Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF EDUCATIONAL SPACE OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF THE PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

Raykhlina E.L. 1
1 Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy
The author defines the role of upbringing and education of pedagogical high school space in the development of patriotic consciousness of students. The article highlighted the optimal conditions for the formation of patriotic consciousness of students. Among the basic conditions are: the integration of academic and extra-curricular activities of students; coordination of tasks of patriotic consciousness and the conceptual foundations of the university educational system; the formation of the general context of teacher training. Important conditions are: an organic unity of educational, scientific and educational work; instilling in students the personal, civic, patriotic and professional qualities, the provision of social and creative initiative and motivation associated with the essence of educational activities in the field of patriotic education. The author proposes to introduce in pedagogical institutions of higher education course for teachers «Technology and the formation of patriotic consciousness".
upbringing and educational space
pedagogical high school (pedagogical university)
patriotic consciousness of students

В условиях современной России актуализируется проблема воспитания молодого поколения, которая связана с формированием гражданской позиции и патриотизма. Сегодня идея патриотизма является интегрирующей основой российской государственности, движущей силой совершенствования воспитания молодежи.  Вызовы времени, с которыми сталкивается наше государство, требуют от общества постоянного внимания и серьезного изучения, поиска новых теоретических и методологических оснований патриотического воспитания будущего поколения. Формирование патриотического самосознания невозможно без учета исторического опыта развития общественной мысли и государства, а также произошедших общественно-экономических перемен в стране.

Значение патриотизма как объединяющей  и мобилизационной платформы государства Российского признается и руководством страны. На встрече с молодыми лидерами в Ново-Огареве президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил патриотизм как национальную идею. «И другой объединяющей идеи быть не может», – высказал свое убеждение президент [7].

Целью патриотического воспитания в современных условиях является формирование граждан с положительными ценностными ориентациями, способных к созидательному труду в интересах Отечества, стремящихся к активной общественной деятельности и обладающие гражданской ответственностью. Поэтому патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую смысловую нагрузку как важное направление государственной политики РФ. Развитие гражданского общества в период становления новой государственности будет более успешно на основе формирования патриотического самосознания российской молодежи, активно принимающей участие в демократическом процессе. Именно молодой человек является носителем гражданской позиции. Итогом же патриотического воспитания является сформированное патриотическое самосознание.

В период обучения в вузе, учреждениях профессионального образования происходит вторичная социализация. Студенческая молодежь – это особая социальная страта, организационно объединенная институтом системы образования. Студенческий возраст – это время динамичного развития нравственно-эстетических ориентиров, период овладения системой социальных ролей взрослой личности, развития самосознания.

В процессе профессиональной подготовки студентов – будущих учителей возможности развития патриотического самосознания личности реализуются при изучении гуманитарных дисциплин, потенциал которых в этом смысле трудно переоценить. К примеру, в процессе изучения курса «История России» студенты приобретают интерес к противоречивым проблемам современности через призму истории, выстраивая  отношение к историческим событиям как способу формирования собственного понимания современности. Гуманитарные дисциплины прививают понимание ценности демократических свобод, уважения прав человека, стимулируют формирование патриотического самосознания.

 Кроме того, влияние воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза требует специальных усилий, направленных на интеграцию учебной и внеучебной деятельности студентов, являющейся средством развития патриотического самосознания. Мы полагаем, что сущностной характеристикой патриотического самосознания является ориентация на базовые ценности – основания развития национальной культуры в контексте и тесной связи с общечеловеческой, гуманистической культурой. Студент как субъект педагогического процесса в период обучения в вузе вступает в отношения ответственной зависимости с другими субъектами этого процесса. Выпускник педагогического вуза, как обозначено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, должен быть подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя.

В процессе выполнения профессиональных обязанностей молодому учителю необходимо сразу выполнять множество функций, включая воспитательную. Следовательно, должна проявляться готовность к решению задач формирования патриотического сознания и умение осуществлять патриотическое воспитание школьников. Сказанное выше подводит нас к определению патриотического самосознания студента педагогического вуза как профессионально важного свойства преподавателя, сущностной характеристикой которого выступают самовосприятие себя как патриота, и как педагога – воспитателя патриотизма у школьников. Здесь уместно будет сказать, что сущность объекта исследования проявляется в предмете, особенностей свойств и качеств, отличающих его от других предметов. Несмотря на то, что самовосприятие – это динамический процесс, тем не менее оно формируется на основе мировоззрения, убеждений, мотивации и психологических установок. Если учитель внутренне не будет позиционировать и ощущать себя патриотом, то он не сможет эффективно осуществлять патриотическое воспитание.

Воспитательно-образовательное пространство вуза и есть та область, в которой реализуется идея формирования патриотического самосознания студентов. Деятельность же  вуза предполагает сегодня  активизацию процесса включения молодежи в жизнедеятельность социума. Поэтому условием формирования патриотического самосознания  будущего учителя школы является соответствующая среда – воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза.

Понятие «образовательное пространство» в различных исследованиях трактуется по-разному,  но термин вошел в активный оборот в педагогических исследованиях. В отечественной педагогической практике примеры развивающей среды как специально организованного образовательного и социокультурного пространства стали появляться с конца 1980-х годов. Исследуя деятельность инновационных школ, B. C. Библер, С. Ю. Курганов, В. А. Караковский, Г. Л. Каспржак, А. Н. Тубельский и др. выявили организационно-деятельностные стороны формирования развивающей среды как условия развития творческой личности, в основе которого находилась педагогика сотрудничества. Рассмотрена роль развивающей среды как структурного элемента социально-педагогического проектирования культурно-образовательного пространства. В. А. Мастерова рассматривает воспитательно-образовательную среду вуза как совокупность воспитательно-образовательных условий, создающих социокультурное и профессионально-образовательное пространство, предоставляющее индивидуальные маршруты для саморазвития всех участвующих в ней субъектов [5, с. 12].

Понятие «образовательное пространство» понимается в широком и узком смысле. В широком смысле образовательное пространство есть существующее в обществе «место», в котором субъективно задаются множества связей и отношений, где осуществляется деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. В узком смысле образовательное пространство есть индивидуальное пространство, которое формируется индивидом, а его становление происходит в опыте каждого [6, с. 63]. К расширительному толкованию образовательного пространства тяготеет А. Я. Данилюк. Исследователь отмечает: «Образовательное пространство характеризуется наивысшей степенью внутрисистемной интеграции и дифференциации. О нем можно говорить как о наиболее развитой в историческом и логическом плане образовательной системе» [3, с. 211]. Автор говорит об индивидуальном сознании учителя и сознании ученика, взаимодействующих в образовательной системе.

В работе «Воспитательная деятельность педагога» характеристика структур воспитательного пространства взаимосвязана с компонентами патриотического самосознания студентов. Так, авторы рассматривают воспитание как гуманитарную практику, включающую социальное явление, процесс и деятельность [1, с. 98]. Наконец, особо отметим, что нам  импонирует обоснование данными исследователями значимости субъектного пространства, в котором человек «выстраивает систему смыслов, смысловое поле или внутреннее смысловое пространство». Внутреннее пространство организуется в форме миропонимания, Я-концепции, направленности личности, самосознания. Внутреннее субъектное пространство саморазвития и есть та “промежуточная реальность”» (К. Роджерс) [1, с. 99]. Для нас высказанные в этом контексте идеи развития человека в пространстве субъективного мира и саморазвития приобретают особое значение именно в связи с проблемой становления патриотического самосознания личности в образовательном пространстве педагогического вуза.

Мы считаем более адекватным нашей проблематике термин «воспитательно-образовательное пространство». Кроме того, понятие «воспитательно-образовательное пространство» соотносится с сущностью воспитательной системы, в которой органично сочетаются дидактическая подсистема и подсистема воспитательной работы, отражая базовые признаки системы, которые включают в себя наличие структуры, интегративных качеств, функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов. Именно поэтому нам ближе понятие «воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза». Воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза мы рассматриваем как адаптационную среду. Не стоит забывать, что в проектировании программ развития вузов учитываются функции внеучебной работы, ее потенциал в становлении личности профессионала-педагога. 

Оптимальным условием формирования патриотического самосознания студентов, на наш взгляд, является интеграция учебной и внеучебной деятельности. В данном понятии изначально заложена идея целостного развития личности в едином воспитательно-образовательном процессе. А. Я. Данилюк конструирует шесть существенных характеристик интеграции. Прежде всего, интеграция образования – это «процесс соединения преподаваемого знания и обучающегося сознания», в результате которого происходит развитие обучающегося; в то же время базовым субъектом процесса интеграции является сознание обучающегося. Основной интеграционный фактор – это преподаватель, который осуществляет «перевод» знаний в учебный дискурс [2, с. 48]. Для нас в данном подходе существенной является третья характеристика – основным субъектом интеграционного процесса является сознание ученика. Обратимся к рассмотрению путей, условий, способов интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов. Наиболее общее основание для анализа условий интеграции – это принципы, опора на которые обеспечивает эффективность реализации данного  процесса.  Выделяют три принципа, определяющие организацию образовательных систем на интегративной основе: диалектическое единство интеграции и дифференциации; антропоцентризм; культуросообразность. Исходные основания (принципы) реализуются в процессе интеграции при использовании различных педагогических условий, способов, средств. Роль преподавателя, организатора внеучебной деятельности, куратора студенческой группы заключается в создании позитивного морально-психологического климата; расширении интеллектуально-познавательного и коммуникативного пространства; предоставлении каждому студенту содержательной работы; установлении четких целей и задач деятельности; справедливом оценивании процесса работы будущих специалистов и ее результата; создании условий для личностного роста студентов и раскрытия их индивидуальных способностей; предоставлении возможности для развития навыков самообразования и самовоспитания [4, с. 103]. Соответственно, наличие указанных условий обеспечивает различные уровни интеграции, выделяемые по параметрам целенаправленности, стабильности, многосторонности и управляемости взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

В целом анализ представленных путей, условий, механизмов эффективной интеграции показывает возможность их реализации для решения задачи формирования патриотического самосознания студентов. Вместе с тем мы считаем, что можем представить несколько иную логику выделения педагогических условий интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов, которая будет соответствовать заявленной  нами  проблематике.

Первым и главным условием, на наш взгляд, является соотнесение данной задачи с концептуальными основаниями воспитательной системы вуза,  задающими общий контекст профессиональной подготовки педагога. Выделим, прежде всего, такие идеи, как: органичное единство учебной, научной и воспитательной работы; воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, качеств подлинных патриотов России. Воспитательная система в педагогическом вузе играет особую роль, так как будущий педагог при выполнении профессиональных обязанностей должен воспитывать подрастающее поколение, и  поэтому он сам должен быть воспитан соответствующим образом. Воспитательная система имеет разноуровневую структуру и включает в себя:

- воспитание в процессе изучения дисциплин; причем гуманитарные дисциплины имеют специфический воспитательный потенциал, в рамках которых проявляются более широкие возможности для формирования патриотического самосознания;

- воспитание в активной деятельности. В учебно-воспитательном пространстве педагогического вуза это проявляется в проведении различного рода практик, согласно учебным программам;

- реализация воспитательного потенциала в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты учатся писать научные статьи, участвуют в студенческих конференциях, проводят малые исследования – анкетирование, опросы и т.п.;

- использование воспитательного потенциала студенческого самоуправления. В практике студенческих мероприятий – проведение совместных акций, посвященных героическим датам, посещение музеев, конкурса сочинений «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Еще одним условием, на наш взгляд, является организация диагностики личности и деятельности студентов. Опыт проведения диагностики студентов-первокурсников в Тульском педагогическом университете показывает, что усложняется ситуация профессиональной подготовки будущих педагогов. Как показывают опросы и анкетирование, у части студентов проявляется несоответствие социального становления возрасту, профориентационная неготовность к сознательному выбору профессии; неумение самореализации в будущей педагогической деятельности. Можно отметить неразвитую адаптивность к формам обучения в высшей школе, которая проявляется в большем освоении знаний, чем в школе, и отсутствием навыков самостоятельной работы. Это затрудняет вхождение первокурсников в новые условия жизнедеятельности, вызывает многочисленные трудности в учебе, не только в первый год обучения, но и в последующие периоды обучения.

В связи с этим актуализируется следующее условие – обеспечение социальной и творческой инициативы студентов. Необходимо психолого-педагогическое сопровождение в социально-ролевой адаптации студентов к новым условиям обучения, процессам освоения педагогической профессии, актуализации жизненных целей. Включение студентов в новую социокультурную среду, также  интеграцию форм и методов  воспитательной и учебно-познавательной деятельности.

Особым условием является стимулирование  мотивации студентов в учебно-познавательной и внеучебной деятельности, в особенности мотивов, связанных с сущностью педагогической деятельности в сфере патриотического воспитания. Стимуляция мотивации возможна с учетом взаимодействия в этом процессе всех психических функций личности – мышления, эмоций, мотивов. Как мы отметили, стимулирование мотивации возможно только в деятельности. У субъекта должна актуализироваться потребность (желание, интерес), осознание сформулированной цели, направленной на достижение результата. В результате воплощения цели студент сталкивается с трудностями и барьерами, и разрешение данных трудностей приводит к формированию соответствующих мотивов. Достижение желаемого результата приводят к личностным изменениям самого субъекта.

Конечно, важным является и постоянное совершенствование  и подготовка преподавателей. Для этой цели нами разработан курс, направленный на повышение квалификации преподавателей «Технологии формирования патриотического самосознания студентов педагогического вуза». Курс предусматривает 36 часов лекционных и 36 часов практических занятий. Формой контроля является собеседование. Учебно-тематический план охватывает 7 тем. В содержании курса рассматриваются технологии формирования патриотического самосознания студентов; потенциал содержания гуманитарных дисциплин в развитии патриотического самосознания студентов; методики диагностики сформированности патриотического самосознания [9, с. 96-97].

Таким образом, если подытожить сказанное выше, то для нас ключевой идеей выступает соотнесение путей и способов интеграции с идеей целостного воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза. Выделение в воспитательно-образовательном пространстве вуза тех сфер, в которых согласуются возможности познавательной и социальной активности будущих педагогов с учетом их потенциала в овладении средствами самопознания, саморазвития в контексте гуманистического воздействия с окружающими людьми и условиями культурных, социальных и иных реальностей окружающего мира, будет играть важную роль в развитии патриотического самосознания  студентов.