Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL SUPPORT PROJECT ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Okuneva V.S. 1
1 Siberian Federal University
In the first part of the article prompted to consider a theoretical basis of pedagogical support design activity of students by identifying the nature and content of the concept of "support." The theoretical significance of the study reflected in the article presents an analysis of the concept of "teacher" as a sign of clarification and supplementing the phenomenon of support, and outlining the different points of view of scientists to understand the pedagogical support of the person in a historical context and in today´s dissertation research. Scientific novelty lies in the specification of the pedagogical sense of pedagogical support project activities of students and the allocation of the structural components of the project activities of students. The second part of the article, showing the effectiveness of experimental pedagogical support design activity of students in educational process of high school, reveals the practical significance of the study reflected in the article.
the structural components of the project activities of students
project activities of students
pedagogical support

Модернизация профессионального образования, связанная с потребностями социально-экономического развития страны и происходящими трансформациями на рынке труда, акцентирует проблему подготовки студентов, способных генерировать инновационные идеи, технологически исполнять задуманное в проекте за счет развитых исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, реализовывать конечный продукт проекта. Решение проблемы профессиональной подготовки студентов с указанными требованиями возможно за счет осуществления ими проектной деятельности.

Анализ научной литературы показывает, что созданы объективные предпосылки решения данной задачи. Исследования И.А. Зимней, О. А. Козлова, И.В. Леонтович, Н.В. Гафуровой, С.И. Осиповой и других ученых раскрывают эффективность творческих проектов как средств обучения, воспитания и развития обучающихся.

Возможность осуществления проектной деятельности студентами в образовательном процессе акцентирует изучение феномена педагогического сопровождения. Однако в профессиональной педагогике проблема педагогического сопровождения, как методического средства процесса подготовки студентов, применительно к процессу осуществления студентами проектной деятельности изучена слабо.

Сегодня существует определенное противоречие, выражающееся в понимании педагогами необходимости оказания квалифицированной помощи студентам при осуществлении ими проектной деятельности и слабой разработанностью содержания педагогического сопровождения в осуществлении студентами проектной деятельности.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование педагогического сопровождения проектной деятельности студентов и представление экспериментальной результативности педагогического сопровождения проектной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

В первой части статьи проведем теоретическое обоснование педагогического сопровождения проектной деятельности студентов. Понятие «педагогическое сопровождение» является достаточно новым в профессиональном образовании и для его осмысления необходимо провести анализ данного феномена.

Анализ понятия «педагогическое сопровождение» проведем в следующей последовательности: выявляется сущность и содержание понятия «сопровождение», для чего анализируются характеристики его составляющих – «не один», «действие», на основе научных представлений, о которых данное понятие эксплицируется; анализируются характеристики «педагогическое», как признака, поясняющего и дополняющего феномен «сопровождение», излагаются различные точки зрения ученых на понимание педагогического сопровождения личности в историческом контексте и в современных диссертационных исследованиях в единстве с раскрытием основных свойств анализируемого понятия. Первой частью сложного понятия «сопровождение» является «со-», выступающее в значении «не один». «Не одним» называют все то, что неодносторонне, обоюдно и ответно; «не один» характеризуется общностью, двусторонней расположенностью. Данная семантическая характеристика позволяет выделить сущность изучаемого нами понятия, заключающуюся во взаимообусловленности действий, касающихся обеих сторон.

Вторая часть «-провождение», которое понимается как действие. Понятие «действие» широко изучалось в психологии отечественными учеными С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным [2],[6],[10]. Объединяет данных ученых рассмотрение действия в качестве единицы анализа в психологии.

В современной психологии сложилась интерпретация «действия» как единицы деятельности, Совокупность действий, последовательно- поэтапных, образуют деятельность. Действия человека характеризуются направленностью на достижение определенной осознаваемой цели и преднамеренностью индивидуальной активности, то есть целеосознанностью и целенаправленностью. Направленность действий определяет также их адресность. Через деятельность человек выражает свое отношение к миру, к другому человеку.

Анализ научной литературы показывает, что понятие сопровождение междисциплинарное, его сущность и содержание как вида деятельности рассматриваются в философском, социальном, психологическом и педагогическом аспектах. В энциклопедической литературе (словари С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой, Большая советская энциклопедия) основное толкование термина «сопровождение» передается посредством «вместе с кем – нибудь, прикрытие, сопровождаемый, не в одиночку».

В философии нет единого понимания сопровождения, но самостоятельная категория «сопровождение» перекликается с «взаимодействием», которое благодаря учениям В.Г. Афанасьева, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, Г. Гегеля, И. Канта, М.С. Кагана, П. Сорокина, Ф. Энгельса и других, приобрело смысл воздействия различных объектов друг на друга, выражает их взаимную обусловленность и характеризуется изменением их состояний [5].

Содержанием сопровождения в социальном контексте является выполнение действий, направленных на помощь другому человеку. Особенность сопровождения проявляется в том, что человек выступает как социальное, сознательное, активное существо, способное оказать помощь более слабому.

В психологии, в зависимости от целей исследования, рассматриваются различные интерпретации категории сопровождения: рассматривается и как самостоятельная категория, и как сторона общения – консультирование (К. Роджерс, Ролл Мэй, Ю.Е. Алешина).

Таким образом, подведем итоги первой части статьи. Сопровождение является видом деятельности, который до сих пор не оформился универсально, однозначно понимаемым для всех наук. Имеются общие признаки, которые отражают сущность данного понятия: направленность, адресность, поддержка, помощь другому человеку. Анализ понятия «сопровождение» позволил придти к пониманию, что это адресный вид деятельности, направленный на поддержку, оказание помощи другому человеку. Это заключение позволяет нам перейти к следующему этапу анализа понятия «педагогическое сопровождение».

Согласно логике изложения проведем анализ характеристики «педагогическое», как признака, поясняющего и дополняющего феномен «сопровождение» через изложение различных точек зрения ученых на понимание педагогического сопровождения личности в историческом и современном контекстах в единстве с раскрытием сущности анализируемого понятия и выделением стуктурных компонент педагогического сопровождения.

В педагогический оборот сопровождение изначально было введено в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста и рассматривалось чаще всего в контексте воспитательной работы (Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков, А.В.Мудрик). Педагогическое сопровождение как педагогика сотрудничества нашло отражение в трудах Ш.А. Амонашвили. Педагогическое сопровождение как форма профессиональной деятельности, направленная на оказание своевременной помощи нуждающимся в виде педагогической поддержки (Т.В. Анохина, К.Н. Вентцель, О.С. Газман), адаптации (Т.П. Хохлова), ориентирования на развитие индивидуальности обучающегося (В.А.Сластенин, И.А.Колесникова), как совместное движение участников процесса к достижению определенной цели, где один из участников выступает в качестве сопровождаемого, а второй — сопровождающего (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, С.Н.Чистякова) [4]. Все перечисленные ученые ключевое понимание вкладывают в слово «взаимодействие».

Проанализируем изложение различных точек зрения ученых на понимание педагогического сопровождения личности в современном контексте. Феномен педагогического сопровождения рассматривается в диссертационных исследования Т.В. Глазковой, И. Б. Котовой, Г.Н. Попковой, С.Ф. Шляпиной, Е.В. Мошкиной, Т.П. Хохловой, Н.В. Кармазиной, Е.А. Александровой, Т.В. Анохиной, К.Н. Вентцель, О.С. Газман др. ученых.

Т.В. Глазковой, И.Б. Котовой и Е.В. Мошкиной сущность понятия педагогического сопровождение рассматривается в ракурсе личностного развития учащихся, утверждается, что развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках взаимодействия, вооружающих механизмами и способами саморазвития. Педагогическое сопровождение рассматривается как взаимодействие субъектов в различных процессах: через процесс подготовки к профессиональному самоопределению обучающихся (С.Ф. Шляпина, Г.Н. Попкова), через процесс разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова), через процесс в условиях использования информационных и коммуникационных технологий (Д.В. Дам, О.В. Калмыкова, Т.А. Кузьмина, Г.В. Можаева, М.В. Моисеева), через наставничество и контроль, носящие личностно-ориентированный характер (Е.А. Александрова, И.А. Липский и М.Н. Певзнер).

Анализ изложения различных точек зрения ученых на понимание педагогического сопровождения личности позволил выявить, что сущность понятия «педагогическое сопровождение» раскрывается по-разному, но все авторы связывают это понятие с взаимодействием в единстве с рассмотрением его основных свойств: с отношениями субъектов в образовательном процессе, с решением проблем сопровождаемого. Таким образом, педагогическое сопровождение понимается нами как взаимодействие, с его основными отличительными свойствами: общая для всех субъектов - участников, объединяющая цель, удовлетворяющая личные и профессиональные потребности и интересы; целенаправленность действий субъектов; стремление к достижению результата как продукта сопровождения; их взаимная связь и взаимная обусловленность; согласованность действий; рефлексия ценностного содержания совершенных совместных действий.

Такое понимание педагогического сопровождения позволяет выделить его структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-ценностный компонент педагогического сопровождения позволяет оценить сформированность у студентов ценности общей объединяющей цели, потребности диалогового общения и значимости партнерской совместной деятельности. Когнитивный компонент педагогического сопровождения позволяет оценить направленность студентов на усвоение знаний, что целенаправленность совместных действий, их согласованность обеспечивает достижение наилучшего результата. Деятельностный компонент педагогического сопровождения позволяет оценить сформированность у студентов целенаправленность и согласованность действий, в результате которых возникает взаимная связь и взаимная обусловленность участников совместной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент педагогического сопровождения позволяет оценить сформированность у студентов рефлексии ценностного содержания совершенных совместных действий.

А. Т. Анохина, чьи взгляды мы разделяем, отмечает, что смысл поддержки, сопровождения заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне [1]. С опорой на данное утверждение в дальнейшем предстоит выделить критерии, показатели и уровни осуществления студентами проектной деятельности.

Целью второй части статьи является представление экспериментальной результативности педагогического сопровождения проектной деятельности студентов вуза.

Использование педагогического сопровождения проектной деятельности студентов в обучении учениками научной школы профессора Осиповой С.И. [7-9] в образовательном процессе Хакасского технического института – филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный институт» позволило осуществить формирование проектно-конструкторской компетентности, умения структурировать теоретический материал, карьерной компетентности и умения работать в команде, которыми должен овладеть выпускник инженерно-технического профиля конкретного направления подготовки для выдвижения инновационных идей и решения сложных задач, позволяющих интенсивно развивать высокотехнологичные производства.

На наш взгляд, проектная деятельность студентов на основе интеграции теоретических знаний и образовательной практики, и с позиций профессионального становления личности как субъекта деятельности, позволяет разрешать противоречие между требованиями государства и общества к качеству подготовки будущих инженеров, способных к решению наукоемких технико-технологических задач и недостаточной ориентированностью профессионального образования на подготовку выпускника, готового к инновационной производственной деятельности. За счет вовлечения студентов в процесс решения проблем непосредственно во время обучения, проектная деятельность развивает у студентов творческий потенциал, побуждает выдвигать новые идеи и искать необычные решения при проектировании и создании новых продуктов.

Исследования, проведенные Н.В. Гафуровой и С.И. Осиповой по актуализации теоретико-методологических и содержательных оснований инновационного инженерного образования, подтвердили эффективность использования проектной деятельности в профессиональной подготовке будущего инженера, подчеркнув, что она является органическим компонентом системы всего обучения в целом и применяется на всех уровнях теоретической и практической подготовки студентов [3].

Автором на протяжении нескольких лет осуществляется педагогическое сопровождение проектной деятельности в формировании профессиональных компетентностей. Вовлечение студентов в проектную деятельность, базовыми характеристиками которой являются: принятие общей цели проекта всеми участниками, совместное обсуждение способов достижения цели, распределение ролей в команде проекта в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, цельность команды проекта в представлении результата проектной деятельности; способствовало созданию студентами большого количества проектов, среди которых выделились проекты социальной направленности, значение которых для социализации людей с ограниченными возможностями велико. Помимо этого, проекты социальной направленности имеют гуманистическое наполнение для воспитания современной молодежи.

При создании проектов социальной направленности педагогами осуществлялось педагогическое сопровождение. При этом педагогическое сопровождение реализовывалось через следующие действия:

  • формировалась у студентов ценность цели проекта в виде изготовленных моделей для людей с ограниченными возможностями, формировалась потребность диалогового общения и значимость партнерства во время совместной деятельности реализации проекта через практическое и гуманистическое наполнение изготовляемых моделей;
  • формировалась значимая для личности обучающегося задача в творческом плане, требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • организовывалась групповая деятельность студентов, ориентированная на формирование целенаправленности и согласованности действий, в результате которых возникает взаимная связь и взаимная обусловленность участников совместной проектной деятельности;
  • проводилась рефлексия ценностного содержания совершенных совместных действий по достижению цели проекта.

Для реализации проектов социальной направленности студенты придумали новую техническую идею, осуществили все конструкторские работы по её воплощению.

Воплощение проектов осуществлялось поэтапно и при педагогическом сопровождении: сначала происходило формирование образа модели объекта, затем распределялись роли, адекватные способностям студентов, наблюдалось различие ролевых целей при выработке решений, складывалось взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли, окончательно сформировалась общая цель у всей команды проекта, это привело к коллективной выработке решения, выработке и реализации в процессе проекта «цепочки решений», по мере продвижения к реализации целей проектов, у студентов наблюдался рост эмоционального напряжения, которым педагогу приходилось управлять, была сформирована система индивидуального и группового оценивания деятельности участников проекта. Успешность и значимость выполнения проектов, проверилась их конкурентоспособностью в конкурсах сначала регионального, а затем и всероссийского уровня. Результаты совместной работы студенческих команд по реализации проекта социальной направленности были представлены на конкурсах различного уровня. Наиболее значительным был Региональный конкурс инновационных проектов по федеральной программе «У.М.Н.И.К.» (27.12.2014), на котором был представлен опытно- конструкторский проект команды студентов «Разработка компонентов экзоскелета для людей с ограниченными возможностями», занявший I место. Созданное устройство позволяет получить результат, заключающийся в облегчении функции поддержания и перемещения тела, реабилитации мышц рук и ног, полезного в травматологии и ортопедии, позволяющего увеличивать нагрузку на мышцы рук и ног в восстановительной терапии при реабилитации и тренировках, в поднятии и переносе тяжестей.

Победа студенческих команд в конкурсах позволяет сделать следующие методологические выводы:

1. удачное представление командных проектов является проверкой эффективности педагогического сопровождения проектной деятельности студентов и доказывает, что оно удачно вписывается в контекст профессионального обучения;

2. использование педагогического сопровождения проектной деятельности студентов в обучении позволяет разрешать проблему подготовки студентов, способных генерировать инновационные идеи, технологически исполнять задуманное в проекте за счет развитых исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, реализовывать конечный продукт проекта;

Рецензенты:

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики профессионального обучения, Институт педагогики, психологии и социологии, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;

Осипова С.И., д.п.н., профессор, Институт фундаментальной подготовки, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.