Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF RESEARCH ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLBOYS ON THE BASIS OF HISTORICAL AND SOCIAL SCIENCE KNOWLEDGE

Yangirova V.M. 1 Shamigulova O.A. 1 Sandalova N.N. 1
1 M.Akmullah Bashkir State Pedagogical University
Materials on the formation of research abilities at younger schoolboys on the basis of historical and social science knowledge. Disclosed the criteria for selection of historical and social science material, the main directions in the content of the material and after-sequence methodological support in an accessible and entertaining way. Formation investi--vatelskih abilities at younger schoolboys disclosed on the basis of historical and social science mother la federal and regional, as well as materials devoted to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic Be-war. In the course of development of the historical and social science knowledge comes odds-ming value concepts: Man, Life, Human Rights, love for the motherland, Knowledge, Peace on earth. Proposed research situation for younger students, which enable one-temporarily affect the emotional, intellectual and cognitive and moral sphere of personality: informative (the ability to carry information); attractiveness (ability to attract attention); expressive (ability to evoke an emotional and provide the WHO-action); representativeness (the ability to reflect the reality in the typical and unique properties and performance).
historian- social science knowledge.
research activity
research abilities

Ориентир Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования на формирование исследовательских умений у младших школьников востребован педагогической наукой и практикой. Возникает необходимость пересмотра педагогических позиций, переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических подходов к формированию исследовательских умений на основе историко-обществоведческих знаний: от репродуктивного уровня развития до функционального [4].

Цель исследования заключается в формировании исследовательских умений у младших школьников на основе историко-обществоведческих знаний.

Материалы и методы исследования

Формирование исследовательских умений у младших школьников является необходимым условием в контексте ФГОС начального общего образования [3]. В этой связи осуществляется введение учащихся в решение проектных задач и различных видов поисковой деятельности на основе историко-обществоведческих знаний, чтобы актуализировать исторические события в  связи юбилейной даты - 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Новое поколение должно понимать роль Победы в контексте новейшей истории человечества, отдавать дань уважения и хранить светлую память тех, кто воевал или работал в тылу в  военное время.

Младший школьный возраст имеет внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, как культурологического понятия. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, занимательностью и освоению историко-обществоведческих знаний [5].

Исследовательская ситуация создает субъектную позицию  ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к познанию историко-обществоведческих знаний.

Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия на пути постижения патриотизма, стойкости и мужества, единства и сплоченности, трудолюбия и самоотверженности, любви к Родине, благодаря которым сумело выстоять и одержать Победу старшее поколение. Создавая исследовательскую ситуацию младшим школьникам, были предложены такие темы, как «Моя родословная», «Памятник в моем городе», «Как зовут тебя улица?», «История Великой Отечественной Войны в истории мой семьи», «Культуры, которые живут в моем доме». Младший школьник привлекается к исследованию материала школьного музея, семейных архивов, предметов реликвии, семейных традиций, вступая в диалог поколений. Музей - незаменимый образовательный и воспитательный центр. С помощью музейного предмета, обладающего многими значениями и смыслами, происходит «погружение» младшего школьника в историческое прошлое родного города или даже всего человечества. Экспозиции местных музеев, материалы школьных музеев, домашние коллекции учащихся являются объектом исследовательского изучения.

В городе Уфе имеется Республиканский музей Боевой Славы, функционирующий как институт социальной памяти. В этом музее осуществляется отбор, сохранение и репрезентации разнообразных объектов, осознаваемых обществом как ценность и предназначенных для  передачи из поколения в поколение. На основе фотографий экспонатов из фондов Республиканского музея Боевой Славы, на которых представлены вещи личного пользования солдат и офицеров Башкирии, побывавших на полях сражения Великой Отечественной Войны, с учащимися начальных классов были проведены мини-исследования: «Как сложить фронтовое письмо-треугольник», «Как правильно намотать портянки».

Данный подход расширяет возможности учителя начальной школы в формировании исследовательских умений при изучении историко-обществоведческого материала, стимулирует ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, способствуя воспитанию ценностного отношения и  развивая личностную культуру ребенка. Поскольку исследования в области историко-обществоведческого знания дают возможность одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуально-познавательную и нравственную сферы личности: информативности (способности нести информацию); аттрактивности (способность привлекать внимание); экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие); репрезентативности (способность отражать действительность в типичных и уникальных свойствах и показателях).

Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в период Великой Отечественной Войны. Поэтому на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего, результатом которого явилось участие младших школьников в шествии «Бессмертный полк». Шествие «Бессмертного полка» следует объяснять детям с позиции базовых ценностей и с ориентацией на современный  национальный  воспитательный идеал, прописанный в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2].

Критерии отбора историко-обществоведческого материала для формирования исследовательских умений у младших школьников определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам, доступностью восприятия их детьми младшего школьного возраста, педагогической целесообразностью и воспитательно-развивающей эффективностью.

Формирование исследовательских умений на основе историко-обществоведческих знаний - сложная психолого-педагогическая задача, решение которой требует обязательного отношения к эмоциональной сфере ребенка, обеспечение ценностного освоения действительности, создания психолого-педагогической ситуации для «переживания» национальных и общечеловеческих ценностей. Это требует от учителя начальных классов овладения специальными методами и приемами, способствующими развитию эмоциональной сферы ребенка, расширению его эмоционально-ценностного опыта и оптимального их использования при изучении историко-обществоведческого содержания.

В начальных классах учебная дисциплина «Окружающий мир» в рамках требований к планируемым предметным результатам, ввиду ограниченных возможностей, не может вместить в себя сведения по истории каждого региона, поэтому привлекается  историко-краеведческий материал в виде отдельных фрагментов как логическое дополнение к близким  по содержанию историко-обществоведческим  темам в рамках данной учебной дисциплины [1].

Отбор содержания регионального материала по историко-обществоведческим вопросам осуществляется на основе следующих принципов: органичное включение его на базовом уровне усвоения; типичность отображаемого регионального содержания, то есть раскрытие на региональном материале тех процессов в историческом развитии,  которые являются общими для России в целом; специфичность отображаемого регионального содержания, то есть раскрытие особенного в историческом развитии региона; сочетание регионального и локального компонента; локальный компонент означает исследование истории семьи, улиц, домов, населенных пунктов, в которых проживают учащиеся, что позволяет сделать историю живой и близкой, доступной и понятной для учащихся начальной школы; полиэтничность, то есть раскрытие исторических судеб разных народов, населяющих данный регион. По содержанию включенный региональный материал предложен в таблице 1.

Таблица 1

Изучение регионального историко-обществоведческого знания в рамках предмета

«Окружающий мир»

Тема по программе основного курса

Региональный компонент как дополнение.

Темы для внеклассных мероприятий.

III класс. Введение в историю. Исторические источники.

О чем расскажут курганы на Урале.

 

Восточные славяне.

 

Древние башкиры.

Батыево нашествие.

Башкирский хан Мунтан бей.

 

Куликовская битва.

 

Битва на реке Кундурча.

Московское государство IV - XVI вв. Расширение границ государства.

Добровольное вхождение башкирских племён в состав Русского государства.

Основание города Уфы

Жизнь людей в деревне и городе в XVI - XVIII вв.

Как жили башкиры в XVI - XVIII вв.

Переселение русских крестьян в Башкортостан. Жизнь и быт народов.

Царь Петр и его дела.

 

Башкирские батыры в боях за Родину.

Отечественная война 1812г.

Из дневника «Партизанского отряда 1812г» Д.В.Давыдова ( о батальоне Уфимского полка)

 

«Золотой век» русской литературы.

 

Первые учебные заведения в Башкортостане.

IVкласс. Великая Отечественная война.

Легендарная башкирская кавалерийская дивизия.

Боевые подвиги уроженцев Башкортостана на фронтах ВОВ

Тыл - фронту.

Труженики тыла в Башкортостане.

История Вов в истории моей семьи.

Восстановление хозяйства после войны, развитие образования и науки.

Башкирский хлеб - Родине.

Культура Башкортостана в послевоенные годы.

Россия - многонациональное государство.

Традиции народов Башкортостана.

Имена и фамилии в моей семье.

Государственная  символика РФ.

Символы Республики Башкортостан.

 

На начальном этапе вовлекая в исследовательскую активность, ученики первого класса осуществляют  поиск по раскрытию выявленной проблемы. Результаты поиска по сформулированной проблеме предъявляют как результат, продукт индивидуальной исследовательской активности в форме презентации. Рефлексируют полученный результат и выслушивают мнение и позицию одноклассников.

Создавая исследовательскую ситуацию, где ученик первого класса учится ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать по темам наиболее близким, значимым и понятным для него. Например, «Моё имя», «Моя семья», «Моя любимая игрушка» или задания формирующее  исследовательскую активность «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны».

В первом классе формируются следующие исследовательские умения: умение выдвигать предположение; умение задавать вопросы; умение ориентироваться в тексте, умение использовать ключевые слова, умение находить закономерность, умение формулировать ответы на вопросы, умение осуществлять подбор литературы по исследовательской теме.

Во втором классе, продолжая формировать  исследовательские умения, опираемся на те сформированные  исследовательские возможности учащихся и на ту исследовательскую активность, которая была достигнута каждым учеником в первом классе. Расширяя исследовательские задачи во втором классе, создаются новые исследовательские ситуации на приобретение новых представлений об особенностях исследовательских умений: анализировать, сравнивать, обобщать, умение осуществлять синтез, умение выдвигать предположения, переходящие к умению формулировать проблему, умение проникать в сущность исследуемых явлений, умение оформлять результаты исследования.

Во втором классе детям предлагались задания на выявление и развитие умения проникнуть в сущность исследуемого объекта, например, назывались разные предметы, а второклассники раскрывали сущность и характерные признаки предложенных предметов и объектов: «Я такой!» (добрый, совестливый, трудолюбивый, исполнительный, красивый-(ая), смелый, вежливый, целеустремленный, ответственный, здоровый, умный, веселый, аккуратный, познающий, исследующий, интересующийся, любознательный, - ответы детей второго класса.

Исследовательская ситуация «Встреча во времени» - возможность встретиться с предками, путешествующими на «корабле времени» и рассказать им о событиях сегодняшнего дня. Исследовательская задача позволяет осмыслить понятия - ценности: Жизнь, Человек, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле в контексте современной социокультурной ситуации.

При формировании умения выдвигать предположение, учащиеся вырабатывают в себе способность развивать образы, выдвигать формулировки в тезисной форме и их разворачивать в разных условиях, уметь высказывать авторское видение «если ..., то...», проявлять оригинальность, гибкость, быстрота, продуктивность, приводящие их к логическим рассуждениям по теме исследования. Второклассникам предлагаются следующие задания: «Подумаем вместе», где дети строят собственные предположения, использую ключевые слова: «Может быть...», «Предположим...», «Допустим...», «Возможно...», «Что если....»

Создавая исследовательскую ситуацию по умению оформлять результаты исследования, второклассники осваивают понятия: «сообщение», «доклад», «макет», «презентация»; учатся выделять главную идею, структурировать материал исследования, формулировать выводы, отрабатывать алгоритм (последовательность) построения результатов исследования.

В третьем классе, при формировании исследовательских умений, учитывая исследовательское отношение каждого третьеклассника, создается исследовательская ситуация на осознание собственной исследовательской активности (исследовательская рефлексия): умение самостоятельно выбирать тему исследования, умение планировать и решать исследовательские задачи, умение проводить опыты, умение анализировать полученные исследовательские результаты, умение делать выводы, умение наглядно оформить  результаты исследования.

В третьем классе учащимся было дано задание: «Самостоятельно определите тему исследования». Совместно была выстроена последовательность исследовательских действий с помощью вопросов: «С чего начнешь выполнять исследовательское задание? В какой последовательности ты будешь  осуществлять исследовательские действия, чтобы получить конкретный исследовательский результат?

Для осуществления исследовательской рефлексии использовался прием «ассоциации»: учитель называет событие, а учащиеся должны подобрать к нему из предложенного набора ценностей (Жизнь, Человек, Права человека, Свобода, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле и др.) одну, с которой ассоциируется данное событие или личность, и обосновать свой выбор.

Например, Саша Иванов, ученик 3 класса, выбрал тему своего исследования «История моей семьи». Презентуя результаты своего исследования перед классом, при помощи интерактивной доски, где демонстрировал фотографии своих предков, их награды и некоторые личные вещи которые сохранились в семейной реликвии. Он проявил глубокий исследовательский интерес по изучению семейного архива и по расспросу у родителей и родственников о том, какое образование имели, кем работали, какую память о себе оставили. Данная исследовательская ситуация по теме «История моей семьи» способствовала активизации исследовательских способностей и формированию исследовательских умений. Рефлексируя исследовательскую активность, ученик сказал: «Я рад, что у нас в классе дают задания выбрать самостоятельно тему для исследования и моя выбранная тема мне была интересной, нужной, полезной и я теперь по-другому понимаю и смотрю на себя и на свою семью. Я буду стараться, чтобы не подводить честь семьи, быть честным и надежным человеком. Буду любить, и заботиться о своих родителях и родных. Я горжусь своей семьей». 

В четвертом классе при формировании исследовательских умений углубляется и усложняется исследовательская ситуация по освоению историко-обществоведческих знаний. На уроках учебной дисциплины «Окружающий мир», для понимания различия между житейскими и научными знаниями, предложена исследовательская ситуации: как понимать «опыт науки», «опыт жизни», как прогнозировать будущее на основе научных данных или на основе жизненного опыта. Младшим школьником было предложено задание «Закончи фразу»: «Хороший человек тот, который...», «Знания нужны для...», «Люди работают, чтобы...», «Семья - это...», «Любить Родину, значить...», «В своем друге я больше ценю...».

Заключение

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе историко-обществоведческих знаний предполагает в деятельности педагога создание информационно-ценностного обеспечения по изучению понятий и развитию представлений об исследуемом объекте, через выявление значимости данного объекта для Жизни, для Человека. Подведение к эмоциональному принятию социально-позитивных ценностей через историко-обществоведческое содержание требует создания исследовательских ситуаций для эмоционально ценностного переживания младшего школьника, приобретения личностного опыта на основе реализации исследовательских действий. Завершающим этапом работы над исследовательскими ситуациями является рефлексия, осознание ребенком своего места и роли в социуме, определение приоритетов и ценностей на основе историко-обществоведческих знаний.

 

Рецензенты:

Ахияров К.Ш., д.п.н., профессор, БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа.

Мухамедьянов С.А., д.фил.н., к.п.н., профессор БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа.