Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESTIMATION OF PECULIARITIES OF PUBLIC OPINION FORMATION IN MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zheshko V.N. 1 Evdokimova O.V. 1
1 Branch of Military Academy of Material and Technical Support named after General of the Army A.V. Hrulev
A multistage structure of notion “public opinion” as a state of public conscience reflecting determined collective position regarding problems and phenomena is reviewed in the article. Public opinion is considered today as a powerful motive force, spiritual power in military organizations, weighty factor of management, upbringing and regulation of teaching and educative process. A positively directed public opinion of a military team develops civil activity of warriors, helps strengthening of a discipline and an order, rising of unity level, combat readiness of sub-units and units of army and navy. Public opinion in a military team performs following functions: analytic, estimation, constructive, directive and control. Peculiarities and stages of public opinion formation in military teams are presented. A method of persuasion as an important part of the public opinion formation in military educational organizations of the Ministry of Defence of the Russian Federation is described.
estimation
public opinion
higher education
technologies

Современные дезинтеграционные процессы в обществе требуют всестороннего анализа их влияния на обороноспособность нашего государства. Новые условия диктуют и новые подходы к решению традиционных задач по поддержанию на должном уровне боеготовности подразделений, воинской дисциплины и порядка, морально-психологической подготовки личного состава. Вместе с тем появились и новые задачи, диктуемые оборонительным характером военной доктрины, реформированием Вооруженных Сил, их значительным сокращением. Возникли острые проблемы, связанные с социально-правовой защищенностью военнослужащих и членов их семей.

Сегодня командиру, военному специалисту необходимы комплексные научные знания специфических особенностей, сущности и значения общественного умения, условий его функционирования и формирования, умения изучать и учитывать в практической деятельности оценки и суждения военнослужащих о фактах, проблемах.

Общественное мнение сегодня считается мощной движущей силой, духовной властью в военных организациях, весомым фактором управления, воспитания и регулирования учебно-воспитательного процесса.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить множество определений общественного мнения. Однако в настоящий момент одна точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной. Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности [1, с.3].

Позитивно направленное общественное мнение воинского коллектива развивает общественную активность воинов, способствует укреплению дисциплины и порядка, повышению уровня сплоченности, боеготовности подразделений и частей армии и флота.

Важно заметить, что общественное мнение выполняет ряд главных функций управленческой деятельности:

  • аналитическую;
  • оценочную;
  • конструктивную;
  • директивную;
  • контрольную.

При возникновении проблемы или событий, затрагивающих интересы и потребности воинского коллектива, начинается системное групповое обсуждение и анализирование особенностей происходящего. В этот момент идет своеобразная общественная экспертиза события и фактов, ценность и значимость которой обусловлена опытом людей, их служебным положением, уровнем знаний и воспитанности.

Аналитические суждения неизбежно ведут к осуждениям оценочным. Совпадающие оценки отражают позитивное или негативное отношение к факту или событию. И эти оценки нельзя не учитывать в планах воспитательной работы должностных лиц воинских коллективов. Надо иметь в виду, что оценочные суждения, особенно преобладающие, создают общий психологический настрой людей на определенные действия, поведение, отношения с вытекающими отсюда последствиями. Отношение к факту, событию, проблеме не ограничивается их анализом и оценкой. Люди при этом задумываются над тем, как использовать факт, как разрешить возникшую проблему в своих интересах, в интересах коллектива и общества. В сознании строятся соответствующие конструкции мер, подходы, осмысливаются цели и средства достижения возможных (желательных) результатов. И если эти конструкции в своей основе совпадают и выстреливаются у большей части социальной общности, если они находят отражение в соответствующих суждениях, мы имеем дело с конструктивной функцией общественного, коллективного, группового мнения.

Конструктивная функция тесно связана с функцией директивной. В том случае, когда на конструктивную функцию накладывается понимание у масс жизненной необходимости решать проблему соответствующим способом, общественное мнение выступает как директивная сила.

К управленческим функциям общественного мнения относится и функция контрольная. Контроль масс, контроль снизу был и будет всегда важным средством демократизма управления. Эта форма контроля отличает своей разносторонностью, непрерывностью. Все то, что затрагивает интересы и потребности масс, является предметом их постоянного пристального внимания. Они всегда в курсе дела. И с особым пристрастием следят за тем, как реализуются решения, ставшие их кровным делом.

В военных образовательных организациях высшего образования особенно  велика роль группового, коллективного и общественного мнения как фактора воспитания, сознательного, целенаправленного и системного формирования личности курсанта, его подготовки к общественно-полезной деятельности. Преобладающие суждения и оценки в учебном отделении, а также в других социальных общностях, играют воспитательную роль в двух аспектах. Во-первых, как условие воспитания. Во-вторых, как средство воспитательного воздействия [4].

Общественное мнение обладает характеристиками:

  • направленностью (мнения отражают общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений);
  • интенсивностью;
  • стабильностью (мнения существуют длительное время);
  • информационной насыщенностью;
  • социальной поддержкой;
  • масштабностью;
  • связностью (непротиворечивостью);
  • распространенностью.

Формирование общественного, коллективного мнения в воинском коллективе – это сложный и целенаправленный, специально-организованный процесс, который имеет свои характерные особенности и направления.

Рассмотрим кратко особенности формирования общественного, коллективного мнения в военных образовательных организациях Министерства обороны.

Конечной   целью формирования общественного мнения является необходимое, прогрессивное, зрелое отношение абсолютного большинства членов воинско­го коллектива к конкретному факту, событию или проблеме. Именно цель служит сердцевиной критерия оценки формирования необходимых отношений к факту.

Сфера воинской деятельности – особая сфера. Для нее характерны моральное и физическое напряжение, стрессовые ситуации, а также угроза для жизни. Вот почему любая воинская проблема затрагивает, как правило, интересы не только коллектива, но и каждого воина. Многие внутривоинские проблемы воспринимаются военнослужащими острее, ближе, заинтересованнее, чем проблемы мировые, общегосудар­ственные, региональные [2, 5]. Обучение в военных образовательных организациях коренным образом изменяет условия их жизнедеятельности, ломает привычный гражданский уклад жизни, вызывает в сознании качественные изменения, прививая духовные ценности личности воина.

Общественное мнение зарождается постепенно, пройдя основные этапы.

На первом этапе происходит опосредованное или непосредственное восприятие, получение определенной информации о факте, событии, общественной жизни, жизни воинского коллектива. У военнослужащих проявляется интерес, начинают возникать определенные чувства, представления об источнике интереса. Здесь очень важно позаботиться, чтобы с самого начала военнослужащие получали о факте такую информацию, которая будет работать на нужное отношение к факту. Упустить эту возможность – значит поставить себя в положение «переделывающего». А переделывать зачастую тяжелее, чем создавать новое. Надо сделать все, чтобы не была определяющей информация о факте, искажающая его сущность.

Второй этап. Происходит процесс осмысления полученной информации о факте, причем осмысление носит индивидуальный характер. В сфере индивидуального сознания протекает восприятие и оценка информации. Именно на этом этапе через призму собственного опыта, на основе интересов и конкретных условий формируется личное мнение. Особенность периода – напряженный мыслительный процесс. В ходе его вырабатывается собственная позиция, личное отношение к факту. На этом этапе должностные лица обязаны заметить отличия индивидуальных мнений, оценить их характер, направленность, если надо, подкорректировать.

Третий этап. Характеризуется тем, что сформированное личное мнение начинает проявляться. В процессе обсуждения и дискуссий происходит обмен мнениями и оценками. На основе этого обмена возникают различия во мнениях, суждениях, происходит их борьба. В таком процессе участвуют как индивидуальное, так и общественное сознание. Например, опрос курсантов выпускного курса Казанского филиала Челябинского танкового института показал, что 75 процентов из них продолжают обсуждать дискуссионные проблемы семинаров по общественно-гуманитарным дисциплинам в подразделении, общежитии, в кругу семьи, с друзьями вне ВУЗа. Именно здесь у многих проявляется новая возможность в процессе общения получить подтверждение своей точки зрения, не только выработанной в ходе второго этапа, но и фиксируя реакцию других слушателей, то есть получить не просто смысловую (знание), но и психологическую (эмоциональную) поддержку своей позиции.

Четвертый этап. Выявленные в ходе обсуждений и дискуссий отдельные мнения и точки зрения последовательно группируются и объединяются вокруг общих принципи­альных основ обсуждаемых проблем. Совпадающие суждения и оценки объединяются, становятся очевидными точки зрения, противостоящие преобладающим.

Всем, кто занят изучением и формированием общественного мнения, важно помнить, что любая из дискуссий, столкновение противо­положных мнений должны носить завершенный характер. Поэтому при подборе руководителя для проведения такого мероприятия следует учитывать все возможные варианты итога дискуссии. Руководитель должен быть профессио­нально подготовлен, предупредительно вежлив со всеми участниками дискуссий, эрудирован, уметь тонко реагировать на все изменения настроений в ходе спора, прогнозировать возможный итог, цель, конечный результат.

Пятый этап. Этап количественного и качественного наращивания общественного мнения. В зависимости от его характера усиливаются положительные функции, уменьша­ются отрицательные.

По своей сущности каждый из названных этапов свя­зан с единым и целостным процессом формирования обще­ственного мнения у военнослужащих. Все этапы находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Офицерам, преподавателям и психологам важно помнить этапы формирования общественного мнения у военнослужащих, их последовательность.

В воинском коллективе ведущим методом, формирующим обще­ственное мнение, является внушение. С   помощью внушения создается определенная психологическая атмосфера и благоприятная обстановка для формирования у соответствующей группы военнослужащих необходимого   отношения   к   происходящим процессам. Подмечено, что через организованное или случайное, прямое или косвенное внушение (особенно на начальном этапе) оказывается весьма сильное и ощутимое воздействие на формирование мнения воинов. При этом степень внушения может быть различной. Обычно она находится в прямой зависимости от уровня знаний, общего развития, жизненного и служебного опыта, воли и характера личности воина.

При использовании убеждения как метода формирова­ния общественного мнения нельзя упускать из виду активное участие военнослужащих в общении и восприятии ин­формации. В процессе обсуждения того или иного вопроса люди сами вырабатывают у себя те или иные убеждения, исходя из своих интересов, целей, идеалов и конкретных условий, в которых они живут, несут боевое дежурство, выполняют обязанности по военной службе. Процесс общения военнослужащих друг с другом, обсуждение острых вопросов превращают их в субъект формирующего мнения. Этот мо­мент имеет исключительно важное и принципиальное зна­чение для руководства процессом формирования общест­венного мнения.

Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива [6].

Механизм формирования необходимого отношения во­еннослужащих к общественно значимому событию, важной проблеме, в конечном счете, предназначен для ликвидации признака  объекта   формирования, т.е. того, что не соответствует требованиям. В решении этой задачи чрез­вычайно важно учитывать зависимость результатов дея­тельности от уровня подготовленности субъекта, от соот­ветствия средств формирования мнений намеченным целям, от наличия необходимых возможностей и реальных условий и конечно же от той стартовой позиции, от того запаса знаний и убеждений, с которых осуществляется формирование. Эти зависимости носят постоянный и объективный характер. Мы их по     праву рассматриваем закономерностями формирования необходимых отношений военнослужащих к общественно значимым событиям и проблемам. Именно эти закономерности являются основой принципов формирования общественного мнения, большинство которых составляют общие принципы обучения и воспитания. В ряде принципов следует особо подчеркнуть:

  • направленность на ликвидацию признака объекта формирования;
  • комплексный подход к рассмотрению и решению проблем формирования;
  • научная организация формирующего процесса;
  • целесообразность формирующих действий;
  • скоординированность усилий;
  • единство понимания целей формирования.

Изучение общественного мнения представляет собой процесс получения, накопления, хранения и переработки информации, в которой фиксируется состояние и динамика общественного мнения воинского коллектива, функционирующего в форме оценочных суждений военнослужащих о социально-значимых событиях их жизни. Эту информацию получают различными методами. К ним относятся опросы, наблюдения, изучение документов, научно-практические конференции и другие методы. Деятельность командиров по изучению общественного мнения позволяет раскрыть ряд существенных сторон в жизни военнослужащих, зафиксировать их реакцию на те или иные мероприятия, связанные с решением задач боевой готовности, боевой подготовки, судить об их эффективности, что, в свою очередь, является одной из важных предпосылок повышения социальной активности военнослужащих и расширения связей командования с воинскими коллективами. При определении конкретных методов изучения общественного мнения целесообразно исходить из проверенных на практике общеметодологических принципов, что позволяет научно подойти к определению предмета исследования общественного мнения, поставить задачи и разработать программу исследования, выбрать соответствующие методы исследования и практические рекомендации для командиров и их заместителей по воспитательной работе.

Для успешного преодоления проблем в жизнедеятельности различных воинских коллективов, вызванных экономической, политической, социальной, духовной ситуацией в стране, крайне важно правильно и систематически изучать такой социальный феномен, как общественное мнение военнослужащих, и эффективно его использовать для повышения результативности военной службы [1, с.3].