Внедрение в практику педагогов начальных классов современных эффективных личностно-ориентированных технологий является необходимым условием для обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Между тем приходится констатировать, что далеко не все педагогические технологии получили должное рассмотрение в литературе с точки зрения их возможностей для младших школьников, и как следствие – их недостаточная востребованность в практике учителей начальных классов. Так, если содержательно-организационные аспекты и личностно-развивающий потенциал проектной технологии в начальной школе освещены очень широко [4, 6, 7, 10 и многие другие], то развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) для учащихся начального звена представлены в публикациях крайне мало и фрагментарно. В связи с этим представляется необходимым и актуальным обобщение экспериментально изученных аспектов позитивного влияния технологии ЧПКМ на развитие младшего школьника. Считаем, что знание практикующими и будущими учителями начальных классов доказанного развивающего потенциала технологии ЧПКМ может выступать существенным мотивационным фактором для апробации и постоянного применения данной технологии.
Цель исследования
Целью работы является обобщение развивающего потенциала технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» для учащихся младшего школьного возраста, выявление недостаточно освещенных аспектов данной технологии применительно к практике педагога начальной школы.
Материал и методы исследования
Для реализации поставленной цели был осуществлен анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, учебно-методических работ отечественных и зарубежных авторов, а также результатов анкетирования учителей начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете.
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь, по итогам анализа необходимо отметить вариативность в названии рассматриваемой технологии и в определении сущности критического мышления. В настоящий момент одновременно используется несколько названий технологии: «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ или RWCT – Readingand Writing for Critical Thinking), «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Первое из указанных названий наиболее популярно и емко, но два других более точно отражают суть данной технологии, поскольку она формирует критическое мышление именно в процессе чтения и письма [3, с.130]. В своей статье мы придерживаемся второго названия, достаточно распространенного в России. Подчеркнем, что, несмотря на разные названия, все авторские коллективы представляют технологию как базовую модель: «Вызов – Осмысление – Рефлексия» («Evocation – Realization – Reflection»), задающую определенную логику построения занятий и последовательность конкретных методических приемов. Раскрытие сущности модели и приемов не является нашей задачей, поскольку они широко освещены в литературе [1, 3, 5, 9, 12, 14 и многие другие]. Важно, что в связи с большим арсеналом разнообразных приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки и интересны лично ему и его ученикам.
Как показал проведенный анализ, помимо вариативности в названии рассматриваемой технологии, существуют разные дефиниции самого критического мышления. Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [18, с.10]. Д. Клустер выделяет пять основных сущностных характеристик критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… оно носит индивидуальный характер… Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления… В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить… В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…» [8, с.37-38]. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская под критическим мышлением понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть [5, с.6]. Авторы отмечают, что критическое мышление учит активно действовать и помогает осознать, как именно надо поступать в соответствии с полученной информацией. В целом, большинство авторов полагают, что критическое мышление является по своей сути рефлексивным и оценочным и развивается путём наложения новой информации на имеющийся жизненный личный опыт [1, 3, 5, 11. 12, 20, 21].
Во-вторых, по результатам анализа нами обнаружено расхождение в трактовке возрастного аспекта использования технологии ЧПКМ в образовательной практике. Так, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская считают, что технология с успехом может применяться на любой ступени обучения, включая начальное звено [5, с. 8]. Т.С. Ходырева и В.А. Шамис накладывают определенные ограничения на возможности применения технологии. По мнению данных авторов, использовать технологию ЧПКМ в начальной школе целесообразно с четвертого класса, поскольку с этого этапа дети уже осознают, что значит «мыслить критически» [19, 20].
Ф.Ф. Минкина указывает на старший школьный возраст как наиболее благоприятный для осознанного формирования критического мышления [11]. По нашему убеждению, подтвержденному собственным практическим опытом и практикой коллег, применение технологии ЧПКМ возможно и достаточно эффективно в начальном звене школьного обучения.
В-третьих, необходимо остановиться на вопросе сферы применения технологии ЧПКМ. Как показало проведенное нами анкетирование (в нем приняло участие 100 педагогов начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в НГПУ), многие учителя ошибочно считают, что область применения технологии ЧПКМ ограничена только уроками литературы и русского языка. Всего несколько человек указали, что эту технологию можно использовать и на других уроках. В целом, большинство респондентов продемонстрировали свое незнание сущности и специфики рассматриваемой технологии.
Действительно, в технологии ЧПКМ чтение и письмо выступают инструментами мышления, сама же технология не является предметно специализированной, а обладает универсальностью. В публикациях использование этой технологии освещается на примерах разных дисциплин. Так, Н.Н. Самарова рассматривает использование технологии на уроках окружающего мира [15]; Р.В. Салатаева – на окружающем мире и истории [14]; Е.В. Ласкожевская – на окружающем мире и литературном чтении [9], Ф.Ф. Минкина на материале обществоведческого курса [9]. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, а также зарубежный авторский коллектив разработчиков технологии К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл предлагают использовать ЧПКМ на уроках по разным учебным дисциплинам, применяя определенный набор методов и приёмов [5, 12]. Авторы подчеркивают, что нет такой темы или такого учебного предмета, в которых невозможно было бы использовать технологию ЧПКМ. Поддерживая данную точку зрения, мы убедились в возможности и целесообразности использования рассматриваемой технологии на различных уроках в начальной школе. Однако приходится констатировать отсутствие публикаций, отражающих системное и комплексное применение технологии ЧПКМ учителями начальных классов на разных учебных дисциплинах.
В-четвертых, является особо важным в соответствии с целью статьи остановиться на обобщении развивающих возможностей технологии ЧПКМ для младших школьников. Безусловно, основным функциональным предназначением технологии ЧПКМ является целенаправленное формирование критического мышления учащихся в образовательном процессе. Как отмечается авторами технологии и педагогами-экспертами, стихийное развитие критического мышления также возможно, «но в гораздо более поздние сроки и, как правило, уже после вуза» [1, с.6]. Однако, несмотря на свое название, технология ЧПКМ развивает не только критическое мышление. Эмпирические исследования, проведенные разными авторами, свидетельствуют о богатом развивающем потенциале данной технологии, но преимущественно эти работы адресованы старшеклассникам и студентам. В целом, технология ЧПКМ применительно к учащимся начальной школы помимо развития критического мышления способствует:
- повышению интереса к процессу обучения и активности восприятия учебного материала;
- формированию информационной грамотности через развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- становлению культуры письма через формирование навыков написания различных текстов;
- совершенствованию техники чтения;
- формированию социальной компетентности учащихся;
- снятию психологических барьеров, нивелированию тревожности;
- выработке активной субъектной жизненной позиции;
- формированию разных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, соответствующих ключевым целям начального общего образования [3, 9, 13, 14, 15, 16, 22].
Таким образом, можно констатировать, что технология ЧПКМ является личностно-ориентированной. Кроме того, подчеркнем, что технология ЧКПМ полностью соответствует принципам системно-деятельностного подхода, являющегося базовым для федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [17].
Особое внимание уделим проблеме оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в практике педагога начального звена. Как показал проведенный обзор литературы, на данный момент практически отсутствует диагностический инструментарий, позволяющий определить качественные изменения в развитии критического мышления младшего школьника, значимость технологии ЧПКМ как средства оптимизации формирования критического мышления учащихся начальных классов. Проблема диагностики критического мышления гораздо более изучена и освещена применительно к старшеклассникам и студентам [1, 2, 5, 11]. В связи с этим представляется чрезвычайно важной и актуальной разработка указанного диагностического инструментария для учащихся младшего школьного возраста, «создание новых методик исследования критического мышления, особенно компьютерных версий» [20, с.21].
Заключение
Проведенный анализ теоретических и методических психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных авторов, результатов анкетирования педагогов – студентов заочной формы обучения свидетельствует о необходимости расширения сферы применения технологии ЧПКМ, ее системного использования на уроках по различным дисциплинам. Является актуальным и важным создание соответствующего диагностического инструментария для обеспечения оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в начальном звене школьного обучения. Считаем, что материалы данной статьи могут способствовать повышению профессионального интереса педагогов начальной школы к технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», желанию больше узнать о данной технологии и апробировать ее в своей практике.