Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PEDAGOGICAL VOLUNTEERING IN EDUCATIONAL INSTUTIONS AS A FACTOR OF STUDENTS’ SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Petoshina S.I. 1 Ryzhkova I.V. 1 Tegaleva T.D. 1
1 Murmansk Arctic State University
Переход на 2-уровневую систему высшего профессионального образования, первой ступенью которой является бакалавриат, рассчитанный на четыре года обучения, актуализировал проблемы профессионально-трудовой социализации, связанные с необходимостью формирования социальных и профессиональных компетенций студентов в более сжатые сроки, чем это предусматривалось при пятилетнем обучении. Поиск возможных практико-ориентированных форм для овладения необходимыми умениями и навыками является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями высшего образовательного учреждения. Опыт организации волонтерской деятельности студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета включает в себя различные формы, такие как участие в международных научно-образовательных проектах и в добровольческом движении. Цель исследования: осмысление феномена педагогического волонтерства в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи (на примере волонтерского студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета). В статье использованы методы теоретического анализа и обобщения опыта волонтерских практик с участием студентов.
Changing to a 2-level system of higher education, the first step of which is a bachelor degree, four-year training, actualized the problem of professional labor socialization. Such kind of problem is associated with the necessity to develop social and professional competencies of students more quickly than it was foreseen in five-year training. Search of possible practice-oriented forms of gaining necessary skills and abilities is one of the most important challenges that teachers of higher educational institutions are facing. Experience in organizing voluntary activities of Murmansk Arctic State University students’ community includes a variety of forms, such as participation in international scientific and educational projects and volunteerism. Objective: trying to find the sense of pedagogical aspect phenomenon of volunteering in social and professional competencies of the student youth (for example, volunteer students’ community of Murmansk Arctic State University). The methods of theoretical analysis and generalization of volunteer practice experience with students are used in this article.
student youth and educational institutions.
professional competence
social competence
socialization
pedagogical volunteering

В современном обществе волонтерство приобрело статус социально-культурного феномена, который не только актуален, но и необходим для решения целого ряда социально значимых задач.

Так, в последнее время волонтерство все чаще становится объектом изучения различных отраслей социально-гуманитарного знания. Существует ряд исследований в области педагогики, психологии, философии и социологии, посвященных как структурно-содержательным характеристикам волонтерства, так и личностным психологическим особенностям самих волонтеров.

Примером тому могут служить концепции волонтерской деятельности, основанные на идеях гуманистической и социокультурной педагогики, которые просматривают в своих трудах В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.И. Гинецианский, Е.Н. Герасимова, Н.Ф. Голованова, Э.В. Ильинков, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова,  Н.Л. Селиванова, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.

В то же время известны исследования в сфере отдельных  компонентов волонтерской деятельности, в частности - мотивации (С.В. Михайлова, Б.П. Ильин, Л.А. Кудринская, С.В. Алещенок, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П. Косова и др.). Проведен ряд исследований, направленных и на изучение отношения молодежи к общественной (в том числе волонтерской) деятельности (Г.Г. Николаев, Л.А. Сивицкая, О.Б. Скрябина, Е.Л. Федотова, С.Б. Шаргородская и др.). Осуществлен поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности (В.М. Бейлин, Н.В. Бушманова, И.Д. Гаврильев, Е.М. Карпова, А.Р. Лопатин, О.В. Соловьев, В.В. Умановский, А.Я. Школьник и др.).

Некоторые решения проблемы подготовки волонтеров из числа молодежи для работы в некоммерческих общественных организациях представлены в трудах Г.П. Бодренковой.

 Представителями научных сообществ рассмотрены также сущность и структура понятия «профессиональная социализация студентов», выявлены педагогические условия успешной профессиональной социализации будущих специалистов (Ю.В. Каблинова, В.В. Плетминцев, Г.А. Смирнова и др.). Проанализированы возможности педагогического потенциала добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи  (Л.Е. Сикорская и др.). 

В рамках данной статьи мы бы хотели остановиться на таком виде волонтерской деятельности, как педагогическое волонтерство.

Педагогическое волонтерство направлено на овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций, развитие ресурсов молодежи: формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается [1, с. 19]. Среди критериев и показателей данного процесса: 1) когнитивный (наличие необходимых знаний о педагогическом волонтерстве, возможностях его использования, содержании программ, реализуемых волонтерскими объединениями); 2) организационно-деятельностный (наличие необходимых умений и навыков волонтеров для организации деятельности); 3) мотивационный (наличие устойчивой установки субъектов процесса педагогического волонтерства, всех социальных институтов общества на организацию социально значимой деятельности) [1, с. 19].

Проблему педагогического волонтерства необходимо рассматривать как совокупность междисциплинарных проблем, обоснованных внешними и внутренними факторами развития личности (социально-психологические установки социальных групп, личностные установки молодежи, существующие стереотипы и ценности образа жизни и общественно значимой деятельности) [1, с. 19].

Следует заметить, что работа с молодежью в современных условиях требует детального анализа и диагностики системы их ценностных ориентаций.

 Данной теме был посвящен блок вопросов в рамках социологического исследования молодых лидеров Мурманской области, направленного на изучение их ценностных ориентаций. Всего в исследовании приняло участие 589 молодых лидеров, молодых людей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Мурманской области (223 - в г. Мурманске и 366 - в области), проявляющих лидерские качества в различных видах деятельности [3, с. 8-10].

Опираясь на результаты исследования, заметим, что сегодня молодые лидеры, как правило, позитивно оценивают волонтерскую деятельность и видят в ней развитие целого ряда присущих им лидерских качеств. Следует констатировать, что молодые лидеры готовы оказывать помощь и поддержку людям, находящимся в трудной жизненной ситуации (сумма  выборов ответов данного типа составила 83,2% от общего числа опрошенных) [3, с. 65]. Относительно собственного отношения к волонтерской деятельности: более половины  молодых лидеров (57%) полностью одобряют волонтерство. Примерно треть (30,6%) от общего числа респондентов частично одобряет данный вид деятельности, отмечает его общественную пользу, но не видит ее в том объеме, в котором ей хотелось бы увидеть [3, с. 66], что еще раз говорит о необходимости продолжения работы по развитию волонтерских практик среди молодежного сообщества.

Среди доминирующих ценностей волонтерства большая группа молодых лидеров (32,8%) отмечает такую возможность, как способствование положительным социальным изменениям в обществе. Далее следуют возможности профессионального ориентирования, получения опыта деятельности, приобретения полезных социальных и практических навыков (22,9%); самореализации личностного потенциала и инициатив (15,8%); чуть меньше - возможность выразить гражданскую позицию, общественный религиозный долг (13,2%). Сравнительно малую долю выборов составляют возможности получить общественное признание, найти смысл жизни (8,3%); найти единомышленников, друзей (5,4%). Наименьшее число выборов респондентов было отдано возможности посредством волонтерства решить личные проблемы (1,6%) [3, с. 66].

Таким образом, можно заключить, что ценности волонтерской деятельности, направленные на удовлетворение личных интересов, менее значимы для молодых лидеров, чем мотивы, в центре которых наиболее ярко просматривается устремленность на общественное благо и позитивные социальные изменения [3, с. 66].

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерская (добровольческая) деятельность имеет ряд важных педагогических функций, назначение которых - помочь в социализации студенческой молодежи: личностно развивающая, ценностно-смысловая, инновационно-инициативная, созидательно-преобразовательная и др. [5, с. 13].

Основным результатом педагогического волонтерства являются сформированность качеств социальной компетентности и уровень воспитанности молодежи, под которыми понимается способность личности активно реагировать на изменение внешних условий, сохраняя при решении сложных жизненных задач устойчивость ценностных ориентаций [1, с. 20].

В то же время  приведенные ранее в статье исследователи разделяют мнение, что волонтерская деятельность молодежи не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально значимых качеств молодых людей, формированию у них активной жизненной позиции, становлению их социальной компетентности.

Необходимость изучения волонтерской деятельности в качестве средства формирования социальной компетентности молодежи обусловлена рядом причин. К главным из них относится отсутствие научно обоснованных систематизированных исследований, посвященных рассмотрению социального потенциала волонтерской деятельности, способной в процессе своего функционирования через самостоятельные инициативные действия участвовать в становлении личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью вносить личный вклад в развитие социума.

Потенциал волонтерской деятельности может быть существенен в формировании социальной компетентности за счет того, что:

-  волонтерство позволяет включать молодежь в социально полезную деятельность;

- целенаправленное сопровождение волонтерской деятельности ориентировано на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения волонтеров из числа молодых людей;

- реализация социально значимых проектов ориентирована на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Как показал опыт подготовки волонтеров, любое молодежное объединение (позитивной направленности), независимо от направления своей деятельности, занимается профилактикой девиантного поведения. Находясь в общественном объединении, молодой человек приобретает следующие социальные навыки и умения: принятия решений с учетом мнения других людей; решения проблемных ситуаций, возникающих в семье, образовательном учреждении, в среде своих сверстников; общения и установления межличностных взаимоотношений; противостояния манипуляциям и групповому давлению. В то же время он способен приобрести навыки сродни его профессиональному опыту [1, с. 20].

Педагогическое волонтерство в молодежных объединениях представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов (волонтеров и педагогов) к осуществлению взаимодействия в решении воспитательных задач.

В последнее время широко реализуется опыт распространения волонтерских объединений на базе образовательных учреждений. Данная практика является ценной, поскольку позволяет гармонично сочетать волонтерскую деятельность и образовательную работу.

Студенческий период в жизни молодого человека является чрезвычайно важным для формирования его личности, мировоззрения, выступает как возраст профессионального становления, или, точнее, начальной профессиональной социализации.

До настоящего времени в учреждениях высшего профессионального образования  главной целью обучения было и остается усвоение знаний, строго определенных учебными программами и планами. Доминирует, главным образом,  академический стиль представления материала, больше рассчитанный на информирование студентов, на приобретение ими научных основ, а не практических умений.

Переход на 2-уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат + магистратура) еще больше обострил проблему профессионально-трудовой социализации студентов. Так, например, 20 недель производственной практики, включая учебную и преддипломную, за 4 года обучения студентов по таким направлениям, как «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью», не дает возможности, на наш взгляд, сформировать важные общекультурные и профессиональные компетенции.

Организация ознакомительных, учебных и производственных практик часто не снимает проблемы профессиональной социализации, так как при их прохождении студент практически не выходит из позиции обучающегося, старается следовать строго в соответствии с задаваемой руководителем практики логикой исполнителя.

Настоящие условия системы подготовки будущих профессионалов требуют  серьезной постоянной методической и практической помощи будущим специалистам, позволяющей им успешно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.

Поэтому по-прежнему дискуссионными являются вопросы формирования на основе теоретических полученных знаний профессиональных практических умений и навыков.

 Для этого, на наш взгляд, необходимо использовать другие способы и формы организации содержания обучения будущих специалистов, которые бы реально отражали современные проблемы и запросы общества, с одной стороны, и способствовали бы приобретению студентами опыта самостоятельных действий в конкретной ситуации, давая возможность формирования уже в процессе непосредственного обучения своего собственного маршрута профессиональной деятельности.

С 2005 года в Мурманском арктическом государственном университете активно развивается добровольческое движение студентов [6]. С каждым годом желающих оказать помощь тем, кто в ней нуждается, становится все больше. В настоящее время это движение традиционно представлено студенческими отрядами волонтеров, объединяющими инициативных молодых лидеров, которые по доброй воле участвуют в социально значимых городских, региональных, государственных и международных проектах.

Важными этапами в развитии волонтерского движения является социально-воспитательная и образовательная работа со студентами ряда направлений подготовки (среди которых, безусловно, «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Социология», «История») [2, с. 267].

Волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа, социально-педагогическая или учебная деятельность с молодежью. Другими словами, волонтерство - это практический гуманизм. Таким образом, вклад волонтерской деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций будущих специалистов очень высок.

Целью волонтерской деятельности, к которой привлекаются  студенты, является проведение комплексной учебно-воспитательной работы, поиск и внедрение новых и использование существующих социально-педагогических методов работы, привлечение опыта общественных организаций, расширение географии взаимодействия и распространение позитивных тенденций добровольчества среди всех студентов университета.

В процессе обучения студенты получают практический опыт участия в волонтерской деятельности через реализацию волонтерских социально значимых проектов, учатся самостоятельно разрабатывать и реализовывать собственные волонтерские идеи. Студенты данных направлений подготовки во многом являются основой волонтерского движения, так как существует тесная взаимосвязь между участием студента - будущего социального работника или организатора работы с молодежью в волонтерской практике с его профессиональной деятельностью, а именно: с развитием профессионально значимых компетенций [2, с. 267-268].

Студенты-волонтеры  помогают специалистам вести работу по формированию здорового образа жизни, популяризации спорта, профилактике  социально опасных заболеваний (наркомании и ВИЧ/СПИДа) и негативных явлений в обществе (добровольческое движение в Мурманской области «ЗОВ»). Получив необходимые знания и навыки на специальных тренингах, подготовленные «равные консультанты» приступают к профилактической работе в среде их сверстников.

Много лет подряд весной проводится ежегодная общероссийская добровольческая неделя. Акция состоит из добровольческих мероприятий различных организаций, учреждений и частных лиц, которые организуют социально значимые благотворительные мероприятия. Активными участниками акции «Добрые города Мурманской области» являются волонтеры Мурманского арктического государственного университета,  организующие и принимающие участие в музыкальных мероприятиях при поддержке Международного движения «THINK Mental Fashion» и при участии благотворительной организации «Детские деревни - SOS».

Ежегодно волонтерские отряды студентов принимают участие в оказании помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также  выпускникам интернатных учреждений и различных форм опеки. Формы такой поддержки самые разные: от благотворительных акций («Подари ребенку Новый год») до крупномасштабных отечественных мероприятий (участие в строительстве и подготовке к открытию «Дома молодежи-SOS Мурманск» для выпускников  негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня-SOS Кандалакша»).

Важные социальные и профессиональные навыки приобретают студенты-волонтеры в международных проектах. Так, например, в рамках проекта «Поддержка выпускников различных форм опеки в Мурманской области и в Лапландии» студенты-волонтеры участвовали в более 30 мероприятиях для молодых людей и специалистов, таких как совместные психолого-педагогические тренинги для подростков по развитию их социальных навыков, тренинги по командообразованию, встречи молодых людей из двух стран, спортивные мероприятия, походы, летние лагеря и т.д.

Ключевыми мероприятиями были семинар-тренинг «Право на образование» для старших подростков Детской деревни-SOS Кандалакша (Россия) и Детской деревни-SOS Юлиторнио (Финляндия), а для выпускников интернатных учреждений и различных форм опеки был подготовлен Молодежный форум «Навигатор». Для будущих специалистов по социальной работе участие в подобных мероприятиях способствует формированию таких важных профессиональных компетенций, как готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; готовность решать проблемы людей путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

При сотрудничестве с Комитетом по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области в качестве волонтеров студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Организация работы с молодежью» и «Социальная работа», ежегодно принимают участие в организации ежегодного новогоднего молодежного Губернаторского бала. Закрепление социальных и профессиональных навыков происходит при оказании организационной помощи в работе игровых площадок для гостей бала (на всех этапах: от планирования до функционирования), при создании атмосферы здорового отдыха и положительных эмоций.

Совместно с Министерством социального развития Мурманской области,  Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Мурманской области и Мурманским региональным отделением партии «Единая Россия» уже в течение трех лет успешно реализуется в регионе социальный проект «Сосед мудрого возраста», направленный на обучение людей пенсионного возраста началам компьютерной грамотности по специально разработанным индивидуальным программам на основе модели: «один ученик - один учитель». В качестве «учителей» выступают  студенты-волонтеры 1-4 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Социология».

Традиционными являются встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, в ходе которых одиноким и пожилым людям оказывается помощь в сфере оказания социально-бытовых услуг и эмоциональная поддержка, не менее необходимая людям старшего поколения («Спасибо вам, ветераны»).

Заслугой студенческих волонтерских отрядов является постоянное внимание к военно-историческим памятникам мемориального комплекса «Долина Славы» и памятнику десанту, освободившему Лиинахамари в ходе Петсамо-Киркенесской операции 12-14 октября 1944 года. Ежегодно в преддверии торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, студенты оказывают помощь в их благоустройстве. 

В юбилейном 2015 году студенты-волонтеры приняли участие в мероприятиях волонтерского Корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: «Георгиевская ленточка»,  «Письмо Победы», «Ночь в музеях», торжественных мероприятиях в Долине Славы (Мурманская область), военно-спортивной игре для допризывной молодежи «Зарница» и др.

Волонтерская деятельность отражена также в содержании многих международных проектов, финансируемых различными грантодателями, как российскими, так и зарубежными. В частности, волонтерство студенческой молодежи было  отражено как  один  из видов деятельности в международном проекте «Молодые инновационные предприниматели» (Young Innovative Entrepreneurs), который был профинансирован программой Евросоюза «КолАрктик» (ENPI KolArctic) в рамках приоритета «Экономическое и социальное развитие» [8]. Проект имел и предварительную стадию в 2006-2008 гг., когда шла реализация первого проекта «Молодые предприниматели в Баренцевом регионе».  Идея нового  международного проекта базировалась на понимании Баренцева Евро-Арктического региона как региона, характеризующегося серьезной демографической проблематикой, связанной со значительными объемами молодежных миграционных потоков с севера на юг.

Так, социологическое исследование молодежи Баренцева Евро-Арктического региона, проведенное в 2010 году среди молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, показало, что 74% имеют определенные планы, связанные с миграцией. Желание поменять регион проживания, как правило, связано с тем, что в Баренцевом регионе отсутствуют широкие возможности для получения качественного образования, достойной работы и карьерных перспектив [9]. Именно поэтому проблема стимулирования молодежного предпринимательства в регионе выступает как некая гарантия стабилизации демографической ситуации, снижения оттока талантливой молодежи и, как следствие, повышения уровня социально-экономического развития региона в целом, включая территорию Мурманской области.  

Реализация проекта длилась 33 месяца, с 2012 по 2014 год. В проекте принимали участие представители России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Каждая страна выдвигала 20-25 участников, среди которых - молодые предприниматели или студенты - потенциальные предприниматели, обладающие готовой бизнес-идеей и заинтересованные в развитии собственного бизнеса в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

Финляндию в проекте представлял Лапландский университет прикладных наук, Норвегию - Норвежский Баренцев секретариат, Швецию - Ассоциация высшего образования Восточного Норботтена. Россия была представлена несколькими организациями: координатором от региона выступило некоммерческое партнерство «Социум плюс», в качестве участников были представлены Северная торгово-промышленная палата, Мурманский арктический государственный университет, Мурманский государственный технический университет  и Мурманский институт бизнес-образования. Кроме того, ассоциативным партнером международного проекта выступило Министерство экономического развития Мурманской области. Основная цель международного проекта - создание широкой региональной сети поддержки молодых предпринимателей, которая будет способствовать разработке и реализации инновационных трансграничных бизнес-идей в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В рамках данного проекта были проведены три международные конференции и «Баренц бизнес-фестиваль», организованный совместно с международным конгрессом «Баренц реюнион: молодежь Баренцева региона и молодежное предпринимательство» [7]. Фестиваль прошел в финском городе Торнио и объединил 300 участников - молодых предпринимателей из разных стран. Программы всех мероприятий включали в себя как выступления успешных предпринимателей, так и выступления начинающих предпринимателей. Таким образом, истории успеха совмещались с представлением совершенно новых, еще не реализованных бизнес-идей. Студенты и начинающие предприниматели имели возможность проанализировать «истории успеха», проанализировать готовые бизнес-идеи и индивидуальные программы развития бизнеса на широком поликультурном фоне, в диалоге с зарубежными партнерами, часть из которых готова оказать помощь в развитии трансграничных бизнес-проектов и организации контактов с молодыми предпринимателями зарубежных стран.

Студенты Мурманского арктического государственного университета, обучающиеся на факультете художественного образования, технологии и дизайна, приняли активное участие во всех мероприятиях международного проекта. В рамках фестиваля студенты представляли выставки своих работ, включая коллекции одежды и народных промыслов. Помимо обязательных, предусмотренных планом проекта мероприятий, студенты организовали ряд выставок и показов одежды в Мурманске, куда были приглашены все желающие. Студенты-победители различных региональных и международных конкурсов, включая, например, конкурс молодежной моды «Намоднение», с удовольствием делились своими историями успеха, одновременно говоря о том, какого рода информационная, консультативная и финансовая помощь им необходима для реализации своих идей в будущем. Помимо выставок, студенты-волонтеры организовывали презентации различных коммерческих компаний, деловые игры, посвященные тому, как открыть свой бизнес.

Таким образом, волонтерская деятельность, осуществляемая в рамках проекта, способствовала созданию сетей специалистов в сфере различных отраслей бизнеса, а также созданию инновационной предпринимательской среды как особой зоны инноваций, где рождаются новые, яркие бизнес-идеи, способные повлиять на социально-экономическое развитие региона в целом.

Подводя итоги выше изложенному, необходимо отметить, что важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена ее огромным воспитательным потенциалом и возможностью получения ими дополнительных профессиональных знаний. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать данную деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы трактуем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов - членов профессионального сообщества, субъектов различных профессий.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск;

Шиян Н.В., д.п.н., профессор Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.