Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CRITERIA, FACTOR AND LEVEL OF FORMATION CADETS’ STRESS TOLERANCE OF THE ESTABLISHMENT OF BOARDING TYPE

Grevtseva O.V. 1
1 North-Caucasus social Institute
In article were examined particularity the educational vehicle in establishment of boarding type, justified work’s actual continuity and necessity in formation stress tolerance by pupils of these educational facilities. The substantial characteristics of stress tolerance are examined in this article and the conditions of its formation among pupils of boarding type institutions are represented. This article analyzes boarding schools educational environment specific features, including a number of stress factors which affect negatively on the pupils’ personality positive development. Presented : criteria, stress tolerance and diagnostic methods, which show pupils’ factor of stress tolerance in the establishment of boarding type.
stress tolerance
factor
boarding school
educational environment
criteria

В процессе модернизации российской образовательной системы происходит возрождение пансионного образования. Этот вид образовательных организаций, имея свою историю, обладает как достоинствами, так и недостатками.

К положительным характеристикам пансионных образовательных учреждений в первую очередь следует отнести: систематический контроль детей со стороны взрослых, непосредственно участвующих в их школьной жизни, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в современных реалиях жизни. В данных образовательных учреждениях созданы все условия для организации жизнедеятельности детей (экскурсионные поездки, и походы в театры,  занятия спортом, музыкой, танцами). Дети получают качественное образование, позволяющее впоследствии поступить в специализированные  вузы (и не только).

Но, как показывает практика, и о чем было сказано выше, пансионное учебное заведение как особый тип образовательной организации имеет не только плюсы, но и факторы риска, которые обусловлены, с одной стороны, особенностями образовательной среды, с другой стороны - индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. 

В частности, образовательная среда, представленная в виде совокупности условий, обеспечивающих качество воспитания учащихся, является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Правомерно выделить две группы стрессогенных факторов: внешне и внутренне обусловленные факторы.

К первой группе стрессогенных факторов следует отнести: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; единообразие в одежде (форма); нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей; отсутствие материнской ласки; а так же факторы, с которыми сталкивается каждый пятиклассник (разнообразие педагогического состава; непривычное расписание; множество кабинетов и др.).

Вторая группа факторов риска связана с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых.

Известно, что воспитанниками пансионных учебных заведений чаще всего становятся дети 10-11 лет, закончившие четвертый класс. А это начало подросткового кризиса.

Индивидуально-типологические особенности детей традиционно  рассматриваются в качестве источника возможного неблагополучия. К ним можно отнести следующее: особенности коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер; адекватность самооценки; проявление враждебных и агрессивных реакций; сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности и т.д. Все это обусловлено возрастом, неоднородным составом воспитанников и их семей, особенностями воспитания и т.д.

Наиболее сильное влияние стрессогенных факторов на воспитанников происходит на этапе их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Но, несмотря на специфику образовательной среды пансионного учебного заведения, ее стрессогенный характер, те цели и задачи, которые ставятся перед педагогическим коллективом, ориентируют каждого педагога на духовное и социально-психологическое развитие личности обучаемых. И это в полной мере соответствует требованиям ФГОС «Закона об образовании», вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, основой которого является концепция духовно-нравственного развития и воспитания образованной, нравственной, предприимчивой личности гражданина России, способной анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способной к сотрудничеству [9].Среди качеств, которые определены как наиболее значимые для формирования личности обучаемых пансионных заведений обозначены патриотизм, надежность, устойчивость  и чувство ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание.

И одной из важных задач в этом контексте является актуализация вопросов, связанных с формированием у воспитанников стрессоустойчивости. Такая постановка вопроса не является случайной и объясняется тем, что именно стрессоустойчивость обеспечивает неподверженность умственных, эмоциональных и волевых проявлений, опыта, характера сложившихся взаимоотношений отрицательным влияниям трудностей и препятствий при общем выполнении учебных задач.

Теоретический анализ исследований показал, что стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности, в котором объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.  Для нашего исследования важное значение имеет то, что речь идет о феномене стрессоустойчивости применительно к категории обучаемых, прибывающих в специфических условиях, в частности в условиях особой образовательной среды. Следовательно, в данном контексте стрессоустойчивость как научная категория будет рассматриваться относительно субъекта образовательной деятельности. И здесь мы будем исходить из идей П.П. Штепенко и О.Б. Дарвиш, которые рассматривают «стрессоустойчивость» как феномен стабильного функционирования системы психологических качеств, процессов, состояний, образований под воздействием психотравмирующих факторов образовательной среды [5]. Исследования этих и других педагогов, психологов показывают, что стрессоустойчивость помогает обучающимся не только противостоять влияниям факторов риска образовательной среды в повседневной жизни, особенно при несоответствии потенций субъекта к условиям, требованиям конкретной деятельности, но и сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни, быть свободными независимым от стрессогенных влияний социума.

С точки зрения С. Ю. Визитовой и  Л.В. Куликова  стрессоустойчивость поддерживают внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы [3].  Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Основываясь на теоретическом подходе А.М. Столяренко [12],  мы можем говорить о том, что стрессоустойчивость личности воспитанника  пансионного учебного заведения - это сложное качество личности, которое  включает в себя: 1) поведенческий опыт в стрессогенных ситуациях (моделируемых при проведении психологической тренировки), 2) пониженную эмоциональную реактивность на эмоциогенные факторы и ситуации, свойственные учебной деятельности, 3) развитые волевые качества - способность к самомобилизации, выдержка, мужество, храбрость, смелость, 4) эмоционально-волевую устойчивость, 5) надежно сформированные умения и навыки действий в сложных условиях, 6) умения и навыки саморегуляции своих психических состояний и поведения, 7) некоторые психофизиологические качества - возбудимость, эмоциональность, уравновешенность, толерантность, устойчивость к напряжению и перенапряжению.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что в поддержании стрессоустойчивости личности воспитанника участвуют все структуры личности, что должно найти отражение в описании критериев,  показателей и уровней ее сформированности у воспитанников пансионных учреждений. 

А так как в нашем исследовании речь об образовательном процессе  то для раскрытия заявленной темы приоритетным является изучение особенностей функционировании  познавательной и эмоциональной сфер воспитанников под воздействием и положительных и психотравмирующих факторов образовательной среды.

Исходя из этого в качестве основных мы выделяем интеллектуальный, эмоциональный, волевой, мотивационный и коммуникативно-поведенческий критерии.

Выделение интеллектуального критерия не является случайным. Так в исследованиях А. А. Андреевой и Л. М. Петрова отмечается, что вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели воспитанника, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом осознания этой ситуации и процессами самореализации личности воспитанника. При этом один процесс находится под влиянием другого. В том случае, если воспитанник не находит способов разрешения трудной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики, снижается академическая успеваемость и т.д. [1].

Иначе говоря, важное значение для субъекта образовательной деятельности имеют: способность осознавать ситуацию как сложную или нестандартную, интеллектуальные возможности к ее всестороннему анализу и  готовность определять эффективные способы ее преодоления.

Показателями этого критерия могут выступать: общий уровень интеллекта, практичность мышления, любознательность, воображение, ориентированность на познание сложных явлений, склонность к риску отстаивать свои идеи, консерватизм,  академическая успеваемость.

Следующим критерием оценки стрессоустойчивости у воспитанников пансионных образовательных учреждений, по нашему мнению, должен стать, эмоциональный критерий, который представлен не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. Данный критерий мы выделяем, опираясь на исследования А.И. Лактионовой и  К.В. Пыжова, которые в своих исследованиях отмечают, что адаптация к новой жизненной ситуации вызывает у многих воспитанников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов [7; 10]. Хотя, по мнению В.В. Викторовой, тревога может иметь и приспособительное значение, которое заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Но, поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги может также лежать и в основе «беспорядочного поведения», т.е. может оказывать  дезорганизующее влияние на деятельность.

Показателями эмоционального критерия являются: общая  и школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, вербальная и физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, напряженность, повышенная чувствительность, низкая эмоциональная устойчивость и адекватность самооценки.

Следующим в качестве обязательного критерия  стрессоустойчивости у воспитанников пансионных учебных заведений предлагаем рассматривать  волевой критерий. И это можно объяснить тем, что достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более социально значимые цели ставит перед собой субъект образовательной среды, в данном случае речь идет о воспитанниках, тем больше он встречает трудностей. Но здесь есть и положительный момент: преодоление трудностей, проблем сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. С точки зрения  В.И. Евдокимова и В.Л. Марищук, с помощью волевых усилий, приемов и аутогенных тренировок воспитанник может изменять свои эмоциональные состояния [8].

Основными показателями волевого критерия могут выступать:  уверенность в себе, самоконтроль, сдержанность, самочувствие, настроение, активность, отношение к учению, к общественно полезному труду, чувство долга, дисциплинированность, бережливость.

Не менее важное значение, на наш взгляд, в системе критериев оценки уровня стрессоустойчивости у воспитанников учебных заведений пансионного типа имеет мотивационный критерий. Выделение мотивационного критерия также не является случайным. Так, например, С.В. Гани и А.Л. Рудаков ведущим компонентом стрессоустойчивости считают именно мотивационный компонент, отмечая при этом связь между учебной мотивацией и успешностью в учебной деятельности. Так как именно мотивационный компонент отражает устремленность личности на выполнение поставленной задачи и представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию [4].

В число наиболее значимых показателей  мотивационного критерия нами были включены:  познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, активная позиция «школьника», мотив достижения, внешние мотивы, подверженность чувствам.

Для нашего исследования важным, при оценке уровня сформированности стрессоустойчивости у воспитанников пансионных образовательных учреждений, является выделение коммуникативно-поведенческого критерия. Этот критерий, с нашей точки зрения, должен отражать устойчивость функционирования коммуникативных и поведенческих процессов личности, что обеспечивает ей, в первую очередь, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента.  Ведь для воспитанников, в условиях пансионного учреждения, очень актуально проявление терпения и сдержанности в условиях провоцирующих конфликтное поведение, в некоторой степени даже снисходительность к окружающим. Ведь психологически подростковый возраст  связанс установлением доверительно-дружеских отношений со  сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности [2]. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Это находит свое подтверждение во многих научныхисследованиях.

Показателями коммуникативно-поведенческого критерия, на наш взгляд, могут быть: общительность; доминантность; доверчивость; дипломатичность; смелость; конформизм; коллективизм и товарищество; доброта и отзывчивость; социально-психологическая адаптация; дружелюбие; удовлетворенность от общения;  продуктивность в общении; ощущение теплоты, сотрудничества взаимоподдержки; чувство согласия; увлеченность; занимательность; успешность; коэффициент сплоченности коллектива. К числу показателей этого критерия считаем возможным отнести и такие характеристики как простота и скромность, честность и правдивость в отношениях с другими субъектами взаимодействия.

Но, несмотря на различие точек зрения, относительно иерархии компонентов, большинство авторов едины во мнении, что стрессоустойчивость - это не просто их сумма, а интегральное образование. Ведь основа составляющих структурных компонентов стрессоустойчивости у конкретного воспитанника не может быть одинакова. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. стрессоустойчивость - это не устойчивость вообще. Показателем стрессоустойчивости является вариативность. Вариативность рассматривается А.Я Ляпуновым и Е.В. Зеличенок как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче [6].

Поэтому, мы можем предположить, что воспитанники могут существенно различаются между собой по уровню стрессоустойчивости. Могут отмечаться и индивидуальные различия в проявлении стрессоустойчивости к различным типам сложных ситуаций и возникающему под их воздействием стрессу. В частности, менее устойчивые воспитанники могут не полностью использовать своих возможностей в образовательном процессе, быть менее адаптированы к требованиям образовательного учреждения пансионного типа, в связи, с чем они могут стать более склонными к различным нарушениям в поведенческой, коммуникативной  и эмоционально-волевой сферах.

Так, опираясь на исследования В.Э. Чудновского и Д. С. Коновалова для понимания уровня сформированности стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды пансионного учебного заведения, и отталкиваясь от качественных характеристик стрессоустойчивости, мы предлагаем  выделить следующие характеристики сформированности стрессоустойчивости [13].

1. Низкий уровень, характеризуется эмоциональной нестабильностью, подверженностью чувствам, низкой нормативностью, слабым развитием общего уровня интеллектуального развития. Слабой активностью, отсутствием активной жизненной позицией, дезадаптацией, социальной изоляцией. Неудовлетворенностью самореализацией, низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности и враждебности, неудовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

2. Средний уровень, представлен ситуативными эмоционально-волевыми проявлениями. Воспитаннику свойственны самостоятельность, возможны проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. Может отмечаться склонность к непостоянству, влиянию случая и обстоятельств. Воспитанник не прилагает усилия по выполнению групповых требований и норм. Отмечается расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Так же наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству.

3. Высокий уровень. Характеризуется стабильностью эмоционально-волевой сферы, высокой нормативностью, высоким развитием общего уровня интеллектуального развития. Активной жизненной позицией, высокой адаптацией. Удовлетворенностью самореализацией, адекватной самооценкой, отсутствием враждебных, агрессивных реакций и тревожности, удовлетворительным статусом в социальной группе (классе).

Основываясь на теоретическом анализе научной литературы, для четкого понимания сформированности стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа, мы предлагаем те методики, которые позволят определить уровень сформированности этих показателей: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (105) (16PF - опросник), диагностическое исследование с целью определения уровня воспитанности методика Н.П. Капустина, М.И. Шиловой, опросник Басса-Дарки, методика «Диагностика структуры учебноймотивации школьника» М.В. Матюхиной, диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник), методика «САН» Н.А. Лаврентьевой, методика А.Ф. Фидпера  «Оценка психологической атмосферы в коллективе», «Тест школьной тревожности Филлипса», методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (опросник Снегирёва), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено [11].

Исходя из вышесказанного,  можно сделать предположение о том, что стрессоустойчивость, являясь интегральным показателем, в котором отражаются результаты обучения и воспитания личности воспитанников, а так же их опыт взаимодействия с окружающей средой, и требует создания специальных условий для ее формирования и развития.

Рецензенты:

Соловьёва О.В., д.псх.н., профессор ФГАОУ ВПО СКФУ, г. Ставрополь;

Плугина М.И., д.псх.н., профессор кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин ГБОУ ВПО СтГМУ, г. Ставрополь.