Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Dragozhilova D.V. 1 Korkishko A.N. 1
1 FGBOU VPO "Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering"
The article considers the key criteria of the Ministry of education and science to evaluate the effectiveness of University activities: Educational activities; research, indicator of international activity; the financial activity of the educational organization; level of infrastructure; employment of graduates; faculty; faculty salaries; teaching students with disabilities. One of the tools to improve the figures by creating the structure of the University – Institute of additional professional education. Shows the main activities and influence of the Institute of additional professional education on key indicators of higher education. As a result the conclusion is made – the Institute of additional professional education is a powerful tool to enhance the performance of universities and the direction must be develop in a higher educational institution as a business.
institute of additional professional education
the evaluation criteria of efficiency of activity of higher educational institutions
retraining of specialists
training
education reform

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Рабби Нахман

 

В 2015 году Министерство образования и науки объявило о реформе высшего образования в регионах, которая предполагает объединение вузов в опорные многопрофильные университеты. По результатам реформы число вузов сократится на 25 %. Основная задача – повышение качества образования и эффективности работы высших учебных заведений. После проведения реформы сложится группа из 100–120 распределенных по всей стране опорных федеральных университетов, роль которых стать концентратором образования, инноваций и исследований [5].

Одним из направлений реформ вузов  является повышение эффективности работы высших учебных заведений [1]. Министерством образования и науки подготовлены основные критерии оценки эффективности деятельности ВУЗов:

  • Образовательная деятельность. Данный критерий определяется по средним баллам за единый государственный экзамен у абитуриентов, прошедших по конкурсу. Отдельно рассматриваются результаты экзаменов по различных категориям учащихся.
  • Научные исследования. Количество выполненных научных исследований в перерасчете на одного научно-педагогического работника (НПР).
  • Показатель международной деятельности. Доля иностранных студентов среди общего числа обучающихся.
  • Финансовая деятельность образовательной организации. Общая сумма доходов организации, пересчитанная на одного НПР.
  • Уровень инфраструктуры. Площади всех вузовских помещений (учебных и научных), пересчитанные на одного обучающегося.
  • Трудоустройство выпускников. До 2015 года оценивалось по удельному весу количества выпускников вуза, от которых не зарегистрировано обращений в службы занятости. Начиная с 2015 г., данный критерий определяется по сведениям из Пенсионного фонда, который сообщает о перечислениях от работодателей.
  • Профессорско-преподавательский состав. Процентное соотношение докторов и кандидатов различных наук к общему количеству НПР, число преподавателей, удостоенных государственных премий.
  • Зарплата преподавателей.
  • Возможность обучения студентов с ограниченными возможностями (в проработке).       

По результатам проведенного Министерством образования и науки мониторинга за 2015 год собраны данные по 900 вузам и 1232 филиалам, отмечено, что 57 вузов и 142 филиала выполнили менее четырех основных показателей мониторинга, в том числе 25 вузов и 134 государственных образовательных организаций филиалов, 32 вуза и 8 филиалов негосударственных. Результаты мониторинга не заставят себя долго ждать, вероятнее всего вузы, не выполнившие показатели, в лучшем случае будут присоединены к более «эффективным», в худшем – прекратят свою деятельность. Перед руководителями высших учебных заведений стоит нелегкая задача соответствовать жестким критериям отбора, сохранить коллектив профессорско-преподавательского состава в условиях реформ, множества отчетов и проверок, проводимых министерством образования и  науки.

Поддержать на заданном уровне и перевыполнить вышеуказанные показатели деятельности поможет создание в структуре высшего учебного заведения – института дополнительного профессионального образования. Главная и основная задача института дополнительного профессионального образования максимально эффективно использовать и повышать коэффициент полезного использования существующих ресурсов ВУЗа, таких как:

- учебных программ высшего профессионального образования;

- учебных аудиторий;

- учебно-методических материалов;

- библиотечного фонда;

- профессорско-преподавательского состава (в виде дополнительной нагрузки).

Основные направления работы института дополнительного профессионального образования:

  1. Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. (п. 2.8. Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (утв. приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221). Как правило, это программы от 20 до 72 часов, по всем основным направлениям подготовки бакалавров, специалистов, которых выпускает высшее учебное заведение. Основной контингент – это бывшие выпускники ВУЗа или специалисты, окончившее аналогичные ВУЗы.
  2. Профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием. Программы профессиональной переподготовки составляются от 250 до 800 часов, продолжительностью от 5 до 18 месяцев, на базе основных образовательных программ, по которым ведет подготовку ВУЗ (бакалавров, специалистов и магистров).

Контингент обучающихся по программам переподготовки:

  • 50-60 % – люди старше 40 лет, имеющие: высшее образование, стабильную работу, однако занимаемые ими должности, зачастую не соответствуют профильному образованию. Принимая во внимание вступление в силу с 1 июля 2016 года Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», профессиональная переподготовка и вопрос приведения в соответствие образования и уровня занимаемых должностей становится для них очень актуальным.
  • 35-40 % – студенты высших учебных заведений, обучающиеся на старших курсах этого же университета, а также сторонних ВУЗов. Это самая активная часть студентов ВУЗа – непоседы, максимально эффективно использующие свое личное время, и по результатам обучения в ВУЗе получают на выходе два профессиональных образования, например «Промышленное и гражданское строительство» и «Экономика и управление в строительстве» или «Геодезическое сопровождение в строительстве». По окончании ВУЗа вышеуказанные выпускники являются более конкурентоспособными на рынке труда при поиске работы, где остро ощущается потребность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [2], и, как правило, на момент окончания университета эти непоседы работают по специальности. Данный фактор является ключевым и напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Трудоустройство выпускников.
  • 2-5 % – люди разных возрастов, которым просто интересно получать новые знания и самосовершенствоваться в смежных областях основного базового образования.

Организация учебного процесса института дополнительного профессионального образования

Основные проблемы качества современного профессионального образования – это противоречия между содержанием профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, а также необходимостью сближения обучения с условиями профессиональной деятельности и отсутствием механизмов создания и оперативной коррекции профессиональной модели поведения [3]. В Вузе работают преподаватели-практики с производства на 0,3–0,5 ставки [4], это высококвалифицированные специалисты в своей области, как правило, не имеющие научной степени. Вклад этих специалистов «полставочников» на качество образования и получаемые студентами знания –  колоссальный, однако, ВУЗ вынужден избавляться от «таких» преподавателей, т. к. они «портят» статистику ВУЗу сразу по двум ключевым показателям: Зарплата преподавателей и Профессорско-преподавательский состав. Повлиять на среднюю величину заработной платы преподавателей позволяет организация обучения по программам профессиональной переподготовки. Как правило, учеба происходит в вечернее время. Фактически высшее учебное заведение в лице института дополнительного профессионального образования начинает работать «во вторую смену». Занятия по переподготовке проводятся в вечернее время с 18 – 18-30  до 21-30, т.к. обучающиеся в дневное время заняты работой или основной учебой. Используются свободные аудитории, занятия проводят штатные преподаватели. Реализацию программ параллельно можно осуществлять дистанционно, в формате видеоконференции – вебинаре [5]. Оплата труда преподавателей производится по договорам с почасовой оплатой, за фактически прочитанные академические часы. Данный фактор является ключевым и напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Зарплата преподавателей.

Влияние института дополнительного профессионального образования на ключевые показатели высшего учебного заведения.

Ключевым показателем деятельности любого ВУЗа является общая сумма дохода, и несомненно деятельность института дополнительного профессионального образования  напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Финансовая деятельность организации, а косвенно на Уровень инфраструктуры, Научные исследования, Обучение студентов с ограниченными возможностями.

Благодаря получаемой прибыли университет:

- расширяет инфраструктуру;

- проводит научные исследования (поддерживает аспирантов, молодых ученых, приобретает лабораторное оборудование, компьютерную технику, специальные программные комплексы, расчетные, справочные);

- создает возможность для обучения студентов с ограниченными возможностями (создание технической инфраструктуры: пандусов, переоборудование лифтов, съездов; разработка специальных учебных комплексов и программ обучения).

Особенности организационной структуры и работы института дополнительного профессионального образования

Типовая организационная структура института дополнительного профессионального образования представлена на Рис. 2. Все специалисты состоят в штате, кроме руководителей программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Руководителями программ, как правило, выступают заведующие кафедрами, ведущие преподаватели ВУЗа. Они разрабатывают актуальные программы переподготовки и повышения квалификации, востребованные работодателями и рынком труда. Специалист по маркетингу ведет мониторинг вакансий рынка труда и совместно с заведующими кафедрами актуализируют существующие программы обучения и разрабатывают новые.

Эффективность работы института дополнительного профессионального образования напрямую зависит от следующих факторов:

  • Маркетинговой стратегии продвижения образовательных программ на рынке и грамотного размещения рекламы.
  • Актуализации программ обучения в соответствии с новыми веяниями в законодательстве, науке и технике и рынком труда.

В статье удалось показать специфические особенности организационной структуры и работы ИДПО, что позволяет грамотному руководителю ВУЗа использовать его как инструмент для повышения эффективности работы высшего учебного заведения и развивать данное направление как бизнес.

Рис. 1.  Влияние института дополнительного профессионального образования на ключевые показатели ВУЗа

Рис. 2. Типовая организационная структура института дополнительного профессионального образования