Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL - PEDAGOGICAL BASES OF INCREASE OF QUALITY OF TRAINING OF UNIVERSITY PROFESSORS

Kusyakova R.F. 1 Lopatina A.B. 1
1 Perm National Research Polytechnic University
In this article is described the problems of improving the quality of teachers of higher uchebny institutions. Improving the quality of training of teachers of higher educational institutions is an urgent task, the conjugate in its implementation difficulties, both organizational and scientific-practical. For the implementation of successful training, re-training of teachers of higher educational institutions to improve the quality of training these specialists, necessary to observe a large number of conditions, including the development of a methodology of training, study the organizational-pedagogical factors, which would be in close connection with the scientific and practical aspects of training adult professionals.To increase the motivation of teachers to undergo training to improve the skills in the compulsory courses of improvement of qualification of teachers, has been included on an optional basis, a visit to physical training, which took place on the basis of a sports complex and included: training in the Pilates studio sessions in the studio yoga, aerobics, training in the gym. This organizational - pedagogical decision was welcomed by all students and teachers contributed to the improvement of the quality of training of qualified personnel.
methods of teaching
training
cognitive function
retraining

Теория и методика профессионального образования является, с одной стороны, статической и традиционной сферой педагогической науки, а с другой, стороны динамичной и гибкой системой обучения уже когда-то обученных кадров. Сложности обучения и переобучения взрослых педагогов, имеющих уже и свой педагогический опыт, большой педагогический стаж, педагогический результат, очевидность которого можно оценить лишь спустя годы и даже десятилетия, лишь только потому, что сразу и мгновенно он не проявляется, да и не может быть виден, заключаются еще и в том, что, как правило, необходимость повышения квалификации воспринимается преподавателями как неприятная и безрадостная задача, обучение, которое надо перетерпеть, а не получить от него максимальную пользу и высокую информативность [3].

Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов является сложной и интересной задачей, стоящей как перед обучающими организациями, преподавателями и организаторами учебного процесса, так и перед самими обучающимися. Скорее всего для самих обучающихся такая деятельность, в первую очередь, является стрессовой.

Предыдущими работами показано, что у взрослых специалистов, перед которыми встает необходимость в переобучении или повышении квалификации, прежде всего, эта деятельность вызывает отторжение и стресс, нежели желание к обучению [8, 9].

Обучение взрослых людей всегда было непростой задачей, стоящей перед педагогами кафедр повышения квалификации и институтов переобучения. Особое внимание вызывает на себя проблема обучения специалистов, к моменту обучения уже имеющих богатый опыт, как теоретический, так и научно-практический. Ситуация осложняется еще и тем, что у данной категории лиц отмечается физиологическое возрастное снижение когнитивных функций. Снижение когнитивных функций, опора на прошлый опыт, ухудшение восприятия, запоминания новой информации, ведут к плохому усвоению информации обучающимися во время занятий по программам повышения квалификации. Существуют дополнительные проблемы, которые осложняют педагогический процесс: сниженная мотивация присутствия обучающихся как на курсах подготовки и переподготовки, так и на курсах повышения квалификации. Физиологическое снижение когнитивных функций у лиц старшего возраста [1, 7] необходимо учитывать при составлении программ их обучения или вводить новые средства и способы, повышающие интеллектуальные способности или мотивацию к обучению, для реализации всего учебного плана, что является актуальной задачей. Основой при введении этих новшеств в учебный процесс является деликатность и соблюдение профессиональной этики, а также позитивное восприятие аудиторией обучаемых всех средств и способов, внедряемых преподавателями. Ограничивающим фактором является также и необходимость сдавать выпускной квалификационный экзамен по окончании обучения, что повышает уровень стресса [10]. В предыдущих работах показано, что применение дополнительных средств и способов, снижающих общий уровень стрессовой активности и неспецифически влияющий на повышение адаптационно-приспособительных реакций, таких как препараты серии «Dr.Nona», является эффективной методикой антистрессового воздействия, что способствует общему восстановлению организма, в том числе и его когнитивных функций [9], что и обеспечивает, как мотивацию к обучению, так и успешность, и результативность самого образовательного процесса.

Поиск новых средств и способов, оптимизирующих методологию обучения и переобучения специалистов высокого уровня, коими несомненно считаются преподаватели высших учебных заведений, является актуальной задачей.

Ситуация осложняется тем, что, как правило, данным специалистам, помимо широты взглядов и богатого практического опыта, тяжело проходить переобучение и восприятие новой информации в силу возраста и снижения когнитивных функций.

Поэтому на первый план выходит роль преподавателя, обязанности которого складываются не только из донесения информации по заданному учебному плану, но и необходимость преподнести эту информацию в таком доступном для данного обучаемого виде и такими способами, которые были и понятны и имели высокое научно-практическое значение [11]. Безусловно, что помимо владения всем учебным материалом, преподаватель должен иметь и богатый практический опыт и безотрывную от практической, научную деятельность. Сложности в обучении врачей общей практики могут проявиться еще и в разногласиях между преподавателем и обучаемым, основанным на: разнице позиций научных школ, разнице практического опыта, который заключается в том, что практический опыт обучаемого в данной конкретной области может быть богаче, чем практический опыт преподавателя; разнице практического опыта, который заключается в том, что на одну и ту же ситуацию у обучаемого и преподавателя могут быть разнополярные взгляды, подтвержденные успешным практическим опытом как с одной, так и с другой стороны; неоднозначность мнений даже среди авторитетов на одну и ту же ситуацию, которая может возникнуть и часто имеет место быть как в практике и обучаемого, так и в практике преподавателя; часто меняющиеся в последнее время как позиции теоретиков, так и тенденциозность суждений официальных источников и управляющего аппарата; личная неприязнь обучаемого и преподавателя друг к другу; несоблюдение этических норм в течение всего педагогического процесса; несоответствие теоретических и научно- практических взглядов преподавателя и обучаемого в силу большой разницы в возрасте, как в ту, так и в другую сторону; высокая компьютеризация самого процесса обучения; невозможность освоить в полной мере всю сложность и быстроту реакции высоко компьютеризированного процесса обучения возрастной категорией курсантов; отсутствие четкой методологии преподавания отдельных дисциплин данной категории обучающихся в силу относительно недавней практики преподавания отдельных дисциплин данной категории обучающихся; невозможности в полной мере освоить и применять на практике новейшие разработки и технические новинки и освоить их использование во время обучения.

Повышение положительно воспринимаемой составляющей обучения и переобучения педагогических кадров, имеющих большой педагогический опыт и длительный педагогический стаж, является актуальной задачей. С этой целью в программу обязательного курса повышения квалификации преподавателей было включено, на факультативной основе, посещение занятий физической культурой, которые проходили на базе спортивного комплекса и включали в себя: занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, занятия в тренажерном зале.

Цель данной работы описать организационно-педагогические основы повышения качества обучения преподавателей высших учебных заведений, с включением в обязательный план обучения факультативных занятий по распространенным видам фитнеса, не требующим специальной физической подготовки.

Включение в обязательный план обучения факультативных занятий по распространенным видам фитнеса, не требующим специальной физической подготовки, таких как занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, занятия в тренажерном зале, воспринималось преподавателями с положительным эмоциональным настроем, и 96 % преподавателей, проходящих курс повышения квалификации, стали посещать занятия физической культурой на факультативной основе. Из них насчитывалось 82 % женщин и 18 % мужчин, из которых все женщины посещали занятия в студии пилатес, занятия в студии йога, занятия аэробикой, 4 % мужчин посещали занятия в студии пилатес и занятия в студии йога, а остальные мужчины посещали занятия в тренажерном зале. Перед проведением занятий и при отборе варианта студии для занятий, всем обучаемым был проведен инструктаж и даны рекомендации по правилам выбора студии и правилам посещения того или иного занятия.

Такой организационно-педагогический метод повышения качества обучения и переобучения преподавателей высших учебных заведений воспринимался преподавателями положительно, поскольку акцент на необходимость посещения факультативных занятий физической культуры был сделан на добровольность выбора каждого преподавателя на посещения того или иного вида занятий, а также на медико-биологические основы необходимости введения в свой повседневный график физических нагрузок и тренировок, также были даны рекомендации по посещению того или иного вида занятия согласно имеющимся у преподавателей проблем по здоровью, и также был приведен аргумент, опирающийся на финансовую сторону такого факультативного обучения, поскольку оплату за посещение занятий физическими упражнениями преподаватели не вносили [5].

Практические рекомендации по посещению определенного вида студии были даны индивидуально каждому обучающемуся преподавателю отдельно:

1. Посещение занятий в студии пилатес или в студии йога, или в студии аэробики было рекомендовано при заболеваниях:

  1. Артрозы;
  2. Остеохондроз;
  3. Грыжевая болезнь;
  4. Состояния поле вывихов;
  5. Артриты в стадии ремиссии;
  6. Остеопороз, в том числе и возрастной, и медикаментозный;
  7. Другие заболевания опорно-двигательного аппарата;
  8. Малоподвижный образ жизни;
  9. Сидячая работа;
  10. Работа, связанная с компьютерной техникой;
  11. Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  12. Заболевания дыхательной системы;
  13. Заболевания мочевыделительной системы;
  14. Заболевания эндокринных органов;
  15. Нарушении обменных процессов;
  16. Застойных явлениях в малом тазу;
  17. Профилактике раннего старения;
  18. Профилактике развития различных заболеваний;
  19. Повышению когнитивных функций;
  20. Повышению показателей опросника САН (самочувствия – активности – настроения) [9];
  21. Профилактике состояния эмоционального выгорания, свойственного лицам коммуникативных профессий, к коим, несомненно, относится и категория преподавателей.

2. Посещение занятий в тренажерном зале было рекомендовано при:

  1. Молодом возрасте обучаемого;
  2. Соответствующей спортивной подготовленности;
  3. Необходимости наращивания мышечной массы;
  4. Необходимости восстановления после перенесенных травм или операций;
  5. Для коррекции веса и фигуры;
  6. Улучшении кровообращения, а также –
  7. Профилактике раннего старения;
  8. Профилактике развития различных заболеваний;
  9. Повышении когнитивных функций;
  10. Повышении показателей опросника САН (самочувствия – активности – настроения) [9];
  11. Профилактике состояния эмоционального выгорания, свойственного лицам коммуникативных профессий, к коим, несомненно, относится и категория преподавателей.

Поскольку, физическая культура как любая другая общеразвивающая сфера деятельности, включенная в Госстандарт для подготовки специалистов, призвана формировать будущего специалиста через ее содержание и средства [2]. Изменение целевой направленности физического воспитания требует изучения потенциальных возможностей дисциплины физической культуры и по отношению к формированию специалиста – преподавателя, проходящего цикл обучения или переобучения с целью повышение квалификации. Физическая культура, выступая как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебной и профессиональной деятельности, может стать обобщенным показателем профессиональной культуры будущего специалиста и целью саморазвития личности. Преподаватель, как специалист, несущий знания и информацию, храня, перерабатывая и отсеивая, передавая ее своим ученикам, становится центральной фигурой общения и взаимосвязей. Актуальным становится вопрос о необходимости совершенствования подходов к профессиональной подготовке специалистов – преподавателей средствами и содержанием всех дисциплин, в том числе и физической культуры [6].

Преподавателю необходимо обладать, помимо всего прочего, культурой речи, совершенствовать свои навыки в этой сфере постоянно, чему способствует любая физическая нагрузка, в силу улучшения кровообращения и обогащения центров головного мозга, ответственных за речь, питательными веществами, что делает занятия физической культурой, если не главными, то необходимыми и обязательными к введению и внедрению их в план обучения преподавателей с целью их профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Богатая речь преподавателя способствует как расширению кругозора и увеличению глубины и глубинности его собственной личности, так и личностей тех, с кем этот преподаватель вступает в коммуникацию в своей профессиональной сфере деятельности в том числе. Безусловно это сказывается на оптимизации и развитии его когнитивных функций, включая мир ощущений, воображение, управление эмоциями, настроением, снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия [6].

Анализ полученных в ходе данного исследования данных может свидетельствовать о том, что на практике в процессе занятия физической культурой в том или ином ее виде и варианте уделяется достаточное внимание тем сферам, которые выпадают из повседневных видов преподавателя высшего учебного заведения, в силу ряда причин, которые связаны как с особенностями профессии преподавателя (малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в статичных позах, эмоциональная перегруженность, связанная с большим числом коммуникаций с большим и разным контингентом людей), так и с особенностями самой личности преподавателя, его финансовой незащищенности перед реалиями экономической ситуации в стране. Организационно-педагогические основы повышения качества обучения в момент прохождения курсов повышения квалификации или переподготовки педагогических кадров  должны учитывать и вышеизложенные факторы [4].

Таким образом, можно сказать, что повышение качества обучения преподавателей высших учебных заведений является актуальной задачей, сопряженной в ходе ее реализации со сложностями, как организационного, так и научно-практического характера. Для реализации успешного обучения, переобучения преподавателей высших учебных заведений, для повышения качества обучения данных специалистов, необходимо соблюдение большого количества условий, в том числе и разработка методологии обучения, обоснование организационно-педагогических факторов, которые находилась бы в неразрывной связи с научно-практическими аспектами обучения взрослых специалистов.