Поиск новых методов организации учебных занятий гирями осуществлялся уже с того времени, как гиревой спорт стал спортом в полном смысле слова, перестав быть национальной «забавой». Местом зарождения и развития гиревого спорта считают Россию, в силу чего гиревой вид спорта признают как наш национальный вид спорта. В. С. Рассказов, продолжительное время возглавлявший Всероссийскую, а затем Международную федерацию гиревого спорта, считает началом развития гиревого спорта с конца XVII века, когда гири весом 16, 24, 32 кг использовались для демонстрации силы, удали на различных праздниках, ярмарках, а позднее – в цирках [8, с. 22]. Сегодня сложно сказать, где появились первые гири, но лишь точно можно утверждать, что гири являются одним из древнейших снарядов для силовой тренировки, созданные несколько тысяч лет назад.
С давних времен упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей во всем мире. Горские Игры – традиционные состязания, которые проводятся на территории Шотландии много веков подряд. Впервые официальный статус таким игрищам придал король Малькольм III Великий Вождь в 1057 году – он устроил масштабные испытания на должность королевского гонца, где желающим нужно было преодолеть множество препятствий, взобраться на гору и т.п. [3, с. 47].
В нынешнем виде в Игры включаются следующие состязания: толкание камня, метание бревна, метание гири, метание молота (бросок стального шара), бросание мешка с сеном вилами, перетягивание каната, перетягивание жерди (MaideLeisg). Так, в Средней Азии соревновались в «палванташ» – перетаскивании огромных «богатырских» камней [4, с. 99].
Человек с богатырской силой издревле пользовался в России особым уважением. В Руси в народных преданиях прославляли героев-богатырей, которым приписывали феноменальную силу. О них слагались легенды. Период с X по XIX в. характеризуется на Руси спонтанными и неорганизованными занятиями населения по упражнениям с тяжестями [4, с. 101].
У народов Дагестана также были популярны силовые упражнения: переноска больших камней, метание средних и малых камней, переноска и поднимания наковальни. Огромной популярностью и большой симпатией пользовались у народа признанные силачи Дагестана: Качап Мамай (Сали Сулейман), Абдурахман Курбанов, Осман Абдурахманов, Гамид Курбанов, Суракат Асияталов, Али Исаев, Магомед Шихтурсулла и другие [5, с. 18].
С развитием научно-технического прогресса изменилось отношение к физической подготовке и, в частности, силе как одному из основных достоинств мужчины. Научный прогресс привел население к гиподинамии и гипокинезии. Дефицит в двигательной активности стал причиной ухудшения здоровья населения. Медицинская статистика констатирует, что до 35 % молодежи имеют нарушения осанки (сколиозы) в основном из-за слабости мышц спины. 14 % выпускников школ пригодны к призыву в армию, т.е. здоровы [7, с. 530].
Занятия физической культурой и спортом являются одним из основных средств благоприятного воздействия на укрепление и сохранение здоровья, развития физических способностей. Средства физического воспитания также благоприятно воздействуют на воспитания личностных качеств, таких как нравственных, патриотических, умственных, а также волевых черт характера.
Анализ практики физического воспитания молодёжи показывает, что содержание существующих программ вступает подчас в противоречие с особенностями развития детей, проживающих в различных зонах страны, с местными климатическими условиями, обычаями и традициями народов, с имеющейся материальной базой [6, с. 60].
Быстротекущая жизнь требует моделирования развития физической культуры в ее возможных будущих вариантах, придания ей исторического измерения, то есть наиболее полного и объективного использования прошлого опыта. Механизм развития физической культуры настолько важен, что его можно характеризовать как закон социального самосохранения; без ее учета, любое планирование будущего обречено на неудачу. Чтобы представить контуры будущей физической культуры и спорта, необходимо осмыслить историю ее развития, учесть национальные черты и особенности.
Неразрывной сущностью народной культуры являются традиционные игры, физические упражнения и виды спорта, имевшие большое значение в прошлом и не утратившие свое значение и в настоящем. Народная культура многофункциональна. Она обеспечивает физическое воспитание подрастающего поколения, подготовку к труду, имеет рекреационное значение, во многом воспринимается как этническая марка народа и т. п. Не случайно, когда происходит возрождение многих сторон народной культуры, традиционные игры, упражнения, народный спорт с каждым десятилетием обретает новую, хотя, может быть, всё еще недостаточную жизнь.
Многие виды древнего самобытного спорта включены в спартакиады национальных округов, областей, республик. Однако их цель, задачи, содержание и динамика развития изменяются применительно к современным требованиям физического воспитания детей, причем этот процесс неуклонно сопровождается все большим взаимообогащением национальных культур, активным формированием интернациональных черт человека современного общества. Изучение национальных видов спорта и физических упражнений позволит обеспечить восстановление в жизни народов забытых или угасающих, но положительных по своему содержанию традиций в области физической культуры и спорта.
Одной из задач общенациональной модели физкультурно-спортивного движения является развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть, развить и использовать национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы.
Однако немаловажное значение в решении такой сложной педагогической проблемы, как повышение качества учебно-воспитательного процесса по физической культуре, имеет умение учителя дифференцированно использовать средства обучения с учетом реальных способностей учащихся. Одним из относительно малоиспользуемых резервных возможностей для дифференцированного обучения являются народные виды физических упражнений дагестанцев. Они явились основными средствами формирования и совершенствования специфических двигательных умений, навыков и качеств, необходимых для трудовой, оборонной и бытовой деятельности в определенных условиях.
Многие из этих упражнений и ныне пользуются популярностью среди детей школьного возраста на селе. Такие факторы, как климато-географические условия местности, специфика ведения хозяйства, быт населения, его физкультурные и спортивные интересы, обусловившие возникновение и развитие народных средств физического воспитания дагестанцев, с теми или иными изменениями продолжают существовать и в настоящее время. Дагестанские исследователи М. А. Дибиров, Ф. А. Агапов, В. М. Минбулатов, Э. А. Кашкаева и другие обосновали возможность использования некоторых видов физических упражнений дагестанцев в работе по физическому воспитанию в сельских общеобразовательных школах.
Одним из упражнений в гиревом спорте является метание гири. Необходимо в разделе вариативной части программы по физической культуре для 9–11 классов и во внеклассной работе использовать одно из распространенных физических упражнений дагестанцев – метание гири. Традиционно в Дагестане по метанию гири, в масштабах районов, городов и республики, проводятся соревнования среди школьников и молодежи. Проведение только соревнований, и при этом, не изучая на уроках физической культуры и во внеклассной работе со школьниками методику проведения упражнений по гиревому спорту, трудно формировать умения и навыки по метанию гири, совершенствовать методику обучения учащихся данному виду упражнений. Для того чтобы метание гири стало более привлекательным и популярным среди школьников, необходимо изучить технику метания, использовать подводящие и подготовительные упражнения на уроках физической культуры, проводить внутришкольные соревнования, применять на уроках физической культуры скоростно-силовые упражнения, при обучении метанию гири воздействовать на развитие всего мышечного корсета, особенно ног, спины и плечевого пояса.
Успешное выполнение современных учебных программ по физическому воспитанию невозможно без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов обучения. Включение метания гири в учебные программы способствует рациональному использованию различных методов обучения. Появляется возможность значительно повысить заинтересованность учащихся, увеличить плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр, используемых в метании гири, позволяет комплексно развивать широкий диапазон физических способностей, например, динамическую силу, выносливость, гибкость, координационные способности, скоростно-силовую подготовленность и т.п.
Одно из главных требований при планировании уроков в метании гири – это взаимосвязь с другими видами спорта базового компонента программы по физическому воспитанию учащихся.
Главными задачами учебного процесса является формирование и развитие основных движений и физических способностей. В возрасте 14–17 лет активно развиваются скоростно- силовые способности и мышечная сила. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц. В упражнениях, где небольшое отягощение – больше проявляется скорость, а где больше отягощение – там преобладает сила [2, с. 94].
При выполнении упражнений с гирями должна быть строгая дозировка нагрузок и умеренный вес гири. В общеобразовательной школе для метания можно использовать разборные гири от 8 до 16 кг. В отсутствии гирь можно использовать мешочек с песком от 5, 8, 10 кг. [1, с. 38].
Вариативная часть программы, как правило, учитывает региональные, национальные, материально-технические и другие складывающиеся годами традиции школьного обучения. Обновление этого компонента нацеливает учителей на расширение тематического содержания уроков физической культуры, на выбор оптимальной стратегии функционального воздействия на растущий организм, на восполнение недостатков в методах активизации развивающего обучения. Взаимное обогащение материалов базовой и вариативной программы происходит не только при внедрении таких дополнительных средств, как национальные, народные, спортивно развлекательные игры, но и при использовании нетрадиционных упражнений из гимнастики, борьбы, атлетизма. Разумеется, при этом методический уровень преподавания названных элементов вариативной программы должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым как авторским, тематическим и комплексным разработкам. Рациональное сочетание базовой и вариативной частей уроков физической культуры помимо всего позволяет смягчить те или иные противоречия, неизменно возникающие между стремлением учащихся к физическому совершенству и индивидуальным возможностям каждого.
Эффективными педагогическими условиями реализации национально-регионального компонента предмета «Физическая культура» являются [10, с. 50]:
– обоснование критериев отбора учебного материала из арсенала народного вида спорта для их последующего использования на уроках физической культуры;
– определение места и объема учебного времени для системного обучения школьников метанию гири в аспекте содержания регионального компонента содержания образования по предмету «Физическая культура»;
– обоснование объема и интенсивности учебной нагрузки на уроках, где изучается материал регионального компонента содержания образования;
– установление рациональной последовательности в представлении учебного материала по годам обучения и в течение одного учебного года с дифференцированием его в соответствии с требованиями ФГОС, минимальных требований к учащимся в процессе его преподавания и примерной программы по дисциплине, а также дидактическим принципам обучения предмету «Физическая культура».
На наш взгляд, развитие национальных видов спорта в России происходит бессистемно. Призывы руководителей останутся лишь призывами, пока не будет налаженной системы подготовки специалистов в области национальных видов спорта. Кто будет учить в школах детей народным видам спорта, если учителя физкультуры не имеют представление об этих видах спорта? Например, в Дагестанском педагогическом университете на факультете физической культуры дисциплиной по выбору является лишь «Национальная борьба», на которую выделяется 36 часов, при этом остальные виды национального спорта не рекомендованы. И специалистов по национальным видам спорта не готовят.
Важной проблемой проведения занятий по физической культуре в школе является отсутствие соответствующей учебно-методической литературы по гиревому спорту. В справочнике Всероссийской федерации гиревого спорта список литературы по гиревому спорту насчитывает всего 102 источника. Хотя хронология этого списка начинается с 1928 года, тем не менее три источника относятся к периоду до 1980 года, восемь – до 1990 года. Остальная литература написана в 90-х годах и позднее. Таким образом, наука пришла в гиревой спорт лишь в конце прошлого столетия. Однако исследования, рекомендации, посвященные гиревому спорту, отсутствуют.
Важно научное и методическое обеспечение профессионального образования в области физической культуры в республике Дагестан, введение регионального компонента. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к использованию национальных средств физического воспитания учащихся 9–11 классов [9, 10].
При этом основными задачами преподавателя в работе с учащимися 9–11 классов являются:
-разработка рекомендаций по методике применения тех или иных упражнений, для использования на уроках физкультуры и по внеклассной работе с учащимися 9–11 кл. в метании гири;
-описание основных упражнений, используемых на уроках физкультуры при метании гири для развития мышц кистей и предплечий;
-экспериментальное подтверждение эффективности приводимых в работе упражнений и методических рекомендаций.
В качестве эффективных упражнений по развитию физической культуры учащихся и достижения их спортивных успехов выступят следующие виды упражнений с гирями:
-рывок гири одной рукой; рывок двух гирь; махи с гирей, держа её двумя руками; махи с гирей, держа её одной рукой; махи с гирями в каждой руке по гире; жонглирование гирей (гирями); жим (или простое удержание) гири (гирь), поставленной «на попа»; удержание гири (гирь) за дужку на раскрытой прямой ладони, опершись предплечьем о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро, подъём гири (гирь), за дужку вверх за счёт сгибания кисти в лучезапястном суставе; вращение (внутрь и наружу) гирь в опущенных руках, стояние с гирями в опущенных руках; перекладывание установленной «на попа» на жёсткой поверхности гири с боку на бок, держась за дужку гири сбоку.
Таким образом, в условиях отсутствия достаточного научно-методического обеспечения занятий в школе по гиревому спорту, включение гиревого спорта в вариативную часть программы позволит повысить физическую культуру школьников и их спортивные результаты по гиревому спорту.