Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AXIOLOGICAL APPROACH IN DESIGN ACTIVITY

Aslanova E.S. 1 Bavykin V.S. 1 Shumeyko A.A. 1
1 Amur State University of Humanities and Pedagogy
The article considers the values of design activities. The authors define relation of design with the material, spiritual, material and spiritual culture; present theoretical overview of some definitions of design, presented in the works of philosophers, culture and art. The attention is focused on the definition of "design", adopted in 1964 at the International Seminar of designers in Bruges. The article shows the interrelation of design, technical aesthetics and artistic design; specific features of the design activity - project quality; the interrelation of values and creativity in design activity. A modern interpretation of design activity from the perspective of axiological approach is given in the article. It considers the aesthetic content of the project design as a phenomenon of culture, understanding the importance of design activities and results, the specifics of design solution, the aesthetic assessment and quality of examination and assessment of industrial products. It shows that the products of design are the bearers of aesthetic value, satisfy different kinds of needs, and they are the elements of art and value of human relation to the reality.
design
design activity
axiological approach
value
design and culture

Современное общество невозможно представить без дизайна и его продуктов. Этот вид деятельности прочно вошел в нашу цивилизацию в виде трех видов культуры: духовной, материальной и духовно-материальной. Духовная культура содержит информационные, информационно-художественные и символико-коммуникативные коды. Материальная культура включает комплекс предметов культуры, которые составляют природную основу «рукотворного» явления в культуре. Духовно-материальная культура создается в творчестве человека, опредмечивается в продуктах этого творчества и распредмечивается при одновременном ее сотворческом обогащении в процессе художественного восприятия [6]. В этой составляющей культуры в 20-е годы XX века занял лидирующую позицию дизайн как способ формирования и функционирования предметного мира.

Представляется необходимым раскрыть подходы ученых к определению термина «дизайн». Теоретический анализ понятия «дизайн», представленный в работах М.С. Кагана, Х.Г. Тхагапсоева, показывает, что термин претерпел видоизменения в зависимости от развития отношений в обществе и структуры культуры.

Понятие «дизайн» применяется для обозначения широкого круга явлений. Так, например, словарь «Эстетика» дает следующее определение: «Дизайн (англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды» [14]. Поэтому дизайнер - это художник, проектировщик, изобретатель, хитроумный человек и т.д. Из определения можно заключить, что дизайнер - универсальный деятель, владеющий практически многими видами искусств, которые функционируют в обществе.

В переводных изданиях можно встретить замену термина «дизайн» термином «техническая эстетика» и «художественное конструирование». Техническая эстетика - (от греч. techne - мастерство, искусство) - научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды, жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей [14].

Термин «художественное конструирование» часто используется как синоним всего дизайна или дизайна вещей. Его употребляют для обозначения процесса дизайнерского проектирования, или отождествляют с инженерным дизайном, или понимают очень широко как формирование предметов во всех архитектонических искусствах [7].

Художественное конструирование - вид деятельности, который не сводится ни к научной, ни к инженерной, ни художественной практике. Его можно определить как «социокультурное действие», относящееся к тем сферам деятельности, для которых проблема ценностей стоит на первом месте.

Рассмотрим современные определения понятия «дизайн»:

- дизайн - проектная деятельность, которая основана на объединении научных принципов с художественными в проектном образе, что создает эффект, недостижимый в любом другом проектировании. Подобная деятельность может распространяться на любую из сфер жизнедеятельности [10];

- дизайн - инновационная деятельность, не в силу своего проблемного характера, а в силу постоянной новизны задачи, решение которой требует интеграции различных видов деятельности [6].

Теоретический анализ определений дизайна показывает, что «дизайн» означает деятельность художника в промышленности, продукт этой деятельности (предмет или система вещей), реже - сфера организации деятельности, взятая как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется максимально широко и выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства [5].

Несмотря на большое количество определений дизайна, многие авторы ссылаются на определение, принятое в 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге (Бельгия): «Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [8].

Современный дизайн есть особый вид проектной деятельности, при котором объекту, кроме основного назначения, придаются свойства ценности, красоты, функциональности, эргономичности, отчетливой социальной ориентации. Дизайн - глобальная технология построения мира, включающая решение социально-экономических проблем. В связи с этим появилось определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным способом создания материальной, социальной, духовно-ценностной среды, окружающей человека.

По мнению Х.Г. Тхагапсоева, «...дизайн, по сути - особый метод познания действительности, поскольку он ее отражает художественно-пластическими выразительными средствами..., а самое главное - в дизайн-деятельности отношение вещей и предметов разрешается в преломлении через человека, через его эстетическое восприятие» [12]. В то же время В.Ф. Сидоренко отмечает, что «дизайн культивирует мыслительные навыки и способы решения реальных проблем с опорой на широкий арсенал «невербального» [11]. Дизайн базируется на области невербальных методов мышления, включая большое количество кодовых элементов - от графики до языка метапредметов (моделей, систем, композиций) и массовых действий.

Предметно-пространственная среда играет важную роль в жизнедеятельности человека. Человек создает ценности, живет в мире ценностей, взаимодействует с ними, они приобретают для него ту или иную значимость. Безусловно, что в жизни любого человека, общества в целом наличие иерархии ценностей неизбежно и необходимо. Человеческая деятельность немыслима без ценностных ориентиров. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные критерии.

Активизация аксиологического подхода в науке совпала с возрождением и интенсивным развитием дизайна. Самый сложный вопрос науки аксиологии - научиться отличать подлинные ценности от мнимых. Аксиологическая проблематика привлекает внимание исследователей для осмысления эстетического содержания дизайна как феномена проектной культуры, понимания художественной значимости творческой деятельности и ее результатов, изучения специфики дизайнерского мышления, разработки критериев эстетической оценки дизайнерских решений, проведения экспертизы качества промышленных изделий. Применение аксиологического подхода в дизайне позволило создать методику эстетической оценки промышленных изделий, построить систему экспертной службы и заложить ценностные ориентиры деятельности.

В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный фактор, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами человека. Посредством ценностной оценки познается степень соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального познания оказывают влияние на выбор и постановку проблем, объяснение полученного знания, определяют интерпретацию основных понятий социального знания.

Человек в ситуации выбора одного из альтернативных решений полагает представление о ценности критерием такого выбора. Ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и глубинными факторами существования человека. В этом контексте мир ценностей есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторический. Личность в процессе развития присваивает готовую исторически сложившуюся систему ценностей, принимает в качестве руководства к действию. Ценностный опыт включается в сферу сознания, осмысливается и постепенно трансформируется из объективированной человеческой деятельности в реальную деятельность.

Продукты дизайна, в своем большинстве, - это предметы, удовлетворяющие не только материальные потребности людей, но и выступающие как носители эстетической ценности, и как компоненты художественно-образного отношения человека к действительности. Оценка включает эмоциональный («аффективный») и познавательный («когнитивный») компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно-оценочной стороной деятельности, так и с преобразующей деятельностью и составляет их целое.

Специфика современного дизайн-образования как области знания заключается в том, что дизайн-деятельность позволяет перевести «с одной стороны «абстрактное» на язык «материальных» проектов и конструктивных решений, а с другой - позволяет схватывать в проектном решении новации и изображения, не поддающиеся точной формулировке на сценических языках (например, «прекрасное», «гармоничное», «динамичное», «экспрессивное» и т.д.)» [11]. Бруно Мунари отмечает, что дизайн - все еще деятельность, которой владеют немногие, и эта деятельность воспринимается как проявление артистизма. По его мнению: «...было бы идеальным, если бы все мужчины и женщины, дети и подростки умели бы проектировать, то чем они пользуются в жизни без загромождения и без лишних хлопот, ...мальчики и девочки, должны были бы научиться проектировать и создавать свои игры и игрушки, а, став взрослыми, умели проектировать свой собственный дом» [4].

Значение проблемы аксиологизации образования возрастает в связи с профессиональной подготовкой бакалавров дизайна, необходимостью ориентации высшего образования на аксиологические основания и создания оптимальных условий для развития ценностных ориентиров будущих профессионалов [1].

Развитие ценностей личности, его аксиологической сферы происходит не только под влиянием внешних общечеловеческих факторов. Человек активен в деятельности, творческом преобразовании окружающей среды, и в результате изменяется сам. Поэтому дизайн как творческая деятельность является своеобразным способом самовыражения и раскрытием ценностного, личностного потенциала человека.

По мнению А.Н. Леонтьева, «деятельность» - молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта». То есть, деятельность представляет собой развивающуюся систему, играющую для «каждого отдельного человека» определенную социально-значимую роль [8].

В теории деятельности выделяют компоненты, имеющие большое значение для образовательного процесса. К ним относятся целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Э.Г. Юдин, В.С. Швырев, Н.Г. Кристостурьян, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). К.А. Абульханова-Славская утверждает, что деятельность не является каким-то самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля [2]. В данном смысле дизайн-деятельность в рамках проектной деятельности не является исключением.

Любой представитель творческой профессии, включаясь в самостоятельную деятельность, обнаруживает, что для успеха необходимы не только профессиональные знания и умения, но уметь мыслить, чувствовать, быть эмоционально отзывчивым [13].

Тенденции к самосовершенствованию, познавательной, творческой, социальной активности в соответствии с идеалом красоты присущи и дизайн-деятельности и проектной деятельности. Дизайн-деятельности присущи сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность. Целенаправленность дизайн-деятельности придает ей продуктивный, ценностный характер. Дизайн-деятельность без цели не может иметь действенной реализации, быть устойчивой и подкрепляться продуктивными действиями.

Предметность дизайн-деятельности вводит личность в материальную среду, обнажает ее ценности, подводит к осмыслению, порождающему ценностные ориентиры в отношении мира ценностей (аксиосферы), и переосмыслению себя как субъекта предметного мира. Осознанность дизайн-деятельности наполняет ее смыслом: научным, практическим, социальным, личностным. Осознание дизайн-деятельности, ее целей, содержания, способов овладения самостоятельностью есть нахождение рациональных путей в достижениях плодотворных результатов. Преобразующий характер дизайн-деятельности позволяет дизайнеру увидеть результаты своего участия в ней, поскольку эта деятельность направлена на оперирование знаниями, развитие умений, овладение новыми способами для получения конечного результата - создание предметов, удовлетворяющих разнообразные потребности человека.

Для обозначения дизайн-деятельности Тхагапсоев Х.Г. использует термин «проектная деятельность» и оперируют им в своих теоретических концепциях. С такой позицией можно согласиться, если рассмотреть «проектную деятельность» как социокультурный феномен, который может использоваться где угодно, в том числе и дизайне. По мнению К. Кантора, сущность дизайна гораздо шире, чем особая проектная деятельность. Цель проектной деятельности - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Поэтому можно говорить о том, что человек в жизни ежечасно ставит и решает проектные задачи, т.е. проектирование является определяющей чертой сознания и бытия [12]. Проектность - свойство современного мышления во всех формах его творчески-социального опредмечивания.

С точки зрения аксиологического подхода в дизайне выделяют уровень творческой активности человека, на котором гармонизированная форма выступает носителем эстетической ценности и уровень, на котором предметы дизайна становятся носителями художественно-образной информации, а результат деятельности дизайнера получает художественную ценность. Выделение ценностных ориентиров дизайна, анализ его семиотической проблематики, постановка в нем художественных и проектных задач позволяет с долей критики отнестись к рекомендациям по оценке эстетических качеств промышленных изделий, которые связаны с поиском универсальной «формулы красоты» - эстетические качества как сумма других общественно-качественных характеристик вещи. Экспертиза эстетических качеств должна стать особой службой, близкой к художественной критике. Такую службу могут нести подготовленные, художественно одаренные люди [3].

Таким образом, дизайн-деятельность органично входит в проектную деятельность, понимается через родовое понятие «деятельность» и ей свойственна целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность. Дальнейшее развитие дизайн-деятельности как вида проектной культуры должно быть ориентировано на создание новых продуктов разных сфер деятельности дизайнера: инженерные и компьютерные технологии, реклама, менеджмент и направлено на сохранение достигнутых в проектной культуре опредмеченных ценностей.