Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TO THE QUESTION OF INDICATORS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO CHANGING THE SOCIAL ENVIRONMENT

Bogdanova V.P. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
Учитывая сложившиеся в стране социально-политические, экономические и экологические условия требуют обновления не только структуры общества, но и изменения самих россиян и, прежде всего, входящих в самостоятельную жизнь. Им предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними проблемы не только правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Именно поэтому вступающая в жизнь молодежь должна быть социально мобильна, инициативна, умеющая легко и пластично реагировать на постоянно изменяющийся социум и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. При этом, с одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой — уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. В этих образовательные учреждения должны гибко, оперативно и упреждающе реагировать на происходящие перемены, организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом общего усложнения внешних обстоятельств и повышения требований к своим воспитанникам. Сегодня на образовательные учреждения возложена функция передачи учащимся нормативных образцов и социокультурных стандартов, обеспечивающих сохранение целостности и самобытности социума. Одновременно научить выпускников тому, как безболезненно и с меньшими потерями войти в социум, как в контексте социальных требований и норм самостоятельно следовать своим интересам и убеждениям, как, не теряя индивидуального своеобразия, выработать рациональное отношение к изменяющимся условиям жизни и социальной среды.
Taking into account the country´s socio-political, economic, and environmental conditions necessary updates not only the structure of society, but also a change of the Russian people and, above all, entering into independent life.They have to start an independent life and work in conditions that are stringent requirements which are put before them not only the right choice of profession and employment, but also environmental and economic problems, directly connected with their wellbeing and health.That is why entering life young people need to be socially mobile, enterprising, able to easily and plastically respond to the constantly changing society and to find adequate ways of self-determination and self-realization. Thus, on the one hand, they must be able to strictly perform certain social functions and to be able to implement and develop their individuality. In these educational institutions must be flexible, to respond quickly to the changes, organizationally, and technologically to a meaningful change taking into account the common complications of external circumstances and the increasing demands to the pupils.Today, educational institutions have the function of transfer students normative patterns of social and cultural standards, to preserve the integrity and identity of society. At the same time to teach graduates how to painlessly and with less loss to enter the society, as in the context of social demands and norms of their own to follow their own interests and beliefs, without losing individual identity, to develop a rational attitude towards changing life conditions and social environment.
normative samples
social functions
personality
socio-cultural standards
Определённые ценностные ориентации учащихся, их целевые и ситуационные установки раскрываются через: реализацию активной жизненной позиции и стремление самой личности и всего общества к устойчивому развитию; стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта; установление коммуникативных отношений.

На основе проявления у выпускников этих качеств можно говорить о различном уровне адаптированности учащихся. Проявлениями адаптированности при этом будут:

  • умения общаться и налаживать контакты с другими людьми;
  • умения сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • умения оперативно анализировать ситуации и принимать решения;
  • навыки эмоциональной саморегуляции;
  • умения выстраивать модель будущей профессиональной деятельности;
  • объективные представления о реалиях предпочитаемой специальности;
  • мотивы самоактуализации, желание проявить себя в предпочитаемой области.

На основе выделенных адаптационных проявлений личности к изменяющейся социальной среде, в качестве критериев и показателей эффективности работы по их успешной адаптации были определены основные: социальная активность; творческая инициативность; социальная ответственность; коммуникативность; способность к саморегуляции, личностная рефлексия. Дополнительные: успешность учебной деятельности: степень психологического комфорта и эмоционального самочувствия [3].

Социальная активность характеризуется осознанием учащимися социальных требований и их, их способностью проводить общественно значимые преобразования, творческой деятельностью. Интегральной характеристикой критерия является активная жизненная позиция, выражающаяся в идейной принципиальности, последовательности в отстаивании взглядов, единстве слова и дела.

Творческая инициативность характеризуется предприимчивостью, способностью к самостоятельным творческим и активным действиям.

Социальная ответственность включает показатели соответствия поведения личности социально-нормативным требованиям, её долгу и обязанностям, подчинённости поведения личности социальному контролю.

Коммуникабельность - характеризуется умением вступать в общение и налаживать контакты с другими людьми, умением сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других людей, умением оперативно анализировать ситуации и принимать решения.

В критерий способность к саморегуляции и рефлексии включены показатели: умение анализировать поступки, условия и средства достижения цели, умение осмысленно подходить к решению поставленных задач, осознавать свои мотивы и переживания и потребность в сохранении своего здоровья, умение выстраивать модель будущей профессиональной деятельности, умение проявлять себя в предпочитаемой области.

В комплекс дополнительных критериев были включены такие показатели, как отношение к учёбе, количественным показателем которой является успеваемость, а качественными - 1) осознание необходимости исполнения требований учебного заведения, 2) принятие ответственности за их соблюдение и 3) эффективный самоконтроль, который проявляется в дисциплинарной оценке поступков учащегося; участие в научно-исследовательской работе, практической деятельности, навыки эмоциональной регуляции, уровень мотивации и эмоциональной напряжённости, адекватность реакции на стрессовые ситуации, сформированность чувства ответственности, эффективное взаимодействие со средой.

В нашем исследовании использовались разнообразные диагностические методы, что обусловлено кругом критериев и показателей адаптированности личности обучаемого. Широко использовался метол включенного и невключенного наблюдения, с помощью которого получены данные о дисциплинированности обучаемых, их участии в общественной жизни, проявлениях неконструктивных реакций приспособления и невротических реакций.

Наблюдения проводились с помощью преподавателей, результаты фиксировались в балльных оценках. Для оценки степени выраженности широких социальных и личностных мотивов, мотивации учебной деятельности использовался метод экспертных оценок.

Некоторые показатели выявлялись с помощью психологических тестов - теста структуры интеллекта Амтхауэра, 16 - факторного опросника Кеттела, теста самооценки Ч.Д. Спилбергера (адаптированного Ю.Л. Ханиным), теста "Q- сортировка" В. Стефансона, методики "Личностный дифференциал", опросника "Карта интересов" (адаптация методики А.Е. Голомштока) и "ДДО" Климова, метода социометрии. Тест структуры интеллекта Амтхауэра позволил получить представления об общем интеллекте обучаемых, их лексическом запасе, способности к абстрагированию и обобщению, формированию суждений, счетно-математических способностях, комбинаторном мышлении и пространственном воображении, способности к концентрации внимания и сохранению в памяти усвоенного материала. Тест 16-ФПО (Кэттелл, 1964) отечественными авторами повсеместно применялся для исследования индивидуально-типологических особенностей личности (Магун В.С., Е.С. Кузьмин, А.А. Вихторов, Э.С. Чугунова, В.А. Пинчук, Л.. Фаустова и др). Нами использовалась интерпретация первичных факторов 16-ФПО по Э.Р. Ахмеджанову (1997). В его версии: фактор А - "замкнутость -общительность", В - ''интеллект", С - ''эммоциональная неустойчивость эммоциональная устойчивость", Е - ''подчиненность - доминантность", F- ''сдержанность - экспрессивность", G- "подверженность чувствам - высокая нормативность поведения", Н - ''робость - смелость", 1 - "жестокость - чувствительность", L - ''доверчивость - подозрительность", М -практичность - развитое воображение", N- ''прямолинейность дипломатичность", О-''уверенность в себе - тревожность", Qi -''консерватизм - радикализм", Q:- ''конформизм - нонконформизм", СЬ "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль", Q4- "раслабленность - напряженность", MD- "адекватность самооценки"[2].

Для оценки реального социометрического статуса использовался вариант методики Дж. Морено. Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений автор рассматривает как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Измерение самооценки выраженности определенных мотивов и мотивации учебной деятельности учащихся, а также значимости для личности социальных ценностей, осуществлялось с помощью методики "личностный дифференциал". Она основана на идее использования современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика позволяет изучить определенные свойства личности, ее самосознание, межличностные отношения. Предъявлением обследуемому его собственного словесного портрета, полученного на основе данных при предварительном обследовании по 16-ФЛО, достигается результат данной методики.

Тональность индивидуального и группового настроения оценивалась с помощью диагностики эмоционального состояния Ч.Д. Спилбергера. адаптированного Ю.Л. Ханиным. Этот тест дает возможность самооценивания уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) [1].

Определяя степень сформированное адаптированности учащихся 10- х классов, показателями успешности которой являются: проявления социальной активности, инициативы, самостоятельности, направленных на преобразование окружающей действительности и социальной среды, способность выстраивать реальную модель жизненного пути и карьеры с учетом своих личностных качеств, интересов и способностей, мы учитываем конкретную направленность их профессиональных интересов.

В процессе профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно и активно осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Иначе говоря, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности; эта активность выступает прежде всего как "самоориентирование" учащегося, выступающего в качестве субъекта самоопределения. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения и важно оценить сформированность субъектной позиции учащегося.

Ряд существенных показателей сформированности субъектного отношения к собственным действиям мы получили с помощью дифференциально - диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) [4].

Степень интеграции личности с макро - и микросредой мы определяли с помощью методики "Q- сортировка", разработанной В. Стефансоном. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе, что может свидетельствовать о контактности (или неконтактности), стремлении образовать (или не образовать) эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Все данные, полученные при исследовании, были необходимы не только для характеристики адаптированности личности, но и в целом для комплексной характеристики личности обучаемых, что впоследствии позволило провести анализ личностных особенностей адаптантов разных уровней адаптированности [2].

Для количественной оценки адаптированности принято употреблять термин «уровень адаптированности», под которым понимается наиболее обобщенный показатель адаптации личности, отражающий степень психологической включенности индивида в деятельность и общение.

В большинстве работ отечественных авторов, стоящих на различных позициях и подходах, рассматривающих адаптацию, использовались лишь два критерия адаптированности и выделялись два критерия адаптации и выделялись два уровня адаптированности. Невозможность классифицировать жизненные явления по признаку полярности - как адаптированность и дезадаптированность, позволила нам выделить три уровня адаптированности личности: высокий - педагогически целесообразный; средний - допустимый: низкий - тревожный, критический, способный перейти в дезадаптированность.

Высокий - педагогически целесообразный уровень характеризуется высокими адаптационными результатами при адекватных им усилиях. Этому уровню соответствует высокий социометрический статус личности. Доминирование социальных мотивов, высокая способность к саморегуляции и рефлексии, коммуникабельность и высокая социальная активность личности, положительная тональность индивидуального настроения, низкие показатели тревожности и эмоциональной лабильности, высокая творческая инициативность и социальная ответственность.

Средний - допустимый характеризуется удовлетворительным результатом социальной адаптации по большинству критериев. Этому уровню соответствуют высокие показатели реального социометрического статуса, доминирование социальных мотивов, высокая способность к саморегуляции и рефлексии, выраженные коммуникативные способности и социальной активности, колебания тональности индивидуального настроения, средние оценки показателей тревожности и эмоциональной лабильности, средние показатели творческой инициативности, высокая социальная ответственность.

Низкий- тревожный, критический, способный перейти в дезадаптированность характеризуется успешной социальной адаптацией по некоторым критериям и, как правило, в конкретных социальных ситуациях. Предполагает низкие оценки реального социометрического статуса, низкую степень выраженности социальных мотивов, достаточно высокую оценку социальной активности, среднюю способность к саморегуляции и рефлексии, ситуативное проявление коммуникабельности, значительные колебания тональности индивидуального настроения, снижение показателей тревожности и эмоциональной лабильности.

Высокого уровня адаптированности можно достичь и при стихийном её формировании, однако более значительных результатов можно добиться при направленном развитии этого качества в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, построенного на основе сочетания, а позднее и постепенного перехода педагогического руководства формированием этого качества в его самовоспитание учащимися.

Учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию, особенности современного этапа развития в России рыночных отношений и повсеместно резкого ухудшения экологической обстановки, что привело к значительным изменениям жизни и социокультурной среды, особое

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор кафедры Маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор кафедры Тюменской государственной академии искусств, г. Тюмень.