Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE HIERARCHY OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Strekalovskaya M.M. 1 Darkhanova T.M. 1
1 Federal STATE budgetary educational institution IN the Buryat state University
The analysis of designing of educational process on the basis of modern educational technologies. There are three ways of using technology in high school and gives a brief description of their implementation: the application of the elements of one or several teachers-ical technologies (PT); construction of educational process on the basis of a single ITEM; - the selection of teachers PA system that reflect the goals of their activities. Identifying negative aspects of each path allowed us to determine more effective from the point of view of the modern condition of the educational process. The possibility of designing the educational process with allocation of General technology General pedagogical nature and the system of private (local). Identified some requirements for General technology. In particular, it must possess-to give the fundamental properties that can become the Foundation for modeling the learning process of any discipline. Proposed General guidelines to the creation of the b TEM of educational technology.
modern educational technology
education
general
private
local technology

Современное общество предъявляет кардинально новые требования к образованию, целью модернизации которого явилось формирование творческой, успешной, самостоятельной личности. Вступающая в жизнь человеческая личность должна овладеть опытом репродуктивной, творческой, познавательной и опытом эмоционально-ценностных отношений, накопленным цивилизацией. Отмечена необходимость переориентации образования на творческую доминанту. Носителем творческих начал в первую голову должен выступать преподаватель.

Сегодня преподавательскому коллективу ВУЗа понятно, что смыслообразующим стержнем образования является сформированность личностно значимых качеств, знания становятся фундаментальной основой развития личности, а способы деятельности – задачей. В этом случае нам приходится осознать необходимость не только признания, но и развития самостоятельности обучающихся в решении вопроса о том, какие знания и в каком объеме ему необходимы для реализации его жизненных планов, только знания, ставшие его личной потребностью, могут стать нравственной ценностью. На первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Понятно, что глубина знаний является основой для формирования когнитивной компетенции учащихся.

Основные пути использования современных образовательных технологий в образовательном процессе

Общество накопило достаточно большой объем инновационных технологий, научно обоснованных и, в разной степени, методически разработанных (Г.К. Селевко). Понятно, что знание технологий – не всегда эффективная возможность ее использования. Даже такая известная технология, как развивающая Занкова и Эльконина – Давыдова, оказалась настолько технологически не разработана, что до сих пор вызывает большие затруднения в ее реализации. То есть в век высокого уровня науки и техники, высоких информационных технологий содержательность разработанных технологий перестает быть объектом изучения, появляется необходимость в технологической разработке каждой технологии.

Естественно, существуют технологии, в которых достаточно хорошо обоснована методика ее внедрения и воспроизводимости (технология индивидуализации и дифференциации и т. п.), но такие технологии, как правило, носят не только общепедагогический характер, а чаще всего частнометодический и локальный.

С другой стороны, любая технология конструируется на основе, или дополняясь системой других технологий, которые должны между собой гармонично сочетаться и составлять систему, отвечающую условиям достижения целей, причем, каждая из них имеет свои особенности. Так, если в проблемных технологиях, их задачных и диалогических формах доминируют эвристические пути, то в информационных технологиях представлены главным образом логические способы познания и т.п. Технологии, стимулирующие творческую познавательную деятельность, формируют способности перестраивать имеющиеся знания, получать новые знания самостоятельно, продуктивно конструировать процесс познания и т.п.

В практике использования технологий можно увидеть три пути:

- применение элементов одной или нескольких педагогических технологий (ПТ);

- конструирование образовательного процесса на основе одной ПТ;

- выбор педагогами системы ПТ, отражающих цели их деятельности.

В первом случае особенностью учебно-воспитательного процесса является некоторая хаотичность, бессистемность, поскольку выбранные формы и методы реализуются от случая к случаю с целью решения только тактических задач. Данный путь между тем наиболее часто используется педагогами. Отбор ими механизмов конструирования образовательного процесса соотносится с целью, содержанием учебного материала, уровнем развития обучающихся.

Стратегически верным можно принять позицию преподавателя, модель обучающее- воспитательной деятельности которого строится на фундаменте одной ПТ. Научность, концептуальность, системность, управляемость, эффективность – таковы характеристики прошедшей экспериментальную проверку технологии. Между тем практически каждая ПТ разрабатывалась с учетом специфической социальной и материально-технической среды, потребностей педагогического коллектива и коллектива обучающихся, и особенно преподавательских ресурсов образовательной организации. Другими словами, эффективность технологии зависит во многом от возможности воспроизведения всех условий внедрения ПТ, что, как мы понимаем, сделать очень трудно.

Третий вариант позволяет учесть взаимообусловленность и единство целевой составляющей организации образовательного процесса и процессуальной его компоненты. Многоаспектность целей, их таксономия на основе компетентностного подхода, с одной стороны, направленность технологии на решение конкретной задачи, с другой, дает возможность осуществить образовательную деятельность во всей своей полноте.

Моделирование иерархии образовательных технологий в образовательном процессе

Общеизвестно, что все технологии классифицируются по разным основаниям, одни из них носят общепедагогический характер, другие частно-методический, третьи – локальный [3]. В системе использования их в образовательном процессе ВУЗа, как показала практика, необходимо разделение их на генеральную технологию, отражающую целевую направленность кафедры (еще лучше – факультета, института), причем она должна быть единой, и частные ПТ (взаимосвязанные, во-первых, с генеральной технологией и, во-вторых, отображающие специфические цели каждого педагога). Их целенаправленность, гармоничность и результативность становятся необходимыми критериями выбора системы педагогических технологий.

Наиболее актуальными сегодня применительно к системе профессионального образования являются, с нашей точки зрения, технологии, направленные на коррекцию целей высшего профессионального образования – с когнитивной на развитие личности, сформированности способов деятельности и развития опыта профессиональной деятельности, включения студентов в деятельность как активных субъектов достижения целей. Формирование личности успешной, творческой, самостоятельной требует модернизации образовательного процесса с точки зрения инновационности, опора на социальный заказ – обновление подходов к содержательному, операционно- деятельностному, контрольно-рефлексивному компонентам. Моделирование содержания образования должно ориентироваться на соотношение абстрактного и конкретного, позволяющего использовать приобретенные теоретические знания в решении различных проблем в области науки и техники и технологии; создать целостный образ профессионала на основе интеграции знаний и умений в ходе изучения разнообразных предметных областей. Совершенствование учебно-воспитательного процесса предполагает повышение качества образования, с одной стороны, и, с другой, уменьшение затрат на достижение целей подготовки специалистов.

Моделирование образовательного процесса предполагает, таким образом, выделение генеральной технологии общепедагогического характера. Генеральная технология должна обладать основополагающими свойствами, которые могут стать фундаментом для конструирования обучающего процесса любой дисциплины. К генеральным технологиям, с нашей точки зрения, можно отнести технологии развивающего обучения, технологию педагогики сотрудничества, экология и диалектика, модульное обучение, знаково-контекстную, программированное обучение, витагенное обучение, проблемное обучение и т.п.

К частным (совершенствование целостного процесса) – технологии индивидуализации и дифференциации; коллективные способы обучения; интегративное обучение; информационные технологии и т. д. К локальным (технологический аспект) – технология преподавания литературы как предмета, формирующая человека; игровая; коммуникативное обучение языкам; медиатехнологии, активные методы обучения и т.п.

Экспериментальное исследование, целью которого было выявить степень использования преподавателями современных образовательных технологий, показало, что:

- в основном педагоги следуют первому пути – фрагментарное применение элементов различных технологий (77 %). К ним можно отнести в области моделирования содержания образования блочно-модульную, интегративную технологии; в области организации процесса обучения – активные методы обучения (проблемная лекция, лекция вдвоем и т.д.), медиатехнологии, игровую, дебаты, в контрольно-оценочной деятельности – рейтинговую ПТ. Повсеместно используются информационно-коммуникативные технологии;

- уровень познавательного интереса студентов как критерий эффективности ПТ повышается скачкообразно, в соответствии с частотой применения технологий;

- особого влияния такой подход на совершенствование образовательного процесса не оказывает.

Поскольку в процессе исследования нами был выявлен комплекс технологий, применяемых педагогами, между собой не связанных, не объединенных общей направленностью, нами было предложено сконструировать образовательный процесс через систему генеральной и локальных технологий.

В ходе анализа и обсуждения нами была определена технология, которая должна была стать связующим звеном между технологиями локальными и частными. Обоснованием выбора генеральной технологии выступило противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущее содержание профессиональной деятельности, к неизвестным еще ситуациям и условиям педагогического труда [6]. То есть в существующей практике ведущая учебная деятельность студентов априори должна преобразоваться в профессиональную: знаки (тексты и знаковые системы), с помощью которых формируются знания, – в решение производственных ситуаций. Между тем она (профессиональная деятельность) в современном образовательном процессе, как правило, выступает в виде готовых описательных знаний, дополняемых знаниями, полученными на практике, зачастую не трансформирующихся в умения.

Вышесказанное позволило нам к генеральной ПТ отнести – знаково-контекстную технологию. Вышеназванная технология, прежде всего, направлена на профессиональную подготовку студентов и опирается на взаимосвязь и взаимообусловленность трех компонентов формирования студентов как специалистов: учебная, квазипрофессиональная и профессиональная деятельность. В то же время она связывает абстрактную направленность учебного процесса с производственной деятельностью. Эта система позволяет совершенствовать подготовку обучающихся многосторонне, привлекая все возможности и средства, как дисциплин, так и профессионального мастерства педагогов, включенных в процесс. В ней получают воплощение следующие принципы: мобильности личности; проблемности; систематичного конструирования содержания и условий профессиональной деятельности специалистов [1]. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и потом – к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки).

Целостность контекстно-знаковой технологии позволила преподавателям кафедры, опираясь на особенности организации учебного процесса в БГУ, специфику преподаваемых дисциплин, собственные научно-методические интересы, выбрать частную технологию. Классификационно все они направлены на совершенствование организации процесса, повышение эффективности процесса выбора содержания учебного материала, развитие личности студента, формирование профессиональных умений и навыков: медиатехнология, блочно-модульная, технология индивидуального обучения, технология коллективного обучения, технология интерактивного обучения, технология функционального проектирования, технология проблемного обучения, технология игрового обучения, технология профессионально-технологического обучения. Все выбранные технологии были отнесены ко всем трем видам деятельности: учебная, квазипрофессиональная и профессиональная (см. схема 1). Инновационная деятельность носит модифицирующую направленность.

Схема 1. Соотнесение технологий с видами деятельности

Частная технология, подчиняясь требованию целостности, усиливается возможностями локальных технологий. Так, эффект блочно-модульной технологии многократно увеличивается за счет внедрения технологического подхода формирования творческих умений и навыков путем пошагового продвижения от периода к периоду, от этапа к этапу, посредством решения интеллектуально насыщенных пороговых учебных задач. Технология коллективно-группового взаимодействия выводит студентов на новый уровень социально-профессионального сотрудничества как между собой, так и между педагогом и студентом.

Поскольку все выбранные технологии должны стать компонентами единой системы, педагоги выявили возможности каждой технологии в области учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Известно, что управление преподавателем подготовкой специалиста в области моделирования образовательным процессом должно опираться на определенную логику, представленную в виде технологической цепочки (схема 2).

Схема 2. Этапы моделирования образовательного процесса

Традиционное целеполагание в конструировании деятельности в рамках системы технологий дополняется выявлением взаимосвязи генеральной и частной (локальной) технологии педагога – цели учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности – уровнем владения категориальным аппаратом, способами учебной и профессиональной деятельности, степенью интеллектуального развития и т.п.

Диагностика позволяет включить преподавателя и обучающихся в процесс мониторинга новообразований, которые были спроектированы на этапе целеполагания и должны быть сформированы – творческие, эмоциональные, регулировочные, ориентировочные, логические, смыслотворческие и т.д. Помимо сформированности психологических процессов исследованию подвергается содержание дисциплины, возможности образовательного процесса с позиции генеральной технологии.

Содержание материала – фактор выбора способов организации учебного процесса, а поскольку мы выделили основных три, то каждому педагогу необходимо было определить не только те методы, которые формируют знания как компонента теории, но и способы становления квазипрофессиональной и профессиональной деятельности – ситуации общения, производственные ситуации, систему практических задач, деловые и ролевые игры, ситуации успеха и т.п. Причем эти методы и средства должны ориентироваться не только на репродуктивную, но и творческую составляющую образовательного процесса.

Целевой компонент контроля направляется на измерение умений, формирующее оценивание дает возможность коррекции индивидуальной и групповой учебной деятельности.

Моделирование единой системы вызвало и некоторые затруднения:

- каждое из направлений классификации технологии образования отражает определенные цели, поэтому внутри каждого «семейства» технологии выстроены в определенной иерархии; конкретные технологии обучения различаются между собой уровнем адаптации к возрасту учащихся и к их подготовленности; для включения технологии в систему необходимо составление характеристики каждой из них для выделения ряда признаков, соответствующих ведущим технологиям; в процессе обучения должны быть выделены генеральные технологии, частные, с помощью которых можно построить целостный процесс, и локальные; технологии обучения должны создавать инновационную образовательную среду;

-в то же время необходимо выделить требования к процессу педагогического монтажа технологий обучения, который конструируется на основе следующих критериев: логической структуры информации; объема информации и информационной емкости дидактических единиц обучения; уровня продуктивности познавательного процесса; интенсивности обучения; соотношения образовательного и развивающего эффектов; механизма оптимизации технологий в связи с имеющимися условиями; адаптивности технологий; умственного и физического напряжения; личностной направленности технологии; гармоничности сочетания технологии; соответствия технологии специфике вуза, факультета, дисциплины и т.п.; надежности технологии; финансирования технологии.

Заключение

Таким образом, обеспечение профессионального становления личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности, требует создания образовательного пространства, опирающегося на инновационную деятельность учебного заведения с учетом многообразия и многоаспектности современных образовательных технологий и выявления их иерархической системы.