Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS: APPROACHES AND TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF PROFILE EDUCATION

Savinykh V.L. 1
1 FGBOU VPO "Kurgan state university", Kurgan, Russia
В статье представлен анализ теории профессионального самоопределения, который во многом определил подходы к данной проблеме. Профессиональное самоопределение рассматривается с пространственных и ценностно-смысловых позиций.Отмечается, что необходимость профессионального самоопределения и профильного обучения школьников зафиксирована на государственном уровне. Доказывается, что профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и социализацию учащихся с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора школьниками будущей профессии занимает одно из центральных мест в педагогической практике. В статье описывается образовательная технология модульного обучения. Эксклюзивность описанной технологии состоит в том, что при её применении используется подход типа «спирали», то есть на каждом уровне общего образования содержание рассматриваемой технологии воспроизводится на качественно новом уровне.
The analysis of the theory of professional self-determination which in many respects defined approaches to this problem is presented in this article. A professional self-determination is considered from the spatial and valuable and semantic positions. It is noted that а necessity of professional self-determination and profile training of school students is recorded at the state position/It is proved that the profile training focused on an individualization and socialization of pupils taking into the account requirements of labor market and providing a conscious choice with pupils of the future profession occupies the one of the central places in the pedagogical practice.In this article the educational technology of modular training is described. The exclusivity of the described technology consists of that at this application approach like "spiral" is used, that is at each level of the general education the content of the considered technology is reproduced at qualitatively new level.
extracurricular activities
fixed activity
educational activity
network interaction
educational technologies
profile training
professional self-determination

Политико-правовые механизмы выступают главной содержательной основой профессионального самоопределения, профильного обучения школьников и задают стратегический векторразвития современной школы. О данных тенденциях свидетельствует ряд  правительственных актов, которые приняты в последние годы. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы краткосрочные и долгосрочные ориентиры развития инновационной экономики  установлены в прямой подчинённости от подготовки «кадров высокой квалификациипо приоритетным направлениям технологического развития»[2]. Необходимо отметить, что в качестве приоритетов государственной политики определены  такие как «формирование инструментов по гражданско-патриотической социализации и воспитании обучающихся», «изменение содержания образования(в частности, учебных предметов математики,технологии, химии, физики и др.) и  образовательных технологий с акцентом на развитие интереса и активности школьников», «формирование полноценной системы  профильного обучения» и др.

            Продолжая данную тему необходимо отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования декларируется важные для нашего исследования позициитакие как «формирование готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию»,  «совершенствование профессионального самоопределения  школьников», «обеспечение профессиональной ориентации школьников» и др. [6]. Одним словом, реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования должна обеспечивать для каждого школьника возможность выбора профиля обучения, соответствующего склонностям и жизненным планам обучающихся средствами индивидуальных учебных планов, реализации программы воспитания, социализации и профессиональной ориентации, а также с использованием механизмов сетевого взаимодействия.

Таким образом, профессиональное самоопределение и профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего),  обеспечивающего достижение школьниками планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Словом, проблема профессионального самоопределения априори является актуальной. В данном  аспекте особенно важно осмысление того, чтопроцесс профессионального самоопределения должен начинаться с начальной школы.

Следует указать, что современный научный контекст располагает существенным потенциалом, который поможет нам в продвижении и решении изучаемой проблемы.В современной  научной литературе  мы находим  многочисленный, заслуживающий внимания опыт в сфере теории профессионального самоопределения, который предопределил подходы к данной проблеме. Например, Пряжников Н. С.  под профессиональным самоопределением понимает  «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и  осуществлениепрофессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессии» [7]. Далее считаем необходимым указать на мнение Климова Е. А., который под профессиональным самоопределением понимает «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, который предполагает выбор карьеры, а также сферы приложения сил» [4].

Конечно же, нет  целостного суждения в определении сути профессионального самоопределения. Изучение научной и справочной литературы показывает, что под ним понимают,во-первых, выбор профессии; во-вторых,  личностное новообразование человека в возрастном периоде; в-третьих, процесс освоения профессии и самореализации в ней; в-четвёртых, выбор, в результате анализавнутренних ресурсов субъекта.

Считаем необходимым указать ещё и на следующие обстоятельства:

- профессиональное самоопределение является составной частью личностного

самоопределения, находясь в одном ряду с социальным и  нравственным самоопределением;

    - профессиональное самоопределение является ключевым новообразованием юношеского возраста;

- профессиональное и личностное самоопределение находятся в неразрывной связи;

- жизненное и профессиональное самоопределение имеетценностно-смысловую природу.

Целью профессионального самоопределения  является постепенное формирование у обучающегося внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития, основанной на системе профессиональных и жизненных смыслов..

К компонентам профессионального самоопределения относят: профессиональную направленность; профессиональное самосознание; профессионально-ценностныеориентации; профессиональную рефлексию; самообразование; профессиональную адаптацию; профессиональное самоуважение, профильное обучение [3; 5].

Рассмотренные психолого-педагогические подходы к анализу проблемы профессионального самоопределения подчеркивают цепь значительных моментов, которые непременно необходимо использовать в наших исследовательских рассуждениях:

- показана активность, осознанность и  самостоятельность субъекта выборапрофессии - личности;

- сделан акцент на этапность и длительность процесса профессиональногосамоопределения, охватывающего всю жизненнуюлинию развития человека;

- предпринята попытка раскрыть специфику каждого этапапрофессионального самоопределения в зависимости от стадии развития личности;

-  особое внимание уделяется ценностной основе профессионального самоопределения;

- профессиональное самоопределение рассматривается в связи ссамореализацией личности в профессиональной сфере.

Далее считаем необходимым рассмотреть проблему профильного обучения в контексте перехода на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Далее мы показываем, что организация профильного обучения  возможнотолько при условии организации учебной деятельности старшеклассников, так как методологической основой федерального государственного образовательного стандарта  является системно-деятельностный подход. При этом необходимо отметить, что особенностью учебной деятельности является то, что школьник выступает как субъект  собственной деятельности, собственного изменения и развития.

Данное обстоятельство по существу   должно изменить как  подходы к организации

образовательной деятельности в образовательной организации, так и использование образовательных технологий. Изучение справочной литературы показало, что единого понимания дефиниции «образовательная технологии» нет, номы соглашаемся с  мнением И. П. Волкова, который трактует рассматриваемое понятие как «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [1].

Предлагаем в данном исследовании авторский взгляд на использование  образовательных технологий при организации профильного обучения. На наш взгляд,  наиболее востребованными должны быть технологии, которые позволяют организовать учебную деятельность в урочной и внеурочной деятельности, направленную на развитие самостоятельности по достижению школьниками планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

Опишем некоторые образовательные технологии, которые можно использовать при организации работ  по профессиональному самоопределению и при профильном обучении.Необходимо отметить, что данные процессы осуществляются на протяжении всего периода школьного обучения.

Приоритетнойвыступает образовательная технология модульного обучения. Данная технология предполагает создание «зоны активного труда», в которую по нашему мнению могут входить среда образовательной организации, совместная работа с социальными партнёрами школы,общественно-полезная деятельность школьников.

Далее приступим к рассмотрению содержания технологии с учётом уровней общего образования. Так, модульное, а не мероприятийное,  построение процесса знакомства с профессиями в начальной школе повышает эффективность  образовательной деятельности.При использовании данной образовательной технологии происходит привыкание школьников начальных классов к кругу профессий, с помощью приобретения сведений о них, становления и формирования акцентированных  инструкций на труд и отношения к человеку труда. В данных ситуациях предлагается применять  методики,с помощью которых  производится и передача знаний о профессиях, что расширяет представления о профессии,  и развиваются учебно-познавательные мотивы,  и организуется учебная деятельность[8].

При освоении школьниками основной образовательной программы основного общего образования необходимо уделять внимание развитию уже социально концентрированных установок школьников в процессе организации учебной  деятельности в урочной и внеурочной деятельности. На данном возрастном этапе у учащихся, во-первых, формируются разнообразные трудовые действия при организации общественно-полезной деятельности, навыки и умения, во-вторых,устанавливается субъектная позиция  подростков в контексте мотивации, освоения различной трудовой деятельности.Можно выделить сложности данного возраста, к которым относится то, что избрание самостоятельно  будущей  трудовой деятельности подростки сделать не могут и им в этом плане необходима помощь родителей, одноклассников,  сверстников, педагогов.

При данных обстоятельствах в контексте технологии модульного обученияпредлагаются более расширенные кластеры профессий, которые изучались в начальной школе.Также можно обновить «модули»  и «углубить» кластерную модель профессий, далеко выходя  за рамки профессий родителей и близкого школе производственного окружения.В этой связи мы предлагаем группы профессий, с которыми школьники знакомились в начальной школе, но уже выходя за рамки своей семьи. В этом случае у школьников появляется возможность сравнить профессиональный путь своих близких с профессиональным путем других людей, то есть получить представление о разных вариантах складывающейся профессиональной карьеры [9].

В данном контексте мы пропагандируем использование такой формы работы как  профессионально-трудовые пробы в урочной деятельности (учебные предметы обязательной части учебного плана;курсы, части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений; факультативы), во внеурочной деятельности (направление «социальное», «познавательное»), а также средствами дополнительного образования (кружки технического творчества, социальные сети). Профессиональные пробы мы рассматриваем с позиции организации общественно-полезного труда индивидуального,  группового и, что самое важное,  коллективного.

В 10-11 классах заканчивается формирование устойчивых внутренних регуляторов дальнейшей трудовой жизнедеятельности, а также уточнение личных профессиональныхвыборов.При этом старшеклассникам предлагается на выбор профиль обучения. Кроме  выше обозначенных позиций устанавливается сетевое взаимодействие  с образовательными организациями, с центрами детского и юношеского творчества; с производственными предприятиями, с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Эксклюзивность описанной технологии состоит в том, что при применении образовательной  технологии модульного обучения используется  подход типа «спирали», то есть на каждом уровне общего образования содержание рассматриваемой технологии воспроизводится на качественно новом уровне.

Таким образом, сегодня «профессиональное самоопределение» и  «профильное обучение» стали одними из востребованных в педагогической теории ипрактике. Необходимость профессионального самоопределения и профильного обучения школьников зафиксирована на государственном уровне. Причем профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и социализацию учащихся с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора школьникамибудущей профессии занимает одно из центральных мест в педагогической практике.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»,  г. Челябинск;

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан  факультета психологии и педагогики  ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»,  г. Челябинск.