В настоящее время в связи с трансформацией и реформированием высшего образования в России, вопрос корпоративной культуры высших учебных заведений приобретает особую актуальность, обусловленную внедрением, реализацией и переходом на инновационные стратегии развития вузов. Выше обозначенные процессы представляются невозможными в случае отсутствия сильной корпоративной культуры, базирующейся на системе корпоративных ценностей, разделяемой учащимися и преподавателями учебного заведения. Проблема корпоративной культуры вуза детерминирована современной ситуацией в сфере образования: выделение высших учебных заведений в самостоятельные экономико-социальные организации требует четкой организации процесса управления культурой вуза, изучения ее элементов, особенностей взаимодействия с внешней и внутренней средой. Кроме того, университеты выступают центральным звеном системы высшего образования, являются основополагающим элементом индустрии знаний, информации и сервиса, рассматриваются как главный производитель и одновременно потребитель культурных, научных, образовательных, социальных и информационных технологий. В данном контексте, главным производителем, носителем и транслятором социокультурных ценностей является педагогическое сообщество университета. На основе требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу университета, а также за счет привнесения каждым членом педагогического сообщества своих ценностей и норм, формируется корпоративная культура высшего учебного заведения.
В корпоративной культуре вуза целесообразно выделить корпоративную культуру профессионалов (преподавателей), то есть носителей корпоративных ценностей, норм, образцов профессионального поведения, обуславливающих особенности состояния культуры вуза в целом. Харченко Е. В. предлагает следующее определение: «под корпоративной культурой профессионалов понимаем культуру, формируемую специалистами какой-либо области деятельности в течение длительного времени и передающуюся вместе со специфическими знаниями» [6].
Понятие «корпоративная культура преподавателя» тесно связано с такими понятиями, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная культура есть «определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач» [2]. В её состав входит педагогическая культура, рассматриваемая как важная часть общей культуры, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Педагогическая культура определяется учеными как многоаспектная:
- Как часть общечеловеческой культуры, содержание которой обусловлено мировым педагогическим опытом (А. П. Валицкий, Г. Ф Карпова, М. В. Богуславский и др.);
- Как средство педагогизации окружающей среды, носителями которой являются преподаватели (И. Ф. Исаев, Г. И. Риц, М. И. Ситникова и др.);
- Как проявление сущностных свойств личности и профессиональной деятельности (Е. А. Соболева, А. В. Барабанщиков, Н. Е. Воробьёв и др.) [5].
Корпоративная культура преподавателя вуза является частью профессиональной культуры преподавателя и выполняет следующие функции:
- Нивелирует нежелательные культуры, дестабилизирующие развитие основной культуры;
- Интегрирует различные группы профессорско-преподавательского состава;
- Регулирует поведенческие аспекты как преподавательского сообщества, так и учащихся;
- Способствует быстрому получению и обмену достоверной информацией;
- Расширяет адаптационные границы преподавательского состава к меняющимся условиям внешней среды.
Корпоративную культуру преподавателя можно рассматривать на трех уровнях: нравственном, этическом и коммуникативном. Они отражают культуру знаний норм и правил поведения, отношений, принятых в конкретном учебном заведении в соответствии с его ценностями, традициями, миссией, культурой поведения. В соответствии с уровнями можно представить структурную модель корпоративной культуры преподавателя вуза, одним из элементов которой является аксиологический элемент, отражающий его (преподавателя) роль как носителя и транслятора ценностей. Дефиниция «ценность» была сформирована исторически для обозначения особого рода отношения человека к вопросам мироздания, выражения отношения человека к предметному миру. В своей совокупности ценности образуют систему ценностей, как внутренний стержень культуры, она согласует потребности и интересы индивидов и социума, помогает первым сделать выбор желаемой формы поведения в значимых ситуациях.
Рис. 1. Структурная модель корпоративной культуры преподавателя вуза
Ценности создаются определенной социально-экономической формацией, общественно-исторической практикой, используются в целях развития личности и достижения общественного прогресса, имеют первостепенное значение в процессе интеграции социокультурной системы и личности. Этим обусловлена роль ценностных оснований в формировании культуры как профессиональной, так и корпоративной [3].
Знание основных нормативных документов, регламентирующих деятельность высшего учебного заведения (Устав, Корпоративный Кодекс, Кодекс поведения и пр.), истории его становления, традиций, формирующихся многими годами, миссии, декларирующей основные направления деятельности, способствует принятию ценностей вуза. Чтобы когнитивный элемент трансформировался в аксиологический, то есть, чтобы знания органически переросли в ценностные ориентации преподавателя, которые он с течением времени будет транслировать внутри педагогического сообщества и учащимся, они должны проникнуть в эмоциональную сферу [5].
Транслируя ценности и тем самым внося вклад в развитие вуза, преподаватель соблюдает принятые нормы и правила поведения. Развитие коммуникативно-деятельностного элемента структурной модели позволяет преподавателю, как отдельной личности, преобразовывать и видоизменять нормы и ценности в рамках культурного наследия вуза.
Корпоративная культура преподавателя формируется на чувственной основе и выражается умениями и навыками работы в команде, поддержания благоприятного психологического климата в коллективе.
По мнению автора статьи, корпоративная культура преподавателя высшего учебного заведения формируется на чувственной основе, фундаментальным компонентом которой выступает аксиологический компонент и нравственно-этический уровень развития. Именно корпоративные ценности вуза, разделяемые профессорско-преподавательским составом и транслируемые учащимся в рамках процесса обучения, создают основу сильной культуры.
На рисунке 2 представлена схема формирования ценностей корпоративной культуры преподавателя вуза, отражающая утверждение «источник корпоративных ценностей – член корпорации» (в рассматриваемом контексте – член университета).
Можно констатировать тот факт, что ценности корпоративной культуры университета детерминируются личностными ценностями членов педагогического сообщества. Личностные ценности выступают структурами духовного мира человека, часто неосознаваемыми, подчиняющими эмоциональную и мотивационную сферу личности.
Рис. 2. Схема формирования ценностей корпоративной культуры преподавателя
Можно выделить три формы существования корпоративных ценностей преподавателя:
- Корпоративные ценностные идеалы – выработанные общественным сознанием членов педагогического сообщества представления о совершенной организации трудовой, социальной деятельности и принципах эффективного функционирования университета.
- Предметное воплощение корпоративных идеалов – стили поведения, сложившиеся в конкретном педагогическом сообществе, как индивидуальные модели поведения, социально одобряемые в рамках университета; документы с закрепленными основами корпоративной идеологии и пр.
- Мотивационные структуры личности – побуждают члена педагогического сообщества к предметному воплощению в процессе своей деятельности индивидуальных и коллективных ценностных идеалов.
Алгоритм перехода одной формы существования ценностей в другую на практике выглядит достаточно просто: идеалы проходят процесс усвоения членами педагогического сообщества, итогом стадии усвоения является действие, побуждающего их воплотить в определенной модели поведения, результатом выступает предметное воплощение выбранной модели. Воплощенные ценности – фундамент для формирования корпоративных идеалов. Таким образом, переход одних форм ценностей в другие – процесс перманентный.
Поведение индивида (в контексте статьи-преподавателя) в рамках университета и вне подчинено степени принятия и значимости той или иной ценности. В рамках высшего учебного заведения индивид может демонстрировать полное или частичное принятие транслируемых окружающим педагогическим сообществом ценностей, создавая тем самым комфортные условия взаимодействия с коллегами. Демонстрируемое согласие может являться результатом действия истинной ценности, подкрепляющей своей значимостью взаимодействие личности с другими ценностями (второстепенными). В такой ситуации выявление ценностей, истинно принятых личностью и конформно принятых, становится затруднительным.
Процесс принятия личностью уже сложившихся в рамках университета ценностей автор считает целесообразным представить в нескольких вариантах:
- Осознание транслируемых в университете ценностей, но неприятие их в качестве основополагающих (истинных);
- Аккомодация ценностных ориентиров преподавателя и разделяемых в рамках университета ценностей посредством проявления толерантности члена педагогического сообщества к внешней (корпоративной) системе ценностей;
- Ассимиляция или полное принятие корпоративных ценностей и отказ члена педагогического сообщества от прежних ценностных установок.
Корпоративные ценности (объективные) университета в виде норм и правил могут не соответствовать природе личности преподавателя и носить в ее восприятии субъективный характер. Возникает вопрос об условиях принятия личности корпоративных ценностей, автором разделяется точка зрения Р. Мюллера, отрицающего всякое социальное давление в процессе зарождения ценностей: «…для рождения ценностей недостаточно наличие субъекта и объекта и даже эмоционального отношения первого ко второму, нужна еще особая «ценностная позиция» субъекта; но такая позиция возникает именно в ситуации выбора свободного, а не обусловленного каким-либо внешним давлением социального управления или «психологическим давлением» типа расчета, страха» [1].
Для того чтобы те или иные корпоративные ценности были присвоены и стали бы частью корпоративного мировоззрения члена педагогического сообщества, регулятором его поведения, необходимо их из референтных, комфортных перевести в базовые, продемонстрировав образцы реализации этих ценностей в поведении, задействовать механизмы подкрепления взаимосвязи положительного поведения, основанного на базовых ценностях, и одобрения.
Для того чтобы педагогическое сообщество эффективно выполняло функцию носителя и транслятора корпоративных ценностей университета, необходимо обеспечение следующих основополагающих условий:
- Смысл деятельности преподавателя вуза – передача накопленного опыта следующим поколениям и распространение культуры.
- Миссия высшего учебного заведения сегодня заключается в сохранении, развитии и распространении отечественной и мировой культуры, в подготовке конкурентоспособного специалиста, готового к саморазвитию. Преподаватель, как носитель университетской культуры, нацелен на выполнение задач по реализации миссии вуза.
- Член педагогического сообщества ориентирован на поиск научной истины, на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы, соблюдение традиций университета.
- Имидж преподавателя должен отражать корпоративный дух университета, направленность на эффективный, многоплановый процесс обучения, транслирование профессиональной культуры через деловой стиль в одежде.
- Поддержание психологического комфорта посредством создания дружеской атмосферы, основанной на принципах доверия и сотрудничества, корпоративные мероприятия по поддержанию командного духа, нацеленность на конструктивное разрешение спорных ситуаций и конфликтов.
- Стремление члена педагогического сообщества к самоутверждению является стимулом его развития и саморазвития, а стремление его к профессиональному самоутверждению – одним из факторов профессионального становления и совершенствования. В целом эмоциональный комфорт личности и здоровая социально-психологическая атмосфера в коллективе связаны с успешностью самоутверждения в нём членов коллектива.
- Личностно-ориентированное педагогическое общение – как эффективный способ трансляции социокультурных ценностей [4].