Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONALIZATION OF LIBRARIANS IN THE CONTEXT OF THE EMOTIONAL SPHERE

Borodina S.D. 1 Gaptravanova L.I. 1
1 Kazan State Institut of Culture of the Ministry of Culture of Russian Federation
In the article the problems of the professionalization of librarians in the context of the emotional sphere. Comparative empirical research conducted by the author showed that the emotional context of employees affects the organization of the professional environment.The influence of the emotional sphere manifests itself in different professional effectiveness and focus of subjects: emotions, focused on professional success, self-realization, is a resource that activates the potential of a specialist. Individual activity hindered by emotional barriers, such as lack of interest, uncertainty, indifference, inability to build relationships in the professional sphere.The lack of feasibility, real results, the presence of imaginary goals lead to reduction of psychoactively. Imbalance in the form of increasing the range of experiences, focused on himself, resulting in the displacement of the professionally-oriented feelings, which is manifested by lack of interest in work, indifference to professional obligations.
library specialist
professionalization
emotional sphere
professional effectiveness
emotional barriers
professionally-oriented feelings

Проблемы профессионализации библиотечных специалистов были актуальными всегда, но тот или иной период выдвигал на первый план различные аспекты данного процесса. Сегодня в библиотечной практике налицо процессы торможения активности в профессиональном пространстве из-за ряда объективных причин. К их числу относятся и невысокая оплата труда, и трудности согласования и понимания друг друга, отсутствие мотивации, интереса, стимулов, диагностируемые как эмоциональные барьеры. Поэтому и девальвация некоторых традиционных моделей деятельности, поиск креативных технологий не усилили тенденций роста профессионализма среди библиотекарей. Наличие определенного уровня образования, знаний, умений, навыков не приводит к приросту компетенций, что естественным образом наводит на мысль о существовании неких неизвестных составляющих, как обеспечивающих поступательное развитие субъекта в профессии, так и образующих барьеры профессионализации. Последние, как выяснилось, обусловлены особенностями организации эмоциональной сферы субъектов деятельности, и их желательно корректировать, моделировать, тренировать для достижения поступательного процесса профессионализации.

Проблема профессионализации в отечественной науке понимается как многоуровневый, мотивируемый, регулируемый процесс профессионального развития личности, формирования, реализации и развития профессиональных способностей (В. В. Вязникова, И. С Пилко, О. С. Анисимов); как процесс формирования профессиональной этики, профессионального мировоззрения и самосознания (В. А. Турчин, А. И. Каптерев), как процесс непрерывного обновления и расширения компетенций (Г. Б. Паршукова, Л. Е. Савич, О. А. Калегина, Л. В. Грекова, В. В. Перепелица); как процесс адаптации к профессиональной среде (Л. М. Митина, В. А. Цвык); как процесс, имеющий циклический характер (Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова); как многоэтапный процесс, контролируемый на разных уровнях (личности, отдела, библиотеки) в соответствии с установками специалиста и возможностями библиотеки (А. И. Каптерев). Обоснование влияния эмоций на деятельность человека как временно активирующего образования можно найти в трудах К. Левина, К. Э. Изарда. В работах Б. И. Додонова, В. В. Бойко, В. Н. Дружинина, Е. П. Ильина исследуются эмоции как ценности и как условие, создающее активность. В. К. Клюев, А. Я. Водолазская, С. А. Езова отмечают важность мониторинга эмоций как фактора, оказывающего влияние на профессионализм библиотечных работников. Исследование, проведенное среди библиотекарей в 2013 году Н. В. Марьясовой, обозначило проблемы не только профессионального, но и эмоционального характера. Для многих библиотекарей характерны состояния, дестабилизирующие профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость) [3]. С. М. Гришина диагностирует лень, безответственность, безразличие, неверие в себя, страх, нежелание отвечать за себя, завышенную самооценку [2]. В исследовании, проведенном Национальной библиотекой Республики Татарстан, были выявлены состояния пассивности, неудовлетворённости трудом, общественной оценкой труда; обесценивание специальных библиотечных знаний [5]. Таким образом, эмоциональная сфера библиотечных работников является существенной составляющей процесса профессионализации, гарантирующей поступательное развитие субъекта в профессии, индивидуальную успешность, удовлетворенность профессиональной реализацией.

Обеспеченность и старение профессиональных кадров библиотек на современном этапе как в Республике Татарстан и Российской Федерации, так и ближнем и дальнем зарубежье находятся примерно на одинаковом уровне. Обеспеченность библиотек, находящихся в системе Министерства культуры Республики Татарстан, специалистами с высшим и средним специальным образованием ежегодно снижается: так, к началу 2009 года она составляла 57,2 % [4]. В Республике Беларусь 41,6 % сотрудников научно-технических библиотек имеют специальное образование [2]. Австралийская библиотечная ассоциация в обзоре рынка труда в библиотечном деле в 2006 году сообщила, что возраст 60 % библиотекарей страны – 45 лет и старше; только 14 % находятся в возрасте до 35 лет; средний же возраст составляет 46 лет. И в целом число библиотекарей, уходящих на пенсию, много выше, чем приток новичков в профессию [1].

Данные показатели демонстрируют схожие процессы в сфере профессионализации и свидетельствуют об аналогичности сопровождаемых процесс эмоций, что влияет на качество реализации профессиональных функций и задач, которые стоят перед библиотекарями.

Сравнительное эмпирическое исследование, проведенное автором данной работы в 2012–2013 годах среди библиотекарей, работающих специальных библиотеках, и библиотекарей, работающих в системе публичных библиотек, показало, что существуют различия, зависимые от организации профессиональной среды. Исследование опиралось на методику Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций», где условно были обозначены эмоции, косвенно выражающие направленность субъекта на процессы профессионализации. Пять из десяти заявленных эмоций – праксические (интерес к работе), глористические (потребности в признании, уважении), гностические (интерес к расширению знаний), коммуникативные (интерес к установлению контактов) и альтруистские (потребности в совершении созидательных действий для других) чувства – наибольшим образом характеризуют процесс профессионализации как процесс, связанный с профессиональным самообразованием, рефлексией, достижением признания, чем чувства, ориентированные на личное благополучие. Романтические (стремления ко всему необычайному, таинственному), акизитивные (интерес к накоплению), гедонистические (потребности в комфорте), пугнические (преодолении опасности), эстетические (стремление к соразмерности, красоте) эмоции менее характеризуют этот процесс.

Методом сплошного опроса ранжирования значимости чувств было исследовано 68 библиотекарей, работающих в публичных библиотеках Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, Азнакаевского муниципальных образований, и 45 библиотекарей, работающих в библиотеках образовательных организаций Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска (Республика Татарстан). В системе публичных библиотек обозначился больший интерес к переживанию профессионально-ориентированных чувств на том основании, что в этой среде существует циклическая схема организации профессиональных коммуникаций на формализованном уровне в отличие от библиотек образовательных организаций, где данная практика отсутствует. Библиотекари, работающие в библиотеках муниципальных образований (публичные библиотеки), более ориентированы на реализацию коммуникативных, альтруистических, праксических (интерес к работе) чувств, чем библиотекари, работающие в научно-образовательной среде. Большое значение праксическим чувствам придают 63,2 % библиотекарей, работающих в системе публичных библиотек, и 48,9 % библиотекарей, работающих в образовательной среде. На реализацию коммуникативных чувств более ориентированы 57,4 % библиотекарей системы публичных библиотек и 36,6 % библиотекарей образовательной среды, но гностическим чувствам большее значение придают 26,7 % библиотекарей, работающих в образовательной среде, и 17,6 % библиотекарей, работающих в системе публичных библиотек. Альтруистические эмоции более выражены у библиотекарей публичных библиотек (67,6 %), чем у библиотекарей образовательных организаций (48,9 %). Глористическим чувствам большее значение придают библиотекари образовательных организаций (24,4 %), чем библиотекари публичных библиотек (17,6 %).

Потребность в признании и уважении, оценке результатов труда – одна из основных потребностей человека. Поддерживать ее необходимо для ощущения чувства удовлетворенности и полноценности индивидуального осуществления, личностного роста, отсутствие же признания приводит к нарушениям психического и физического здоровья. Эволюционно процесс профессионализации состоит из трех этапов: начального, срединного и завершающего. Начальный этап профессиональной деятельности связан с процессами адаптации по отношению к нормам и образцам профессионального «долженствования». На срединном этапе образуется индивидуальный опыт, переходящий в состояние профессиональной зрелости. Завершающий этап характеризуется переживаниями приближения пенсионного возраста или желанием оставить профессиональную деятельность по тем или иным причинам. Все три этапа связаны с определенной профессиональной продуктивностью и отличаются друг от друга различным эмоциональным сопровождением в виде различных настроений, ощущений, влияющих на профессиональный рост и развитие.

Сложность проблемы заключается в том, что на процесс профессионализации и ее успешную реализацию влияют факторы, относящиеся к трудно диагностируемым и контролируемым. Влияние эмоциональной сферы проявляется в разной профессиональной эффективности и направленности субъектов на процессы профессионализации. Эмоции, ориентированные на профессиональный успех, самореализацию, представляют собой ресурс, активирующий потенциал специалиста. Современный социум инициирует профессиональную активность, но индивидуальная активность затрудняется эмоциональными барьерами в виде отсутствия интереса, неуверенности, равнодушия, неумения строить отношения в профессиональной сфере, которые проявляются ощущением дискомфорта, тревожности, отсутствием настроения.

В библиотечном пространстве важны эмоции, стимулирующие активность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к деятельности. Отсутствие целесообразности, реальных результатов, наличие мнимых целей, которые еще встречаются в библиотечном пространстве, приводят к уменьшению психоактивности, уходу специалиста из профессиональной сферы в спектр переживаний лично-ориентированных чувств: семья, дети, близкие, квартирно-бытовые интересы. Диспропорция в виде увеличения спектра переживаний, ориентированных на самого себя, приводит к вытеснению профессионально-ориентированных чувств, что проявляется отсутствием интереса к работе, равнодушием к профессиональным обязательствам.

Процесс профессионализации обусловлен эмоциональным отношением к содержанию и формам профессиональной деятельности, смыслом, который он имеет для него, потребностями пребывания в профессии, отношением к другим и себе. Чем больше потребностей реализуется в профессии, тем большая эмоциональная направленность испытывается субъектом в реализации профессиональной деятельности. Наивысшей эффективностью обладает тот профессионал, для которого профессия имеет личное значение. Познавательная активность, самообразование, саморазвитие, самосознание, целеполагание, рефлексия являются характеристиками развивающейся личности и, несомненно, оказывают влияние на развитие профессии и себя в профессии. Способности работать в команде, брать ответственность, ставить и решать нестандартные задачи, изобретать инновационные и креативные способы деятельности, формировать новые стратегии говорят о развитых эмоциональных качествах и развитой эмоциональной сфере субъектов профессионализации. Реализация праксического, альтруистического, коммуникативного, когнитивного, глористического спектров переживаний образует включенность субъекта в процесс профессионализации, но в то же время является барьером в случае диспропорции или дисгармонии реализации. Следовательно, специально проектируемые эмоции могут изменять состояние профессионализации, конструировать положительное отношение к содержанию и формам профессионализации, создавая условия для индивидуальной реализации, личностного роста в профессии.