Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

SOUL ENVIRONMENTAL PROBLEM IN MODERN EDUCATION

Rossova Yu.I. 1
1 Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
Статья посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. Показано, что проблема экологии охватывает не только привычные биологические рамки, но и касается человеческой личности. В работе дан краткий анализ представлений некоторых известных философов, психологов, педагогов о внутреннем мире человека, а по сути, об экологии его души. В статье указывается, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в образовательных организациях. Подчеркивается, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализируется роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Рассматриваются формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми, родителями, педагогами.
Article is devoted to questions of preservation of ecology of soul in modern society. It is shown that the environmental problem covers not only a habitual biological framework, but also concerns the human person. In work the short analysis of ideas of some famous philosophers, psychologists, teachers of an interior, and in fact, about ecology of his soul is given. It is specified in article that the solution of the problem of preservation of purity of soul contacts the organization of education and education on the basis of spiritual and moral values both in a family, and in the educational organizations. It is emphasized that it is important to create system of spiritual and moral education with observance of the principle of interaction of children, teachers, families, the public, various social institutes in realization of work of this system, the role of a family, the teacher in the solution of the designated problem is analyzed. Forms of work on spiritual moral education with children, parents, teachers are considered.
soul ecology
education
spiritual and moral values
spiritual and moral education
system of spiritual and moral education
educational organization
orthodox culture
preschool child
school student
family
teacher.

Данная работа подготовлена в рамках работы над проектом «Православная педагогика: от науки к практике», который был разработан профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ. Проект победил в международном конкурсе «Православная инициатива - 2015» и связан с разработкой идей духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций и внедрением их в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это свидетельствует о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны - наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Например, известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением.  Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, - это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации [12].

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения ученого, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и  осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими [5].

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого,  даром природы [13, c. 96].

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», - пишет святой [14].

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, - считал педагог [7, с. 107].

Экология связана с чистотой и естественностью, а значит, и со здоровьем. Экология души - это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования, в том, чтобы дать правильное образование сердцу человека. Воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» [6].

Возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время в системе образования начинают решаться вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве предметной области выделен раздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. С 2012 года в общеобразовательных организациях стал обязательным для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура». Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится важной задачей политики современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования, в реализации которого равнозначными субъектами должны стать  воспитанники дошкольных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, родители,  педагоги, различные социальные институты.

Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать определение целей, задач, принципов этой работы, разработка содержания данной проблемы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, повышение квалификации  педагогов в вопросах духовно-нравственного развития детей, включение в процесс решения проблемы различных социальных институтов (образования, семьи, государственных и общественных организаций) и Русской Православной Церкви, поскольку решить эффективно в полном объеме обозначенную  проблему возможно только совместными усилиями.

  • Целями и задачами в решении обозначенных вопросов могут выступать следующие: изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, проводить постоянный мониторинг сформированности духовно-нравственной сферы детей; способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы в системе дошкольного и школьного образования с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей воспитанников и учащихся, расширять их знания о проблемах воспитания подрастающего поколения; формировать у учащихся старшего школьного возраста представления о духовно ориентированной семье; повышать духовно-нравственный уровень педагогического коллектива через приобщение к духовным традициям.

Безусловно, начинать работу по оздоровлению души, а значит и по очищению ее экологии, необходимо в дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является благодатным для духовно-нравственного развития детей, поскольку именно в этот период закладываются основы человеческой личности, ее духовные, нравственные и культурные ценности. В это время вырабатываются ориентиры, связанные с установкой ребенка - служить или потреблять в жизни, созидать или разрушать. В решении обозначенных задач важно обеспечить преемственность в системе «детский сад - школа». В школе также необходимо создать единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на духовно-нравственных ценностях и традициях национальной культуры.

Формами и методами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию могут быть: разработка цикла занятий (для дошкольников), уроков (для школьников), внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка; проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков; организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий); посещение театров, выставок, музеев; организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах, творческих мастерских c изготовлением и вручением сувениров родным, ветеранам, пожилым людям; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества; организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы,  поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Родители и дети могут принимать совместное участие в различных мероприятиях (занятиях, праздниках, фестивалях, выставках, творческих мастерских, конкурсах, акциях и др.). Также важно организовать работу родительского  университета «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей», который может объединить ряд мероприятий для родителей (родительские лектории, семинары, беседы, издание буклетов), цель которых - повышение духовно-нравственной культуры родителей дошкольников и школьников, а также развитие их компетентности в вопросах духовно-нравственного становления детей. В ходе организации такой работы родителей важно познакомить с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представления о духовно ориентированной семье, о формах традиционного православного семейного уклада, возрождать традиции православного семейного воспитания. Также необходимо родителей знакомить и с ошибками семейного воспитания, с формами родительской любви, которые выступают в аномальном виде, что, естественно, несовместимо с христианским устроением семьи [3,  8, 9, 10,11].

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. А. Гармаев подчеркивает, что, если воспитатель или школьный педагог не несут в себе резервов нравственной красоты, не руководствуются в своих действиях и в сокровенных движениях души тем, о чем говорят и чему учат своих подопечных, то подлинное нравственное воздействие и воспитание невозможно [2]. Важно также развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей [4].

С целью повышения духовной культуры педагога и подготовки их к работе с подрастающим поколением по вопросам духовно-нравственного воспитания целесообразно в образовательной организации проводить методические объединения, серии обучающих семинаров по организации и проведению православных праздников и занятий на православную тематику, научно-методические семинары с совместным участием педагогов, родителей, научных сотрудников, администрации города, общественности.

Таким образом, видим, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

Таким образом, для оздоровления и очищения души растущего человека, а значит и сохранения ее экологии, необходима продуманная система духовно-нравственного воспитания с четким определением целей и задач, обогащением содержания современного образования, форм, методов работы, с  вовлечением широкого круга субъектов образовательного процесса в решение проблемы духовного взросления - детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов.