В настоящее время медико-демографическая ситуация в России характеризуется относительно высокими показателями заболеваемости населения, смертности, особенно мужской популяции, низкой рождаемостью и снижением уровня продолжительности жизни людей [3, 6, 11]. В связи с чем проблема сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации приравнивается к проблеме национальной безопасности [13, 19]. Кроме того, данная ситуация также обусловливает необходимость совершенствования первичной профилактики неинфекционных заболеваний в рамках научно-практической платформы «Профилактическая среда». Как свидетельствуют исследования, основными рисками, представляющих угрозу здоровью населения и определяющих приоритетность соответствующих научно-практических исследований, относятся риски, связанные с влиянием генетических и биологических факторов [15].
Студенческую молодежь относят к группе повышенного риска по различным заболеваниям, так как они значительно чаще, чем молодые люди других социальных групп того же возраста, страдают выраженными соматическими расстройствами и нервно-психическими заболеваниями [12]. Интенсификация обучения в высшей школе должно сопровождаться проведением здоровьесберегающих мероприятий, ориентированных на поддержание высокой умственной и физической работоспособности студентов [7, 9, 17,18, 20]. Поэтому сохранение здоровья молодого поколения России играет решающую роль в эффективном оздоровлении популяции в целом.
При формировании здоровьесберегающих учебно-воспитательных технологий необходимы знания не только этнической принадлежности, профессии, места жительства или учебы, но и должны быть использованы характеристики конституции конкретного человека, онтогенетической динамики ее развития [8,10].
Знания о типе конституции человека вошло не только в теоретические, но и практические аспекты построения учебно-тренировочного процесса, как относительном генетическом маркере, позволяющем судить об оптимальном для данного человека уровне двигательной нагрузки в физкультурно-спортивной деятельности [9].
Актуальным является изучение связей соматотипа с показателями реактивности, а также с функциональными характеристиками состояния организма. У школьников и студентов с различным уровнем академической успеваемости имеет место нарушение функции вегетативной нервной системы (ВНС) [1]. Так, у юношей г. Магадана установлено снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, особенно у лиц с избыточной массой тела и повышенным общим содержанием жира в компонентном составе тела [14]. Ранее нами проводились исследования по изучению соматотипологических характеристик студентов, полученных по методике Р. Н. Дорохова, В. Г. Петрухина (1989) [5]. Вместе с тем изучение вопроса взаимосвязи соматотипа с характеристиками функциональных показателей организма юношей, а также распределение по индексу полового диморфизма в регионе Прибайкалья не проводилось.
Цель: определить конституциональную характеристику и индекс полового диморфизма у юношей Иркутской области с учетом функциональных показателей их организма.
Материалы и методы
Было обследовано 1302 студента Иркутского национального исследовательского технического университета, отнесенных к 1 и 2 функциональным группам для занятий физической культурой по результатам ежегодного медосмотра специалистами студенческой поликлиники. В выборку входили юноши – славяне, в возрасте от 17 до 20 лет, родившиеся и постоянно проживающие на территории Иркутской области. Антропометрические измерения проводились по унифицированной методике с использованием стандартного инструментария [2] в помещении кабинета врачебного контроля вуза с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования в соответствии с требованиями биомедицинской этики, утвержденными Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (2000).
Для конституциональной диагностики и соматотипирования использовали методику Р. Н. Дорохова, В. Г. Петрухина (1989) [4], основанную на определении уровней варьирования: габаритному уровню варьирования (ГУВ), пропорциональному (ПУВ), компонентному (КУВ) и варианту развития (ВР). Оценку ГУВ признаков проводили с учетом длины и массы тела обследуемых, выделяя три основных соматических типа – макросомный (МаС), мезосомный (МеС), микросомный (МиС), два крайних – наносомный (НаС) и мегалосомный (МегС) и два переходных – микромезосомный (МиМеС) и мезо-макросомный (МеМаС) типа. Определение варианта развития (ВР) проводили по 9 соматическим показателям с учетом обхватных размеров плеч, таза и длиннотного размера туловища юношей. Компонентный уровень варьирования признаков (КУВ) определяли по содержанию в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс. Соматотип по ПУВ признаков определяли по месту нахождения показателя в треугольнике соматотипирования с учетом длины нижней конечности.
В ходе исследования определяли половой диморфизм по Таннеру. Признаки полового диморфизма (ПД) определялись по соотношению ширины таза (бикристарный размер) и плеч (биакромиальный размер) по формуле:ИПД= 3 х Dba - Dbc, где Dba – диаметр (ширина плеч), Dbc – диаметр (ширина таза). Также исследовали функциональные показатели: систолическое и диастолическое артериальное давление (АДс, АДд), частоту сердечных сокращений (ЧСС), реакцию сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу в виде 20 приседаний за 30 секунд.
Расчеты проводились с использованием пакета прикладных программ «StatSoftStatistica 6.0», «MicrosoftExcel», предложенных для статистического анализа медико-биологических данных. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В соответствии с рекомендациями О. Ю. Ребровой [16], с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах, в работе использовались параметрические методы обработки материала. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.
Результаты исследованияи обсуждение
Конституциональная характеристика юношей Иркутской области по габаритному уровню варьирования представлена на рисунке 1. В возрасте 17 лет преобладают юноши МеС типа – 31,07 %, ниже следуют МиМеС – 26,86 %, далее МеМаС – 24,6 %. Реже регистрируются юноши микросомного (МиС) и макросомного (МаС) по 8,74 %. Мегалосомного (МегС) и наносомного НаС типов в этом возрасте не выявлено [5].
В группе юношей 18–20 лет частота встречаемости МеС типа телосложения составляет более 30 % (за исключением возраста 20 лет). В данном возрастном диапозоне уменьшается количество юношей МиМеС типа и увеличивается МеМаС типа конституции. МиМеС и МеМаС типы имеют более 20 % обследованных в группе этих возрастов. Наносомный (НаС) тип встречается только у 18-ти летних студентов (0,26 %), а юноши мегалосомного (МегС) типа в этих возрастах отсутствуют.
Рис. 1. Возрастное распределение юношей по ГУВ (в %)
У студентов всех возрастов выявлен значительный процент переходных соматических типов МеМаС – от 24,6 (в 17 лет) до 28,52 % в (20 лет), МиМеС от 22,18 (20 лет) до 26,86 % (17 лет), что может свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов в юношеском периоде и неоднородности распределения юношей по варианту развития. Поэтому представляет интерес анализ полученных нами данных по ВР юношей (рис. 2).
Рис. 2. Возрастное распределение юношей по ВР (в % )
Во всех возрастах преобладают юноши, имеющие обычный (банальный) вариант развития «Б». С возрастом увеличивается число юношей, имеющих растянутый (ретардированный) ВР «С» – от 24,92 (17 лет) до 28,17 % (20 лет). Укороченный (акселерированный) ВР «А» увеличивается незначительно (с 19,74 – 17 лет до 22,54 % – 20 лет). Известно, что у представителей ВР «А» ростовой процесс заканчивается в 15–16 лет, у лиц ВР «С» – в 22–24 года [5]. Результаты наших исследований показали, что от 40 до 50 % иркутских юношей-студентов имеют отклонения в ВР, как в сторону ускорения, так и замедления процессов развития, что является свидетельством напряженности энергетического и пластического гомеостаза [12].
Анализ состава тела юношей предполагал изучение закономерностей взаимоотношений компонентов сомы: жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс. Установлено достоверное возрастное увеличение жирового, мышечного и костного компонентов сомы. В 17 лет абсолютный показатель ЖМ составляет 12,01±0,21 кг, к 19 годам он возрастает до 12,97±0,23 кг (Р <0,05). Показатель ММ у 17–летних составляет 28,64 ±0,25 кг, к 20-ти годам возрастает до 30,26±0,26кг (Р<0,05). С возрастом увеличивается показатель КМ с 10,42±0,07кг –17 лет до 10,85±0,08 кг в 20 лет.
Среди обследованных студентов по ПУВ преобладают представители МиМеМб типа. Затем чаще регистрируются МеМб типы юношей (22,58 %), имеющих среднюю длину нижних конечностей. Таким образом, в коридоре от микромезомембрального до мезомакромембрального типов чаще встречаются юноши со средней длиной нижних конечностей – 68,27 %.
Анализ полученных данных показывает, что в популяции юношей Иркутской области по половой дифференцировке выявлено неравномерное распределение соматотипов с преобладанием среди них представителей мезоморфного соматотипа (58,48 % от общего числа студентов). Андроморфный соматотип имеют 35,11 % и гинекоморфный соматотип – 6,41 % обследованных. Возрастное распределение студентов по ИПД представленов таблице.
Возрастное распределение юношей по ИПД (в % к числу обследованных)
ИПД |
Возраст (лет) |
|||
17 |
18 |
19 |
20 |
|
Андроморфный |
28,8 |
32,03 |
33,95 |
42,96 |
Мезоморфный |
61,81 |
60,26 |
59,57 |
51,76 |
Гинекоморфный |
9,39 |
5,71 |
6,48 |
5,28 |
Как видно из таблицы, у юношей наиболее часто встречается мезомофный тип с колебаниями от 51,76 % (20 лет) до 61,81 % (17 лет). С возрастом отмечается уменьшение количества юношей с гинекоморфным типом с 9,39 % (17 лет) до 5,28 % (20 лет) и увеличение представителей андроморфной конституции с 28,8 % (17 лет) до 42,96 % (20 лет). Эти данные свидетельствует, что среди мужской популяции отмечается значительный процент (9,39 % в 17 лет) с признаками противоположного пола, а процесс половой дифференциации у юношей Прибайкалья заканчивается к 20 годам.
Анализ результатов наблюдения свидетельствет о том, что значения показателей систолического артериального давления среди представителей МеМаС типа достоверно выше, чем у МиС соматотипа (115±0,37 и 111,2±0,92 мм рт. столба, соответственно). Наибольшая характеристика значения показателя диастолического давления зарегистрирована у юношей МаС соматотипа – 74,19±0,53, а наименьнее у МиС –71,0±0,64 мм рт. столба (Р <0,05). Обращает на себя факт снижения значений показателей систолического и диастолического давления от МаС к МиС типу конституции.
Не выявлено достоверной разницы в значениях показателей частоты сердечных сокращений в зависимости от типа конституции. Не уставновлено достоверных различий и в характеристиках частоты сердечных сокращений и времени восстановления её в функциональном тесте сердечно-сосудистой системы – 20 приседаний за 30 с.
Выводы
1. Проведенное соматотипирование дополнило имеющиеся данные о индивидуально-типологических особенностях юношей Центральной Сибири в возрасте 17–20 лет. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что процесс формирования организма юношей продолжается и в 20 лет, о чем свидетельствует значительное количество молодых людей, отнесенных к переходным соматотипам и имеющих ретардированный вариант развития.
2. По индексу полового диморфизма наиболее часто встречается мезомофный тип с колебаниями от 51,76 (20 лет) до 61,81 (17 лет) %. С возрастом отмечается уменьшение количества юношей с гинекоморфным типом и увеличение представителей андроморфной конституции. Проведенное исследование свидетельствует, что среди мужской популяции отмечается значительный процент с признаками противоположного пола, а процесс половой дифференциации у юношей Прибайкалья заканчивается к 20 годам.
3. Разнообразие и особенности распределения типов конституции у юношей Иркутской области являются основанием для применения индивидуализированных физкультурно-оздоровительных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.