Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH INDIVIDUAL CAPACITY BY ORGANIZATION OF CONTINUITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Bobrova V.V. 1 Likhacheva E.N. 2
1 Karaganda state university named after E.Buketov
2 Academy "Bolashak"
Currently, special importance is attached to educating the younger generation and, consequently, the formation and development of the basic stage of all educational process – pre-school education. The concretization of this setup is shown in the federal state educational standards of preschool education, the strategic objectives which are to ensure a positive socialization and individualization of children. The content of modern educational programs slightly oriented towards the individual capabilities of children – does not contain directions and technologies of construction and implementation of individual educational routes and tracks. As a result, among the pupils of preschool educational institutions revealed quite a large number, do not assimilate program material educational establishment in its entirety. The consequence of these trends is an extension of the problem taking into account individual features and unrealized potential development of a child in elementary school. System analysis of the problem allowed us to determine the purpose and objectives of the organization developing the system of successive, purposeful pedagogical influence on a child experiencing difficulties in the assimilation of the program material by virtue of their individual abilities.
continuity
individual capabilities
early age
preschool age
younger school age

Одним из основных принципов построения содержания, а также определения форм, методов и технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста является учет социальных, экономических и идеологических изменений, происходящих в обществе.

В настоящий момент ориентиром при обучении и воспитании детей служит разработанная международным сообществом «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), основная идея которой заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для их развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества [2]. Конкретизация данных установок представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.), стратегическими целями которого являются обеспечение позитивной социализации и индивидуализации детей, сохранение разнообразия детства в процессе решения задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Эти задачи определяют особенности организации и содержания образовательной деятельности на основе разработки образовательной программы дошкольного образования, где индивидуальной работе с дошкольниками отведено особое место [3–5].

Решение поставленной проблемы требует оптимальной организации образовательной деятельности, направленной, с одной стороны, на обогащение развития, максимальную реализацию индивидуальных возможностей детей, с другой – на сохранение их физического и психического здоровья. Учет индивидуально-личностных особенностей, удовлетворение актуальных потребностей и реализация возможностей ребенка – позволят строить образовательную траекторию для каждого ребенка и оценивать вклад образовательной деятельности в развитие личности ребенка [1].

Несмотря на своевременность и злободневность выдвинутых положений, проблема доступности и качества дошкольного образования в аспекте ориентированности образовательного процесса на индивидуальные особенности и возможности детей не нашла своего должного освещения в теории дошкольного образования и решения в научно-практической деятельности. Среди детей выявляется достаточно большое количество, не усваивающих программный материал образовательного учреждения в полном объеме.

В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача обеспечения оптимальной организации образовательной деятельности детей с целью их разностороннего развития при условии учета их возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей, в том числе достижение последними уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Одним из направлений оптимизации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании является создание единого динамично развивающего образовательного пространства на этапах раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.

Единое образовательное пространство на основе индивидуальных возможностей детей на этапе раннего возвратного этапа мы выделили в качестве первого поднаправления и, соответственно, на этапе младшего школьного возраста – в качестве второго поднаправления.

Характеристика и обоснование актуальности первого поднаправления

Лейтмотивом выводов отечественных и зарубежных ученых по проблемам детского возраста является положение о целесообразности раннего педагогического вмешательства. В возрасте от одного года до трех лет происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга ребенка, что обусловливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему, в том числе и к психолого-педагогическому, воздействию. Целенаправленная педагогическая помощь на раннем этапе развития ребенка основывается на ранней диагностике показателей развития.

На современном этапе ведущую роль в диагностико-коррекционном процессе принадлежит клинической диагностике. Но в медицинской диагностике выявление негрубых нарушений высшей нервной деятельности достаточно затруднительно. Легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в период умственных занятий с ребенком, когда клиническая картина становится наглядной вследствие трудностей обучения и воспитания ребенка, а вместе с тем психолого-педагогические проблемы приобретают генерализованный и устойчивый характер. Несмотря на большое количество работ в этой области остаются нерешенными вопросы практической организации диагностико-развивающего воздействия на ребенка раннего возраста с индивидуальными возможностями обучения. В силу несовершенства адаптационных и иммунных механизмов организма детей указанной категории значительно осложняются процессы психолого-педагогической диагностики и последующей работы с ними. Так, имеющиеся психолого-педагогические методики диагностики детей раннего возраста не учитывают сложностей адаптации детей и поэтому на практике являются недостаточно эффективными. Также следует указать на то, что изучаемая категория детей в период раннего развития характеризуется неврологической ослабленностью и по этой причине любые биологические и социальные воздействия, например, детские инфекции, смена обстановки и стиля общения, отрыв, даже временный, от родителей, могут вызывать дополнительные серьезные отклонения в общем и психическом развитии – утрата сформированных навыков, появление состояния тревожности и страхов, возникновение речевой патологии (мутизм, заикание) и т.д.

Данные положения подтверждает проведенный нами анкетный опрос педагогов центров раннего развития детей и воспитателей групп раннего возраста детей дошкольных образовательных учреждений (в исследовании приняли участие 280 человек):

- 94 % педагогов из числа опрошенных сталкивались в своей практике с детьми с длительным (превышающем норму) адаптационным периодом. Как правило, педагоги относили этих детей к категории особых: «трудные дети», «дети группы риска», «дети, требующие особого внимания» и т.д.;

- 71 % педагогов отметили, что в их практике встречаются дети, которые по причине невозможности адаптации прекращали посещение образовательных учреждений для детей раннего возраста;

- указывали на частые пропуски занятий этой категории детей (81 % опрошенных педагогов). Основной причиной пропусков детей (со слов родителей) является заболевание различной этиологии;

- опирались в своей диагностико-оценочной работе на сведения родителей (84 %). При этом педагогами отмечалось, что эти сведения носят субъективный характер; 64 % педагогов отметили нежелание родителей давать какие-либо сведения о состоянии ребенка.

Наряду с проблемами организационного характера эффективность ранней педагогической помощи ребенку в настоящее время осложняется недостаточно высоким уровнем профессионализма педагогов и психолого-педагогической непросвещенностью родителей в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста с недостаточным уровнем сформированности психических процессов. Так, по результатам анкетного опроса 81 % педагогов отмечали низкую эффективность педагогического процесса с указанной категорией детей и в качестве основного этапа оказания ребенку целенаправленной педагогической помощи педагоги (66 %) называли систему дошкольного образования. В то же время при ответах на вопросы об оптимальных сроках развития ребенка педагоги называли ранний период онтогенеза (97 % из числа опрошенных).

С целью выяснения причин неэффективности педагогического процесса была проведена фокус-группа с педагогами, осуществляющими педагогическую деятельность с исследуемой категорией детей. По результатам анализа полученной информации можно сделать следующие выводы:

- основной причиной, затрудняющей организацию педагогического процесса с детьми раннего возраста с недостаточным уровнем сформированности психических процессов на качественной основе, является психолого-педагогическая неграмотность в поставленных вопросах самих педагогов. Основными источниками повышения квалификации в вопросе обучения и воспитания детей раннего возраста с недостаточным уровнем сформированности психических процессов для педагогов являются: самообразование и наставничество. Степень разработанности учебно-методической литературы по данному вопросу педагоги оценили как низкую.

Распространенными методами работы с детьми раннего возраста, испытывающими трудности при обучении и воспитании в силу своих индивидуальных возможностей, являются: метод повторения, метод подбора облегченных заданий.

Сравнительные результаты анкетного опроса родителей детей раннего и дошкольного возрастов с недостаточным уровнем сформированности психических процессов выявил (в исследовании приняли участие 420 родителей каждой возрастной ступени развития ребенка).

Родители детей раннего возраста исследуемой категории:

- не замечали со стороны психомоторного развития ребенка каких-либо отклонений от нормы – 46 % родителей;

- считали незначительными (проходящими со временем, типичными для детей этого возраста) отклонения в психомоторном развитии ребенка – 24 % родителей;

- число семей, самостоятельно обратившихся к специалистам с жалобами на отклонения в психомоторном развитии, составило лишь 9 %.

В то же время родители детей дошкольного возраста указанной категории:

- период раннего развития ребенка выделяют как самый оптимальный для целенаправленного педагогического вмешательства (88 %);

- сожалеют об упущенных сроках педагогической работы с ребенком в период раннего развития (79 %).

Характеристика и обоснование актуальности второго поднаправления

Результаты психолого-педагогической диагностики детей исследуемой категории на этапе окончания дошкольного образования с целью определения уровня усвоения программного материала свидетельствуют о неполном решении исследуемой проблемы. По авторским данным ежегодно примерно у 9 % выпускников регистрируется недостаточный уровень сформированности психических процессов. Ожидаемые трудности детей при усвоении программного материала на этапе начального школьного обучения были подтверждены результатами экспериментальной работы. Исследовательская деятельность (в исследовании приняли участие 550 детей каждого возрастного этапа), нацеленная на сравнительный анализ имеющихся у детей трудностей при усвоении ими программного материала по разделам образовательных областей дошкольных образовательных учреждений и предметам начальной школы, обнародовала следующие данные. Отмечается рост числа детей, испытывающих трудности различной степени при усвоении программного материала при переходе из одной системы образования в другую. Так, группа детей младшего школьного возраста с низким уровнем усвоения программного материала увеличилась по сравнению с аналогичной группой детей дошкольного возраста на 6,6 %. Данное увеличение отмечается в основном за счет перехода определенной части детей из группы со средним уровнем усвоения программного материала в группу с низким уровнем усвоения программного материала. При этом изучение контингента детей с низким уровнем усвоения программного материала указывает на их постоянство: из 49 детей дошкольного возраста с низким уровнем усвоения программного материала в аналогичную группу детей младшего школьного возраста вошли 48 ребенка, что соответствует 92,9 %. Сравнительный анализ типичных затруднений детей дошкольного и младшего школьного возрастов выявил их однотипность – 62 %, а также появления новых – 38 %, связанных с освоением учебной деятельности.

Таким образом, исходя из обозначенных выше проблем, нами были определены основные направления преемственного образования детей на основе их индивидуальных возможностей:

- целевая преемственность. Работа в рамках этого направления должна предусматривать обеспечение согласования целей и задач целенаправленной педагогической работы на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее развития познавательных возможностей ребёнка, формированию его общеинтеллектуальных умений, навыков межперсонального общения;

- содержательная преемственность должна быть обеспечена созданием сопряжённых планов работы, их согласованием по ведущим направлениям целенаправленной педагогической работы образовательных учреждений;

- технологическая преемственность. В рамках этой преемственности образовательный процесс изучаемой категории детей будет обеспечен отбором общих средств и методов обучения, выработкой общих подходов к организации целенаправленной педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальных классах школ;

- структурно-организационная преемственность. Данная преемственность обеспечит осуществление единства организационных вопросов в осуществлении преемственного образования детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей на этапах дошкольного и начального школьного образования.

Цель направления

Разработка системы непрерывного развивающего, целенаправленного педагогического воздействия на ребенка, испытывающего трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей. В соответствии с рассмотрением смежных с дошкольным возрастом возрастных этапов нами были определены подзадачи:

- разработка системы психолого-педагогической поддержки семьи ребенка раннего возраста с недостаточным уровнем сформированности психических процессов;

- разработка системы преемственного образования детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей на этапах дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи направления

Задачи первого поднаправления:

- осуществление психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста, испытывающих трудности при усвоении программного материала;

- организация педагогического сопровождения детей раннего возраста с недостаточным уровнем сформированности психических процессов через включение родителей в педагогический процесс.

Задачи второго поднаправления:

- проведение психолого-педагогической диагностики детей младшего школьного возраста с целью определения уровня сформированности психических процессов;

- организация целенаправленной педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями;

- включение родителей детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при усвоении программного материала образовательного учреждения в силу своих индивидуальных возможностей в педагогический процесс образовательного учреждения.

Таким образом, основанием для оптимальной организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании должна стать работа по определению первопричины имеющихся трудностей этих детей при усвоении ими программного материала, а также организация целенаправленной педагогической работы, в соответствии с полученными результатами. Направлениями педагогической работы по оптимальной организации индивидуальной образовательной деятельности детей в дошкольном образовании являются:

- профессиональная подготовка педагогов для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей;

- представление программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения с позиции наличия как общей, так и вариативной частей, учитывающей проблемы обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала в силу своих индивидуальных возможностей;

- создание единого динамично развивающего образовательного пространства на этапах раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.