технологии ЧПКМ как средства оптимизации формирования критического мышления учащихся начальных классов. Проблема диагностики критического мышления гораздо более изучена и освещена применительно к старшеклассникам и студентам [1, 2, 5, 11]. В связи с этим представляется чрезвычайно важной и актуальной разработка указанного диагностического инструментария для учащихся младшего школьного возраста, «создание новых методик исследования критического мышления, особенно компьютерных версий» [20, с.21].

Заключение

Проведенный анализ теоретических и методических психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных авторов, результатов анкетирования педагогов – студентов заочной формы обучения свидетельствует о необходимости расширения сферы применения технологии ЧПКМ, ее системного использования на уроках по различным дисциплинам.  Является актуальным и важным создание соответствующего диагностического инструментария для обеспечения оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в начальном звене школьного обучения. Считаем, что материалы данной статьи могут способствовать повышению профессионального интереса педагогов начальной школы к технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», желанию больше узнать о данной технологии и апробировать ее в своей практике.