Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCIENTIFIC READINESS OF THE SUBJECT "PEDAGOGICAL ESCORT OF CADETS OF THE DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS DURING ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS"

Svinareva O.V. 1
1 The Ryazan Branch of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Professional Traning «Moscow University of the Ministry of Interior of Russian Federation named after V.Y. Kikot»
In article features of pedagogical adaptation in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system of Russia are considered. The analysis of scientific researches of the problems of pedagogical maintenance and adaptation to educational process which are carried out to the Ministry of Internal Affairs of Russia is provided. Value of the rational and ethic and existential direction of a humanistic paradigm in studying of problems of pedagogical maintenance and pedagogical adaptation is disclosed. Interrelation, distinctions of pedagogical support and pedagogical maintenance are noted, the priority of the term "pedagogical maintenance" at research of the pedagogical processes proceeding in the educational organizations of the higher education is allocated. Definitions of the terms "pedagogical adaptation" and "pedagogical maintenances", classification of levels of pedagogical maintenance, factors of success of pedagogical adaptation are given. Problems of pedagogical adaptation of trainees in departmental the educational organizations are revealed and ways their solutions connected with the appropriate organization of process of pedagogical maintenance of this category are proposed.
pedagogical maintenance
pedagogical support
pedagogical adaptation
humanistic paradigm
personal and activity approach

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников органов внутренних дел, что представляет особую актуальность в сфере профессионального образования будущих офицеров полиции в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Совершенствование качественного состава полиции напрямую зависит от эффективности организации образовательного процесса и уровня подготовки будущих выпускников.

Педагогическая адаптация курсантов и слушателей МВД России выступает неотъемлемым условием успешного включения обучающегося в образовательный процесс и приобретения навыков будущей профессии. По мнению В.А. Сластенина, это процесс приспособления к условиям обучения в высшем учебном заведении, перестройка познавательных навыков, ассоциация с новым учебным и педагогическим коллективом, проявление собственной активности в познавательной деятельности [5, с. 121].

Рассматривая данное явление в рамках гуманистической педагогики, мы определяем педагогическую адаптацию как знание и эмоционально-рациональное принятие личностью предъявляемых к субъектам образовательного процесса образовательной организацией требований при сохранении собственной индивидуальности и активной позиции (учебной, жизненной) с опорой на гуманистические ценности и осознанную постановку ближних и дальних жизненных целей [9].

Мы считаем, что своевременная и профессиональная организация педагогического сопровождения процесса педагогической адаптации курсантов выступает важным условием, оказывающим прямое влияние на успешность адаптации обучаемых к образовательному процессу образовательной организации [8].

Следует отметить, что понятие «педагогическое сопровождение» в отечественной науке, теории и практике стало функционировать сравнительно недавно, с середины 90-х гг. прошлого века. Основоположниками указанного процесса являются О.С. Газман, С.М. Юсфин, Н.Н. Михайлова, которые рассматривали данное явление в рамках концепции педагогической поддержки. Они обратили внимание педагогов на необходимость создания условий, способствующих самореализации индивидуальности каждого человека.

Необходимо выделить несколько уровней педагогического сопровождения:

1) фундаментальный (надпарадигмальный) – присутствует первоначально в педагогическом процессе в качестве признака педагогического взаимодействия, где функционируют педагог и воспитанник, учитель и ученик, наставник и подопечный и проч.;

2) идеологический (парадигмальный) – раскрывает специфику целей, ценностей, отношений, содержание воспитания и обучения;

3) направленческий (функциональный) – раскрывает специфику деятельности субъектов с учетом различных параметров;

4) процессуальный (технологический) – обеспечивает реализацию задачной структуры педагогической деятельности;

5) методический (сущностный) – конкретизирует методы, формы педагогической деятельности, связанной с конкретной педагогической ситуацией.

Мы выступаем сторонниками рационально-этико-экзистенциального направления гуманистической педагогической парадигмы [5], в котором деятельность педагога рассматривается как деятельность, направленная на удовлетворение всех базовых потребностей личности, воспринимается в совокупности когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-прикладной, морально-нравственной, отношенческо-коммуникативной, экзистенциально-бытийной сфер, обеспечивает оптимальные условия для рефлексивной, творческой деятельности.

Педагогическое сопровождение в этом случае связано с необходимой своевременной и целесообразной помощью подопечному, а также с его поддержкой в прохождении и построении им гуманно ориентированного жизненного пути.

Рационально-этико-экзистенциальное направление гуманистической парадигмы предполагает тесную взаимосвязь педагогики с психологией, психотерапией, социальной работой, коррекционной педагогикой, валеологией и проч. Поэтому явление «сопровождение личности, группы» по своей природе – психолого-педагогическое, рассматривается в широком смысле как помощь человеку в индивидуальном развитии, социализации в момент сложной жизненной ситуации, его осознанное вовлечение в воспитание и обучение.

Заранее оговорим, что термин «педагогическая поддержка» тесно примыкает к понятию «педагогическое сопровождение».

О.С. Газман отмечает, что «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека» [1].

Сравнительный анализ научных источников показывает, что в системе образования можно выделить четыре самобытных направления педагогического сопровождения, в которых превалируют аспекты: психологический, медико-психологический, социально-педагогический, собственно педагогический.

Педагогический ракурс, обусловливающий педагогическое сопровождение обучающихся, раскрывается в системе «педагогическая парадигма – педагогическая (воспитательная) система».

Некоторые педагогические системы, обладая собственными закономерностями, принципами, обретают статус частного педагогического направления. Среди них - педагогика ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогика понимания (Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская), экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков), педагогика смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова) и др. Так, концептуальной основой экзистенциальной педагогики является положение о том, что воспитание и обучение должны быть персонифицированы, при этом поиск педагогических средств должен все более и более уходить от унификации к вариативности, предоставляя возможность сделать каждому человеку свой выбор, стимулируя саморазвитие ребенка на основе рефлексивной оценки происходящих жизненных событий, что является одним из положений адаптивной педагогики, интегрированной, в свою очередь, в личностно развивающее образование и проч. Все перечисленное расширяет задачи педагогического сопровождения. В педагогике смысложизненных ориентаций, сублимирующей онтологическое, здоровьесберегающее, гендерно-психологическое, этико-эстетическое, профориентационное, профилактическое направления, педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития [7, с. 409].

В целом в рамках гуманистической (рационально-этико-экзистенциальной) педагогической парадигмы педагогическое сопровождение личности представляет собой не только оказание ей целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, но и стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие.

Применительно к системе образовательных организаций МВД России проблемы адаптации и сопровождения курсантов и слушателей рассматривались в трудах А.И. Екимова, И.Н. Дмитриева, И.Н. Зайцева, А.В. Кежкова, М.В. Сидоровой, М.А. Шелеповой и др.

М.В. Сидорова выделяет в качестве специфической проблемы адаптации обучаемых, присущей системе образования МВД России:

– противоречия между характером уставных требований, предписаний и норм поведения, обусловленных новым социальным статусом курсанта (слушателя), и мерой внутренней подготовленности его личности к их усвоению и выполнению;

– противоречия между резким и одновременным изменением всей жизненной ситуации развития личности в условиях военного обучения и длительностью формирования соответствующих личностных качеств и устойчивых форм поведения в сетке новых для первокурсников уставных отношений ответственной зависимости;

– социально-педагогические противоречия, которые возникают между опытом отношений, ранее сложившихся у первокурсника (к самому себе и к окружающим людям), и отношениями командиров, преподавателей, сокурсников к этому опыту отношений [6, с. 13].

Учебная адаптация личности – это активное вхождение и приспособление личности к новой системе организации познавательной деятельности и новым формам педагогического контроля за результатами вузовского обучения [6, с. 14].

Личностная адаптация будет успешной, если будут соблюдены три ведущих аспекта учебной (общедидактической), социальной и служебной самореализации личности, адекватной целям подготовки профессионально компетентного сотрудника ОВД [6, с. 15].

М.В. Сидорова выделяет основные критерии личностной адаптивности младшекурсников: позитивная мотивация на профессию сотрудника ОВД и психологическая готовность к активному включению в учебно-служебную деятельность; стремление учиться; стремление и умения активно включаться в деловые отношения ответственной зависимости; личная заинтересованность в общении с преподавателями, командирами, товарищами по учебно-служебному коллективу.

Важнейшим социально-педагогическим условием достижения эффективной личностной адаптации младшекурсников в обучении становится системное педагогическое моделирование (целевое проектирование + последовательное осуществление комплексной программы скоординированных действий). Целевая программа действий реально объединяет усилия «командно-преподавательского состава» и самих слушателей в достижении конкретных целей активного и сознательного включения личности обучающегося в заинтересованную профессиональную подготовку.

М.А. Шелепова изучает процесс адаптации курсантов и слушателей с позиции профессиональной адаптации, в составе которой она выделяет адаптацию к условиям образовательного процесса образовательной организации (лекционным формам занятий, отсутствию поурочной проверочной системы, организации занятий и экзаменов по семестрам), адаптацию к условиям уставных отношений и служебной практики в образовательной организации высшего образования (дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение командирам-сверстникам), адаптацию к требованиям будущей профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании [10, с. 13].

Сопровождение процесса адаптации рассматривается с позиции психологического подхода и предполагает исключительно работу психологической службы по информированию курсового руководства об особенностях и индивидуальных стилях адаптации курсантов к новой обстановке и условиям деятельности [10, с. 24].

Исследования, проведенные в течение последних пяти лет с учетом специфики ведомственных образовательных организаций высшего образования, позволяют построить следующую картину состояния разработанности проблемы педагогического сопровождения адаптации курсантов.

И.А. Екимов рассматривает педагогическое сопровождение с позиции тьюторского сопровождения, которое выделяется в качестве современной образовательной технологии, обеспечивающей индивидуально-ориентированный образовательный процесс курсантов [3, с. 15].

Наиболее эффективной в организации образовательной самостоятельной деятельности курсантов выступает технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения до построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Достижение поставленной цели в образовательном процессе средствами тьюторского сопровождения предлагается через: педагогическое, психологическое, организационное, дидактическое, технолого-методическое обеспечение так называемого кластера задач, который является содержательной основой в образовательном процессе образовательной организации профессионального образования МВД России [3, с. 16].

Сделан вывод о том, что одним из методологических оснований эффективной реализации модели деятельности преподавательского состава при обучении курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России является:

- индивидуально-ориентированная направленность организации образовательного процесса, выраженная в сопровождении и поддержке обучающихся, изменении позиций преподавателей, использовании современных интерактивных технологий и усилении роли самостоятельной работы в образовательном процессе курсантов.

И.Н. Дмитриев использует термин не «сопровождение», а «поддержка» курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России, которая осуществляется в течение всего периода обучения курсанта. Технология педагогической поддержки представляет собой систему поэтапно осуществляемых взаимодействий преподавателей и обучающихся, носящих дружески-наставнический характер и гарантированно обеспечивающих устремленность курсантов на выработку замысла тактических действий и плана его реализации, которые отличаются оригинальностью, нестандартностью, отступлением от шаблонов, усовершенствованием применяемых управленческих приемов.

Технология педагогической поддержки развития творческого подхода курсантов к решению тактических задач структурно разделена на этапы:

1 – изучение мотивационно-познавательных состояний обучающихся;

2 – определение направлений действий и способов педагогической поддержки обучающегося;

3 – реализация способов педагогической поддержки и контроля результатов [2, с. 13].

И.Н. Зайцев устанавливает следующие условия эффективности педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России:

– проведение диагностики состояния адаптированности курсантов образовательных организаций профессионального образования МВД России, анализ и моделирование содержания адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России;

– разработка программы педагогического сопровождения на базе диагностики состояния и анализа содержания управленческой компетентности командиров подразделений курсантов;

– реализация педагогических условий эффективности функционирования программы педагогического сопровождения развития управленческой компетентности командиров: уровень и направленность мотивации офицеров, саморазвитие, самореализация и самовоспитание командиров подразделений курсантов, комплексный подход, непрерывность и др.

Программа педагогического сопровождения определяется как образование, максимально обращенное к индивидуальному опыту командиров подразделений курсантов, его установкам на овладение профессиональными знаниями, умениями, на самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие и профессиональную самореализацию личности [4, с. 12].

Таким образом, анализ проведённых исследований показывает широкий диапазон взглядов на проблему педагогического сопровождения курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу, которая продолжает оставаться актуальной на протяжении последних десятилетий. Это обусловлено как недостаточной разработанностью проблемы, так и возросшими требованиями к качеству профессионального образования, уровню подготовки специалистов системы МВД России. Важную роль в изучении рассматриваемой проблематики играет личностно ориентированный подход, основанный на принципах гуманистической педагогической парадигмы, который предусматривает основной упор на развитие личностных качеств будущих офицеров полиции, формирование личностно-ценностных установок и смысложизненной ориентации, что, в свою очередь, способствует становлению и развитию высококвалифицированных профессионалов, являющихся морально-нравственным образцом поведения.