Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

FORMATION RUSSIAN IDENTITY AS A FACTOR OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL COUNTERING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AMONG DAGESTANI RURAL YOUNG PEOPLE

Omarova P.O. 1 Magomedov D.Z. 1 Gasanova Z.Z. 1
1 FGBOU VPO "Dagestan State Pedagogical University"
В статье представлены результаты апробации программы формирования общероссийской идентичности среди сельской молодежи на примере Республики Дагестан как базиса информационно-психологического противодействия экстремистской идеологии. В основу методику положена модель информационно-профилактической работы, основанная на методах активного социально-психологического обучения (тренинге). Тренинг включает в себя четыре основных модуля: «формирование команды и культуры межнационального общения», «социально-психологические особенности и конфликтологическая культура личности», «предрассудки, стереотипы, дискриминация», «формирование общероссийской идентичности». Программа была апробирована на территории Акушинского, Ботлихского, Гунибского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Дербентского, Кизилюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского, Кайтагского районов Дагестана в 2013-2015 г.г.
The article presents the results of testing of the formation of Russian national identity among rural youth by the example of the Republic of Dagestan as the basis of information and psychological counter extremist ideology. The methodology the model of information and prevention, based on active methods of social-psychological training (training). The training consists of four main modules: "the formation of the team and culture of interethnic communication", "socio-psychological characteristics and conflictological culture of personality," "prejudice, stereotypes, discrimination," "formation of Russian national identity." The program was approved in Akushinsky, Botlikh, Gunibsky, Sergokalinsky, Khasavyurt, Magaramkentsky, Suleiman Stalsky, Novolak, Derbent, Kizilyurt, Karabudakhkent, Kumtorkalinsky, Kaytagsky Districts of Dagestan in 2013-2015.
the harmonization of interethnic relations and preventing extremism
patriotic education
the formation of Russian national identity

В последние годы в Республике Дагестан и на Северном Кавказе в целом отмечается всплеск экстремистской деятельности и рост террористической угрозы. Экстремисты всех мастей и направлений активно обрабатывают сознание молодежи Северного Кавказа и Дагестана (в частности) с целью вовлечения в противоправную антигосударственную деятельность. Идеологической основой такого массированного воздействия выступают идеи разобщения и расслоения российского общества, создание образа врага, разрушение культуры межнационального и межконфессионального диалога, девальвация ценностей патриотизма и гражданственности на Северном Кавказе.

«Зомбированные» экстремистской пропагандой молодые люди в условиях недостаточности программ профилактики асоциальных явлений в молодежной среде становятся легкой добычей террористов, выступая не только как адепты антироссийских настроений, но и слепыми исполнителями террористических актов, противоправных действий, преступлений против государства и личности. Наиболее уязвимой в этом плане оказывается сельская молодежь (особенно проживающая в высокогорных и труднодоступных районах Дагестана), не охваченная различными молодежными программами, мероприятиями и акциями, в отличие от молодых жителей городов.

Подобная ситуация не может быть решена усилиями только государственных силовых органов. Только комплексный целевой подход, представляющий собой объединение усилий государственных и общественных организаций, особенно молодежных, можно противопоставить целенаправленной экстремистской идеологической экспансии в молодежную среду.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь, что обуславливает необходимость проведения грамотной и эффективной молодежной политики. Среди приоритетных направлений молодежной политики Стратегия определяет следующие:

- поддержка общественных объединений молодежи,

- оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи,

- формирование межрелигиозной терпимости, проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи Северо-Кавказского федерального округа в общественную жизнь страны.

Принятая в Дагестане Республиканская целевая программа «Комплексная программа противодействия экстремизму и терроризму в Республике Дагестан на 2012 -2016 годы» в числе основных задач отмечает следующие: формирование в обществе обстановки нетерпимости и негативного отношения к экстремистским и террористическим проявлениям и содействие органам государственной власти республики, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму.

Анализ нормативно-правовых документов и социально-политической ситуации позволил прийти к выводу, что в современных российских условиях необходима систематизация и построение новой идеологической платформы патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в молодежной среде. В ряде исследований приведены отдельные направления воспитания патриотических чувств в современных условиях [1, 2, 3, 4]. На наш взгляд, такой платформой должно стать формирование общероссийской идентичности на основе понимания многообразия культур народов, населяющих Россию, и своей сопричастности к судьбе страны [5, 6, 7]. Большинство исследований в области патриотического воспитания привязаны к местности, где воспитывается молодой человек, но более широкое понимание Родины как объединения государственных субъектов не формируется [2, 3, 9]. В исследованиях А.Х.Чупанова в смежной области исследований (в рамках подготовки менеджеров по туризму) отмечается необходимость патриотического воспитания как основного фактора профессионального становления личности [8, 9, 10]. Обособленный, «местечковый» патриотизм становиться основой для националистических выходок в молодежной среде, агрессивного неприятия граждан своей страны другой национальности или религии

Цель исследования: разработать и апробировать методику формирования общероссийской идентичности среди сельской молодежи.

Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе исследования была апробирована комплексная программа организации работы с молодежью Акушинского, Ботлихского, Гунибского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Дербентского, Кизилюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского, Кайтагского районов Дагестана в 2013-2015 г.г. Таким образом, были представлены равнинные, предгорные и горные районы республики.

В основу программы был положен обучающий семинар-тренинг для молодежных лидеров из студенческой среды и молодежных общественных организаций «Тренинг по формированию общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма» с последующей работой с сельской молодежью.

Программа тренинга включает в себя следующие основные составляющие:

1. Модуль «Формирование команды и культуры межнационального общения». Это первый модуль тренинга, который направлен на знакомство, командообразование в группе, а также на предоставление первичной информации по культуре межнационального общения.

2. Модуль «Социально-психологические особенности и конфликтологическая культура личности» позволяет  участникам получить знания о адаптивной личности, специфике конфликтологической культуры. На этом этапе участники тренинга знакомятся с многообразием мира человеческого общения путем проведения упражнений, мини-лекций, шеринга, игр. Занятия по этому модулю позволяют участникам познавать уникальность личности независимо от ее национальности, вероисповедания, социального положения, состояния здоровья (инвалидности/ не инвалидности).

3. Модуль «Предрассудки, стереотипы, дискриминация».  Здесь участники знакомятся со значением слов «предрассудок», «стереотип», «предубеждение», «дискриминация» осознают, как они мешают человеку жить и налаживать диалог с человеком иным, отличающимся от него по своим социально-психологическим, этническим и другим особенностям.

Участники приходят к пониманию того,  как можно стереть острые грани предрассудков и стереотипов путем активного участия в интерактивных играх, упражнениях, разминках. Этот модуль вызывает наибольший интерес у участников, а накал страстей и эмоций в ходе тренинга достигает критической отметки.

4. Модуль «Формирование общероссийской идентичности» является завершающим и направлен на осознание участниками тренинга своей гражданской общероссийской идентичности, степени развитости патриотических чувств и культуры межнационального общения.

После прохождения обучающего тренинга студенты-волонтеры делятся по парам и направляются в студенческие группы и в  школы, где они проводят тренинги среди других студентов или старшеклассников и по ходу занятий отбирают наиболее отличившихся участников.

По завершению тренингов создается группа из числа волонтеров, которые проходят дополнительные занятия и со старшими тренерами из числа студентов-волонтеров проводят тренинги в других группах и классах. В настоящее время в тренингах приняли участие около 9 000 молодых людей.

Для эффективного ведения тренинга по программе формирования общероссийской идентичности как фактора гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма на основе компетентностного подхода молодежный лидер должен иметь:

1. знания:

на уровне представлений:

иметь представления об основах педагогики межнационального общения - культуре мира, чертах толерантной личности, предрассудках и стереотипах в общении, различных видах дискриминации (экономической, национальной, гендерной, возрастной, правовой, по признакам нарушения здоровья), специфике влияния на личность и  социум по профилактике дискриминации и преодолению ее последствий.

на уровне воспроизведения:

владеть терминологическим аппаратом и основными категориями педагогики межнационального общения (культура мира, толерантность, толерантная личность, предрассудок, стереотип, дискриминация, инвалид, дискриминация инвалидов, гендерная дискриминация, национальная дискриминация, позитивная дискриминация, экономическая дискриминация, социальная дискриминация)

на уровне понимания:

понимать сущность толерантного поведения, осознавать причины, способствующие формированию в обществе дискриминации по различным признакам, понимать необходимость профилактической работы в мультикультурной среде и предупреждения различных видов подавления личности.

2. умения:

- разрабатывать стратегию и тактику формирования общероссийской идентичности и культуры межнационального общения в молодежной среде, уметь проектировать условия создания поликультурной среды, уметь использовать специализированную литературу.

- анализировать социальную среду в условиях полиэтничности, проводить групповую тренинговую работу по формированию общероссийской идентичности, понимания поликультурности российского общества, организовывать общественную поддержку людей дискриминируемых групп населения.

3. навыки: диагностировать уровень толерантности личности, навыки бесконфликтного общения, навыки ведения тренинга, вовлечения молодежи в социально-значимые проекты.

Заключение.

Результаты апробации предлагаемой методики формирования общероссийской идентичности в молодежной среде сельских районов свидетельствуют о том, что, вследствие проведенных занятий у молодежи меняются социальные установки, появляются чувства сопереживания и эмпатии, формируется культура межнационального общения и осознание проблем социализации различных групп населения, происходит осознание своей идентичности как гражданина России и формируется понимание своей роли в истории страны.

Такая позитивная трансформация социальных установок противодействует влиянию асоциальных и антигосударственных элементов и становится личностным базисом профилактики экстремизма в молодежной среде.

Рецензенты:  

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г.Махачкала.

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.