Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHOD OF ASSESSMENT OF COMPONENTS OF CULTURE OF ENVIRONMENTAL SAFETY UNIVERSITY STUDENTS

Nesgovorova N.P. 1 Savelev V.G. 1 Bogdanova E.P. 1
1 FGBOU VPO Kurgan State University
The end of last and the beginning of the century is characterized by an imbalance in the relationship between man and nature. There is an urgent need to build new relationships between them that are based on the desire for balance and harmony. To solve this problem, efforts should be made to the formation of new values and values of the people, leading a constant diagnosis of the results of ongoing efforts to ensure the timely identification of "distortions" in the relationship of man to nature. Our proposed methodology includes an assessment of environmental safety culture components such as axiological, cognitive meaningful, operationally-activity and reflexively-target. In general, we developed a number of complex questionnaires, which are an effective tool for conducting ecological and educational diagshnostiki. Ecological and pedagogical diagnostics in assessing the formation of people of culture of environmental safety, we considered from two perspectives. First - you need to evaluate the impact of the environment on human. Second - determine what human qualities exhibited by them, lead to changes in the environment.
environmental safety culture
ecological and pedagogical diagnostics
diagnostics

Дисбаланс в отношениях с природой – визитная карта современного социо-экологического состояния в мире, стране, регионе. Назрела острая необходимость формирования новых отношений между природой и обществом, равновесия и гармонии. Решение данной проблемы требует ведения постоянного мониторинга результатов прилагаемых усилий.

Существующая диагностика, предложенная рядом ученых, в том числе, С.Д. Дерябо, Д.С. Ермаковым, В.И. Пановым, В.А. Ясвиным направлена на  выявление у человека направленности экологического сознания по отношению к природе, ее  интенсивности, типа доминирующей установки и  мотивации. 

В то же время, учеными не уделяется должного внимания операционально-деятельностному компоненту экологической культуры, не разрабатываются методики оценки умений анализировать, проектировать, прогнозировать последствия экологических рисков. В настоящее время не создана единая комплексная методика оценки сформированности у респондентов экологических ценностей,  мотивации гуманного отношения к природе,  рефлексии участия в  экологической деятельности.

Для решения выявленной проблемы необходимо, прежде всего, уточнить, что такое культура экологической безопасности  и лишь тогда искать пути и средства  ее оценки.

Анализ авторами статьи категорий: экология, культура, безопасность и понятий: экологическая культура, экологическая безопасность, культура безопасности позволил сформулировать дефиницию «культура экологической безопасности».

С нашей точки зрения под культурой экологической безопасности следует понимать способ взаимосвязи между людьми и окружающей природой, направленный на минимизацию и устранение  экологических рисков, опасностей и угроз, возникающих в различных социально-экологических ситуациях, характеризующих качественное состояние общества обладающее совокупностью материальных и духовных ценностей, норм, правил, основанных на традициях, обычаях поведения, как определенный уровень образованности.  Результатом служит создание условий, при которых и общество и природа являются защищенными и им не угрожают опасности, ставящие под угрозу их существование в настоящем и будущем.

В целом при соотношении понятий «экологическая культура» и «культура экологической безопасности» выявлено, что первое в содержательном плане  шире, чем второе. Культуру экологической безопасности можно рассматривать как составную частью экологической культуры, так как она отражает только экологически безопасное отношение человека к природе и возможность защиты человека от природных опасностей.

Однако, культура экологической безопасности является интегративно-динамической  структурно-уровневой характеристикой личности, представленной совокупностью структурных и функциональных компонентов, определяющих уровень безопасного поведения.

Разработка моделей культуры экологической безопасности, формирования культуры экологической безопасности, оценки сформированности культуры экологической безопасности у различных групп населения в процессе включения их в различные виды экологической деятельности, заложены в методологической базе, построенной на основе личностно-ориентированного, деятельностного, аксиологического, культурологического подходов. Целостность методологической базы обеспечивается системным подходом, способствующим определению содержательного поля культуры экологической безопасности и методики ее формирования и оценки.

Выявление структурных компонентов культуры экологической безопасности проведено в процессе  анализа публикаций, посвященных рассмотрению данного понятия.

Иванова Т.А. культуру безопасности жизнедеятельности детей  рассматривает в контексте следующих компонентов: целевого, мотивационного, содержательного, личностно-деятельностного, процессуального, результативного, управленческого [5], а Цейко В.А. выделяет для  старшеклассников мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-деятельностный компоненты [10].  Для студентов вуза Голубева И.А. те же компоненты [1], а Дронов А.А. в этой же культуре у студентов учреждений среднего профессионального образования добавил валеологический, коммуникативный компоненты [3].

Рыбниковым В.Ю., Марченко Т.А., Мельницкой Т.Б., Симоновым А.В., Белых Т.В. изучены 10 компонентов культуры безопасности жизнедеятельности населения. Информационный (включающий знания правил безопасности жизнедеятельности) и валеологический (нацеленный на способность к созиданию благополучия и активного долголетия в реальной окружающей среде). Коммуникативный компонент содержит умения и навыки конструктивного общения и рефлексивный отражает способность анализировать, оценивать и корректировать свое поведение. Аксиологический (показывающий нравственно-ценностную позицию) и когнитивный (включающий усвоение основных понятий, касающихся проживания на радиоактивно загрязненной территорий). Мотивационно-ценностный (нацеленный на осознание ценности безопасности жизнедеятельности) и эмоционально-волевой (эмоционально окрашенное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности) относят в данную группу. В группу компонентов внесены философия безопасности (отражающая нормативность поведения, ответственность, ценностные установки); поведенческий компонент, способствующий практической реализации правил безопасного проживания  на радиоактивно загрязненной территории в повседневной жизни [9].

По нашему мнению, необходимо интегрировать ряд компонентов, например, такие,  как валеологический, философская безопасность и поведенческий в операционально-деятельностный компонент; информационный, когнитивный объединить в когнитивно-содержательный компонент; коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-волевой соединить в рефлексивно-целевой компонент. В аксиологический включить содержание мотивационно-целевого компонента.

В итоге данной деятельности появляется модель структуры культуры экологической безопасности, представленная четырьмя компонентами, каждый из которых имеет свои характеристики. Все компоненты взаимосвязаны в единое целое.

В качестве главного компонента культуры экологической безопасности нами выделен аксиологический,  включающий потребности, мотивы, ценности, являющиеся основой  гармоничного взаимодействия между обществом и природой.

Выделенные нами ценности объединены в  две группы: ценности «золотой экологической этики» и ценности устойчивого развития. В основе  ценностей «золотой экологической этики» лежит правило, основанное на категорическом императиве Канта, сформулированное Эриксоном, дополненное Л.Н.Толстым. Его современная  формулировка такова: «Относись к природе так, как бы ты хотел, чтобы природа вела себя по отношению к тебе». К данной группе ценностей нами отнесены: ненасилие, сохранение разнообразия природы, личная ответственность за сохранение себя и своего здоровья,   сохранение мира, справедливость, жизнелюбие и милосердие, гармония человека с природой, равноценность всего живого, честь и достоинство.

Ценности устойчивого развития базируются на сформированных убеждениях, касающихся   взаимоотношений общества и природы. Благодаря им мир избегает опасностей и рисков, ставящих  под угрозу существование людей  в  настоящем и в будущем. К ним отнесены здоровье, здоровая среда места жительства, мир и хорошая обстановка в мире, личная свобода и независимость, высшее образование, высокое материальное положение, сохранение природы для будущих поколений, самоограничение вместо потребительства.

Базой когнитивного-содержательного компонента являются знания механизмов экологического нормирования и методов оценки устойчивости экосистем,  законов и кодексов в сфере экологического права в области экологической безопасности.

Операционально-деятельностный компонент, по нашему мнению,  включает в себя умения и навыки владения методами оценки устойчивости экосистем к антропогенному воздействию. Благодаря им  деятельность в социо-природной среде способствует установлению экологического баланса на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово  человечество. Данный компонент может быть представлен следующим умением - умение анализировать состояние природных экосистем.  Владение им позволяет  критически и объективно рассматривать проблемную ситуацию, вскрывать ее  экологические механизмы, причины и следствия, значимость для жизнедеятельности,  находить  решения поставленных задач, выявлять положительные и отрицательные аспекты ситуации. Используя  умение анализировать, можно собрать полный объем информации о состоянии экосистем, применяя полевые, лабораторные, экспериментальные, количественные и качественные  (математического моделирования) методы.

Умения комплексной экологической оценки территории являются основой  экологического мониторинга и включают владение аналитическими методами определения химического состава воздуха и газовых сред, контроля состава сточных и природных вод, контроля и оценки состояния почв, биологические методы и полевые наблюдения.

Умения прогнозировать и рассчитывать экологические риски позволяют собрать материал для построения прогноза развития территории и рассчитать экологические риски для человека и природы. Подобные умения позволяют оценить устойчивость сообщества и рассчитать уровень антропогенной опасности для него, т.е. риски, включающие две составляющие -  «вероятность опасности» и «ущерб».

Умение разработки проекта устойчивого развития исследуемой территории  включает моделирование, конструирование, планирование собственной деятельности.

Рефлексивно-целевой компонент культуры экологической безопасности может быть представлен  в виде выражения чувств, вызываемых общением с природой, осознания отношения к природе, оценки собственного отношения к познанию природы, в признаках нравственного отношения к природе. Удовлетворение результатами выполненной работы, проявление сопереживания окружающему миру, стремление принимать активное участие в творческих делах по сохранению и восстановлению нарушенной среды, оценка собственного отношения к деятельности в природной среде, уровень удовлетворенности разработанными экологическими проектами, стремление организовать и участвовать в экологических акциях, эстетически воспринимать природу также являются показателями рефлексивно-целевого компонента.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что культура экологической  безопасности – это сложная, открытая система, которая отражается в компонентах ее структуры: аксиологическом, когнитивно-содержательном, деятельностно-поведенческом, и рефлексивно-целевом. Ее формирование у населения – один из эффективных путей решения проблемы экологической безопасности.

Эколого-педагогическая диагностика при оценке сформированности у людей культуры экологической безопасности должна быть рассмотрена с двух позиций.

Во-первых  – необходимо оценить влияние окружающей среды на человека.

Во-вторых –  определить,  какие качества человека, проявляемые им, приводят к изменению окружающей среды.

Основная идея, на которой выстраивается модель оценки культуры экологической безопасности, ее диагностика в рамках личности - способствовать выстраиванию индивидуальной траектории ее формирования для предупреждения  экологических конфликтов. 

Рис. 1. Модель методической системы оценки уровня сформированности  культуры экологической безопасности

Структура методической системы диагностики сформированности КЭБ представлена содержательно-целевым, операционально-деятельностным компонентом. Последний включает методы, формы, средства и критериально-диагностическую шкалу оценки ее сформированности (рис.1).

Содержательная основа оценки представлена четырьмя блокам, которые соответствуют компонентам КЭБ.

Процессуальный блок определяет  последовательность этапов прохождения оценки КЭБ и включает: подготовительный (установление благоприятной атмосферы),  диагностический и обработку результатов.

Технологический блок представляет собой совокупность форм, методов и педагогических приемов оценки компонентов КЭБ. К его инструментарию относятся анкеты, тесты. К  процедуре относят наблюдение,  анализ продуктов деятельности.

Диагностический блок наполнен  диагностическими материалами для оценки компонентов КЭБ. Уровневый блок представлен уровневой характеристикой компонентов КЭБ. Результативный блок - итоговый, позволяющий определить конечный уровень сформированности КЭБ (рис.1).

В целом, одним из путей  разрешения проблемы экологической напряженности в мире является своевременная оценка культуры экологической безопасности населения.

Статья подготовлена в рамках проекта по выполнению государственного задания № 2565  «Культура безопасности населения региона: стратегический и технологический аспекты организации мониторинга и снижения социально-экологических и этнокультурных рисков».

Рецензенты:

Савиных В.Л., д.п.н.,  , профессор, зав.кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного  образовательного учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.

Михащенко А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики федерального государственного бюджетного  образовательного учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.