В настоящее время общество предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников органов внутренних дел, что представляет особую актуальность в сфере профессионального образования будущих офицеров полиции в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Совершенствование качественного состава полиции напрямую зависит от эффективности организации образовательного процесса и уровня подготовки будущих выпускников.
Педагогическая адаптация курсантов и слушателей МВД России выступает неотъемлемым условием успешного включения обучающегося в образовательный процесс и приобретения навыков будущей профессии. По мнению В.А. Сластенина, это процесс приспособления к условиям обучения в высшем учебном заведении, перестройка познавательных навыков, ассоциация с новым учебным и педагогическим коллективом, проявление собственной активности в познавательной деятельности [5, с. 121].
Рассматривая данное явление в рамках гуманистической педагогики, мы определяем педагогическую адаптацию как знание и эмоционально-рациональное принятие личностью предъявляемых к субъектам образовательного процесса образовательной организацией требований при сохранении собственной индивидуальности и активной позиции (учебной, жизненной) с опорой на гуманистические ценности и осознанную постановку ближних и дальних жизненных целей [9].
Мы считаем, что своевременная и профессиональная организация педагогического сопровождения процесса педагогической адаптации курсантов выступает важным условием, оказывающим прямое влияние на успешность адаптации обучаемых к образовательному процессу образовательной организации [8].
Следует отметить, что понятие «педагогическое сопровождение» в отечественной науке, теории и практике стало функционировать сравнительно недавно, с середины 90-х гг. прошлого века. Основоположниками указанного процесса являются О.С. Газман, С.М. Юсфин, Н.Н. Михайлова, которые рассматривали данное явление в рамках концепции педагогической поддержки. Они обратили внимание педагогов на необходимость создания условий, способствующих самореализации индивидуальности каждого человека.
Необходимо выделить несколько уровней педагогического сопровождения:
1) фундаментальный (надпарадигмальный) – присутствует первоначально в педагогическом процессе в качестве признака педагогического взаимодействия, где функционируют педагог и воспитанник, учитель и ученик, наставник и подопечный и проч.;
2) идеологический (парадигмальный) – раскрывает специфику целей, ценностей, отношений, содержание воспитания и обучения;
3) направленческий (функциональный) – раскрывает специфику деятельности субъектов с учетом различных параметров;
4) процессуальный (технологический) – обеспечивает реализацию задачной структуры педагогической деятельности;
5) методический (сущностный) – конкретизирует методы, формы педагогической деятельности, связанной с конкретной педагогической ситуацией.
Мы выступаем сторонниками рационально-этико-экзистенциального направления гуманистической педагогической парадигмы [5], в котором деятельность педагога рассматривается как деятельность, направленная на удовлетворение всех базовых потребностей личности, воспринимается в совокупности когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-прикладной, морально-нравственной, отношенческо-коммуникативной, экзистенциально-бытийной сфер, обеспечивает оптимальные условия для рефлексивной, творческой деятельности.
Педагогическое сопровождение в этом случае связано с необходимой своевременной и целесообразной помощью подопечному, а также с его поддержкой в прохождении и построении им гуманно ориентированного жизненного пути.
Рационально-этико-экзистенциальное направление гуманистической парадигмы предполагает тесную взаимосвязь педагогики с психологией, психотерапией, социальной работой, коррекционной педагогикой, валеологией и проч. Поэтому явление «сопровождение личности, группы» по своей природе – психолого-педагогическое, рассматривается в широком смысле как помощь человеку в индивидуальном развитии, социализации в момент сложной жизненной ситуации, его осознанное вовлечение в воспитание и обучение.
Заранее оговорим, что термин «педагогическая поддержка» тесно примыкает к понятию «педагогическое сопровождение».
О.С. Газман отмечает, что «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека» [1].
Сравнительный анализ научных источников показывает, что в системе образования можно выделить четыре самобытных направления педагогического сопровождения, в которых превалируют аспекты: психологический, медико-психологический, социально-педагогический, собственно педагогический.
Педагогический ракурс, обусловливающий педагогическое сопровождение обучающихся, раскрывается в системе «педагогическая парадигма – педагогическая (воспитательная) система».
Некоторые педагогические системы, обладая собственными закономерностями, принципами, обретают статус частного педагогического направления. Среди них - педагогика ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогика понимания (Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская), экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков), педагогика смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова) и др. Так, концептуальной основой экзистенциальной педагогики является положение о том, что воспитание и обучение должны быть персонифицированы, при этом поиск педагогических средств должен все более и более уходить от унификации к вариативности, предоставляя возможность сделать каждому человеку свой выбор, стимулируя саморазвитие ребенка на основе рефлексивной оценки происходящих жизненных событий, что является одним из положений адаптивной педагогики, интегрированной, в свою очередь, в личностно развивающее образование и проч. Все перечисленное расширяет задачи педагогического сопровождения. В педагогике смысложизненных ориентаций, сублимирующей онтологическое, здоровьесберегающее, гендерно-психологическое, этико-эстетическое, профориентационное, профилактическое направления, педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [7, с. 409].
В целом в рамках гуманистической (рационально-этико-экзистенциальной) педагогической парадигмы педагогическое сопровождение личности представляет собой не только оказание ей целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, но и стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие.
Применительно к системе образовательных организаций МВД России проблемы адаптации и сопровождения курсантов и слушателей рассматривались в трудах А.И. Екимова, И.Н. Дмитриева, И.Н. Зайцева, А.В. Кежкова, М.В. Сидоровой, М.А. Шелеповой и др.
М.В. Сидорова выделяет в качестве специфической проблемы адаптации обучаемых, присущей системе образования МВД России:
– противоречия между характером уставных требований, предписаний и норм поведения, обусловленных новым социальным статусом курсанта (слушателя), и мерой внутренней подготовленности его личности к их усвоению и выполнению;
– противоречия между резким и одновременным изменением всей жизненной ситуации развития личности в условиях военного обучения и длительностью формирования соответствующих личностных качеств и устойчивых форм поведения в сетке новых для первокурсников уставных отношений ответственной зависимости;
– социально-педагогические противоречия, которые возникают между опытом отношений, ранее сложившихся у первокурсника (к самому себе и к окружающим людям), и отношениями командиров, преподавателей, сокурсников к этому опыту отношений [6, с. 13].
Учебная адаптация личности – это активное вхождение и приспособление личности к новой системе организации познавательной деятельности и новым формам педагогического контроля за результатами вузовского обучения [6, с. 14].
Личностная адаптация будет успешной, если будут соблюдены три ведущих аспекта учебной (общедидактической), социальной и служебной самореализации личности, адекватной целям подготовки профессионально компетентного сотрудника ОВД [6, с. 15].
М.В. Сидорова выделяет основные критерии личностной адаптивности младшекурсников: позитивная мотивация на профессию сотрудника ОВД и психологическая готовность к активному включению в учебно-служебную деятельность; стремление учиться; стремление и умения активно включаться в деловые отношения ответственной зависимости; личная заинтересованность в общении с преподавателями, командирами, товарищами по учебно-служебному коллективу.
Важнейшим социально-педагогическим условием достижения эффективной личностной адаптации младшекурсников в обучении становится системное педагогическое моделирование (целевое проектирование + последовательное осуществление комплексной программы скоординированных действий). Целевая программа действий реально объединяет усилия «командно-преподавательского состава» и самих слушателей в достижении конкретных целей активного и сознательного включения личности обучающегося в заинтересованную профессиональную подготовку.
М.А. Шелепова изучает процесс адаптации курсантов и слушателей с позиции профессиональной адаптации, в составе которой она выделяет адаптацию к условиям образовательного процесса образовательной организации (лекционным формам занятий, отсутствию поурочной проверочной системы, организации занятий и экзаменов по семестрам), адаптацию к условиям уставных отношений и служебной практики в образовательной организации высшего образования (дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение командирам-сверстникам), адаптацию к требованиям будущей профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании [10, с. 13].
Сопровождение процесса адаптации рассматривается с позиции психологического подхода и предполагает исключительно работу психологической службы по информированию курсового руководства об особенностях и индивидуальных стилях адаптации курсантов к новой обстановке и условиям деятельности [10, с. 24].
Исследования, проведенные в течение последних пяти лет с учетом специфики ведомственных образовательных организаций высшего образования, позволяют построить следующую картину состояния разработанности проблемы педагогического сопровождения адаптации курсантов.
И.А. Екимов рассматривает педагогическое сопровождение с позиции тьюторского сопровождения, которое выделяется в качестве современной образовательной технологии, обеспечивающей индивидуально-ориентированный образовательный процесс курсантов [3, с. 15].
Наиболее эффективной в организации образовательной самостоятельной деятельности курсантов выступает технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения до построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Достижение поставленной цели в образовательном процессе средствами тьюторского сопровождения предлагается через: педагогическое, психологическое, организационное, дидактическое, технолого-методическое обеспечение так называемого кластера задач, который является содержательной основой в образовательном процессе образовательной организации профессионального образования МВД России [3, с. 16].
Сделан вывод о том, что одним из методологических оснований эффективной реализации модели деятельности преподавательского состава при обучении курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России является:
- индивидуально-ориентированная направленность организации образовательного процесса, выраженная в сопровождении и поддержке обучающихся, изменении позиций преподавателей, использовании современных интерактивных технологий и усилении роли самостоятельной работы в образовательном процессе курсантов.
И.Н. Дмитриев использует термин не «сопровождение», а «поддержка» курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России, которая осуществляется в течение всего периода обучения курсанта. Технология педагогической поддержки представляет собой систему поэтапно осуществляемых взаимодействий преподавателей и обучающихся, носящих дружески-наставнический характер и гарантированно обеспечивающих устремленность курсантов на выработку замысла тактических действий и плана его реализации, которые отличаются оригинальностью, нестандартностью, отступлением от шаблонов, усовершенствованием применяемых управленческих приемов.
Технология педагогической поддержки развития творческого подхода курсантов к решению тактических задач структурно разделена на этапы:
1 – изучение мотивационно-познавательных состояний обучающихся;
2 – определение направлений действий и способов педагогической поддержки обучающегося;
3 – реализация способов педагогической поддержки и контроля результатов [2, с. 13].
И.Н. Зайцев устанавливает следующие условия эффективности педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России:
– проведение диагностики состояния адаптированности курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России, анализ и моделирование содержания адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России;
– разработка программы педагогического сопровождения на базе диагностики состояния и анализа содержания управленческой компетентности командиров подразделений курсантов;
– реализация педагогических условий эффективности функционирования программы педагогического сопровождения развития управленческой компетентности командиров: уровень и направленность мотивации офицеров, саморазвитие, самореализация и самовоспитание командиров подразделений курсантов, комплексный подход, непрерывность и др.
Программа педагогического сопровождения определяется как образование, максимально обращенное к индивидуальному опыту командиров подразделений курсантов, его установкам на овладение профессиональными знаниями, умениями, на самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие и профессиональную самореализацию личности [4, с. 12].
Таким образом, анализ проведённых исследований показывает широкий диапазон взглядов на проблему педагогического сопровождения курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу, которая продолжает оставаться актуальной на протяжении последних десятилетий. Это обусловлено как недостаточной разработанностью проблемы, так и возросшими требованиями к качеству профессионального образования, уровню подготовки специалистов системы МВД России. Важную роль в изучении рассматриваемой проблематики играет личностно ориентированный подход, основанный на принципах гуманистической педагогической парадигмы, который предусматривает основной упор на развитие личностных качеств будущих офицеров полиции, формирование личностно-ценностных установок и смысложизненной ориентации, что, в свою очередь, способствует становлению и развитию высококвалифицированных профессионалов, являющихся морально-нравственным образцом поведения.