Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESTATE TITLES IN THE TURKIC-TATAR OYKONYMS (BY THE MATERIALS OF CADASTRES)

Khadieva G.K. 1
1 The Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan Federal University
Линия ойконимической номинации, связанная с человеком и его деятельностью, имеет тесные контакты прежде всего с такими именными категориями, как личные имена и прозвища. Переходя в ойконимический ряд, они формировали систему антропоойконимов, или ойконимов, образованные от имен и прозвищ первопоселенцев, что дает возможность выявить основные мотивировочные критерии номинации. В статье по материалам писцовых книг XVI-XVII вв. анализируются тюрко-татарские ойконимы, образованные от сословных титулов, бытующие на территории современного Татарстана. На основе использования исторических и языковых данных по материалам писцовых книг проведен историко-этимологический анализ ойконимов, образованных от сословных титулов. Автор доказывает, что значительное место в ойконимах занимают сложные имена верховной знати, ханов, беков, образованные в результате тесного переплетения личных имен и сословных титулов.
cadastres
estate titles
anthropooikonym
oikonym
Вопрос формирования ойконимов Республики Татарстан является одной из сложнейших задач татарской топонимики, так как исторические письменные источники были уничтожены во время осады Казани русскими, а фиксация ойконимии региона в письменном виде начинается после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Обширные материалы о тюрко-татарских ойконимах содержатся в русских писцовых книгах XVI-XVII вв.В историческом аспекте тюрко-татарская лексикаизучается А.Ш. Юсуповой [28; 29],Г.Р. Галиуллиной [4; 5], Ф.Ш. Нуриевой [15], Ф.М. Хисамовой[25], Х.Х. Кузьминой [13; 14], Э.Х.Кадировой [11], Г.К. Хадиевой [21; 23], Г.Ф. Гайнуллиной [25], А.Ф. Юсуповым[27]и др.

Цель исследования - на основе использования исторических и языковых данных по материалам писцовых книг XVI-XVII вв. провести историко-этимологический анализ ойконимов, образованных от сословных титулов

Материал и методы исследования

Предметом данного исследования являются антропоойконимы, образованные от сословных титулов Республики Татарстан, выявленные нами в писцовых книгах XVI-XVII вв. Источником послужили тюрко-татарские антропоойконимы, представленные в писцовых книгах XVI-XVII вв. [16; 17; 18].

В соответствии с характером и особенностями изучаемого материала в ходе исследования были использованы сопоставительный и сравнительно-исторический методы.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по ономастике, лексикологии, лингвистическому краеведению, в практике преподавания татарского языка, истории и культуры татарского народа.

Населенные пункты возникают по воле человека, из его нужд и потребностей. Названия этих объектов определяются их ролью в жизни человека, а также их принадлежностью к определенному лицу. Поэтому в них широко используются имена людей.

Принципы появления антропонимов в составе географических  названий находили свое объяснение в трудах Ф.Г. Гариповой, Т.Ж.Джанузакова, В.А.Никонова, Г.Ф.Саттарова, Г.К. Хадиевой, О.Р. Хисамова, А.Г.Шайхулова, и др.

Лексико-семантический анализ тюркских антропоойконимов показал, что многие из них несут отпечаток некогда существовавших у тюркоязычных народов обычаев и традиций, связанных с именованием людей.

Среди антропоойконимов зафиксированные в писцовых книгах XVI-XVII вв. значительное место занимают сложные имена верховной знати, ханов, беков, образованные в результате тесного переплетения слов, употреблявшихся в качестве личных имен и сословных титулов. Сословные титулы находились в тесной взаимосвязи с другими лексико-семантическими группами личных имен и составляли один из древнейших пластов общетюркской антропонимии. По мнению Т.Джанузакова, эти слова, будучи социально-экономическим терминами в обществе древних тюрков, выполняли функции титулов, названий чинов и должностей, нередко выступали эпитетами в качестве компонентов составных личных имен [8: 17].

Л.Н.Гумилев пишет: «Тюрки не носили одного и того же имени от рождения до смерти, как европейцы. Имя тюрка всегда указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел кличку, юношей - чин, мужем - титул, а если это был хан, то титул менялся согласно удельно-лествичной системе»[7: 90].

В писцовых книгах встречаются личные имена-прозвища, включавшие сословные титулы в следующих названиях: деревня Бирдебәк (Бердибяково)на Ногайской дороге. Ныне деревня Бирдебәк ноходится в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан. В данномойкониметопокомпонентбәк ~бик ~ би является древнетюркским сословным титулом, в значении «правитель», «господин», «вождь» [10: 91]. По мнению В.В.Бартольда, все значения этого слова могут быть сведены к трем основным понятиям: 1) бег- это каждый благородный в отличие от простого народа и обычно в отличие от царевичей правящей династии (иногда последниетоже обозначались этим словом); 2) бег- князь небольшого племени или большой группы, в отличие от кагана или хана-повелителя сравнительно небольшого государства; 3) бег- всякое «начальство» в самом широком смысле [2: 502]. Это слово во всех трех значениях встречается в древнейших памятниках тюркских языков в надписях VIII в. н.э. Топокомпонент бирде«дал» (просьба, мольба родителей о рождении ребенка»). Название деревни Бирдебәк от тюрко-татарского имени Бирдебәк = бирде «дал» + бәк «князь», «правитель»[22].

Название деревниХәерби (на Ногайской дороге) состоит из двух частей: где хәер - «добрый», «благодарный», «благотворный» + би - «князь», «правитель». Как отмечает Т.Джанузаков имена многи представителей знати отражали их личные качества и служили своеобразным описанием определенных достоинств или недостатков [8; 66].Ныне деревня под таким названием находится в Пестречинском районе Татарстана.

В писцовых книгах зафиксированы деревни Кощак-Олан, КарамышОлан на Зюрейской дороге. Сословный титул олан «военный», «служилый». По М.Худякову, в Казанском ханстве привилегированное положение занимали огланы. Огланы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии. В качестве привилегированногосословия, огланы обладали поместьями, дававшимися им в качестве жалованья за службу. Название селений Кощак-Уланово и т.п. свидетельствуют о землевладельцах-огланах [26: 686].

На Ногайской даругена Лихом болоте зафиксирована деревня Астрахан. П.П.Семенов-Тянь-Шанский писал, что «название Астрахани некоторые производят от Асъ и Тарханъ, что означает «вольный город». Татары называли его Хаджи-Тархан или Адяш-Тархан. В XIII в. в наших летописях Астрахань называлась Хозитараканъ, а у грузинцев известна под именем хозарь»[20: 153].

И.Г.Добродомов в своей статье «Происхождение названия Астрахань» обращает внимание на то, что одно из старейших объяснений принадлежит арабскому путешественнику Ибн-Батути: «...город этот получил название свое от тюркского Хаджи (поломника)». Но эта точка зрения впоследствии подверглась критике. Например, Г.А.Гибб считает первоначальной формуАстрахан, связывая ее с именем хазарского местного правителя или с титулом асов (аланов), а объяснение Ибн-Баттутыобъявляет народной этомилогией, которую, однако, считали вполне приемлемой В.В. Бартольд и Б.Шиулер - авторы статей об Астрахани в I-м и  2-м изданиях «Энциклопедии ислама», а также М.Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» [9: 216]. В.И.Абаев также считает, что в составе топонима Астрахань лежит северокавказский этноним ас: название Астрахан также заключает, по-видимому, название ас и тюркское Тархан (титул). Речь шла, возможно, о ставке асского военачальника. Под названием ас аланы выступают особенно часто после монгольского нашествия, как в восточных, так и в некоторых западных источниках. Под названием ас известен был в средние века тот же северокавказский народ, который обычно зовется аланами и с которыми преемственно связаны современные осетины [1: 79-80]. Аналогичную точку зрения высказывает и Н.А.Баскаков: «Астрахан-Растархан - имя хазарского кагана, вторгнувшегося в заказанье: 1) ас- аллан; ас, осетин + тархан - титул - собственное имя Астархан; 2) ас-яс - название тюрк. рода + тархан - титул» [2: 43]. У Г.Е.Корнилова Астрахань: ас - «низ», «нижний» (чуваш.), древнетюркскоеасра - «внизу». Сравните:санск. аста - «опустившийся», «заход», перс ас-астар - «подкладка», «низ», др. -тюрк. ашагъа «вниз», эст. аас; тархан, таракан - расположенный, пребывающий, находящийся (прич. наст.времени) от тар, тур, тор - «стоять, пребывать» [12: 66].

Из вышеизложенного можно сделать заключение, что Астрахань - это имя -прозвище, восходящее к ас «аллан» + тархан титул «верховный правитель». В тюркских языках этот сословный титул имел формы: таркан, тархар, дархан, даркан.

Название деревни Әнәле(Свияжском уезде) восходит к сословному титулу инәл: әнәле< инәл иле> инәлле>әнәле[19: 86]. В среднем диалекте татарского языка и чередуется с ә. Сословный титул инәлв значении «человек знатного рода», «аристократ» употреблялся в древнетюркском языке, имел место в составе антропонимов [10: 209]. Ныне деревня находится в Апастовском районе Республики Татарстан.

 Названия деревни Чирүче на Алатскойдаруге восходит к сословному титулу чирү«войско» + афф. -че. Аффикс -че/-чыобразует от именных корней имя лица по действию или по профессии [24: 181].Ныне деревня Чирүче находится в Зеленодольском районе.

Основу названия деревни Янчура, деревни Чура иле на Арской дороге составляет компонент чура, восходящий к сословному титулу чурав значении: 1) «раба»; 2) «хлебороб», «крестьянин», «крепостной»; 3) «войн», «дружинник». Ныне деревни Чура иленаходятся в Арском, в Кукморском районах.

В старотатарском языке активно употреблялись мужские личные имена с антрополексемойчура: Чурабай, Айчура, Жанчура, Таңчура, Янчура, Илчура, Карачура и др.

Название деревни Шәехзадә на Ногайской дороге состоит из двух компонентов: первый компонент которого означает шәех (араб) «главарь», «правитель», «глава духовенства» + задә (перс.) «сын», «сын аристократа», «сын главы духовенства». ОйконимЯншәех (на Ногайской дороге) состоит из компонентов: ян/җан(перс.) «душа» + шәех (араб.) «главарь», «правитель», «глава духовенства».

На Зюрейскойдаруге зафиксированы деревниШигали, Кече Шигали, Иске Шигали, и пустошь на Ногайской дороге Шигалеевская, которые восходят к лично-индивидуальному имени Шаhгали: перс.шаh, «хозяин», «царь» + араб. гали«великий», «имеющий чин, звание», «авторитетный». Ныне деревни Шигалинаходятся в Буинском, в Высокогорском районах Республики Татарстан.

Как привилегированное сословие, обладавшее немалыми материальными средствами, мусульманское духовенство Казанского ханства имело в своем владении поместья и земли. Следы этого землевладения до сих пор сохранились в ряде названий селений Казанского края. От слова сәет образованы деревни Сәетләр на речкеСуле и Сәет на речкеКиндерле на Алатскойдаруге. Сәет «правитель», «главарь», «хозяин» + аффиксмножественного числа-ләр.На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежащее к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда. Герберштейнпишет: «Сейд - «высшая духовная особа у татар» [26: 679].Ныне деревня Сәетләрнаходится в Тукаевском районе. Название деревни Колсәети деревни Кече Колсәет(на Алатской дороге) состоит из двух компонентов: кол «раб»; «друг»; «служилый» + сәет «правитель», «главарь», «хозяин». Ныне деревня Колсәет в Высокогорском районе.

Выводы

Таким образом,значительное место в антропоойконимах занимают сложные имена верховной знати, ханов, беков, образованные в результате тесного переплетения личных имен и сословных титулов.

 

Статья выполнена в рамках исследовательского проекта №14-14-16028 а/В 2014 (РГНФ)

Рецензенты:

Галиуллина Г.Р., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого ФГАОУ ФО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Нуриева Ф.Ш., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого ФГАОУ ФО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.