Одним из требований ФГОС ВО к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» является готовность решать профессиональные задачи, связанные с культурно-просветительской деятельностью, к которым относятся «изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных слоев социальных групп» [6].
Четкие требования к выполнению трудовых функций специалистов образовательной сферы отмечены и в Профессиональном стандарте педагога, среди которых «участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы и их использования как на занятии, так и во внеурочной деятельности; проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)», что в свою очередь обусловливает необходимость наличия следующих умений: «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.); организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации» и знаний: «основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий» [5].
Вышеперечисленные требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата и трудовые функции, знания и умения будущего педагога, ориентированные на выполнение профессиональных задач в области культурно-просветительской деятельности, формируются в процессе обучения в высшем образовательном учреждении в рамках компетентностного подхода.
Компетентностный подход, введенный в нормативную и практическую составляющую музыкально-педагогического образования, в свою очередь, вызвал необходимость использования новых обучающих технологий, включения в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий [1], направленности на практико-ориентированное обучение, иную организацию способов взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза. Кроме этого, одним из приоритетных направлений образования, по мнению многих современных исследователей, становится интеграция образования, науки и менеджмента; заимствование лучших практик из бизнеса, обучение «в деле», а не за партой; обучение разным типам мышления и построение образования с позиций асинхронности и вариативности [4, с.126].
Мы полагаем, что всем этим требованиям отвечает метод проектов, широко используемый в настоящее время в системе образования на разных его ступенях. В практике обучения студентов различным дисциплинам метод проектов применяется в качестве технологии, позволяющей приобщить будущих учителей к исследовательской деятельности, создать условия деятельности и среду, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование профессиональных компетенций студентов, инициируя их к проявлению таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, критичность/ самокритичность, гибкость, мобильность, вариативность, рефлексию.
Метод проектов в мировой педагогической практике используется давно. Впервые он был описан американским психологом и педагогом В. Килпатриком в 1918 г., хотя начал применяться задолго до этого. В нашей стране метод проектов пропагандировался русским педагогом С.Т. Шацким, а в послереволюционное время довольно широко стал применяться в школах по личной инициативе Н.К. Крупской, однако не смог занять достойного места в системе советского образования. В настоящее время метод проектов переживает свое очередное рождение благодаря смене общей концепции образования с традиционной системы обучения (усвоения готовых знаний и эксплуатации памяти) на закрепленную во всех нормативных документах, компетентностный подход, ориентирующийся на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
Научный анализ метода проектов, данный в работах В.В. Гузеева, Н.В. Матяш, Е.Н. Ястребцовой, Е.С. Полат показал, что отличительными особенностями и преимуществами его применения в высшей школе являются: ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся, формирование навыков командной работы, развитие коммуникативных навыков, самообразование, самореализация и рефлексия участников проекта, что позволяет достичь рационального сочетания теоретических знаний и практического их применения в решении определенных проблем окружающей действительности в совместной деятельности, т.е. обучения в сотрудничестве и приобретение «знаний в действии».
Метод проектов предполагает интегрирование знаний и умений из разных областей. По мнению профессора Института средств и методов обучения Российской академии образования, доктора педагогических наук Е.С. Полат, метод проектов – это комплексный метод, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов (рис. 1): обучение в малых группах, «мозговая атака», дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, рефлексивные методы [3].
Анализ разработанности педагогической проблемы применения метода проектов в образовательном процессе на разных его ступенях позволил нам сделать вывод о том, что организацию проектной деятельности студентов педагогического вуза, в частности их подготовка к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, необходимо проводить с учетом комплексного характера используемого метода, что позволит добиться наибольших результатов и эффектов в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов.
Организация проектной деятельности студентов по разработке и реализации культурно-просветительских проектов, прежде всего, направлена на формирование профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности, закрепленных в ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»: ПК-13 – способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; ПК-14 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
Исходя из этого, мы рассматриваем культурно-просветительскую деятельность как составную часть профессиональной деятельности педагога, обладающую мощным личностным, ценностным и культурологическим потенциалом. Следует отметить, что на протяжении всей истории отечественной педагогики учитель являлся активным участником культурно-просветительной работы. Нравственную сущность деятельности педагога-музыканта всегда составляла пропаганда музыки, организация музыкально-просветительских программ, популяризация научных знаний в области музыкального искусства.
В связи с этим формирование компетенций в области культурно-просветительской деятельности возможно только при условии сочетания учебных и внеучебных форм организации образовательного процесса в рамках одной дисциплины или группы дисциплин одной направленности, т.е. при условии комплексного подхода. Так, в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза, осуществляемой на предметах цикла дирижерско-хоровых дисциплин – «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Вокальный ансамбль», «Школьно-песенный репертуар», «Организация певческой деятельности» возможности реализации учебных монопредметных и межпредметных проектов, направленных на формирование готовности решать профессиональные задачи, связанные с организацией культурного пространства, изучением и формированием потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, а также с разработкой и реализацией культурно-просветительских программ для различных слоев социальных групп, достаточно широки.
На кафедре музыкального образования и хореографического искусства Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы в рамках дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» выполняются проекты-работы над вокально-хоровым произведением, включающим изучение истории создания произведения, сбор общих сведений об авторах произведения (биографические данные и характеристика творчества автора литературного текста и композитора, их основные произведения); музыкально-теоретический анализ (тональный и гармонический план, музыкальная форма, размер, темп, характер развития музыкальной мысли, особенности хоровой фактуры и ритма); вокально-хоровой анализ (тип и вид хора, диапазоны партий, тесситурные условия, орфоэпия, особенности ансамбля и строя, анализ интонационных, вокально-хоровых, метроритмических и дикционных трудностей); исполнительский анализ (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, агогики, определение характера произведения, динамики, фразировки, штрихов, кульминации) хорового сочинения; рассмотрение и отбор приемов для дирижерского воплощения замысла авторов произведения, отработку отдельных дирижерских приемов и средств с демонстрацией результатов проекта на открытых зачетах-экзаменах и конкурсе «Учитель-хормейстер», основной целью организации которых является популяризация научных знаний в области вокально-хорового искусства.
В рамках дисциплины «Хоровой класс и практическая работа с хором» ежегодно осуществляется совместная работа по проектированию хорового концерта студентов-практикантов, с его последующим представлением на итоговом экзамене и на базах практики (МАОУ Лицей №6 ГО г. Уфы РБ, МАОУ Гимназия № 93 ГО г. Уфы РБ и др.). Следует отметить, что хор музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы, «выполняя функции учебного и исполнительского коллектива и практически соединяя в себе учебное содержание, цели и задачи каждого предмета дирижерско-хорового цикла, является своего рода творческой лабораторией по подготовке будущих учителей музыки к реализации своих профессиональных компетенций в области хормейстерской подготовки» [цит. по 2, с.58].
Культурно-просветительский проект «Музыка – душа поэзии», посвященный Году литературы, нацеленный на воспитание интереса к творчеству русских поэтов, приобщение к классической музыке и поэзии, любви к родному языку был разработан в рамках курсов «Школьно-песенный репертуар» и «Методика музыкального образования», включал в себя ряд мероприятий – это проведение детского музыкально-поэтического праздника «Пушкинская осень» для младших классов баз практик и Центра детского чтения Национальной библиотеки им. З. Валиди; и организация культурно-досугового мероприятия «Музыкальная поэзия осени» для обучающихся Среднего специального музыкального колледжа г. Уфы. Процесс подготовки и реализации подобных проектов позволяет студентам приобрести практический опыт в организации культурно-просветительской деятельности в социально-значимых целях, в «проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [5], в овладении ведущими формами организации культурно-досуговой деятельности, способствуя формированию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.
Интерес к исследованию проектной деятельности студентов, а также результаты уже реализованных проектов, выполненных студентами старших курсов, побудили нас к организации работы над проектом в рамках дисциплины «Содержание и формы внеурочной деятельности», изучаемой во втором семестре первого курса. В ходе обучения (январь –апрель 2016 г.) приняли участие студенты первого курса ПО_МОВ БГПУ им. М. Акмуллы (44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки»). Целью организации данной работы стало создание положительной мотивации к проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, приобретение личностно-значимого опыта и формирования на этой основе соответствующих компетенций. Предполагалось, что это будет монопредметный учебный проект, направленный на формирование общеучебных знаний, умений и навыков, приобретение в процессе проектной деятельности навыков работы с информацией, умения работы в команде, предотвращение конфликтных ситуаций и построение эффективного взаимодействия в группе; необходимым же условием проектной деятельности студентов выступало самостоятельное выполнение всех этапов разработки и реализации проекта.
Однако уже на этапе замысла проекта стало понятно, что проект выходит за рамки одного предмета и для его реализации потребуется весь арсенал профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Идея проекта – 2016 Год российского кино. Основная цель – популяризация и повышение уровня и значения для каждого человека и общества в целом самых важных гуманитарных отраслей: музыка, кино, литература. Проект получил название «Музыкальная киноакадемия», а провести было решено его в форме интеллектуально-познавательной игры «Морской бой».
Студенты активно включились в исследовательскую работу, объединившись в малые творческие группы. Все данные собираются в единую информационную базу по разным рубрикам: музыкальные инструменты, песни народов мира, музыкальный ребус, угадайка, творческие задания. В каждой рубрике десять заданий. В рубрике «Музыкальные инструменты» после отгадывания загадки можно не только увидеть угаданный инструмент на экране, но и услышать его живое звучание в исполнении студентов (фортепиано, баян, балалайка, флейта, гитара, губная гармошка, бубен и т.д.), таким образом, студентам представилась возможность применить компетенции, осваиваемые на музыкально-инструментальных дисциплинах и использовать их в ситуации, близкой к будущей профессиональной деятельности.
Рубрика «Песни народов мира» тоже сопровождается сольным, ансамблевым и даже хоровым исполнением песен на разных языках, так, например, украинская и еврейская народная песня звучат в исполнении дуэта; грузинская, индийская, итальянская, башкирская и татарская сольно; русская, немецкая, негритянская (спиричуэл) звучат в исполнении хора, здесь студенты демонстрируют свои способности в области вокальной и хормейстерской подготовки, показывают готовность к коммуникации на различных языках. Исполнение сопровождается красочными иллюстрациями – национальные костюмы, танцевальные движения, характерные для определенной национальности, флаг страны и, конечно же, свойственные только определенной народности музыкальные интонации и язык. С огромным интересом студенты изучали и подбирали материал для этой рубрики, порой сами для себя делая открытия, действительно добывая «знания в действии» и демонстрируя готовность решать профессиональные задачи, связанные с культурно-просветительской деятельностью. Кроме этого, подобная форма работы с музыкальным (вокально-хоровым) материалом, предложенная, разработанная и реализованная самими студентами, способствовала формированию их ключевых компетенций, связанных с приобретением индивидуального осознаваемого личного опыта в сфере социокультурного проектирования, и готовности его использования в будущей профессиональной деятельности.
Рубрики «Музыкальный ребус», «Угадайка» посвящены песням из отечественных фильмов/мультфильмов: угадать фразу из песни, зашифрованную в картинках («Человек собаке друг» из м/ф «Бобик в гостях у Барбоса», 1977 г., режиссёр В. Попов; «33 коровы» из к/ф «Мерри Поппинс, до свидания», 1983 г., режиссер Л. Квинихидзе и т.д.). Цель рубрики – популяризация знаний в области отечественного кинематографа и содействие в сохранении лучших его традиций. Рубрика «Творческие задания» включает в себя задания по литературе, музыке, танцам, рисованию, озвучиванию немых роликов из кино/мультфильмов; есть и сектор «Приз» с двумя коробочками, и «Черный ящик» со спрятанным в нем метрономом. Проект на стадии завершения. Целевая аудитория проекта – младшие подростки школ г. Уфы.
Организация проектной деятельности студентов педагогического вуза профиля. Музыкальное образование по разработке и реализации культурно-просветительских проектов на основе компетентностного подхода привносит в образовательный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, иной подход к познавательной деятельности студентов, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельности, инициативности и ответственности за результаты своей деятельности.