Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GENDER-SPECIFIC REPRESENTATIONS OF STUDENTS ABOUT THE LIFE OF

Vereschagina M.V. 1 Gagulaeva A.A. 1
1 North Ossetian State Pedagogical Institute
Constructing your own path in life, people (consciously or unconsciously) acts on a specific scenario, creating their own life story. Building a life script begins at an early age. It is predestined to some extent genetically, as well as a provision that parents provide, various external circumstances and the free choice of the individual. Gender, which is a set of social and cultural norms prescribed by society affect the idea of the scenario course of life, and, as a consequence, the development and socialization. Modern students have a masculine, feminine or androgynous traits. Gender characteristics are manifested in the perception of the complexity of life's journey, the representation of choice in the picture way of life, available in a choice of difficulties, the perception of alternative futures life.
life path
gender-specific notions about life's journey

В условиях реформирования и глобализации современного российского общества, в ситуации социальной и экономической нестабильности наиболее остро стоит проблема самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности: личностной, профессиональной, общественной и т.д. Самоопределение предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности, представления о себе и окружающих, цели, а также способы их достижения. В качестве такой модели, формирующейся в процессе личностного самоопределения, могут выступать представления о жизненном сценарии.

Современная социокультурная ситуация характеризуется тем, что гендерное поведение молодежи претерпевает изменения: мальчики становятся более фемининными, а девочки – более маскулинными. В связи с этим представляет интерес изучение гендерных особенностей в представлениях о сценарии жизненного пути молодых людей, и, в частности, студентов.

Такие динамические процессы как планирование жизни и представления о сценарии жизненного пути рассматривали Э.Берн, К. Штайнер, Ж. Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске, А. Адлер, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Н. В. Гришина, В. Н. Дружинин, Л. Н. Коган, Е. Ю. Коржова, Н. А. Логинова, Л. В. Сохань и др. Гендерные особенности сценария жизненного пути освещены в работах Р. Бернса, И. С. Кона, В. И. Николаевой, М. В. Зайлстра, Ю. Е. Гусевой, И. В. Малкиной-Пых и других исследователей.

В исследованиях понятие «жизненный сценарий» часто используется наряду с такими категориями, как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «жизненная позиция», «жизненная роль», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива» и др. Исследователи, выявляя различную направленность данных категорий, описывают совершенно конкретные психические явления: жизненные планы, цели, ценности, переживания, уровни притязания, смысл жизни и т.д. человека, относящиеся к его будущему.

Анализ исследований показал, что жизненный сценарий понимается как:

- текущий жизненный план, характеризующийся неосознаваемостью и сформированный в раннем детстве под влиянием родителей, согласно которому люди структурируют более длительные периоды времени и даже всю свою жизнь, заполняя ее ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми (Э. Берн и К. Штайнер);

- автоматизированные событийные схемы – «скрипты», включающие представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий (Ж. Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске);

- индивидуальная, или личная, жизнь в ее динамике (Ш. Бюлер);

- смысловая система, зависящая не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемая самой личностью (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Э. Берн, Н. В. Гришина, В. Н. Дружинин, Л. Н. Коган, Е. Ю. Коржова, Н. А. Логинова);

- процесс упорядочивания опыта, сопровождающийся символизацией субъективных переживаний, результатом которого является связный рассказ – нарратив (Дж. Фридман и Дж. Комбс, А. О. Преображенская);

- процесс структурирования личностной событийной картины жизни, направленный на ее самосовершенствование посредством творчества (Л. В. Сохань).

Существует множество факторов, влияющих на сценарий жизненного пути человека: наследственность, родительское программирование (поддерживаемое внутренним «голосом» индивида и конструктивное родительское программирование) [2]; внешние события и социальные условия, представленные в реальности окружающего мира; субъективная реальность, проявляющаяся в самостоятельных решениях и свободных устремлениях личности [4]; возрастные и гендерные особенности [1, 3, 6].

Комбинации данных факторов формируют различные сценарии жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к тому или иному типу судьбы [2]. Безусловно, сочетания некоторых факторов могут прервать реализацию определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути.

В своем исследовании мы опираемся на понимание сценария жизненного пути как формы и системы представлений личности о своем жизненном пути, определяющих направленность ее поведения с определенной ориентацией на перспективу, и примерной последовательности событий. Представления относительно хода жизни и ее завершения могут существовать в виде желаний и понимания, как должна сложиться жизнь, в чем заключается ее смысл и счастье. Жизненный путь же представляет собой конкретное воплощение в жизнь сценария, способ проживания жизненного сценария.

Безусловно, каждый человек обладает собственной, уникальной системой представлений о жизненном пути. Однако культура и социальные нормы общества конструируют социальную модель женщин и мужчин, определяющую их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.). Следовательно, гендер, представляющий собой совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, оказывает влияние на представления о жизненном пути.

Согласно результатам некоторых зарубежных исследований, уже начиная со среднего подросткового возраста, юноши и девушки имеют вполне точные представления об основных этапах принятия решения и представлениях о сценарии жизненного пути. Это связано с возрастными особенностями юношеского возраста. В. С. Мухина отмечает, что важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания, устойчивого образа своей личности, Я-концепции, формирование самоопределения [5]. Данный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и развитие личности в целом.

В статье В. И. Николаевой и М. В. Зайлстра «Возрастные особенности выбора жизненного пути в подростково-юношеский период развития» рассматриваются возрастные и гендерные особенности выбора жизненного пути в подростковом и в юношеском возрасте. Результаты исследования показывают, что картина жизненного пути у девочек гораздо более сложная и детализированная, чем у мальчиков – их выбор ассоциируется с конкретным возрастом, а у девочек – с возрастным этапом [6].

Различия, обусловленные причинами физического характера, влекут за собой глубокие психологические последствия, которые охватывают всю жизнь человека. По мнению В. И. Николаевой, гендернообусловленными являются самые разнообразные аспекты человеческой жизни, от типа мышления и стиля общения до совершения значимых жизненных выборов [6].

На практическом этапе достижения поставленной цели исследования стало изучение гендерных особенностей в представлениях о сценарии жизненного пути студентов психолого-педагогического факультета ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

В качестве методического инструментария мы определили следующие методы: 1) методика на определение маскулинности-фемининности С. Бэм на изучение подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности; 2) методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И. Л. Соломина [7], в которой испытуемым предлагается нарисовать дорогу под названием «Жизнь», использовалась для выявления представленности выбора в картине жизненного пути, а также прояснения неосознанных представлений о специфике выбора. Методика позволяет выявить такие аспекты представлений, как восприятие степени сложности жизненного пути, наличие затруднений в выборе, восприятие альтернативности вариантов будущей жизни, возможности их соединения или взаимоисключения и т.д.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов стойко демонстрируют подверженность стереотипам фемининности и маскулинности: среди студентов обладают выраженными маскулинными чертами – 42,5 % и выраженными фемининными чертами – 27,5 % (рис.1). Результаты исследования свидетельствуют о наличии представлений у студентов о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», что выражается в степени подверженности их личности стереотипам маскулинного, фемининного или андрогинного типа личности.

Значения, полученные по методике С. Бэм, которые находятся в пределах [– 1, до +1], свидетельствует о том, что некоторые студенты обладают андрогинными чертами, что составляет 30 % от выборки. Следовательно, с андрогинным типом личности, характеризующимся высокой способностью варьировать поведением в зависимости от ситуации, помогающей в стрессовых ситуациях, способствующей достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности около трети студентов, принявших участие в исследовании. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа личности. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а, напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Мы проанализировали половые различия подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности. Так, среди юношей выявлено: маскулинного типа личности – 85 %, андрогинного – 15 %. Среди девушек: фемининного типа личности – 55 %, андрогинного – 45 % девушек.

Рис. 1. Распределение студентов по преобладающему психологическому полу, в %

 

Как мы видим, девушки обладают большей мягкостью, устойчивостью в социальных контактах, а юноши, проявляя маскулинные черты, демонстрируют уверенность в себе и резко выраженные доминантно-агрессивные тенденции в общении.

Результаты исследования представлений о жизненном пути с помощью рисуночного метода И. Л. Соломина «Жизненный путь» занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты исследования сценария жизненного пути студентов

Показатели методики

Психологическое содержание

Общая выборка,

n=40

Юноши,

n=20

Девушки,

n=20

Маскулинный тип личности, n=17

Фемининный тип личности, n=11

Андрогинный тип личнсти, n= 12

Трехмерный рисунок

Многомерное представление о жизненном пути

27,5 %

20 %

35 %

11,8 %

27,3 %

50 %

Крестообразный тип дроги (перекресток)

Представления об альтернативном пути, исключение одного пути другим

25 %

15 %

35 %

17,6 %

27,3 %

33,3 %

Беспорядочный тип дороги

Сложность выбора

2,5 %

10 %

5 %

11,7 %

9,1 %

-

Строения

Укрытия

35 %

25 %

45 %

11,8 %

63,6 %

41,7 %

Двери, ворота

Контролируемый кем-то вход/ выход

7,5 %

5 %

10 %

5,8 %

18,2 %

-

Растения

Помехи, второстепенные детали

17,5 %

10 %

25 %

5,9 %

27,3 %

25 %

Осадки

Фактор, препятствующий продвижению по жизненному пути

2,5 %

0 %

5 %

-

9,1 %

-

Другие люди (кроме путника)

Представления об окружающих людях, помогающих или мешающих в жизни

32,5 %

20 %

45 %

17,6 %

54,5 %

33,3 %

Другие символы (смайлики)

Позитивное восприятие жизненного пути

42,5 %

25 %

60 %

23,5 %

54,5 %

58,3 %

Результаты исследования показывают, что в тех случаях, когда жизненный путь ассоциируется с дорогой, девушки чаще изображают перекрёсток, а юноши – либо единственную дорогу, либо сложное переплетение дорог. Картина жизни девушек характеризуется детализированностью и дополнительными символами, а выбор в этой картине представляет собой ограниченное число альтернатив, исключающих друг друга. Юноши, как правило, ассоциируют свой жизненный путь с прямой дорогой, иногда они видят ее как сплетение вариантов, выбор между которыми затруднён в силу их запутанности и сложности. Подобные рисунки у девушек не встречаются.

Таким образом, у девушек и юношей выбор жизненного пути представляется сложным, а для мужской выборки, зачастую, запутанным.

Исходя из цели исследования, сравним частотные распределения данных по выборке в зависимости от психологического пола личности, применив непараметрическую статистику.

В результате соответствующих расчетов мы выявили различия по показателям методики «Жизненный путь» между маскулинным и фемининным типом личности (р<0,001); различия между маскулинным и андрогинным типом личности (р<0,001); различия между фемининным и андрогинным типом личности (р<0,05).

Следовательно, существуют достоверные различия в представлениях о сценарии жизненного пути у юношей и девушек в зависимости от психологического пола. При этом наибольшие различия выявлены между маскулинным и фемининным типом личности, между маскулинным и андрогинным типами личности. Между фемининным и андрогинным типом личности различия в представлениях о сценарии жизненного пути существуют, но они проявляются менее ярко.

Выявлены гендерные различия в представлениях о количестве возможностей выбора жизненного пути. В рисунках это актуализируется в следующих типах дорог: крестообразный (перекрёсток) – представления об альтернативности путей или исключении одного пути другим; радиальный (несколько дорог, исходящих из одной точки) – представления о больших возможностях выбора путей; сложный (осевой или беспорядочный) – периодически возникающие возможности выбора или сложность выбора; одна дорога – представление о жизненном пути как о целенаправленном движении; нет дороги – представление о жизненном пути как о непрерывном процессе, смене статических фаз, стадий.

Таким образом, полученные данные доказывают предположение о том, что гендер оказывает влияние на представления о сценарии жизненного пути студентов. Студенты маскулинного типа личности демонстрируют менее позитивное восприятие жизненного пути, чем фемининный и андрогинный типы личности. В сценарии жизненного пути андрогинного типа личности студентов в большей степени отмечается многомерное представление о жизненном пути, которое более насыщено представлениями об альтернативном пути, они реже используют укрытия, в отличие от фемининного типа личности, не демонстрируют сложности выбора в определении жизненного пути, контролируемые кем-то со стороны, в отличие от маскулинного и фемининного типа личности. Студенты с андрогинным типом личности в большей степени, чем маскулинный тип личности, но в меньшей, чем фемининный тип личности, отмечают существующие помехи и второстепенные детали при построении жизненного пути, и окружающих людей, которые могут оказывать влияние на их жизнь.

Заключение

Исследование показало, что современные студенты обладают маскулинными, фемининными или андрогинными чертами.

Исследовав представления о жизненном сценарии студентов Северо-Осетинского государственного педагогического института, мы выявили его гендерные особенности, достоверные различия в картине жизненного пути в зависимости от подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности.

По мнению исследователей, для получения возможности наиболее полно реализовывать свой потенциал, человеку необходимо в большей степени осознавать свой жизненный сценарий и возможные повороты жизни, которые он в себе несет, а также свои сильные стороны и ресурсы. Следовательно, практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные материалы могут быть полезны при организации соответствующих мероприятий в рамках образовательного и профессионального обучения, способствующих развитию личности и успешной социализации студентов, поиску ресурсов и формированию новых стратегий более конструктивного обхождения со своим опытом.