Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FOSTERING STUDENT CREATIVITY: USING MODERN LEARNING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TOURISM TRAINING

Voytenko M.V. 1
1 Altai State University
This article studies modern requirements for professional tourism training as well as learning technologies designed to develop creativity in students obtaining a Bachelor’s degree in Tourism, Services and Hospitality Management. It also identifies the components of student creativity, including flexibility, motivation to work with people, ingenuity, universality (the ability to be engaged in a wide range of activities related to hospitality and tourism industry), team spirit, tolerance (the ability to understand and accept diversity), and communication skills. The article highlights the necessity of using corresponding learning technologies, including project-based learning (in particular, acmeological project design) and interactive learning (based on moderation). It also defines a learning situation fostering professional development as a basis for project-based learning and describes the role of a teacher in moderating the learning process.
creativity
project-based learning
acmeological project design
interactive learning
method of moderation

В настоящее время в нашей стране произошел пересмотр отношения к результатам обра­зования, сформированы новые требования, основанные на компетентностном подходе. «Научить всему» в рамках четырехлетнего пребывания студента в вузе стало невозможно. В наибольшей степени новые требования, предъявляемые к образованию, касаются профессионального образования, являющегося ближайшим к трудовой практике. Профессиональное образование становится непрерывным, высокоэффективным, а готовность к творческой деятельности проявляется, прежде всего, в способности не только не отставать от жизни, но и опережать ее, быть творцом, уметь проектировать собственную профессиональную жизнь и преобразовывать действительность.

Цель исследования: определение компонентов творческого потенциала личности бакалавров туризма, а также учебных технологий, позволяющих  развивать творческий потенциал для успешной адаптации к профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета, среди студентов (будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела) 1–4 курсов дневного и заочного отделения.

Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение трудов по педагогике туризма, нормативных документов и нормативно-правовых актов); диагностические (тестирование, анкетирование, беседа, опрос, ранжирование, самооценка и экспертная оценка); прогностические (моделирование и проектирование педагогических объектов); обсервационные (прямое, косвенное наблюдение).

Невысокий уровень творческого потенциала личности выпускников вузов, отсутствие эффективных стимулов и социальных механизмов развития творческого начала в человеке сдерживают внедрение новых идей, нанося ущерб обществу и осложняя процесс личностного роста и, как следствие этого,  профессиональной адаптации молодых специалистов. По мнению Ф. Е. Зеера, творческий потенциал – это интегративный показатель профессиональных возможностей специалиста, который в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств личности [3, с. 134].

Особенно актуальна эта проблема для профессионального туристского образования, т.к. этот вид профессионального образования существует в России сравнительно недавно: лишь в начале 90-ых гг. появились вузы, занимающиеся подготовкой кадров для туристской индустрии.

В сфере туризма существует три основных направления деятельности. Это: 1) туроператорская и турагентская деятельность, т.е. планирование и разработка туров; 2) гостиничная деятельность и 3) анимационная деятельность. Следует пояснить также, что для туризма характерен «горизонтальный» тип развития карьеры, особенно на начальном ее этапе. Это значит, что для достижения профессионального роста и лучшей социальной адаптации специалист сферы туризма и сервиса должен владеть несколькими профессиями, находящимися на одной социальной ступени. В настоящее время существуют лишь примерные должностные и производственные инструкции для работников сферы туризма. В них включены разделы, определяющие функции, должностные обязанности, права, взаимоотношения и ответственность сторон, заключающих трудовой договор [9].

Однако за рубежом, в традиционно «туристических» странах, разработаны профессиограммы, определяющие необходимые личностные качества специалиста по туризму. В США, например, составлены профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к работникам сферы гостеприимства: работникам гостиниц и курортов; проектировщикам туров и маршрутов; работникам служб туристской анимации; к служащим экскурсионных фирм.  В обобщенном виде эти требования выглядят так:

  • личностные: позитивный настрой, высокий энергетический потенциал, инициативность, уверенность, гибкость, исключительные способности общения с людьми, артистизм, выносливость, юмор, энтузиазм и оптимизм, любознательность, стремление к новому, артистизм, терпеливость, любезность;
  • профессиональные: навыки ведения переговоров в области маркетинга и продаж, наблюдательность, умение руководить людьми, способность решать проблемы, знание психологии людей, наличие профессиональных навыков моделирования ситуаций, умение самостоятельно находить нужную информацию [4].

Специфика «творческости» будущих работников туризму определяет  компоненты их творческого потенциала. Проведенное нами исследование показало, что важнейшими компонентами являются: гибкость, наличие мотивации в работе с людьми, изобретательность, универсальность (позволяет успешно осуществлять разнообразную деятельность в индустрии гостеприимства и туризма), командный дух, толерантность (умение понимать и принимать различия); способность общаться. Для развития творческого потенциала бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела, по нашему мнению, необходимо применять соответствующие учебные технологии.

Поскольку смыслом и целью современного образования становится не только приобретение профессиональных знаний, но и развитие творческих возможностей личности, ее творческого потенциала, то востребованным становится умение будущих специалистов проектировать свое жизненное и профессиональное пространство. Это умение проектирования К. А. Абульханова-Славская называет «жизненной стратегией личности» [1].  Проектирование – это способ упорядочивания, нормирования какой-либо преобразовательной деятельности, например, профессиональной, на основе поисковой активности. Этот научный подход основан на проникновении в законы и нормы преобразования практики с позиции «умного делания», изменяющего действительность. Проектирование предполагает создание целостного представления о профессиональной деятельности, ее этапах, средствах деятельности, поведении субъектов деятельности.

Основная концептуальная идея проективного подхода: овладение деятельностью происходит непосредственно в процессе ее осуществления, а обучение идет через действие и в действии. Сама эта проектная деятельность становится учебным материалом, подлежащим рефлексии и осмыслению [2].

Обучение через проекты на основе деятельностного подхода отнюдь не принижает роли и места знаний в образовательном процессе, а лишь изменяет их функцию: из основной цели образования знания становятся средством становления профессионала. Студент, во-первых, осознает, что он знает, а во-вторых, понимает, что и как ему надлежит с этим знанием делать [2; с. 108].

Проект – это форма организации совместной активности, основанная на поэтапной проектной деятельности для достижения «потребного будущего» [8]. Совместная активность в рамках проекта неизбежно требует, во-первых, использования сложных видов коммуникации (а это сопряжено с проявлением толерантности, самодисциплины, ответственности, коммуникативной компетентности); во-вторых, самоопределения в профессиональном поле по поводу профессиональной роли, а это потребует от участника проекта  критического мышления, самостоятельности, самооценки, освоения техник  самофутурирования и приемов укрепления саногенного мышления; в-третьих, склоняет к поисковой активности, а значит, у студента развивается логическое мышление, творческое воображение, воля, упорство.

Таким образом, можно говорить о профессионально-развивающем характере проектного обучения, так как в проекте ставятся  творческие профессиональные задачи, а они требуют применения исследовательских, поисковых методов, нахождения способов разрешения проблемы и доказательства их правильности. Современные исследователи считают метод проектов технологией и успешно доказывают это [2].

Различные виды проектирования ориентированы на создание и преоб­разование разных объектов и предметов.

По мнению ученых, процессуальный аспект технологии учебного проектирования  за­ключается в том, что освоение знаний (содержания обучения) студентами осуществляется в процессе выполнения проекта, включени­ем учащихся в процессы проектирования, реализации и рефлексии. Учеб­ный проект модеративного (т.е. управляемого) типа – это самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы обучаемого над модеративным (управляемым) проектом является новый продукт; конкретный опыт или знание, при­обретенные самостоятельно; новый уровень переживаний и навыки сотрудничества в группе  [7, с. 25].

Результатом работы обучаемого над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знание, при­обретенные самостоятельно.

Основополагающими  принципами  проектной деятельности являются:

 - принцип проблемности – направлен на активизацию познавательной деятельности студентов, способствует формированию мотивации учения, развитию творческого отношения к деятельности;

 - принцип паритетности – направлен на создание положительного психологического климата в отношениях между педагогом и студентом;

 - принцип деятельности – реализуется в содержании и в организационных формах и методах обучения, связывающих теорию с решением практических жизненных задач;

 - принцип разносторонности методического консультирования – отражает ориентацию на усиление воспитания, в том числе профессиональных качеств личности будущего специалиста,  в процессе обучения.

Важным требованием успешности проектной деятельности, кроме значимой в личностном плане проблемы, мы считаем материальность, конкретность результатов проектной деятельности, наличие (как результата любой творческой деятельности) продукта этой деятельности.

Таким образом, проекты – уникальная в своем роде и четко определенная деятельность, направленная на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении, в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов, с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, а также работающих под специальным руководством.

Однако творческая и эмоционально-оценочная деятельность должны  осуществляться на определенном содержательном материале знаний и умений. Технология учебного проектирования предоставляет студенту, с одной стороны, возможность глубже узнать содержание специальных учебных предметов (например, экскурсоведения), с другой – применять и корректировать полученные знания в реальной работе. Опыт учебного проектирования дает студенту возможность реализовать имеющийся творческий потенциал в творческой деятельности, а только в процессе творческой деятельности могут происходить значительные положительные преобразования личности, в том числе развитие ее творческого потенциала.

Однако в профессиональном туристском образовании необходимо использовать прежде всего те проекты, которые развивают творческий потенциал, профессионально востребованные качества личности будущего специалиста: коммуникабельность, толерантность, творческую направленность деятельности в организации досуга людей и создании наилучших условий для исполнения ожиданий от отдыха;  инициативность, умение сопереживать, а также то, что американские профессиограммы обозначают как «искреннее желание услужить». Как показывает практика, участие в любом виде учебного проектирования может стать для студента одновременно и так называемым проектом личностного становления [2; с. 67].

Для профессионального образования речь в данном случае идет об акмеологическом  проектировании, или о самопроектировании профессионального (а значит, и жизненного) пути личности. Этот вид проектирования базируется на идеях акмеологии как науки о достижении профессионально-жизненных вершин (акме) и выходе на этом пути из кризисов, связанных с преодолением катаболе (ям, низин, пропасти, провалов), о выработке «акмического» поведения (жизнестойкость, крепость здоровья телесного и душевного,  общественно-значимые в социокультурном отношении деяния).

Смысл и содержание реализации акмеологического проекта в том, что человек, осознавая свои жизненные пробле­мы, стремится достигнуть желаемых целей через гармонизацию состояния «как есть» с проект­ным «как должно быть». Задача преподавателя при обучении проектной деятельности и состоит в том, чтобы, помимо профессиональных знаний и навыков, происходило личностное становление будущего профессионала. При осуществлении правильно организованной проектной деятельности это представляется неизбежным, т.к. обучение происходит в процессе творческой деятельности, при наличии высокой мотивации, при актуализации творческих способностей личности и развитии творческого потенциала каждого.  На наш взгляд, развивающий потенциал всех проектов заключен в том, что основной единицей, ядром учебного проекта является  профессионально-развивающая ситуация, которая содержит в себе полный цикл развития проектного мышления будущего специалиста: от постановки проблемы, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы, осуществления рефлексии и нахождения способов и доказательств правильности этого решения.

Профессионально-развивающая ситуация – это особый развивающий педагогический механизм, который ставит студента в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, востребует от него новой модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переоценка сложившейся ситуации. Специфика развивающего эффекта состоит в наделении смыслами предложенной или сотворенной самим студентом профессиональной или социальной ситуации, то есть происходит заметный рост профессионального сознания и самосознания.

Таким образом, профессионально-развивающая ситуация нами рассматривается как усвоение опыта профессиональной деятельности (или его фрагмента) и придание этому профессиональному содержанию образования личностного смысла, построение собственного оценочного суждения, выработка индивидуального стиля будущей трудовой деятельности, а также  как овладение способом самовыражения через эту деятельность.

Весьма эффективно в профессиональном образовании бакалавров туризма применение интерактивного обучения. Оно одновременно решает три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную, способствуя тем самым формированию коммуникативной толерантности будущих специалистов. При этом весьма эффективно реализация принципов и методов интерактивного обучения обеспечивается в инновационной форме обучения – модерации.  В широком смысле модерация  – это управление любыми дискуссиями, обсуждениями и спорами. По мнению исследователей, метод модерации – один из метаметодов, элементы которого можно использовать в разных формах и методах организации учеб­ной деятельности.

Модерация как форма обучения позволяет реализовать обучение сразу на трех уровнях: 1) предметном (содержательном); 2) на уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе). Модерация способствует активизации учебной деятельности и обмену имеющимся опытом, формированию нового профессионального мышления, побуждению к изучению и использованию инновационных технологий обслуживания в сфере туризма, творческому подходу к будущей профессиональной деятельности, критическому осмыслению собственной практической деятельности в сфере профессионального гостеприимства

Из приемов модерации (в числе прочих) нами применяется ра­бота в микро- и малых группах. Эта форма работы предоставляет всем участникам возмож­ность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межлич­ностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой трудно справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Для успешной групповой работы выработаны общие правила. Большое внимание на этом этапе уделяется содержанию деятельности преподавателя, который выступает в данном случае как модератор. Деятельность преподавателя в качестве модератора включает в себя:

  1. Тщательное планирование содержания предстоящей работы. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание доверия группы, сочетание формальных и неформальных подхо­дов.
  2. Введение правил и рабочих техник, представление методик, фиксирование, обозначение шагов, сделанных и предстоящих.
  3. Мобилизацию знаний, креативности и интеракции участников.
  4. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм работы, осуществление рефлексии, организация коммуникатив­ной деятельности в микро- и макрогруппе, обеспечивающей включение каждого участника в поиск и выбор решения.
  5. Помощь груп­пе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, высказываний, мнений.
  6. Помощь в преодолении затруднений.
  7. Содействие принятию личной ответственности каждого за найденные решения и воплощение их в жизнь.

Модератор – это более опытный партнер взрослых в их совме­стном обучении, который предлагает свои знания и опыт в орга­низации процесса групповой учебной деятельности. Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материа­ла, модератор выступает в роли референта; для поддержки и сти­мулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то моде­ратор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядоче­ния и управления процессами проектирования модера­тор берет на себя обязанность руководителя группы.

Применение технологии учебного проектирования, а также интерактивное обучение на основе модерации в современном туристском образовании мы считаем наиболее продуктивными технологиями, способствующими успешному профессиональному и личностному становлению выпускников туристских вузов.

При выполнении содержательных задач моде­раторы опираются на личный опыт и знания, высказывают соб­ственные идеи [7, с.143].