Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPT OF OPTIMIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN IN PRE-SCHOOL EDUCATION: THE PRINCIPLE OF CONTINUITY

Likhacheva E.N. 1 Sakaeva A.N. 2 Oleksyuk Z.Ya. 3
1 Academy "Bolashak"
2 Branch of JSC "National Centre of Excellence "Orleu"
3 Karaganda state university named after E.Buketov
Currently, there is growth in the number of preschool children with individual educational needs. Effective solution to the issue of optimization of individual educational activities for children in preschool education led to the development of pedagogical concepts and definitions of its principles. One of the main principles of the concept of optimization of individual educational activities for children in pre-school education is the principle of order. Using the principle of consistency in the solution of the problem requires consideration of its in two planes. Firstly, the principle is based on the genesis of the activity of subjects of the educational process. Second, the principle of consistency is realized through the systemic organization of successive process optimization individual educational activities for children in pre-school education in the stages of a young child, as well as on the stages of pre-school and primary school age.
continuity
individual capabilities
early age
preschool age
younger school age

В настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения. Так, анализ результатов мониторинга (объектом мониторинга явились физические, интеллектуальные и личностные качества детей) достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (мониторинг проведен автором в 2013 году, в исследовании приняли участие 375 детей каждого возрастного этапа дошкольного детства) показал:

- при изучении физического развития: 27 % детей младшего дошкольного возраста,    21 % детей среднего дошкольного возраста и 19 % детей старшего дошкольного возраста, от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;

- при оценке интеллектуального развития 37 % детей младшего дошкольного возраста, 29 % детей среднего дошкольного возраста и 21 % детей старшего дошкольного возраста, от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;

- при изучении личностного развития оценку «близкий к достаточному уровню» имели соответственно возрастному этапу развития 39 %, 26 % и 22 % детей от общего числа испытуемых.

Это свидетельствует об отсутствии акцента на индивидуальную ориентацию в образовательной деятельности, которая призвана реализовать совокупность актуальных потребностей, особенностей и потенциала развития ребенка в дошкольном образовании. В то же время результаты анкетного опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений (анкетный опрос был проведен автором, 2013 г., в исследовании приняли участие 220 человек) показали:

- 175 воспитателей (79,5 % от общего числа опрошенных) указывали на то, что оценка «близкий к достаточному уровню» предполагает с их стороны усиление педагогической работы с ребенком с учетом выявленных проблем (усиливался контроль во время всего педагогического процесса, ребенку предъявлялась система дополнительных заданий и т.д.);

- 139 воспитателей (63,2 % от общего числа) характеризовали успех ребенка, достигнутый в результате педагогической тренировки, как со стороны воспитателя, так и со стороны родителей, как временный. Проводимая педагогическая работа, со слов наставников, часто приводит к переутомлению, в результате чего у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к обучению и осторожно-пассивный тип поведения, при котором теряется стремление достичь большего, исправить собственные ошибки.

Проблемы детей при усвоении программного материала в силу индивидуальных возможностей, связанных с недостаточным уровнем сформированности психических процессов, не входят в круг задач современных образовательных программ. Процесс оптимизации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании актуализируют необходимость определения направлений педагогической работы по оптимальной организации данной деятельности, а также выявления педагогических условий реализации данных направлений, при которых образовательная деятельность детей протекала бы на эффективной, качественной основе. Продуктивность решения поставленных вопросов зависит от разработки педагогической концепции, как системы взглядов и выделении ее принципов.

Принцип последовательности оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании представляет собой принцип этапного развития и формирования познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с индивидуальными особенностями.

Использование принципа последовательности при решении вопроса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании требует рассмотрения его в двух плоскостях. Во-первых, данный принцип осуществляется на основе генезиса деятельности субъектов образовательного процесса:

- исходным этапом реализации процесса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности является подготовка и переподготовка педагогических кадров;

- квалифицированное взаимодействие педагога с детьми, основанного на изучении психологических особенностей этих детей и последующем их учете в учебно-воспитательном процессе;

- включение родителей в педагогический процесс с детьми с индивидуальными возможностями:

  • создание доверительных отношений с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении данных образовательных программ в силу своих индивидуальных возможностей;
  • формирование готовности (теоретической, эмоциональной и практической) родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей.

Во-вторых, принцип последовательности реализуется через системную организацию преемственного процесса оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании на этапах раннего возраста ребенка, а также на этапах дошкольного и младшего школьных возрастов.

Современное социально-экономическое состояние в стране вносит свои коррективы в формирование и развитие подрастающего поколения. В наши дни значительно возросли требования общества, предъявляемые к молодому поколению, в реализации которых  основную роль играет сфера образования. Действительно, высокоэффективная система образования является одним из основополагающих факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны и социального благополучия. Сфера образования признана будущим любой страны, и, как следствие, оно требует приоритетного отношения к себе.

Первой и основной ступенью в системе образования человека является дошкольное образование. Особенностью периода всего дошкольного детства является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее в дальнейшем (на последующих этапах образования) фундаментом для приобретения любых специальных знаний, умений и навыков, а также усвоения различных видов деятельности. За период дошкольного детства происходит интенсивное психофизическое и личностное развитие ребенка. За это время ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения в ближайшей и дальней социальной среде. У него развивается и формируется познавательная деятельность: совершенствуется внимание, увеличивается объем памяти, развивается мышление, закладываются зачатки словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте формируется личность ребенка: развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы, совершенствуются мотивы деятельности. Путь развития потребностей за этот период претерпевает значительные изменения – от элементарных органических, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности, до социальных (в деятельности, общении), в основе которых лежит стремление к установлению социальных отношений и контактов. В своей деятельности ребенок дошкольного возраста проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к результатам своей деятельности. В динамической последовательности развития деятельности появляется целеустремленность в действиях, ребенок постепенно начинает видеть цель и выбирает способы, обеспечивающие ее достижение. В сфере общения и установления контактов в социальной среде другими людьми (сверстники и взрослые, окружающие ребенка) все более заметно у ребенка проявляется способность строить эти отношения дифференцированно, на основе осознания норм поведения и моральных ценностей и нравственных отношений. К концу дошкольного детства у ребенка накапливается определенный социальный опыт взаимодействия со средой его окружения и знания, определяющие его готовность к школьному обучению.

В настоящее время самой распространенной организацией обучения и воспитания детей дошкольного возраста являются дошкольные образовательные учреждения сады, которые призваны создавать условия для всестороннего развития детей, реализации его индивидуальных особенностей и возможностей. Детский сад, имеющий более чем вековую историю и признанный в мировом сообществе как основная форма дошкольной организации жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, и сегодня остается эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей.

Одним из основных принципов определения целей и задач, построения содержания, а также определения форм, методов и технологий образования и развития детей дошкольного возраста является учет социальных, экономических и идеологических изменений, происходящих в обществе. В настоящий момент фундаментальным ориентиром при образовании детей дошкольного возраста служит разработанная международным сообществом «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). В этом документе актуализирована проблема провозглашения приоритетности прав детей в социальном обществе и предложены конкретные меры для защиты этих прав на основе разработанных юридических норм. Ядерная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых условий для их формирования и развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни социального общества. Государства, которые признали основные положения Конвенции несут юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей в рамках их развития, воспитания и обучения. Современное дошкольное образование в России созвучно настоящим международным постулатам.

Одной из наиболее глобальных проблем современного дошкольного образования, на наш взгляд, является несоответствие между целями и задачами, обозначенными стандартами дошкольного образования и индивидуальными возможностями детей. Так, с одной стороны, сегодня неуклонно возрастает сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, одновременно растут организационные требования к детям в процессе их образования, а, следовательно, увеличивается интеллектуальная, организационная нагрузка на детский организм. С другой стороны, заболеваемость детей имеет тенденцию к неуклонному росту практически по всем группам нозологий (болезни нервной системы, болезни органов дыхания, болезни органов кровообращения и др.). В свою очередь, нарушения, в виде снижения, психофизического развития детей дошкольного возраста тормозят процесс их качественного обучения и воспитания.

Нерешенность вопроса качества образования на дошкольной ступени логично приводит к тому, что в системе последующего школьного обучения возникает проблема неуспеваемости детей. И как следствие, здесь особую актуальность представляет вопрос ранней неуспеваемости детей, определяемую практически с первых недель обучения ребенка в школе. Действительно, на практике педагоги часто сталкиваются со школьниками, которые уже с первых дней пребывания в школе испытывают трудности при усвоении программного материала (затрудняются запомнить новый материал, недостаточно осмысливают задания, не могут длительно и сосредоточенно работать и др.), попадая заведомо в разряд неуспевающих. Попытки определить сущность ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста, выяснить причины и период возникновения предпосылок этого феномена предпринимались рядом ученых: Блонским П. П. [1], Сухомлинским В. А. [5], Божович Л. И. [2], Славиной Л. С. [4], Запорожцем А. В. [3].

Так, Блонский П. П., говоря в своих трудах о неуспевающих младших школьниках и причинах их стойкой неуспеваемости, уделял большое внимание предшествующему этапу развития – дошкольному возрасту, т.е. видел истоки неуспеваемости не в самом процессе школьного обучения, а в неподготовленности к нему в период дошкольного обучения [1].

По мнению Сухомлинского В. А., подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам (сила, ловкость, выносливость), так неодинаковы у них умственные силы, необходимые для интеллектуального труда. Ученый утверждал, что память, внимание, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, силе, устойчивости и быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Особое внимание Сухомлинский В. А. уделял слабоуспевающим детям по результатам школьного образования. Он четко указывал на их главный недостаток (причину) – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, ослабление познавательной активности, бедность речи, отсутствие любознательности и неразвитость эмоциональной сферы и личности в целом. Педагога интересовали причины появления данных недостаточных умственных способностей у таких детей. Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, он установил и обосновал, в частности, зависимость успеваемости от соматического здоровья или нездоровья детей младшего школьного возраста [5].

Определяя основные характеристики психологической готовности детей к школьному обучению, Божович Л. И. указывала на то, что, помимо достижения ребенком физиологической зрелости, требуется определенный уровень развития мыслительной деятельности (достаточный уровень развития познавательных процессов), познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей деятельности, поведения и др. [2].

Славина Л. С. связывала причину возникновения проблемы ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста с недоразвитием тех или иных познавательных и эмоционально-личностных психических процессов [4]. Аналогичные взгляды имел Запорожец А. В., отмечая, что готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции поведения и действий и т.д. [3].

На современном этапе проблема ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста учеными решается с позиции готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. По их мнению, успех при освоении программного материала образовательного учреждения, а также органического вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, принятие на себя роли ученика определяется общей готовностью ребенка к школе, реализуемой через возникновение предпосылок учебной деятельности [1-5]. В свою очередь, анализ литературы по проблеме готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению выявил, что она не заключается только в физической готовности, а предполагает и особую психологическую готовность к новым социальным ролям, условиям жизнедеятельности и образования. Современное определение психологической готовности к школе сводится к следующему – это некоторое состояние и уровень психического развития личности ребенка, которое является многокомпонентным образованием, и объективная ее диагностика уточняется, во-первых, за счет анализа и учета соматического здоровья ребенка, влияющего на эффективность образования, и лишь, во-вторых, за счет его социокультурной и, прежде всего, семейной ситуации развития.

Таким образом, следует заметить, что решение вопроса качественного обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста зависит не только от содержательного наполнения программ дошкольных образовательных учреждений, охватывающих все идеологические веяния страны, но и от индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности развития у них тех или иных познавательных и эмоционально-волевых процессов, умений, навыков и др.

Таким образом, применительно к концепции оптимизации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании принцип преемственности заключается как в генезисе деятельности субъектов образовательного процесса, так и в последовательном и поэтапном развитии и образовании ребенка с индивидуальными возможностями на этапах раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.