Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY, IMPROVEMENT OF THE NATION AND PROMOTION OF HEALTHY LIFESTYLES THE POPULATION OF THE 21TH CENTURY

Barabanova V.B. 1 Korstin I.K. 2
1 Southern Federal University
2 VTB United League
The study of general aspects and problems, use of physical culture, sports and tourism for the national security of the country social and economic security of the Russian Federation in particular, is a timely and important issue for research. This paper considers the problem of forming ideas in the minds of the population of the need to integrate physical education in their lives. The amount of the presented factors represents a complete picture of the importance to restore the cult of physical education in Russia as a way to extend the life expectancy, ensure national security and strengthen its position in the international arena. National security is the most important direction of the state policy of the Russian Federation. The main directions of national security are strategic national priorities that define the most important tasks of social, political and economic reforms to create safe conditions for the implementation of constitutional rights and freedoms of the citizens, the implementation of sustainable development, preservation of the territorial integrity and sovereignty of the state.
physical culture
international security
modernization of the physical education
international relationships
health of the nation
geopolitical interests
of innovative technologies
В XXI век человечество вступило в радикально изменившихся геополитических условиях. В течение последних десяти лет произошло крушение биполярной системы международных отношений, в которой поддерживался определенный баланс сил, позволявший сохранять общую международную безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие тенденции [1]: первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами, в становлении многополярного мира; вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном  сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права, формирование однополярного мира, обеспечивающего выживание «золотого миллиарда» за счет природных ресурсов и населения других стран.[1].

Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства[5]. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях реальную угрозу национальной безопасности РФ, а так же конституционных прав и свобод граждан представляет усиление экстремизма и других форм его проявления. На сегодняшний день отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митингов экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности общества. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одной из главных задач государственной власти и общества. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние  и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства.  Расположение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушно­космического нападения и противоракетной обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции[5]. Началом активного использования спорта в качестве инструмента политического воздействия на общество является период «холодной войны», характеризующийся складыванием биполярной системы международных отношений. Соперничество двух политических, социально-экономических и идеологических систем вынуждало политические элиты СССР и США прибегать к изощрённым технологиям ведения политической борьбы, использовать применительно к противнику элементы «психологической войны». Одним из компонентов такой войны и стал спорт. Однако большинство механизмов использования спорта для политического воздействия на общество, придуманных и апробированных в годы «холодной войны», используются и поныне. Многие из этих механизмов являются «чёрными» технологиями, осмысление которых доступно далеко не каждому члену общества. В этой связи изучение применённых в прошлом механизмов политического воздействия спорта на общество важно и для понимания современных процессов.

Спорту присущи здравоохранительная, образовательная, культурная, духовная, правоохранительная и оборонная функции. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, как следствие, возрастает экономический потенциал государства. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Он "затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценностей.

Формирование здорового облика нации есть первостепенная задача, к выполнению которой стремится каждое государство. Определяющее значение в этом имеет социальный образ жизни, обеспечиваемые обществом и государством доступные стандарты жизнедеятельности человека каждому гражданину, чем определяется уровень и качество жизни населения страны. Для этого общество мобилизует различные средства, которыми реально располагает, и в первую очередь возможности человеческого фактора - масштабов популяции, демографической динамики и состояния здоровья населения. В обеспечении основ достойной жизни всех членов общества важная роль принадлежит промышленному и агротехническому производству, образованию и культуре, в частности физической культуре, спорту и спортивно-оздоровительному туризму, которые представляют собой структурно-функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности.[2]. Здоровье в глобальном понимании является залогом прогрессивного развития цивилизации в целом. В России же эта проблема в последнее десятилетие озвучивается и как вопрос национальной безопасности.

В современном мире спорт явление, затрагивающее интересы больших групп людей. Спорт выполняет ряд социальных и политических функций, прежде всего, культивирует здоровый образ жизни, что весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство осуществляет контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, государственных программ и выделения финансирования.

Изучение общих аспектов и проблем, использования средств физической культуры, спорта и туризма для обеспечения национальной безопасности страны в частности социально-экономической безопасности государства Российской Федерации, представляет актуальную и важную тему исследования.

Актуальность исследования изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Рассмотрены приоритеты социокультурной политики государства.

Целью исследования ставиться донести до жителей нашей страны, мысль о необходимости восприятия культуры физического воспитания как первостепенной задачи, влияющей на их жизненное благополучие и национальной безопасность страны.

Задача исследования: определить характер общественного отношения к необходимости занятия физической культурой и спортом.

Цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года это улучшение социально-экономического положения страны. Последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Прослеживается, взаимосвязь системы национальной безопасности, целевой направленностью, которой является успешное и плодотворное развитие и функционирование общества и государства для обеспечения гражданам страны достойное существование, с одной стороны, и системы физической культуры, спорта и туризма, обеспечивающих и развивающих жизненные ресурсы организма человека, совершенствование и устойчивое сохранение его природных естественных сил,  качеств и способностей.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями[7].

Человек представляет собой ведущий субъект и приоритетный объект системы национальной безопасности, укрепления государства и обеспечения достойного существования и функционирования общества. В то же время именно люди составляют основополагающий ресурс физической культуры, спорта и туризма: социально-экономический и социокультурный эффект физкультурно-спортивного движения, системы физического воспитания населения и туристской спортивной, оздоровительной  деятельности появляется и материализуется только при условии активных занятий людей физической культурой, спортом и туризмом. Остро возникла необходимость внедрения комплексных инновационных технологий, базирующихся на современных образовательных и информационных методах, передовых технических средствах обучения, а также научно-технологических достижениях, где основной целью должно стать повышение качества жизни и уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни населения. В связи с не простой социально-экономической ситуацией  и рядом социальных проблем  в нашей стране: детской безнадзорности,  наркоманией  и преступностью среди молодежи в настоящее время  в Российской Федерации назрела  ситуация, принятия  радикальных мер  по качественному улучшению состояния здоровья населения. Формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма. Устная, печатная и наглядная пропаганда является одним из мощнейших «двигателей» массового спорта это документальные, учебные, научно-популярные и художественные фильмы, направленные на развитие физической культуры и пропаганду массового спорта. Значительное воздействие в качестве средства пропаганды оказывают массовые спортивные соревнования. Внимание к массовому спорту, который становится основой развития студенческого спорта, а в последствии и спорта высших достижений, стало  одним и важнейших условий физического совершенствования и воспитания моральных качеств миллионов граждан нашей страны. Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта в настоящее время является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем таких, как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений. [3].

Целью государственной программы является повышение уровня вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом и достижение устойчивой конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Активная работа проводится по развитию физической культуры и спорта несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Вместе с тем многие проблемы в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов еще остаются нерешенными. Это неприспособленность материально-технической спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре. Но в целом можно наблюдать изменения в лучшую сторону в сфере физического образования, что будет, очевидно, способствовать не только увеличению продолжительности жизни нации, но и возрастанию международного авторитета Российской Федерации[6].

Руководство России нацелено на искоренение физической пассивности и формирование здорового облика нации. Принимаются меры, выраженные в законодательных инициативах, которые должны предоставить возможность населению бесплатно заниматься спортом. Важно отметить, что привить культуру физического воспитания чрезвычайно необходимо в целях укрепления национальной безопасности. Ведь СССР выиграл тяжелейшую Великую Отечественную войну не только благодаря военному преимуществу и мужеству солдат, но и потому, что последние были прекрасно подготовлены физически, так как советская система физического образования была нацелена на формирование сильного народа.

Подводя итог, можно вывести формулу здоровья нации и мирового благополучия, важнейшим слагаемым которой будет физическая культура и спорт. Стремление заниматься должно культивироваться у человека в любом обществе с самого раннего возраста. [2]. Все более важной становится роль  физической активности человека  в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни.  Сфера спортивной деятельности "затрагивает и такие, казалось  бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности" [4]. Поэтому несомненную актуальность приобретает изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Определить приоритеты социокультурной политики государств.

Рецензенты:

Колесникова Г.И., д.филос.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики, г. Таганрог;

Коновалов В.Н., д.филос.н., профессор, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.