Актуальность. Эффективность организации процесса образования в вузе связана с соответствием качества образования, требованиям высшей школы и производства, которое предполагает разработку и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих постоянное совершенствование в системе управления качества образования. Изучение курса плавания студентами всех спортивных специализаций по специальности «Физическая культура и спорт» предполагает обучение бакалавра спортивным способам плавания. Как показали наши педагогические наблюдения, исходный уровень плавательной подготовки студентов различен, что вызывает существенные трудности в овладении способами плавания и удлиняет процесс обучения [1,2]. Учитывая, что курс обучения студентов ограничен количеством отводимых часов на плавательную подготовку, то это требует от преподавателя разработки новых технологий для ускорения процесса обучения разным способам плавания [7,8].
Сущность и содержание индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, показал, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие [3,4]. На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами.
В спорте – это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении – ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности [5,6,9]. При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемых.
Целью исследования явилось повысить эффективность и время обучения способам плавания студентов различных спортивных специализаций путем разработки комплекса физических упражнений.
Объем и методы исследования. Основной задачей нашего эксперимента было быстрее и качественнее обучить плаванию студентов разных спортивных специализаций и проверить эффективность разработанных программ прохождения практического материала.
В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок, характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий.
Отличительными чертами программы и комплексов упражнений были такие особенности, как: использование ласт, «сачка», вспомогательные пояса, помощь партнера на занятиях по освоению техники плавания; увеличение объема плавания за счет использования ласт; применение упражнений для ног и рук с учетом специфических ошибок, характерных для групп циклических, спортивных игр и единоборств; соблюдение высокой плотности уроков с оптимальными паузами для отдыха; для каждой группы свой план прохождения учебного материала; отличия в объемах и интенсивности упражнений, интервалов отдыха, количества повтора упражнений.
Результаты и обсуждения. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Это указывает на то, что экспериментальное обучение было более эффективным, по сравнению с традиционным. По результатам исследования были внесены дополнения в типовую программу по дисциплине «Плавание с методикой преподавания». В ходе эксперимента доказана эффективность использования разработанных комплексов упражнений и вспомогательных средств для оптимизации учебного процесса по плаванию с учетом индивидуальных и групповых морфо-функциональных особенностей и физической подготовленности студентов, специализирующихся в разных видах спорта.
Для экспериментальной группы циклических видов спорта в содержание занятий были включены упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности верхнего плечевого пояса и упражнения аэробного характера. При изучении техники способа кроль на груди больше времени отводилось на изучение техники движений рук с подвижной опорой в ногах и упражнения, направленные на совершенствование техники гребка. В комплекс упражнений для изучения техники кроль на спине были включены упражнения исходного положения: руки вверху, одновременная работа руками; упражнения одной рукой, с фиксацией второй вверху. Студенты этой группы имеют лучшие показатели в выносливости, и в содержание их занятий были включены задания с более длительным, равномерным проплыванием отрезков дистанций. Во время освоения техники способа брасс больше использовались упражнения для работы ног, это связано с тем, что в циклических видах спорта ноги выполняют поочередные движения, сочетая сокращения с расслаблением мышц, и выполняют захлестывающее движение, а при способе брасс ноги находятся в напряженном состоянии и стопы развернуты в сторону. Кроме того, выполнялись упражнения на согласованность движений рук и ног с дыханием. Комплекс специально-подготовительных упражнений, разработанный для обучения студентов циклических видов спорта технике способов плавания, представлены в следующем порядке: упражнение на суше – выкруты прямыми руками вперед, назад; упражнение с резинкой: из стойки в наклоне вперед поочередные махи руками, круговые движения руками вперед-назад; на воде – упражнения для изучения техники кроль на груди и на спине: плавание с помощью движений одними руками; то же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды; то же, но с «лопаточками» на руках; плавание кролем с поднятой головой; плавание кролем на «сцепление», одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем. В методической рекомендации указано, что руки в локтевом суставе не сгибать; использование поплавка помогает приподнять таз и бедра, и это спортсмену позволяет подключить к рабочим движениям рук все крупные мышцы спины. Контролировать движения рук в воздухе, вход в воду и начало гребка; важное звено правильное выполнение вдоха; положить руки друг на друга, стараться лежать в вытянутом состоянии; обратить внимание на разворот стопы. Непрерывные и неширокие движения ногами; пронос руки прямыми.
Упражнения для единоборств направлены на развитие и совершенствование цикличности движений и постановки правильного дыхания. В этой группе был больший процент студентов, не умеющих плавать, поэтому в содержание занятий были включены упражнения с использованием сачка, помощи партнера, ласт, плавательных досок. Во время выполнения подготовительных упражнений акцент делался на дыхательные упражнения и на расслабление мышц. Из-за быстрой утомляемости слабо плавающих студентов упражнения выполнялись в коротких отрезках. При изучении способов кроль на груди и на спине применялись упражнения, направленные на удлинение «шага» и длины гребка. При обучении способа кроль на спине большое внимание уделялось горизонтальному положению тела в воде. Паузы между упражнениями заполнялись дыхательными упражнениями.
В спортивных играх использовались упражнения на скольжение. У спортсменов этой группы за счет ростовых показателей выше расположен центр давления воды и больше удельный вес нижних конечностей. Учитывая эти особенности, подбирались упражнения для ног с фиксацией их плавательной доской между голенью обеих нижних конечностей. Одной из отличительных черт программы практических занятий было применение для не умеющих и плохо плавающих студентов сачка, поддерживающего пояса и помощи партнера. Эти средства позволяют снять страх у студентов, боязнь воды, обеспечивают страховку, что способствует быстрому преодолению психологического барьера и ускоряют процесс овладения навыком плавания.
В экспериментальных программах, по мере освоения техники плавания использовались короткие отрезки (12 м, 25 м, 30 м, 50 м) с проплыванием на скорость, что позволяло подготовить студентов к сдаче контрольных нормативов.
Примечание: един – единоборства, спорт – спортивные игры, цикл – циклические виды спорта,
конт – контрольная, экспер – экспериментальная, исх – исходная оценка, итог – итоговая оценка.
Сравнительный анализ исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп
Для студентов со слабой плавательной подготовленностью в программу было включено плавание в ластах, что позволяло быстрее плавать и увеличивать объем нагрузки. Кроме того, ласты обеспечивают крепкую опору в воде, и у спортсмена появляется уверенность: он плывет свободно, где создаются условия сосредоточения на элементах техники. Чередование плавания в ластах и без ласт создают предпосылки для ускорения обучения и повышения скорости плавания. В процессе обучения успешно применялись эстафеты с элементами техники плавания и нырянием.
В экспериментальной программе, в отличие от традиционной, акцент был сделан на овладение техникой способом кроль на груди, на спине и брасс, и на последних занятиях ознакомление с техникой баттерфляй. Отличия программ обучения заключались в разных поурочных планах обучения. В зависимости от вида специализаций, подход к объему нагрузки и выполнение отдельных упражнений в процентном отношении были разными. Для контроля интенсивности нагрузки проводили подсчет ЧСС, основная работа выполнялась в режиме 150–170 уд/мин. Для восстановления дыхания широко применялись дыхательные упражнения в воде. В конце педагогического эксперимента провели повторную оценку плавательной подготовленности студентов: оценка обтекаемости тела в воде, умение проплывать дистанцию, оценка техники 3-х способов плавания.
Анализ полученных данных показал, что результаты оценок за длину скольжения во всех группах улучшились. В циклических видах спорта оценки возросли в контрольной группе на 53 %; в экспериментальной группе – на 68 % (P<0,05). Результаты в экспериментальной группе выше на 11 %, чем в контрольной группе. В единоборствах – средние оценки в контрольной группе выросли на 56 %, в экспериментальной группе на 73 %, различия между группами составили – 10 %. В спортивных играх – разница между группами была 8,7 %, это объясняется тем, что исходные оценки в контрольной были высокими – 3,09 (S=1,54), экспериментальной – 3 (S=1,59), и по итогам оценок показатели многих студентов были выше 5 баллов.
Итоговые оценки в контрольной группе составили – 4,6 (S=0,53), в экспериментальной – 5 баллов. Оценка за проплывание дистанции показала, что в циклических видах спорта различия между экспериментальной и контрольной группами составили – 23 % (Р< 0,05). В спортивных играх разница в оценках за проплывание дистанции составила – 17,7 % (P<0,05). Если сравнить оценки с исходными данными в циклических видах спорта, то можно отметить, что в контрольной группе улучшение составило – 37 %, а в экспериментальной группе – 71 %, в спортивных играх – соответственно 47,3 % и 79,3 %, в единоборствах это отличие составило – 52,6 % и 76,6 %.
Диаграмма сравнительного анализа исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп на примере проплывания дистанций представлена на рисунке. Средние оценки за технику выполнения способа кроль на груди у студентов экспериментальной группы циклических видов спорта составили 4,45 (S=0,43) балла с приростом 60 %, в контрольной группе – 3,92 (S=0,52) с приростом 37,5 %. В единоборствах, за счет введения дифференцированного подхода в учебный процесс, значительно повысилась оценка в экспериментальной группе до 4,40 (S=0,43), прирост 66 %, а в контрольной группе – 3,81 (S=0,60), прирост 43,2 %.
У студентов группы спортивных игр при первичных величинах 2,69 (S=0,80), в контрольной – 2,75 (S=0,79), в экспериментальной группе эти показатели повысились до 3,94 (S=0,47), прирост 46,4 %, 4,45 (S=0,46) прирост 61,8 %, соответственно (P<0,01).
Результаты оценки способов кроль на спине и брасс также улучшились. Следует отметить, что оценки за технику кроль на спине и брасс в результате подбора упражнений и учета особенностей специализации в экспериментальных группах стал выше, значит, они успешнее освоили технику спортивных способов, чем контрольные группы. Так, в циклических видах спорта средние оценки за выполнение способа кроль на спине составили: в экспериментальной группе – 4,43 балла, прирост достиг 63,4 %, а в контрольной группе – 3,89 балла, прирост 39,9 %. При способе брасс улучшение в экспериментальной группе составило – 67,4 % при оценке 4,32 (S=0,36) балла, в контрольной – 42,5 % при оценке 3,75 (S=0,56) балла.
Студенты экспериментальной группы из единоборств получили за технику способа брасс оценки 4,24 (S=0,43) балла, прирост составил 68,2 %, в контрольной группе оценка 3,71 (S=0,64) балла, достиг 44,9 %.
За технику способа кроль на спине получена оценка 4,34 (S=0,43) балла, прирост достиг 66,9 %. В контрольной группе средняя оценка возрастала на 44,6 % (3,79 (S=0,61) балла). Студенты этой группы лучше осваивали способ брасс, так как ими легче выполнялись одновременные движения. Студенты из экспериментальной группы спортивных игр улучшили свои показатели и получили по средним данным оценки за технику способа брасс – 4,28 (S=0,29) балла, прирост результатов достиг – 63,9 %, а студенты контрольной группы получили в среднем 3,89 (S=0,44) балла, где процент прироста составил – 50,7 %. За технику выполнения способа кроль на спине средняя оценка в экспериментальной группе возросла на 68,4 % (4,53 (S=0,38) балла), в контрольной прирост был ниже на 52,4 % (4,01 (S=0,45) балла. Студенты данной специализации с большими трудностями осваивали этот способ плавания. Длинные конечности, погружаясь под воду, создают повышенное сопротивление, тем самым увеличивая угол атаки.
Выводы
Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта, какими занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций.
Учет групповых и индивидуальных особенностей студентов, в процессе обучения, были получены положительные сдвиги в динамике оценок за плавательные способности. Введение индивидуального подхода в учебный процесс содействовало значительному повышению уровня плавательных способностей студентов.
Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений, что привело к успешной сдаче контрольных нормативов.