Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GOALS AND TASKS OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIA AND IN THE USA: COMPARATIVE ANALYSIS

Semisotnova O.A. 1
1 Volgograd State Social and Pedagogical University
The results of the research showed that in the analyzed conceptions of the Russian scientists towards formulation of goals and tasks of civic education the urgency of the patriotism development, law knowledge and political awareness, responsible participation in social life are revealed. Similar ideas exist in the American conceptions. In our opinion, closer relation of civic education to patriotic and law education is specific for Russia, while American authors underline multicultural character of civic education. Different approaches to understanding the “active civic position of a student” are revealed. Russian scientists mean only readiness of a student to responsible and competent participation in the life of a school, district and society. American theorists add to “active civic position of a student” the student’s skills to resist to any form of discrimination at school as well as out of it.
civic competence of a person
national educational ideal
ideal citizen
civic education
active civic position

Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к отечественной системе образования, среди которых на первый план выдвигаются самореализация и социализация личности учащегося в обществе, способность к адаптации на рынке труда и подготовленность к жизни в современном многонациональном обществе. Усиление воспитательной функции образования предусматривает формирование у школьников таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм, ответственность, трудолюбие, нравственность, любовь к семье, Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Объективная потребность модернизации учебно-воспитательного процесса, направленная на решение проблемы гражданского воспитания молодежи, актуализирует изучение теоретического и практического зарубежного опыта в этой области с целью выявления наиболее важных достижений педагогической науки и обогащения отечественной теории и практики.    

Цель исследования заключается в изучении подходов российских и зарубежных ученых к определению целей и задач гражданского воспитания, чтобы выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в России и США.

Материалы и методы исследования

Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также зарубежная педагогическая периодика, материалы образовательных ресурсных центров. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной литературы американских и российских ученых по вопросам гражданского воспитания позволяет сравнить подходы исследователей двух стран к формулировке целей и задач гражданского воспитания. Подобный взгляд на проблему поможет выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в США и России.

Анализ литературы показал, что сложно выделить единую, общую цель гражданского воспитания в США, так как существует огромное количество программ и концепций. Однако можно утверждать, что все они направлены на формирование «добропорядочного гражданина» (англ. «goodcitizen») в демократическом обществе. В более узком смысле целью гражданского воспитания является знание Конституции, структуры и функций основных демократических институтов и принципов, а также знаний и навыков, которые позволяют принимать участие в политической, социальной и культурной жизни демократического общества.

При определении цели гражданского воспитания американские ученые подчеркивают различные аспекты, но соглашаются в том, что школа призвана воспитать идеал гражданина, который понимает и принимает демократические ценности, является патриотом своей страны, уважает и соблюдает закон, знает и выполняет свои гражданские обязанности, разбирается в устройстве политической власти, принимает участие в общественной деятельности на благо общины, штата и страны в целом, уважает культурное многообразие, способен активно противостоять дискриминации в любой форме проявления, бережно относится к национальному и мировому богатству и многообразию культур страны и мира.

М. Эппл и Дж. Бин определяют главную цель гражданского воспитания как подготовленность и готовность молодежи к жизни в многокультурном обществе и мире, и активному участию в общественно-политической жизни своей страны [8].

А. Колби считает, что целью гражданского воспитания в школе является осознанное принятие каждым учащимся нравственных, социальных и культурных ценностей и сформированность приверженности действовать согласно эти ценностям в рамках своих обязанностей и прав как члена школьной общины и демократического поликультурного общества [10].

Как подчеркивает Дж. Бэнкс, в настоящее время цели, поставленные государственными органами управления США перед школами, сводятся к следующему: воспитание ответственного гражданина, помощь в профессиональном самоопределении, признание ценности собственной личности, уважение личности другого, патриотизм, уважение закона и правительства [9].

В целом, несмотря на различную формулировку целей гражданского воспитания в США, в проанализированных концепциях американских ученых нами выделены три группы целей: активная гражданская позиция гражданина; признание ценности человеческой личности независимо от идентичности; укрепление нравственности личности.

Обращаясь к современному состоянию гражданского воспитания в нашей стране, подчеркнем, что начало XXI века для нашей страны – время перехода к рыночной экономике, формирования правового государства и гражданского общества, признания личности, прав и свобод человека высшей ценностью.

Современный национальный воспитательный идеал определен в России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России [7].  

Главной целью образования является воспитание, наряду с социально-педагогической поддержкой развития и становления ответственного, высоконравственного, компетентного, инициативного, творческого гражданина России для жизни в гражданском обществе и в демократическом государстве. Такой гражданин, по мнению В. А. Гладик, должен иметь определенную совокупность знаний и умений, обладать организованной системой демократических ценностей, а также быть готовым принимать участие в общественно-политической жизни как школы, так и местных сообществ [2]. В. А. Гладик при определении цели гражданского воспитания делает акцент на формировании гражданской компетентности личности, под которой понимает комплекс стремления и умений, дающих ей возможность активно, эффективно и ответственно осуществить всю совокупность прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе [Там же].

   И. Д. Фрумин полагает, что цель гражданского воспитания направлена, прежде всего, на преодоление «гражданской неграмотности» и «гражданской незрелости» школьников и предлагает в этой связи ряд моделей воспитывающего обучения, основанного на гражданском просвещении и ведущей роли деятельности в развитии личности [6].

Н. Ф. Крицкая демонстрирует более развернутый подход к определению цели гражданского воспитания и полагает, что оно преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «политическая культура», «правовая культура» и «культура межнациональных отношений». В первом случае речь идет о знании школьником устройства политической системы страны, направлений ее политики, государственных органов управления, лояльном отношении к политическому устройству общества, умении принимать участие в политической жизни страны. Во втором – подразумевается наличие таких качеств и знаний, как осознанная дисциплина, непримиримость к правонарушениям, законопослушность, понятие о праве, в частности, гражданских правах человека и ребенка, знание главных законов государства и общества. Особенно важным считается воспитание законопослушности – уважения к закону и стремления его выполнять. В третьем – необходимо развивать любовь к своему народу и активное участие в развитии национальной культуры и ее сохранении; знание истории, искусства, культуры своей родины, страны; знание и уважительное отношение к культурам других народов своей страны и других государств; умение строить отношения с представителями других культур и народов на основании принципов толерантности и взаимоуважения [4].

Анализ подходов отечественных ученых к формулировке целей гражданского воспитания показал, что ряд исследователей акцентируют патриотический компонент в организации работы с учащимися.

Г. Я. Гревцева основной целью в работе с учащимися ставит развитие у учеников патриотизма и гражданственности, а именно формирование наиболее важных социальных и духовно-нравственных ценностей, значимых умений и качеств и готовности активно их проявлять в разных сферах жизни. При этом гражданственность понимается автором как гармоническая совокупность межнациональных и патриотических чувств, правовая и нравственная культура, проявляющаяся в доверии и уважении к государству и к другим гражданам, во внутренней дисциплинированности и чувстве собственного достоинства. Гражданственность – это результат становления гражданского общества, интегрирующий результат гражданского воспитания, обуславливающий особенности культуры общества [3].

Перейдем к рассмотрению задач гражданского воспитания. В настоящее время в США приоритетной является задача подготовки ответственного и сознательного гражданина и избирателя. Для школьного образования это означает перенос акцента с овладения учащимися знаниями и правилами на формирование у них навыков поведения, присущего члену демократического и правового общества.

Поскольку основная часть гражданского становления ученика происходит в школе, то многие авторы обращают внимание на важность создания демократической атмосферы в школе, которая в максимально возможной степени и согласно уровню развития учащихся предусматривает ответственность и независимые действия и является одной из главных задач, гарантирующих успешное достижение целей гражданского воспитания.

В Национальной Оценке Образовательного Прогресса (The National Assessment of Educational Progress) заявлены общие задачи гражданского воспитания, которые отражают его политическую, правовую, социальную, семейную направленность: знать структуру и функции правительства; знать политическую ситуацию в стране и в мире, понимать проблемы международных отношений; поддерживать права и свободы всех людей; заботиться о благосостоянии и достоинстве других граждан; содействовать и контролировать поддержание общественного порядка и соблюдение законов; стремиться к улучшению реальной жизни общества посредством активного демократического участия; участвовать в дискуссиях на тему социальных и политических проблем; нести ответственность за личное развитие и свои поступки; уважать и поддерживать свою семьи, воспитывать своих детей как будущих граждан.

Гражданское воспитание в России предусматривает решение следующих задач.

На важность создания в школе демократического уклада жизни обращают внимание многие российские ученые. Основными показателями такой атмосферы служат:

- идея приоритета прав личности;

- демократизация школьного управления, в особенности увеличение его педагогического потенциала; участие всех членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его [2];

- создание в школе атмосферы взаимной ответственности всех членов образовательного процесса, взаимоуважения, конструктивного диалога и общения; свободное и открытое обсуждения проблем коллектива; координация интересов групп участников школьной жизни, в том числе родителей и общественность [5];

- создание в школе среды правового пространства; самосовершенствования и обновления; моделирование демократических институтов, развитие школьного самоуправления [4];

- создание педагогических условий для воспитания гражданской позиции, толерантности, независимости убеждений; защиты гражданских прав; осознания гражданского долга и ответственности [3].

Коллектив авторов под руководством Л. Н. Боголюбова дает более развернутую трактовку задач и определяет следующие направления работы с учащимися:

- определение идеалов и ценностей, смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Авторы концепции считают, что гуманитарные знания, являющиеся комплексом знаний о человеке, представляют собой важнейший источник воспитания гражданина. Общечеловеческие ценности выступают системообразующим фактором в воспитании учащихся;

- воспитание ценностного отношения к родной национальной культуре через изучение вклада отечественных деятелей науки, культуры и искусства в мировую сокровищницу;

- воспитание потребности в творческом сознательном труде как выражении человеческой сущности;

- воспитание здравотворческой культуры, выражающейся в ценностном отношении к своему здоровью и стремлении в будущем создать здоровую семью [1].

Заключение

В целом, в концепциях американских и российских ученых много общих взглядов на формулировку задач гражданского воспитания, среди которых отметим: формирование у учащихся стремления к самореализации, гражданской активности, ответственности; формирование чувства гражданского долга; воспитание толерантности; утверждение в сознании и чувствах школьников уважения к культурному и историческому прошлому страны, патриотических ценностей, убеждений и взглядов; формирование здорового образа жизни, готовности к военной службе; формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, в познании окружающего мира; консолидация деятельности школы, семьи и общественности.

На наш взгляд, особенностью американских концепций гражданского воспитания является их обязательная нацеленность на достижение социальной справедливости в обществе, что предусматривает соответствующую подготовку школьников (умения распознавать дискриминационные действия и активно противостоять им; в период волонтерской работы взаимодействовать с представителями всех слоев общества, а не только с его «благополучной» половиной). Именно такой подход демонстрирует поликультурную направленность гражданского воспитания (отражает реальную картину американского общества и предписывает необходимые знания, умения и навыки поведения), что способствует становлению более зрелых и самостоятельных в социальном отношении граждан.

Особенностью российских концепций является некоторая степень идеализации российского общества (в изученных концепциях отсутствуют такие понятия, как дискриминация в обществе, бедность населения, наркомания и алкоголизм в школах, подростковая преступность и т. п.), что придает задачам несколько декларативный характер и может изначально создавать у школьников неверные представления об обществе, в котором им предстоит жить. Подчеркнем, что дискриминация является одним из главных препятствий на пути к демократии. Одним из ее проявлений является разжигание ненависти на национальной основе – актуальнейшая проблема современной России. Также недооценивается воспитательная роль общественно-полезного труда, который традиционно в школах носит принудительный характер и часто ограничивается уборкой прилегающей территории.