При обучении русскому языку как иностранному преподаватели сталкиваются с проблемой объяснения различий в спряжении русских глаголов как в настоящем-будущем, так и в прошедшем времени. Это обусловлено наложением исторических и фонетических особенностей на грамматические правила. Задачей преподавателя является показать в системе все закономерности спряжения уже на начальном этапе изучения русского языка, так как это позволит студентам уверенно и грамотно использовать глаголы в речи и быстрее усвоить другие смежные грамматические темы: образование форм повелительного наклонения, причастий и деепричастий.
Сводная таблица особенностей спряжения русских глаголов позволяет наглядно продемонстрировать весь материал исследования, представить полную и исчерпывающую систему спряжения и объяснить иностранцам специфику данного грамматического материала. Представленный материал можно организовать в обзорную структурированную систему моделей спряжения русских глаголов по формулам и особенностям спряжения, снабдив примерами.
Цель исследования. Описать специфику спряжения русских глаголов, проанализировать продуктивные и непродуктивные классы, непродуктивные группы глаголов, выявить фонетические и исторические закономерности на основе списков глаголов и вывести формулы спряжения глаголов с целью создания и внедрения эффективной модели обучения.
Материал исследования. Исследование выполнено на материале учебных пособий Курининой Г. П. «Учим русские глаголы: Словарь-справочник для иностранцев» (2000), Беляковой Н. Н. «Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение» (2006), Будай В. Г. «Алгоритм словоизменения русских глаголов. Настоящее (простое будущее) время» (2012).
Методы и приемы исследования. В качестве ведущего в работе использовался метод научного описания, включающий приемы непосредственного наблюдения, сплошной выборки, системного анализа и синтеза, классификации и систематизации.
Традиционно русские глаголы различают по типу спряжения в зависимости от личных окончаний. Ко второму спряжению относятся все глаголы с суффиксом -и-, включая 11 глаголов на -ать, -еть, а также глаголы на -ать, -еть, -ять с ударными личными окончаниями: спать – спи́шь – спи́т – спя́т. Остальные глаголы, кроме разноспрягаемых глаголов бежать, хотеть, исторически сложившихся форм глаголов есть, дать, относятся к первому спряжению, включая исключения из второго спряжения брить, стелить, а также глаголов бить, пить, вить, лить, шить [9, с. 165].
Эта классификация используется как для обучения российских школьников, так и изучающих русский язык как иностранный. Ее основным преимуществом является помощь в правильном выборе личных окончаний глаголов, а недостатком – отсутствие объяснений законов чередования гласных и согласных: жечь – жгу, брать – беру, петь – пою, видеть – вижу, а также представлений о разных формулах, по которым спрягаются глаголы: чита|ть – чита+ю, но говор|ить – говор+ю, да|вать – да+ю, и др. Таким образом, иностранный студент должен заучить необозримый список парадигм спряжения глаголов с разными особенностями. В силу сложности данного грамматического материала, иностранца, изучающего русский язык, необходимо научить не только правильно определять тип спряжения, но и вычленять глаголы по формальным признакам, применять фонетические законы словоизменения и соотносить глагол с соответствующей формулой спряжения.
Классификация спряжения глаголов по принципу продуктивности-непродуктивности образования глагольных форм позволяет устранить большую часть этих недостатков и увидеть закономерности в спряжении русских глаголов. Н. Н. Белякова, В. Г. Будай, Г. П. Куринина предлагают разные модели спряжения в зависимости от суффикса и показателя инфинитива; некоторые упражнения на усвоение данного материала; списки глаголов, спрягаемых по данным моделям, однако в учебных пособиях имеется расхождение в количестве моделей и содержании. Так, некоторые модели разбиты на маленькие подгруппы, а большие дополнительно укрупнены, например, во II-ом спряжении глаголы, корень которых оканчивается на губные и зубные согласные, объединены в одну группу, хотя они имеют разные типы чередований [1; 2; 4].
В ходе анализа данных моделей и списков глаголов, представленных в пособиях, с целью демонстрации всех особенностей спряжения русских глаголов в системе, автором представлен новый способ систематизации особенностей спряжения и разработана сводная таблица [7], уточненный вариант которой представлен ниже.
Таблица 1
Обзорная таблица особенностей спряжения русских глаголов
В данной таблице представлены все особенности спряжения русских глаголов в настоящем-будущем и прошедшем времени, которые можно и нельзя определить визуально. К ним относятся показатели инфинитива, формальные признаки первого и второго спряжений, формулы (Ф), по которым спрягаются глаголы, фонетические и некоторые исторические особенности, влияющие на выбор формулы спряжения, а также личные окончания глаголов в настоящем времени. Названия групп отражают особенности спряжения глаголов и позволяют студенту быстро ориентироваться в изучаемом материале. Звездочкой отмечены глаголы, которые имеют особенности образования форм прошедшего времени, знак «→» указывает на чередование согласных, а знаки «+» и «–» – на чередование соответствующих гласных.
Так, уже на начальном этапе обучения русскому языку студенты могут визуально определить следующие группы глаголов в настоящем-будущем времени: глаголы на -чь: мочь, печь; -ти (-сть, -зть): идти, сесть, лезть; стандарт I-го спряжения: думать, мечтать; глаголы с суффиксом -ва- (-авать): давать, вставать, узнавать; глаголы с суффиксом -ова- (-овать): рисовать, анализировать; глаголы на -ну- (-нуть): отдохнуть, замёрзнуть. Также легко определить стандарт II-го спряжения: строить, говорить; глаголы II-го спряжения, корень которых оканчивается на б, п, в, ф, м: любить, купить, поздравить, разграфить, знакомить или д, т, з, с, ст: ходить, встретить, возить, просить, простить.
Особенности спряжения следующих глаголов нельзя определить визуально, так как это сопряжено с различными процессами развития русского языка, поэтому студенту предстоит их запомнить:
1. глаголы II-го спряжения:
a. 11 глаголов-исключений из I-го спряжения;
b. глаголы на -ать, -еть, -ять, у которых ударение падает на личные окончания: спать, сидеть, лежать, стоять, молчать, дышать, держать, болеть и др.;
2. глаголы I-го спряжения:
a. исключения из II-го спряжения: брить, стелить, ошибиться;
b. визуально сходные с глаголами II-го спряжения: бить, пить, вить, лить, шить, жить;
c. спрягаемые по другой формуле, но визуально сходные со стандартными глаголами на -ать, -ять, -еть, -оть с ударными и безударными личными окончаниями: ждать – ждёшь – ждут, врать, рвать, ткать, смеяться, надеяться, а также лаять – лаешь – лают, сеять, веять, таять, полоть, бороться, пороть, колоть и др.;
3. глаголы I-го спряжения, которые невозможно определить по формальным признакам:
a. глаголы с чередованием гласного: брать – берёшь – берут), тереть – трёшь – трут, петь – поёшь – поют;
b. глаголы с чередованием согласных: писать – пишешь, пишут, искать – ищешь – ищут, ср. запасать – запасаю, выпускать – выпускаю и др.;
4. глаголы, которые вычленяются по формальным признакам, но причины приращения и чередования согласных можно объяснить через призму исторической грамматики:
a. приращение согласных в группе -чь: печь – пеку, но мочь – могу;
b. чередование согласных некоторых глаголов в группе -ти: вести – веду;
5. единичные глаголы на разные правила.
К глаголам группы «Стандарт» относится примерно 48 % (I-е спряжение) и 14 % (II-е спряжение) от суммы всех глаголов или 65,8 % и 54,2 % от каждого типа спряжения соответственно [2]. Стандартные глаголы спрягаются по формуле I и II согласно типу спряжения без дополнительных фонетических и исторических особенностей. К группе глаголов «Исключения II» следует отнести 11 глаголов-исключений (1а) и наиболее часто используемые глаголы, которые относятся ко II-му спряжению глаголов с ударными личными окончаниями (2b), так как иностранец не может его определить самостоятельно.
В первом спряжении все глаголы, которые нельзя определить по формальным признакам, также можно отнести к исключениям, но их можно разбить на разные типы исключений, так как, во-первых, эти особенности характерны для разных частей речи, и являются сквозной темой в изучении русского языка, во-вторых, они делают списки для запоминания обозримыми и структурированными. Глаголы под пунктами 2a и 2с следует отнести к группе «Исключения I», так как их невозможно сгруппировать по какому-либо дополнительному признаку. В группу «+е, –е, +о, +ь» можно объединить глаголы под пунктами 2b (кроме жить) и 3а, в которых наблюдается беглый гласный или появление мягкого знака, а глаголы с чередованием согласных под пунктом 3b можно назвать «→ж, ш, ч, щ; +л».
Следует более подробно рассмотреть фонетические особенности, которые проявляются при спряжении глаголов, так как это помогает студентам понять закономерности русского языка в системе и облегчить изучение данной темы. Чередование гласных при спряжении глаголов наблюдается в следующих случаях:
- У семи глаголов без приставок появляется чередование разных гласных с |о|: петь – пою – поёшь – поют, крыть, мыть, ныть, выть, рыть, а также звать – зову – зовёшь – зовут. Выпадение |о| наблюдается у глагола толочь – толку в настоящем времени, а также в прошедшем времени, кроме формы глагола в мужском роде: толок, но толкла.
- Чередование «нуль – |е|» наблюдается у пяти глаголов: брать – беру, драть – деру, брить – брею, стлать – стелю, беглый гласный выпадает у глаголов с корнями тер-, мер-, пер-: тереть – тру, умереть – умру, запереть – запру, а также у глаголов жечь – жгу, прочесть – прочту.
- Другие чередования: «|е| – |я|» (сесть – сяду, лечь – лягу); «|о| – |е|» (молоть – мелю). У глагола идти с приставками происходит чередование «|й| – |йд|»: найти – найду, кроме прийти – приду.
- Мягкий знак появляется только у пяти глаголов «|и| – |j|»: пить – пью, бить – бью, шить – шью, лить – лью, вить – вью.
При спряжении глаголов с показателем инфинитива -ть и -чь 13 согласных и два сочетания согласных стремятся к чередованию с |ж|, |ш|, |ч| или |щ|. В I-м спряжении наблюдаются чередования «|г| – |ж|», «|з| – |ж|», «|х| – |ш|», «|с| – |ш|», «|т| – |ч|», «|к| – |ч|», «|ск| – |щ|», «|ст| – |щ|» и «|т| – |щ|», а во II-м спряжении «|д| – |ж|», «|з| – |ж|», «|с| – |ш|», «|т| – |ч|», «|к| – |ч|», «|ст| – |щ|» и «|т| – |щ|». У некоторых глаголов II-го спряжения чередование «|т| – |щ| можно объяснить только историческим развитием языка, поэтому студенту их нужно запомнить: возвратить – возвращу, посетить, защитить, прекратить и др.
Стоит отметить, что во II-м спряжении чередование наблюдается только в 1 лице единственного числа любить – люблю – любишь – любят, а в I-ом спряжении во всех лицах и числах писать – пишу – пишешь – пишут. У глаголов, корень которых заканчивается на парные губные согласные б, п, в, ф или м добавляется -л-: любить – люблю, купить – куплю, готовить – готовлю, знакомить – знакомлю, дремать – дремлю и др. Стоит отметить, что глаголы, корень которых оканчивается на ф, являются заимствованиями и их крайне мало: графить, трафить, проштрафить, но студентам легче запомнить комбинации парных согласных.
Чередование согласных для глаголов II-го спряжения является правилом, которому подчиняются абсолютно все глаголы, в том числе глаголы-исключения из I-го спряжения: видеть – вижу, терпеть – терплю и глаголы, которые относятся ко II-му спряжению по ударению на личные окончания: сидеть – сижу, спать – сплю. Чередование согласных для глаголов I-го спряжения является скорее исключением, списки таких глаголов малы и наиболее частотные можно предложить выучить: писать, слать, резать, глаголы с корнем каз- (сказать, доказать и др.), обязать, искать, плакать, прятать, колебаться, дремать.
Для глаголов с показателем основы -чь характерно чередование «|ч| – |г|» и «|ч| – |к|». Данное явление также можно объяснить только с точки зрения истории развития языка. Дальнейшее чередование согласных соответствует правилу, но в 1 лице единственного числа и в 3 лице множественного числа чередования нет: печь – пеку – печёшь – пекут, мочь – могу – можешь – могут. Этому правилу подчиняются также глаголы бежать – бегу – бежишь – бегут и лгать – лгу – лжёшь – лгут. У глагола лечь наблюдается дополнительно чередование гласного «|е| – |я|»: лечь – лягу – ляжешь – лягут.
Глаголы, оканчивающиеся на -ти, и 8 глаголов на -сть и -зть имеют следующие варианты чередования, отличные от описанных выше:
1. отсутствует чередование: нести, везти, идти, ползти, спасти, грызть, лезть, пасти, трясти;
2. наблюдаются чередования согласных:
a. «|с| – |д|»: вести – веду, упасть, красть, класть, брести, сесть;
b. «|с|– |т|»: цвести – цвету, мести, плести, обрести, изобрести, прочесть. Важно не путать глаголы обрести – обрету и брести – бреду.
c. «|с| – |б|»: грести – гребу, скрести,
d. «|с| – |н|»: клясться – клянусь,
e. «|с| – |ст|»: расти – расту.
3. «|й| – |йд|»: найти – найду, зайти – зайду, но прийти – приду;
4. у одного глагола наблюдается дополнительное чередование гласных «|е| – |я|»: сесть – сяду и у одного выпадение гласного |е|: прочесть – прочту.
В группу «Запомнить» входят единичные глаголы, спряжение которых по формальным признакам сложно отнести к любой из других групп, но внутри данной группы их можно сгруппировать по сходным признакам.
1. Исторические сложившиеся формы:
a. дать: дам – дашь – даст – дадим – дадите – дадут и есть: ем – ешь – ест – едим – едите – едят;
b. идти: иду – идёшь – идут, ехать – еду – едешь – едут, быть – буду – будешь – будут;
2. разноспрягаемые глаголы: бежать – бегу – бежишь – бегут и хотеть – хочу – хочешь – хотят;
3. глаголы с приращением согласных:
a. +н (надеть – надену, остыть, мять, распять, застрять, начать, стать, жать-жну,);
b. +в (жить – живу, плыть, слыть);
c. +м (взять – возьму, снять, жать – жму).
Важно обратить внимание студентов на образование личных форм и ударение при спряжении глаголов во множественном числе ехать, есть и идти, а также на различие в ударении и произношении глаголов идти и ехать: иду́ и е́ду.
С точки зрения фонетики можно объяснить выбор окончания -ю после мягкого согласного основы или окончания -у после основы на твердый согласный в 1-ом лице единственного числа и -ют/-ут или -ят/-ат в 3-ем лице множественного числа. Так, у глаголов II-го спряжения всегда окончание -ю и -ят, кроме комбинаций после ж, ш, ч, щ, а у глаголов I-го спряжения – после гласного и -л- следует мягкий вариант -ю/-ют, в остальных случаях -у/-ут, кроме бороться, пороть.
Опираясь на знание и понимание фонетических закономерностей и формальных признаков, все глаголы можно сгруппировать и отнести к пяти формулам, которые нужно запомнить иностранцам, изучающим русский язык, при образовании настоящего-будущего времени. В первом спряжении представлены все пять вариантов формул, что и является наибольшей трудностью в освоении данного грамматического материала, а во втором спряжении только две. Единичные глаголы спрягаются по разным формулам. Для большинства глаголов I-го спряжения характерна следующая формула (Ф1): отсечение показателя инфинитива -ть и приращение личных окончаний глагола: чита|ть = чита+ю, чита+ешь, чита+ем, чита+ете, чита+ют.
По сходной формуле (Ф 1а), которая отличается от предыдущей появлением чередования согласных, спрягаются все глаголы, оканчивающиеся на -ти (-зть и –сть): отсечение показателя инфинитива -ти или -ть, чередование согласных и приращение личных окончаний глагола, например: вес|ти = вед+у, вед+ёшь, вед+ёт, вед+ём, вед+ёте, вед+ут.
По следующей формуле (Ф 2) спрягаются глаголы I-го спряжения с суффиксами -ва-,-ну- и ряда глаголов, определить которые по формальным признакам нельзя (ждать, смеяться, надеяться), а также глаголов 2-го спряжения, кроме тех, которые спрягаются по формуле 2а, а именно: отсечение показателя инфинитива, отсечение суффикса (части суффикса –н|у-), приращение личных окончаний, например: да|вать: да+ю, да+ёшь, да+ёт, да+ём, да+ёте, да+ют; отдохн|уть: отдохн+у, отдохн+ёшь, отдохн+ёт, отдохн+ём, отдохн+ёте, отдохн+ут; жд|ать: жд+у, жд+ёшь, жд+ёт, жд+ём, жд+ёте, жд+ут; говор|ить: говор+ю, говор+ишь, говор+ит, говор+им, говор+ите, говор+ят.
Глаголы II-го спряжения, корень которых оканчивается на б, п, в, ф, м и д, т, з, с ст, а также некоторые глаголы I-го спряжения, которые невозможно определить по формальным признакам спрягаются по формуле 2а: отсечение показателя инфинитива -ть, отсечение суффикса, чередование гласных -е-, -о- и -ь- или согласных б, п, в, ф, м и д, т, з, с, ст , затем приращение личных окончаний глагола. К этой формуле можно отнести спряжение глаголов с суффиксом -ова-, у которых наблюдается чередование суффиксов: «|-ова-| и |-уj-|»: люб|ить: любл+ю, люб+ишь, люб+ит, люб+им, люб+ите, люб+ят; ход|ить: хож+у, ход+ишь, ход+ит, ход+им, ход+ите, ход+ят; бр|ать: бер+у, бер+ешь, бер+ет, бер+ем, бер+ете, бер+ут; пис|ать: пиш+у, пиш+ешь, пиш+ет, пиш+ем, пиш+ете, пиш+ут; рис|овать: рису+ю, рису+ешь, рису+ет, рису+ем, рису+ете, рису+ют.
Стоит отметить глаголы на -ова-, которые имеют мягкий вариант -ева- после ж, ш, ч, щ и ц: танцевать, ночевать, бушевать и др. В остальных случаях -ева- является показателем стандартных глаголов I-го спряжения: затвердевать, заболевать и др. К исключениям можно отнести глаголы горевать, воевать, после комбинаций кл-, пл-, бл-: клевать, плевать, у которых по фонетическим законам (после гласных и -л-) появляется суффикс -юj-: воюю, клюю и т.д.
Все глаголы на -чь спрягаются по формуле Ф 3: отсечение конечного согласного основы -чь, замена его на г или к с последующим чередованием и приращением личных окончаний:
a. мо|чь: мо+г+у, мо+ж+ешь, мо+ж+ет, мо+ж+ем, мо+ж+ете, мо+г+ут;
b. пе|чь: пе+к+у, пе+ч+ёшь, пе+ч+ёт, пе+ч+ём, пе+ч+ёте, пе+к+ут.
Все глаголы образуют формы прошедшего времени по следующей формуле (Ф 1): отсечение показателя инфинитива, приращение суффикса -л- и наращение личных окончаний согласно роду и числу: дума|ть: дума+л, дума+л+а, дума+л+о, дума+л+и. По другой формуле (Ф 2) – без суффикса -л- в форме мужского рода спрягается глагол ошиб|иться – ошибся - ошиблась, глаголы с корнем пер- (запер|еть – запер – заперла), мер- (замер|еть – замер – замерла), тер- (затер|еть – затер – затерла ), глаголы на -нуть в значении достижения результата (замёрз|нуть – замёрз – замёрзла), а также глаголы на -чь, образующие формы прошедшего времени по от основы настоящего-будущего времени: мочь (могу) – мог – могла – могли, печь (пеку) – пёк – пекла - пекли.
У глаголов на -ти (-сть, -зть), кроме супплетивной формы глагола идти – шёл – шла – шли, наблюдаются разные способы образования форм прошедшего времени. Так, по формуле Ф 1а спрягаются глаголы, имеющие чередование в настоящем-будущем времени «|с| – |д|», «|с| – |т|», а также глаголы клясться и есть, у которых в формах прошедшего времени наблюдается усечение конечного согласного в корне, приращение суффикса -л- и наращение личных окончаний согласно роду и числу: вес|ти – вёл – вела – вели, цвес|ти – цвёл – цвела – цвели, кля|сться – клялся – клялась – клялись, е|сть – ел – ела – ели и др.
По формуле Ф 2 образуют формы прошедшего времени у глаголов:
- без чередования согласных: везти – вёз – везла – везли;
- расти – рос – росла – росли с дополнительным чередованием гласных;
- образующих формы прошедшего времени от основы настоящего-будущего времени грести (гребу) – грёб – гребла - гребли и скрести (скребу) – скрёб – скребла – скребли.
Исходя из вышеперечисленных особенностей спряжения русских глаголов, на занятиях по русскому языку с иностранцами можно предложить следующую модель обучения спряжению с опорой на таблицу: сначала продемонстрировать пустую таблицу спряжения глаголов и обозначить 3 показателя инфинитива -ть, как самый распространённый, а –ти (-зть, -сть) и –чь как отдельные группы.
Далее на примере разных глаголов группы «Стандарт» показать окончания I-го, затем II-го спряжения или наоборот. На данном этапе формирования грамматических навыков необходимо использовать достаточное количество стереотипных глаголов, а также предлагать упражнения на спряжение глаголов с различными приставками, чтобы студенты могли быстро и безошибочно выполнять данные операции, ориентируясь на корень глагола. Параллельно можно вводить понятие вида глагола, если его образует пара стандартных глаголов, например: думать – подумать и получать – получить, а также предложить выучить глаголы группы «Запомнить».
На следующем этапе можно начать изучать особенности второго спряжения, закономерности спряжения которого организованы в крупные блоки (группы «д, т, з, с, ст» и «б, п, в, ф, м»). Использование индуктивного подхода при обучении данной темы позволяет быстро усвоить материал [8], а настольные игры смогут разнообразить сложный процесс запоминания особенностей русских глаголов, снять усталость и повысить мотивацию студентов на дальнейшее изучение данной темы [6]. На современном этапе все большее значение уделяется электронной образовательной среде, использование которой может также усилить обучающий эффект [5, 10].
Параллельно изучаются глаголы группы «Исключения II», так как они имеют одинаковую формулу и закономерности. Усвоив закономерности особенностей II-го спряжения, можно более доступно объяснить чередование согласных в I-ом спряжении.
Изучив II-е спряжение, можно переходить к обзору сначала наиболее легких закономерностей – глаголов на -авать, -нуть, -овать, а затем более сложных – глаголов группы «→ж, ш, ч, щ; +л», «–е, +е, +о, +ь» и «Исключения I», используя аналогичные задания и упражнения, как для глаголов второго спряжения. Порядок изучения спряжения глаголов с суффиксами -ва-, -ну- и -ова- и глаголов второго спряжения можно поменять местами, так как они имеют четкие формальные признаки и понятные фонетические правила.
Отдельно необходимо изучать спряжение глаголов на -чь и -ти. Здесь нужно учитывать уровень владения русским языком и предлагать заучивать наиболее частотные глаголы:
- -чь: мочь, помочь, лечь, беречь (+г), печь, течь, увлечь (+к).
- -ти: глаголы без чередования согласного: везти, нести, идти, спасти, лезть; глаголы с чередованием «|с| – |д|»: вести, класть, красть, упасть, сесть; глагол идти со всеми приставками.
При обучении спряжению всех групп глаголов, начиная со стандартных, важно, чтобы студенты проговаривали правила самостоятельно. Для этого достаточно маркировать отсечение показателя инфинитива или суффикса, например: да|вать, стро|ить, отдохн|уть и др. Другие особенности следует фиксировать в скобках: люб|ить (б/бл) или (б→бл), ход|ить (д/ж), рис|овать (+у), сн|ять (+м), мо|чь (+г/ж/г), тер|еть (–е) и др. Стоит отметить о необходимости последовательного введения терминов и значков, с целью не допустить расхождения в понятиях на занятиях со студентами [3]. Подобные упражнение сначала выполняются совместно с преподавателем, затем студенты анализируют глагол самостоятельно, объясняя причины своего выбора по схеме: тип спряжения, группа, её особенности, формула. На начальном уровне владения русским языком студент может объяснять правило, имея ограниченный запас слов, например: ход|ить– это II-е спряжение, группа «д, т, з, с, ст». Формула: минус -ить плюс окончания, д меняем на ж только у «я». Писать - это I-е спряжение, группа «→ж, ш, ч, щ; +л». Формула: минус -ать плюс окончания, с меняем на ш всегда.
Таким образом, используя таблицу и рекомендации по работе с ней, студенту необходимо запомнить на уровне А1-В1 около 90 глаголов, которые подчиняются правилам за редким исключением. Ведение собственного грамматического словаря, в котором студенты фиксируют формулы, модели, особенности спряжения глаголов, а также списки слов, которые нужно запомнить, использование на уроке настольных игр является хорошим способом систематизировать информацию и способствует запоминанию информации. Когнитивный подход в изучении этой сложной грамматической темы, большое количество однотипных упражнений и заданий на спряжение глаголов на скорость из одной, затем из нескольких и всех групп обеспечат формирование устойчивости и высокой степени автоматизированности данного грамматического навыка.