Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PLACE OF COGNITIVE MOBILITY IN THE STRUCTURE OF COGNITIVE PROCESSES

Dementeva O.M. 1
1 Moscow State University of Psychology and Education
The development of informative abilities of pupis can be considered a problem of improvement of quality of school education today. Now in its enguring there’re certain difficulties that hinder the development at school of knowledge, abilities and apply them in life situations. In this regard the issue of cognitive mobility of education is actual in modern system of Russian education. On this basis at this work the place of cognitive mobility in the structure of cognitive processes taking into account the psychological features and also the interrelation of cognitive processes and cognitive mobility. Exploring a content of structure of concepts cognitive mobility at the keyword level given the definition of the concept of cognitive mobility. Conditions of development of cognitive mobility are described. In the end in is concluded that the last decad were written the works in this direction but however not sufficiently studied in addition the research is limited to some age groups.
education
cognitive mobility
training
quality and development
the ability
the process
level

Экономическое положение нашей страны, как и стремление России в единое европейское образовательное пространство определи новые требования к системе российского образования. Развивающемуся обществу нужна познавательно активная, мобильная, деятельностная молодёжь. Она должна уметь находить варианты решения задач, самостоятельно принимать ответственные решения в трудных ситуациях, прогнозируя их возможные последствия.

Становление познавательных способностей учащихся сегодня можно считать проблемой повышения качества школьного образования. В настоящее время в их формировании существуют определённые трудности, которые мешают применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, имеются вопросы к качеству подготовки выпускников как средней школы, так и профессиональных образовательных организаций. Об этом свидетельствуют и результаты различных видов экзаменов (переводных, выпускных, вступительных).

Развитие познавательной сферы является одной из ведущих задач модернизации Российского образования. Это нашло отражение в различных нормативных документах: в ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., ст. 48, в ФГОС разных уровней образования. Эти документы содержат требования к формированию личностных и метапредметных компетенций и др. Необходимо создавать условия развития ряда качеств, которые составляют познавательную мобильность, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка. Так, например, к началу подросткового периода у ребёнка появляется желание освоить творческую деятельность. Сама природа молодого человека запускает необходимые процессы. Задача психологов-педагогов помочь им развиться, направить в нужное русло.

Эрих Фромм, о творчестве говорил, как о способности удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [4, с. 16]. В этой связи, стоит подчеркнуть, что раз познание начинается с удивления, то и познавательная мобильность как совокупность познавательных качеств может начинаться с чего-то неожиданного. На рис. 1 представлен наш взгляд о месте познавательной мобильности в структуре познавательных процессов.

Рис. 1. Место познавательной мобильности в структуре познавательных процессов

Из рисунка видно, что, начиная от познавательной мобильности на протяжении всех последующих цепочки познавательных процессов, каждый элемент оказывает влияние на познавательную мобильность.

Так что же такое «Познавательная мобильность»? Ряд авторов: Аракелова Т.Л. [1], Желтова С.Г.[3], Нестерова Ю.В. [6], Несмеянова Т.С. [7], Пестрикова О.Н.[8] в своих работах определяют познавательную (когнитивную) мобильность как интегративную характеристику личности, позволяющую овладеть такими качествами как:

• познавательный интерес, владение способами приобретения информации, умение включать информацию в систему уже имеющихся знаний, умение включать эту информацию в другие виды деятельности (Нестерова Ю.В.);

• способность к абстрактному мышлению, умение работать в информационных технологиях, способность быстро ассимилировать новые и разнообразные знания (Пестрикова О.Н.);

• способность к внутреннему самосовершенствованию, потребность в саморазвитии, ориентация на познавательную творческую активность, инициативность в усвоении и применении новых знаний (Желткова С.Г.);

• способность к самопознанию, самореализации, саморазвитию (Несмеянова Т.С.).

Для более детального осмысления и соотнесения приведём взгляды на понятие когнитивная мобильность исследователей Аракеловой Т.Л. [1], Поддубской Е.А. [10], Солоненко В.А. [9];

• способность к детерменированию оперативностью и продуктивностью, овладение ценностью самосовершенствования, умение вырабатывать новые алгоритмы поведения (Поддубская Е.А.);

• готовность и способность к конструктивному решению проблем (Аракелова Т.Л., Солоненко В.А.).

Как видно из ключевых слов, понятия познавательная и когнитивная мобильность тесно связана. В нашем понимании познавательная мобильность – это интегративное качество личности, позволяющее в условиях быстро устаревающей информации быть познавательно активным, владеть познавательным интересом, потребностью, способным к саморазвитию и модернизации собственной познавательной деятельности, умение работать с информацией, проблемой, делать выводы, быть любознательным, с широким распределением, концентрацией и высокой скоростью переключения внимания и дивергентным мышлением.

Следует отметить, что в отличии от отечественных, в иностранных исследованиях термин познавательная и когнитивная мобильность не разделяется. Богатство нашего языка совместно с заимственными понятиями такую возможность предоставляет. На наш взгляд когнитивная мобильность как познавательный процесс является более узким по отношению к познавательной мобильности и находится внутри последней.

На рис. 2 представлена взаимосвязь познавательных процессов с познавательной мобильностью.

Рис. 2. Взаимосвязь познавательных процессов и познавательной мобильности

В качестве условных обозначений мы использовали: (У) – способность удивляться, (Л) – любознательность, (Пмот) – познавательная мотивация, (ПИ) – познавательный интерес, (В) – воля, (ПД) – познавательная деятельность, (ПП) – познавательная потребность, (ПА) – познавательная активность, (ПСр) – потребность в саморазвитии (СПВ) – скорость переключения внимания, (КВ) – концентрация внимания, (РВ) – распределение внимания, (ДМ) – дивергентность мышления, (РсИ) – работать с информацией, (РсП) – работать с проблемой, (ДВ) – делать выводы.

Все вышеперечисленные качества не являются достаточными для развития познавательной мобильности, однако, на наш взгляд, являются одними из основополагающих. Следует отметить, что столь многокомпонентное интегративное качество достаточно сложно измерить, поскольку требуется не только множественный диагностический материал, но и методы, способы развития совокупных (или каждого отдельного) качеств, составляющих познавательную мобильность.

Проанализировав сущностную сторону понятий, рассмотрим предлагаемые исследователями условия формирования и развития познавательной (когнитивной) мобильности. Так, например, Чапаев Н.К., Акимова О.Б. считают важным условием познавательной мобильности – самостоятельность ума, достигаемая посредством решения проблемных задач [12].

Аркелова Т.Л. в качестве условия изучала взаимное обучение педагога и ученика. При этом считает, что необходим переход от традиционных форм обучения к такой организации образовательного процесса, при которой создаются условия для совместной познавательной, творческой деятельности всех участников образовательного процесса, особенно между учителем и учеником, учеником и учеником [1].

Поддубская Е.А. предлагает создание полистилевой образовательной среды на основе актуализации витагенного (личностного жизненного) опыта обучающихся и активного моделирования ситуации из практики [10].

Нестерова Ю.В. рассматривала организацию в процессе обучения особого историко-культурного, творческого контекста, способствующего активизации познавательной деятельности и формированию познавательного интереса, а также использование адекватных возрасту различных видов деятельности [6].

В качестве основных факторов познавательной мобильности Пестрикова О.Н. называет высокую мотивацию и активность, использование информационного пространства, развитие познавательных способностей через систему внеклассных мероприятий, формирование мотива достижений через участие в конкурсах и олимпиадах [8].

Таким образом, на основе анализа мы можем заключить, что на формирование и развитие познавательной мобильности влияют создание таких условий как: взаимное обучение всех участников образовательного процесса; создание полистилевой среды на основе витагенного опыта обучающихся; использование историко-культурного подхода; активизация познавательных процессов за счёт творческих  видов деятельности; учёт возрастных особенностей; развитие познавательных процессов через систему внеклассных мероприятий.

При этом Коротаева Е.В. отмечает, что в настоящее время формирование познавательной мобильности оказалось сведённым к наружным компонентам (методическим, технологическим), а не к психодидактическим (опирающимся на такие личностные свойства, как внутренняя мотивация, напористость, познавательная самоорганизация, готовность к ситуациям преодоления и остальные) [5].

Тем не менее, несмотря на это среди уже имеющихся разработок недостаточно полно и разносторонне подобран материал. Так, например, возможно использование отдельных методик из программы «Мобильность – качество профессионалов» [2], или «Я – будущий специалист» [11], но только часть и для определённого возрастного периода учащихся (старшеклассников или студентов колледжей). Для учителей, дошкольников и учеников начальных классов имеются некоторые наработки, как тех авторов, работы которых в нашей работе отмечены, так и других. Однако подростковый период остаётся неохваченным. Соответственно, необходимо разработать диагностический и развивающий инструментарий развития познавательной мобильности как многомерного интегративного качества личности.

В заключении заметим, что развитие познавательной мобильности в настоящее время достаточно актуально, поскольку положения о формировании компонентов, составляющих данное интегративное качество личности, прописаны в основополагающих нормативных федеральных документах. Кроме того, за последнее десятилетие были написаны работы в этом направлении. Однако недостаточно полно, более того и исследования ограничены некоторыми возрастными группами, поэтому необходимо продолжить работу по созданию практических материалов, в области развития познавательной мобильности учеников основной школы.

 

Рецензенты:

Торохтий В.С., д.п.н., к.псх.н., профессор ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва;

Иванова О.А., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва.