Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MEDICO-LEGAL ASPECTS OF SURROGATE MOTHERHOOD IN RUSSIA

Pashina I.V. 1 Simonyan R.Z. 1
1 Kursk state medical university
Infertility is a major health and social problem of reproductive health in our country. According to a sample survey of reproductive health of Russia´s population in 2011, conducted by the Federal State Statistics Service and the Ministry of Health of the Russian Federation, 4% of women aged 15 to 44 years old had a diagnosis of infertility. With regard to the modern methods of infertility treatment, their list is wide from hormone therapy to reconstructive surgery and IVF. The effectiveness of various methods is 30-50% according to different sources. In connection of this, sterile couples and single women looking for other opportunities to have a child. These include surrogacy. The disadvantages of this program are the high cost, the lack of a unified database of women who are potential surrogate mothers, as well as the lack of a clear legal settlement of this issue under the legislation of the Russian Federation. This article suggests ways to solve the most important legal issues of surrogate motherhood, as well as recommendations for improving the current legislation of the Russian Federation in this area.
the contract of surrogacy
protection of interests
surrogate mother and genetic parents
surrogacy
В настоящее время суррогатное материнство - это один из способов обретения бесплодной женщиной долгожданного ребенка, однако он имеет сложный нравственно-этический подтекст, за счет чего медленно приживается в современном обществе. Помимо прочего, суррогатное материнство не имеет четких норм юридического составления договора между бесплодной парой и суррогатной матерью, что влечет за собой множество нежелательных последствий. Правовое обеспечение его, а также прочих программ, основанных на репродуктивных технологиях сегодняшнего дня - один из самых сложных вопросов в современной медико-юридической практике [2].

Цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе научно-практического анализа российского законодательства, трудов ученых в области суррогатного материнства обозначить пути разрешения наиболее важных правовых проблем суррогатного материнства, а также выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.

В ходе исследования мы использовали аналитический подход в изучении Гражданского Кодекса РФ, Семейного Кодекса РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Институт суррогатного материнства в Российской Федерации имеет ряд правовых пробелов. Немало вопросов вызывает правовое положение ребенка, рожденного суррогатной матерью, правовое положение самой этой матери, выплачиваемое ей вознаграждение и многое другое[1].

В случае использования метода искусственного оплодотворения между генетическими родителями и женщиной, которая согласилась выносить и родить ребенка, заключается договор в письменной форме. В договоре должен устанавливаться круг, участвующих в его исполнении, а также должны оговариваться необходимые условия, права и обязанности сторон и ответственность их невыполнения. Однако, заключение, исполнение и какие-либо правоотношения, возникающие по данному договору в законодательстве не определены, что вызывает большое количество сложностей и вопросов, связанных с нормативной основой правового регулирования данного договора о суррогатном материнстве, содержания указанного договора и его особенностей, места договора о суррогатном материнстве в системе гражданско-правовых договоров.

Только с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  были закреплены понятия «суррогатная мать» и «суррогатное материнство». Обозначены признаки, характеризующие суррогатное материнство как один из методов вспомогательных репродуктивных технологий, разрешен вопрос о реализации репродуктивных прав не состоящими в зарегистрированном браке женщиной и мужчиной, а также незамужней женщиной [5].

Однако, по-прежнему, несмотря на принятие нового Закона об охране здоровья, далеко не все правовые вопросы, возникающие в данной сфере, урегулированы законодательством и существует острая необходимость в принятии отдельного комплексного закона о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВТР).

В статье 55, п.9 Закона об охране здоровья  дается определение данного метода вспомогательных репродуктивных технологий: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

Семейный кодекс Российской Федерации формулирует следующие определения относительно суррогатного материнства. Согласно ст.51, п.4: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Согласно статье 52, п.3 «Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства» [3].

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об актах гражданского состояния», где определяется порядок регистрации новорожденного в органах ЗАГС при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка [6].

Нормы о суррогатном материнстве либо оспоримы, либо совершенно неудовлетворительны, а поскольку с каждым годом суррогатное материнство приобретает все большее распространение в России, возникает множество вопросов, вызванных пробелами в правовом регулировании отношений между супругами и суррогатной матерью.

В СК РФ отсутствует понятие суррогатного материнства, что недопустимо, ведь многие вновь проявившиеся положения являются новацией и их определения существенны в целях правильного право применения, в то время как зарубежная практика располагает не только понятием, но и выделяет различные виды суррогатного материнства. В Англии под суррогатным материнством понимается процесс вынашивания ребенка женщиной, заключившей договор с супругами, которые не могут иметь или выносить ребенка. В США суррогатная мать - женщина, добровольно согласившаяся выносить ребенка и передать его согласно условиям договора другой стороне.

В России нормы, носящие декларационный характер, не позволяют сторонам, заключившим договор о суррогатном материнстве, быть уверенными в его надлежащем исполнении. Очень часто встречаются случаи отказа суррогатной матери от передачи ребенка. [7].

Первое затруднение в решении вопроса по указанному вектору состоит в императивной норме о передаче ребенка супругам - «заказчикам» только с согласия суррогатной матери. Это правило совершенно не защищает интересы женщины, по состоянию здоровья не способной родить ребенка. Так же подобное правило провоцирует на шантаж недобросовестную женщину.

Одновременно с тем необходимо предоставить суду право в исключительных случаях принимать решение об оставлении ребенка у суррогатной матери (отказ от ребенка «заказчиков», возникшее после родов бесплодие суррогатной матери и т.п.). Именно в пользу генетических родителей в основном и оценивается ситуация в зарубежном законодательстве.

Штрафные санкции, взыскание расходов с недобросовестной стороны, возмещение морального вреда и другие материальные возмещения должны быть существенными, что дисциплинирует стороны договора.

Еще один важный момент, который не встречается в российской практике, - условие о проведении генетического анализа после рождения ребенка, служащее защитой прав супругов. Если после проведения такой экспертизы окажется, что генетический материал ребенка отличен от супругов, то суррогатная мать обязана возместить предусмотренные договором расходы [4].  Так же суррогатная мать после передачи ребенка его родителям должна терять все права на данного ребенка.

Отказ же супругов-заказчиков от записи их в качестве родителей рожденного по договору суррогатного материнства ребенка должен повлечь оплату суррогатной матери компенсации в размере и порядке, установленном договором.

Законодательством не решена проблема, возникающая при реализации прав участников отношений суррогатного материнства, установления происхождения ребенка в случае наступления таких событий, как смерть генетического отца либо генетической матери в течение беременности суррогатной матери или развод лиц, давших письменное согласие на имплантацию ей эмбриона. Также не решен вопрос о правовых последствиях ошибки врачей при применении методов искусственного оплодотворения.

Таким образом, отношения, возникающие по договору о суррогатном материнстве, должны быть поставлены в правовые рамки. Российскому законодателю необходимо закрепить правовое положение детей, родившихся в результате использования суррогатного материнства, и обеспечить защиту прав сторон договора. Ведь согласно ст.1 СК РФ одним из принципов семейного законодательства является приоритет защиты прав и интересов детей.

Выводы:  

Согласно изученным нами пунктам действующего законодательства необходимо:

1. На законодательном уровне обозначить новые процедуры и манипуляции, выполнение которых стало возможным в последние годы в связи с развитием медицинских технологий.

2. Выработать законодательное понятие суррогатного материнства, которое отражало бы его специфические признаки. Причем важна унификация юридической и медицинской терминологии, что позволит избежать расхождений.

3. Необходимо закрепить положение, согласно которому, суррогатной матери следует дважды давать согласие: на участие в программе «Суррогатное материнство» (при подписании договора о суррогатном материнстве) и отдельное согласие на государственную регистрацию рождения ребенка уполномоченными родителями. Оба согласия необходимо оформить при заключении договора о суррогатном материнстве и нотариально удостоверить. Согласие суррогатной матери на запись уполномоченных родителей в книге рождений родителями ребенка должно оформляться отдельно от договора.

4. Внести в СК РФ изменения, касающиеся договора о суррогатном материнстве. Это будет новый вид специального семейно-правового договора, в котором необходимо четко оговаривать права и обязанности сторон и, что очень важно, ответственность за невыполнение или недобросовестное выполнение сторонами своих обязанностей, а так же условия соблюдения конфиденциальности сведений, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий.

5. На основании проведенного анализа можно предложить дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации отдельной главой, регулирующей договор о суррогатном материнстве.

Рецензенты:

Сидоров Г.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественное здоровье и здравоохранение, ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет, г. Курск;

Бровкина И.Л., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры, ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет, г. Курск.