Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FIELD CONCEPTUAL PROBLEMS OF FORMATION OF DESIGN-TECHNOLOGICAL CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Safonov I.A. 1
1 Branch of Military educational scientific center air force "air force Academy"
In the article the analysis of problems of understanding, design and technological culture of military academies. Special attention is paid to the transformative activity of man as its basis. Identifies and examines the main stages of formation of design-technological culture in military education. Shows the development of different forms of organization of educational process at training of military personnel. The article describes the characteristics and concepts such as: culture, design, technology, officer and cadet. Culture, considered as a quality characteristic of a person. Technology is treated from a social aspect, as a way of realization of the task by dividing into stages. The project is defined as a unique activity aimed at the achievement of the goal. Analyzed the duties of military personnel and professional qualities that should be possessed by the officer.Identified quality officer to successfully operate in a changing environment technologically-saturated world.Formulated the concept, design and technological culture. Finally, it discusses the necessity of formation of design-technological culture of cadets of military schools.
process design culture
project culture
technology
military education
cadet
officer

Высокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава являются основным гарантом успешного функционирования любой военной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим профессиональным военным образованием. Качество профессиональной подготовки офицерского состава Военно-воздушных сил Российской Федерации требует освоения новых знаний и компетенций, позволяющих динамично и творчески решать профессиональные задачи, диктуемые складывающимися тактическими и оперативными условиями. Поэтому развитие проектно-технологической культуры курсантов является одним из компонентов военно-профессиональной компетентности офицера, способствующей эффективному решению служебно-боевых задач.

Проектно-технологическая культура является современным типом культуры организационной деятельности. Формирование этого типа культуры в военном образовании осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе (конец XVII – начало XX века) происходит зарождение профессиональной культуры военных, в это время появляются первые учебные пособия по военному делу, военные журналы. Второй этап совпадает с советским периодом (1917–1991 годы), в этом периоде возникают идеи проектного обучения. Его основателями считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В. К. Килпатрик. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов, и использовался в вузах в 20-х годах XX века, хорошо был известен С. Т. Шацкому, А. С. Макаренко. В 1926 году метод проектов обосновывается и в военной школе (И. В. Ентов, Н. Ф. Володин, Г. Ф. Гирс, А. Н. Мизейко). Наряду с проектами, ведущей формой организационной деятельности становятся технологии. С 1991 года начинается современный этап в развитии системы военного образования. В армии, так же как и во всем мире, все непрерывно и стремительно меняется, следовательно, создание проектов, программ технологий становится массовым [8].

Для рассмотрения сущности проектно-технологической культуры курсанта военного вуза необходимо рассмотреть такие ключевые понятия, как: культура, технология, проект, курсант и офицер. Что позволит охарактеризовать понятия их объемом и содержанием. Используя способ вывода сложных отношений из элементарных, можно описать процесс формирования новых сложных понятий из более простых.

Культура. Слово происходит от латинского cultura и дословно переводится – возделывание, развитие, почитание. Понятие культуры многогранно, изначально имело такое значение, как обработка почвы, ее возделывание, земледельческий труд. Сейчас этот термин выступает в различных значениях как в разговорном языке, так и в научных определениях. Это объясняется тем, что многие научные дисциплины выделяют свои аспекты изучения культуры и соответственно определяют свое понимание этого понятия.

Впервые к человеку термин культура применил Цицерон в I веке до н.э., понимая под этим воспитание и образование человека. Выделил признаки культурного человека, это добровольное подчинение правовым, религиозным, моральным нормам.

В XVII веке английский философ Томас Гоббс и немецкий и правовед Самуэль Пуфендорф попытались объяснить феномен культуры, они предполагали, что человек может быть в двух состояниях – природном и культурном. Второе состояние считалось творчески продуктивным, и поэтому культура рассматривалась как более высокая ступень развития человека.

На рубеже XVIIIXIX веков немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру с исторической стороны. Культура составляет духовную жизнь человечества, духовные способности. И поэтому у различных народов можно наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры [2, с. 164–187].

К XX веку существовало большое количество определений культуры, в 1952 году американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон насчитали 164 определения, а в настоящее время это количество приближается к 1000 [2, с. 166]. С. И. Ожегов в словаре русского языка дает следующие понятия культуры:

1. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе;

2. Уровень развития;

3. Разведение, возделывание, обработка в сельском хозяйстве;

4. Разводимое, культивируемое растение;

5. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий [7, с. 252].

В статье мы будем рассматривать культуру как сущностную характеристику человека, его способность к развитию, образованию и самосовершенствованию. Культура только приобретается в результате воспитания и образования, проходящего в обществе среди других людей. С развитием человечества всплывает организационный аспект культуры, как на принятые способы работы и особенности ее организации. Анализ истории военного образования показывает развитие различных форм организации учебного процесса при подготовке военных кадров.

Технология. Слово происходит от греч. techne – искусство и logos – учение. Технология  – комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах и средствах труда, наборах материально-вещественных факторов производства, видах их сочетания для создания определенного продукта или услуги.

В словаре русского языка дается следующее определение этого понятия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах [7, с. 650]. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.

Так можно интерпретировать понятие технологии в широком смысле. С другой стороны, в более узком смысле определения технологии формулируются следующим образом:

Технология – это набор способов, средств выбора и осуществления управляющего процесса из множества возможных его реализаций.

В основе любого процесса лежит определенная технология, к компонентам которой относятся:

1) цель реализации процесса;

2) предмет, подлежащий технологическим изменениям;

3) способы и методы воздействия;

4) средства технологического воздействия;

5) упорядоченность и организация, противопоставлены стихийным процессам технологических, производственных и информационных процессов.

В современной технологии предъявляются следующие требования:

- высокая степень разделения процесса на стадии (фазы);

- системная полнота (целостность) процесса, который должен включать весь набор элементов, обеспечивающих необходимую завершенность действий человека в достижении поставленной цели;

- регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие применять средние величины при характеристике этих фаз, а, следовательно, их стандартизации и унификации;

- технология, неразрывно связанная с процессом – совокупностью действий, выполняемых во времени;

- технологический процесс осуществляется в искусственных системах, созданных для обеспечения реализации определенных потребностей.

Технологии, используемые сегодня, разделяются на два вида: социальные и промышленные. К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, является одно или несколько его свойств.

В социальных технологиях не обязательна строгая последовательность. Они более гибкие и менее детерминированы, так как на человека огромное влияние оказывает большое количество внешних воздействий. Заранее предсказать эффект от этих воздействий невозможно.

Классическим примером социальной технологии является технология обучения, технологическое творчество, организаторское творчество [9, 10].

Под технологией мы будем понимать способ реализации людьми какого-либо процесса путем разделения его на этапы, последовательного и взаимосвязанного их выполнения для решения и достижения поставленной задачи.

Технология является универсальным способом деятельности, включающим в себя проектирование и изготовление изделия. Поэтому одним из принципов технологического образования является его проектность. Творческая проектная деятельность (а не знания, умения, навыки) становится основной единицей технологического образования. Проектность технологического образования заключается в том, что оно направлено на формирование проектного мышления, связанного с изучением изделия или услуги от зарождения идеи до ее реализации.

Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе обозначает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед», «торчащий».

Значение слова по Ожегову:

Проект – 1.Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2. Замысел, план;

3. Предварительный текст какого-нибудь документа [7, с. 496].

Таким образом, проектом является средство стратегического развития для достижения цели. Стратегией является констатация того, каким образом мы собираемся эти цели достигать, то есть технология. Проекты преобразуют стратегии в действия, а поставленные цели в реальность [4].

Каждый проект делится на фазы,  показанные на рисунке.

Фазы проекта

Даже небольшая задача может управляться как проект, если она является стратегически важной. А для военных все поставленные задачи являются стратегически важными. Управление проектом включает в себя применение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований к проекту. Проект управляется через объединение групп процессов управления проектами:

- инициация;

- планирование;

- исполнение;

- мониторинг и управление;

- завершение.

Эти процессы являются интеративными, происходит совершенствование процессов в жизненном цикле проекта [3].

Под проектом мы будем понимать уникальную деятельность, ограниченную во времени и направленную на достижение определенной цели, решения поставленной задачи. Любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.

Сформировать понятие проектно-технологической культуры курсантов военных вузов нам поможет выявление специфики деятельности военнослужащего.

Курсант – воспитанник военной школы, училища. Курсант, закончивший высшее военное учебное заведение, становится офицером. Офицер (нем. Offizier – от ср.-век. лат. officiarius – должностное лицо), лицо командного (начальствующего) состава в вооруженных силах, полиции.

Офицеры и курсанты высших военных образовательных учреждений относятся к военнослужащим. На них возлагают обязанности по подготовки к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Современный офицер должен обладать такими ценностными качествами, как профессионализм, мобильность, способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, готовность к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала умений и навыков, он должен быть интеллектуальным и компетентным специалистом [1].

Проектно-технологическая культура – это сущностная характеристика человека, его способность применять приобретенные знания и навыки к преобразовательной деятельности для создания уникальных материальных и духовных ценностей, разбивая ее на отдельные завершённые циклы.

Проектно-технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.

В социальном плане – это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве и духовной жизни.

В личностном плане – это уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира.

Преобразовательная деятельность проникает во все сферы человеческой жизни и труда, включая промышленность, сельское хозяйство, различные социальные сферы, а также военную сферу. В вооружённых силах России, так же как и во всем мире, все стремительно и непрерывно меняется, поэтому создание проектов, программ, технологий становится массовым.

Неуклонный рост количества видов вооружения и военной техники значительно усложняет процесс вооружённой борьбы и вынуждает постоянно совершенствовать организацию боевых действий, отводить ей больше места в современной военной теории, что обуславливает принцип опережающего развития учебно-материальной базы, динамичности военных наук.

Военный специалист должен грамотно применять свои знания, навыки и умения. Быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке. Формирование проектно-технологической культуры военного специалиста связано, прежде всего, с профессиональным образованием и формированием профессиональных компетенций, приобщающих ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности. С 1 сентября 2011 года высшее образование переходит на Федеральные государственные стандарты 3 поколения (ФГОС 3), где содержатся требования к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников.

Таким образом, формирование проектно-технологической культуры позволяет показать способы практического применения полученных знаний в процессе преобразовательной деятельности офицера, а также способствует формированию у курсанта таких интегральных качеств, как профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, предприимчивость. Эти качества позволяют офицеру успешно функционировать в изменяющихся условиях технологически насыщенного мира.