Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF DESIGN COMPETENCE AT FUTURE EXPERTS OF THE SPHERE OF DESIGN: RESULTS OF RESEARCH

Scheglova T.M. 1
1 Stary Oskol College of Technology and Design
One of the important requirements imposed to experts of the sphere of design is ability at the high level to develop design projects. The abilities of design which are the cornerstone of design activity promote formation of design competence. Formation of design competence at future experts of the sphere of design is a main objective and result of vocational training in system of secondary professional education. The system of criteria characterized by concrete indicators has been developed for objective studying of level of formation of design competence at future expert of the sphere of design, pedagogical conditions are revealed, the technology of formation of design competence is developed and approved.Research results allowed to reflect the positive dynamics of formed of project competence for the future specialist of design sphere in experimental groups, that confirms effectiveness of the worked out technology realizing the pedagogical terms of her forming.
project competence
formation of project competence
design sphere
clothes design
results of research
competence indicators
competence levels

В последние годы значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства занимает среднее профессиональное образование. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [5], «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4], «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года» [3], Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [6] подчеркивают основную задачу среднего профессионального образования, заключающуюся в подготовке компетентных, ответственных, социально-активных и творческих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию в конкурентной среде. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [4] компетентностный подход провозглашается как важное концептуальное положение обновления содержания профессионального образования. Применительно к нашему исследованию компетентностный подход занимает ключевую позицию в формировании проектной компетентности и обеспечивает качество образования, основным требованием которого является формирование профессионально компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

Проведенный в исследовании анализ позволяет нам утверждать, что проектная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста сферы дизайна и применима для обозначения профессионализма, процесса его вовлеченности в проектную дизайн-деятельность, направленную на создание социально значимых продуктов проектной деятельности. Проектная компетентность определяется уровнем готовности будущего специалиста к проектной деятельности, его индивидуальным способностям к проектированию и мотивированным стремлением к самообразованию, самосовершенствованию и направлена на развитие культуры мышления, поведения, обобщения опыта профессиональной деятельности.

Дизайн выступает одной из форм организованности художественно-проектной деятельности, производящей потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления (В. Л. Глазичев) [1], считается новым видом художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. В теории дизайна существует множество аспектов, представляющих и раскрывающих дизайн как потенциально многомерную, сложную, открытую, динамичную систему. Проведенный анализ обозначил системную сложность дизайна как сферы деятельности, возникающую классификационную неоднозначность.

Специфика труда специалиста сферы дизайна широка и зависит от вида профессиональной деятельности (дизайнер одежды, графический дизайнер, ландшафтный дизайнер и т.п.). Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми видами профессиональной деятельности [2]. Дизайном одежды на предприятиях легкой промышленности (ателье по изготовлению одежды по индивидуальным заказам и швейные фабрики) могут заниматься специалисты по профессии художник по костюму (профессия СПО «Художник по костюму»), технолог-конструктор (специальность СПО «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»).

Специалист, создающий одежду, должен овладеть основными видами профессиональной деятельности, отраженными в ФГОС. Для нашего исследования важно выделить основные виды деятельности будущего специалиста дизайна одежды: технолог-конструктор – разработка эскизов моделей одежды, разработка конструкторской документации на изделия одежды, разработка технологической документации на проектируемое изделие, осуществление авторского надзора реализации конструкторских решений на каждом этапе производства швейного изделия; художник по костюму – разработка эскизов моделей одежды; разработка конструкций и технологической обработки изделий и выполнение их в материале. Отсюда мы делаем вывод, что художнику по костюму и технологу-конструктору необходимы знания, умения, владения и профессионально важные качества дизайнера, конструктора, технолога.

Проанализировав существующие ФГОСы, перечисленные направления подготовки будущих дизайнеров одежды, можно увидеть, что объектом их профессиональной деятельности являются изделия одежды и конструкторско-технологическая документация, включающая все стадии проектирования одежды. Основной вид профессиональной деятельности – проектный, результатом деятельности является проект изделия (изделий) одежды. В своей профессиональной деятельности дизайнер решает две задачи: творческие (художественные) и конструкторские, обеспечивающие выполнение практических проектных заданий, результатом которых являются разработанные эскизы и конструкции одежды, подготовка конструкторско-технологической документации на разрабатываемое изделие.

Рассмотрев специфику труда специалиста дизайна одежды и выявив особенности его профессиональной деятельности, заключающейся в создании продукта и личного участия на всех этапах технологической цепи – от проектирования до реализации, мы можем констатировать, что дизайн-деятельность связана с творчеством (искусством) и проектированием. Поэтому одним из важных требований, предъявляемых к специалистам сферы дизайна, является способность на высоком уровне разрабатывать дизайнерские проекты [2]. Результат профессиональной подготовки обучающихся – будущих специалистов дизайна одежды, достигших определенного уровня сформированности умений проектирования, овладевающих опытом профессиональной дизайн-деятельности, мы обозначаем как готовность к проектной деятельности. Умения проектирования, лежащие в основе проектной деятельности, способствуют формированию проектной компетентности.

Для выявления исходного уровня формированности проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна нами была осуществлена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент, задачи которого были направлены на качественный анализ современной педагогической ситуации, определяющей необходимость формирования проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна в системе СПО; выявление уровней сформированности проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна, подбор диагностических методик, направленных на выявление этих уровней; диагностика исходного уровня сформированности проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна.

Оценивание проектной компетентности потребовало количественных оценок, поэтому возникла необходимости параметров, которые удовлетворяли бы условиям объективности, доступности и простоты определения. Для этого была разработана система критериев и показателей сформированности проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна, которые представлены в таблице.

Критерии и показатели проектной компетентности будущего специалиста сферы дизайна

Проектная компетентность

будущего специалиста сферы дизайна

Критерии

Показатели

Целостное личностное новообразование, характеризующееся совокупностью знаний, умений и профессионально личностных качеств будущего специалиста в проектной дизайн-деятельности, определяющей технологию изготовления дизайн-продукта, личностное отношение к дизайн-проектированию, направленному на создание социально значимых дизайн-проектов

Мотивационно-ценностный

Личностно-ценностное отношение к дизайн-проектированию как социально значимой деятельности

Устойчивость мотивации проектной дизайн-деятельности

Когнитивно-деятельностный

Сформированность знаний об этапах решения задач дизайн-проектирования

Степень проявления креативности в процессе дизайн-проектирования

Степень организации деятельности дизайн-проектирования

Рефлексивно-оценочный

Степень проявления самостоятельности при анализе и оценке результатов дизайн-проектирования

Степень осуществления рефлексии проектной дизайн-деятельности

Для объективной оценки сформированности проектной компетентности (знания процесса и содержания проектирования, умений, профессионально-важных качеств (способностей и личностного опыта)), творческих (креативных) дизайнерских способностей обучающихся, был произведен подбор диагностического инструментария. Обучающиеся были обследованы с помощью диагностических методик, обеспечивающих комплексную оценку уровня сформированности у них проектной компетентности. Для повышения надежности результатов констатирующего эксперимента подбор и разработка диагностического инструментария осуществлялись таким образом, чтобы измеряемые показатели сформированности проектной компетентности перекрывались несколькими методиками, одни из которых являлись базовыми для отдельного компонента, другие – дополнительными.

На основании полученных экспертных оценок и самооценок были выявлены уровни сформированности проектной компетентности: низкий (репродуктивный), средний (продуктивный) и высокий (креативный).

Полученный качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о низкой степени выраженности у обучающихся умений работы над проектом, степени развития творческих способностей, недостаточности знаний об этапах проектирования и степени разработки проектов, низкой степени сформированности профессиональных компетенций в проектной деятельности, что не соответствует требованиям проектной дизайн-деятельности на современном уровне и тенденциям ее развития в будущем. Это актуализирует необходимость осуществления специальной работы по формированию проектной компетентности и профессионально значимых качеств будущего специалиста сферы дизайна в процессе профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования.

Сообразно поставленной цели на этапе формирующего эксперимента была сформулирована задача: обосновать систему форм и методов осуществления процесса формирования проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна в процессе профессиональной подготовки в образовательной организации СПО в учебно-профессиональной и внеурочной деятельности.

Результативность именно такой поэтапной работы проверялась на основе разработанной и апробированной технологии формирования проектной компетентности у будущих специалистов сферы дизайна в процессе учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся на всех этапах обучения.

В формирующем эксперименте приняли участие 113 человек, из них: 44 обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология»: из них 20 обучающихся ЭГ, 24 обучающихся КГ; 45 обучающихся по профессии 29.01.04 «Художник по костюму»: из них 23 обучающихся ЭГ, 22 обучающихся КГ, 24 преподавателя и мастера производственного обучения.

Так как формирующий этап эксперимента проводился среди обучающихся – будущих специалистов дизайна одежды, то технологию формирования проектной компетентности была нами разработана именно для этих специалистов. В технологии формирования проектной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды мы выделили последовательные этапы, каждый из которых включал в себя свои задачи, содержание, последовательность действий. Технология формирования проектной компетентности у будущего специалиста дизайна одежды включал в себя этапы: мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный и аналитико-рефлексивный. В процессе апробирования технологии формирования проектной компетентности нами отслеживалась промежуточная динамика показателей проектной компетентности будущих дизайнеров и успеваемости по предметам профессионального цикла, профессиональным модулям, учебной и производственной практик.

Уровень сформированности компонентов проектной компетентности определялся по совокупности проявлений всех критериев и показателей. По каждому показателю, входящему в структуру проектной компетентности, при оценивании выделялся уровень знания обучающимися алгоритма того или иного действия, составляющего их ориентировочную основу, оценивались уровень практического владения выделенных компетенций и частота их проявления в учебно-профессиональной деятельности.

На формирующем этапе педагогического эксперимента профессиональная подготовка в контрольных группах осуществлялась при традиционной форме обучения, в экспериментальных группах при реализации разработанной модели формирования проектной компетентности, результатом которой выступает специалист дизайна одежды с высоким уровнем сформированности проектной компетентности.

Проведение экспериментальной работы на формирующем этапе позволило проследить динамику сформированности проектной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды. Как показали результаты начального среза, группы, участвовавшие в эксперименте, имели сходное распределение обучающихся по уровням сформированности проектной компетентности. Основная часть обучающихся демонстрировала низкие знания (от 62,8 % до 72,6 %), что не позволяет результативно осуществлять самостоятельную проектную дизайн-деятельность.

Данные промежуточного среза показали, что в сравнении с исходным уровнем сформированности проектной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды ЭГ и КГ произошли следующие изменения: в ЭГ число обучающихся с высоким (креативным) уровнем возросло на 14,0 %, в КГ – осталось без изменений. Число обучающихся, оставшихся на низком (репродуктивном) уровне в ЭГ, сократилось на 25,6 %, в КГ – всего на 4,3 %, число обучающихся со средним уровнем увеличилось в ЭГ на 11,6 %, в КГ – на 4,3 %.

Данные итогового контрольного среза показали, что в сравнении с начальным срезом у будущих специалистов дизайна одежды в ЭГ и КГ произошли следующие изменения: в ЭГ число обучающихся с высоким (креативным) уровнем возросло на 34,8 %, в КГ – на 15,3 %. Число обучающихся, оставшихся на низком (репродуктивном) уровне в ЭГ, сократилось на 46,5 %, в КГ – на 26,0 %. Количество обучающихся со средним уровнем сформированности проектной компетентности в ЭГ увеличилось на 11,6 %, в КГ – на 10,7 %. Анализ позволяет заметить, что изменение результатов в экспериментальных группах связано с активным переходом обучающихся с низкого уровня на средний, со среднего – на высокий уровень. В контрольной же группе наблюдается тенденция незначительного перехода обучающихся с низкого на средний и высокий уровни. Результаты диагностики уровня сформированности проектной компетентности у будущих дизайнеров одежды в начале и в конце экспериментальной работы отражены на представленной диаграмме (рисунок).

Динамика сформированности проектной компетентности у будущего специалиста дизайна одежды в начале и в конце экспериментальной работы (%)

Данные итогового контрольного среза показали, что на данном этапе эксперимента у обучающихся ЭГ в отличие от обучающихся КГ наблюдается значительно больший рост опыта проектной деятельности, проявления креативности в дизайн-проектировании, использования междисциплинарных связей в работе над дизайн-проектом, проявления самостоятельности при выполнении этапов дизайн-проектирования, что подтверждает правильность выбранной модели и технологии учебного процесса, положительное влияние педагогических условий на процесс формирования проектной компетентности.

Представленные данные экспериментально зафиксировали и подтвердили результативность технологии и выделенных нами педагогических условий (актуализация у обучающихся личностного смысла к овладению проектной компетентностью; включение будущих специалистов сферы дизайна в проектную деятельность на всех этапах профессиональной подготовки; организация социально-значимой учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся по разработке дизайн-проектов на основе построения индивидуальной траектории обучения; учет индивидуальных особенностей при формировании профессионально личностных качеств будущего специалиста сферы дизайна, необходимых для решения задач дизайн-проектирования), которые обеспечили успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с формированием проектной компетентности будущего специалиста дизайна одежды.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что использование разработанной нами модели позволяет более эффективно формировать проектную компетентность у будущих специалистов сферы дизайна, в том числе специалистов дизайна одежды при подготовке в образовательных организациях среднего профессионального образования, что проверено и доказано нами экспериментально.