Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:
- личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д.;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [5].
Стандартом предусмотрена базовая составляющая современного образовательного процесса – развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентность, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [5].
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Ключевой идеей этого подхода является то, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В основу системно-деятельностного подхода положены теоретические положения концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной [1].
Основу системно-деятельностного подхода составляет категория «деятельность», которая занимает и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Сочетание двух терминов «системный» и «деятельность» требует некоторого уточнения. Если считать, что системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, то «деятельностный подход» позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Основной целью образования сегодня является не просто вооружение ученика фиксированным набором знаний, а формирование у него умения и желание учиться всю жизнь, работать в команде, воспитание в себе способности к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Важной составляющей системно-деятельностного подхода является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». И в этой системе человек, личность выступает как активное творческое начало. Контактируя с миром, человек строит сам себя. При этом он самоопределяется в системе жизненных отношений, саморазвивается и самоактуализируется. Основой развития здесь выступает учебная деятельность. Становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Надо отметить, что основу системно-деятельностного подхода составляют знания, которые не не даются в готовом виде. Учащиеся «получают, добывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя – организовать исследовательскую работу детей, «дать удочку», чтобы они сами додумались, как, каким путем «добыть рыбу», найти решения главных задач урока. И что совсем немаловажно, как применить полученные знания в новых условиях [2].
Основной элемент технологии системно-деятельностного подхода – ситуация актуального активизирующего затруднения, что реализуется через образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Эта идея сформировалась еще в глубокой древности (Конфуций, Сократ, Аристотель, Сенека) и в настоящее время объединяет все известные отечественные теории развивающего обучения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.).
Деятельностный подход основывается на понятиях методологической версии теории деятельности. Система образования рассматривается сторонниками этого подхода как частный случай системы деятельности и поэтому должна удовлетворять общим законам функционирования всех систем деятельности. Значит, для обеспечения непрерывности процесса образования необходимо применить к нему общие условия непрерывности базового процесса, характерные для любой системы деятельности (О. С. Анисимов, Ю. В. Громыко, А. А. Деркач, Г. П. Щедровицкий и др.).
Предполагается, что системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее. Термин универсальные учебные действия – главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении. Однако, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Об этом говорят социально-значимые проекты, которые создавались при участии педагогов учащимися школы, классные коллективно-творческие дела. На глазах всего коллектива разворачивались КТД по созданию и реализации школьного проекта «Green House» (школа № 11 г. Ноябрьск, ЯНАО). Первоначально проект начинался с создания небольшой инициативной группы, главной задачей которой было – озеленение школы и прилежащих к ней территорий. В процессе реализации КТД оно преобразовалось в грандиозный долгосрочный проект, с участием буквально всех участников образовательного процесса: учащихся педагогов, родителей. Грамотно прописанная документация проекта при этом играла немаловажную роль. Поскольку при создании проекта в его содержании были четко сформулированные цели, задачи, этапы реализации, методы и способы деятельности при его выполнении, каждый участник четко видел и понимал степень ответственности своего участия в общем деле, самостоятельно мог внести свои предложения, творчески подойти к выполнению поставленных задач.
Реализация системно-деятельностного подхода имеет свои компоненты образовательного процесса, каждый из которых имеет свое содержание [6].
1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности, где системообразующим определяется личностный результат воспитания и обучения, а также – система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Этого можно достичь через создание ситуации противоречия или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и т.д.
2. Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. В данном компоненте наиболее важным является мыследеятельность как метадеятельность. Функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. Именно такое понимание обеспечит у ученика развитие позитивного отношения к познанию естественнонаучной картины мира. Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания. Возможность деятельности учащихся на данных уровнях обеспечивается разноуровневой образовательной картой, предложенной в качестве примера А. В. Хуторским.
Структурированный А. В. Хуторским трехуровневый подход к изучению образовательного объекта дает ясное представление о «приращении» знаниевой составляющей [7].
3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В СДП содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. Реализация СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации. При этом главенствующими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, как признают практически все исследователи, обладают: мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т. д.
4. Рефлексивно-оценочный компонент в системно-деятельностном подходе придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Только рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Самооценка обеспечивает школьникам осознание степени своего участия в решении поставленных учебных задач, проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также развить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио, где отражаются индивидуальные достижения учащегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за весь период его обучения в школе. Кроме того, что очень важно, портфолио позволяет отслеживать, учитывать и оценивать индивидуальные достижения учащихся, повышать образовательную активность школьников, создавать индивидуальный образовательный рейтинг обучающегося.