Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PREPARATION OF CADETS-FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR CONSULTING ACTIVITIES

Ulyanova I.V. 1, 1 Evseeva I.G. 1 Borisova E.V. 1
1 FGKOU VPO "Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named VY Kikot "
Обращение авторов к вопросу подготовки будущих социальных педагогов к экспертно-консультационной деятельности выявило отсутствие целостной системы обучения, содействующей формированию обучающимися профессиональных компетенций в области консультирования. В статье указывается на необходимость разделения педагогической и психологической сфер в консультационной деятельности, на основе чего дается трактовка консультации и консультирования с точки зрения педагогики и психологии.В педагогическом плане в обобщенном виде дефиниция «консультация» традиционно является аналогом «информирования» по частным и общим вопросам. Такие консультации могут быть индивидуальными и групповыми, реальными и виртуальными, монологичными и диалогичными, приближаясь в последнем случае к методу беседы. Состав участников в консультационных группах прогнозируем, но не фиксируем как абсолютный. Наряду с запланированными в образовательном пространстве реализуются стихийные, спонтанно возникающие консультационные ситуации, которые, несмотря на возможную кратковременность, обладают значительным мотивационным, стимулирующим, прогностическим потенциалом. Актуальные качества педагога-консультанта: организаторские и управленческие способности, оперативность, коммуникативно-диалоговая культура, инициативность. В психологическом плане понятие «консультация» - одно из ключевых, обозначающее ведущую форму деятельности психолога, связанную с помощью клиенту (или группе) в решении психологических проблем.Личности и деятельности психолога должны быть присущи такие характеристики, как эмпатийность, конгруэнтность, аутентичность, наблюдательность, готовность к рефлексии, соблюдению конфиденциальности в работе, юридических норм. В целом в процессе обучения будущие социальные педагоги имеют возможность апробировать такие ролевые позиции в консультационной деятельности, как «педагог-консультант», «студент/курсант-консультирующийся», «психолог-консультант», «клиент» и др.
Title sponsors to the issue of training of future social workers to the expert-advisory work has revealed the absence of an integrated training system that promotes the formation of students´ professional competence in the field of counseling. The article points to the need for separation of pedagogical and psychological counseling in the areas of activity, based on which treatment is given advice and counseling from the perspective of pedagogy and psychology. In pedagogical terms summarized definition of "consultation" traditionally is an analogue of "information" in particular and general issues. Such consultations may be individual and group, real and virtual, and dialogical monologue, coming in the latter case, the method of conversation. The composition of the advisory groups in the forecast, but do not fix an absolute. Along with the planned in the educational space realized natural, spontaneously arising consulting situation, which, despite possible short-term, have a significant motivational, challenging prognostic potential. Actual quality of the teacher-adviser: organizational and managerial skills, efficiency, communicative and interactive culture initiative. In psychological terms, the concept of "consultation" - one of the key that represents the leading form of activity of a psychologist associated with a client (or a group) in solving psychological problems. Person and work of the psychologist should possess characteristics such as empathy, congruence, authenticity, observation, willingness to reflection, confidentiality in the work of legal norms. In general, in the process of training future social workers have the opportunity to test these role positions in consulting activity as "teacher assistant", "student-Consulting", "counselor", "client" and others.
educational system of formation of humanistic orientation of meaning person.
communicative and interactive culture
educational space
educational process
consulting pedagogical and psychological counseling

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) "специалист") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2062) подчеркивается значение консультационной деятельности в работе социального педагога, функционирующего, в том числе, в системе МВД России. Так, в области экспертно-консультационной деятельности обучающийся должен обрести следующие профессиональные компетенции (ПК): обладать способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков (ПК-30); способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-33); способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста (ПК-34).

Очевидно, что вышеперечисленные компетенции касаются, как минимум, юридической, педагогической, психологической, социальной, дефектологической, коррекционной, психотерапевтической, профориентационной сфер. Несмотря на специфику содержания каждой из них, консультационная модель (в своей фундаментальной основе) для них общая, объединяющая два блока: педагогический и психологический. Однако она не представлена в современной научной литературе, что препятствует оптимизации и интеграции процесса обучения,  дробит образовательное пространство на частные направления, дестабилизирует целостный педагогический процесс.

Деление на педагогический и психологический блоки принципиально в связи с различными целями, задачами, содержанием консультаций.

В рамках педагогики (в широком смысле, включая разнообразные направления),  юриспруденции этимологически консультация  (латин. consultatio - совещание) идентична ее классическому толкованию  и означает:

1. Обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов.

2. Совет специалиста по какому-нибудь вопросу.

3. Учреждение, оказывающее помощь посредством советов компетентных лиц по каким-нибудь специальным вопросам.

4. Постоянная помощь обучающимся со стороны преподавателей [5].

В обобщенном виде дефиниция «консультация» традиционно является аналогом «информирования» по частным и общим вопросам. Говоря о конкретном образовательном процессе, мы прежде всего представляем курсантов/студентов, получающих консультации по широчайшему спектру вопросов: от оформления учебного материала к семинару до подготовки к экзаменам, прохождения  практики, написания выпускной квалификационной работы и проч.  В соответствии с этим и консультации юридического характера реализуются в педагогическом формате: компетентное лицо влияет на субъекта посредством коммуникации, актуальной информации.

      Такие консультации могут быть монологичными и диалогичными, приближаясь в последнем случае к методу беседы, предполагающему речевое взаимодействие субъекта- педагога с другими субъектами образовательного процесса, в рамках которого компетентному лицу задаются тематические вопросы, которое также адресует личности или группе, аудитории определенные вопросы наряду с запланированной информацией. Состав участников в консультационных группах прогнозируем, но не фиксируем как абсолютный. Официально запланированные консультации, как правило, имеют конкретную тему, сориентированы на определенное время, регламентированы его объемом. Обобщенная структура запланированной педагогической консультации выглядит следующим образом:

1.                  Объявление о  консультации (по инициативы преподавателя, педагогического коллектива, обучающихся и т.п.) с указанием места, времени проведения.

2.                  Сбор участников, их фиксация (в журнале, списке).

3.                   Информирование аудитории в области заявленной проблемы (предпочтительный режим - диалоговый, с элементами беседы) с  возможным расширением и углублением содержания консультационной информации.

4.                  Выводы, рекомендации.

5.                  Обратная связь.

        Запланированные консультации обязывают организаторов подготовить специальную аудиторию для проведения встречи и комфортного пребывания в ней слушателей, обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм (температурный режим, воздухообмен, освещение и проч.).

       Вместе с тем в образовательном процессе образовательной организации высшего образования, функционирующих на основе гуманистической педагогической парадигмы, опирающихся на принципы личностной ориентации, деятельности, диалогичности, часто проводятся незапланированные, неофициальные консультации, беседы-консультации, возникающие на основе частного разговора, отдельного вопроса, заданного преподавателю накануне или после занятия. В этом случае количественный состав участников изначально не прогнозируем: например, к одному обучающемуся может присоединиться значительное число консультируемых. Наша многолетняя практика доказывает эффективность таких, неофициальных, стихийно возникающих, консультационных бесед - в большинстве случаев они отражают высокий уровень учебной мотивации курсантов,  их искренний интерес к учебной дисциплине, изучаемой проблеме, личности педагога. Его, педагога, задачи - содействовать  обеспечению атмосферы доверия и взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, развивать профессиональную речь курсантов/студентов, содействовать им в соблюдении культурно-этических норм поведения, а также придать спонтанным акциям значимость, частично переводя их в дальнейшем в организованный формат (напр., Клуб по интересам, научный кружок и проч.), сохраняя, в то же время, непринужденность, открытость. В целом можно говорить о четырех формах педагогической консультации (классификационная основа - количество участников): индивидуальной, групповой, массовой, динамичной (когда в процессе консультации количество участников непрогнозируемо увеличивается или уменьшается). Если форма педагогической консультации обусловлена пространственным фактором, то она может быть реальной (проходящей в реальных пространстве и времени), виртуальной (проходящей дистанционно посредством различных технических устройств: телефона, компьютера - отсроченная или в режиме on-lain), комбинированной (как сочетание первого и второго типов).

      Наличие в современном лексиконе двух близких по своей сущности понятий: консультации и консультирования - требует их уточнения. Консультация - понятие, отражающее конкретный факт  информирования  субъекта или группы, это конкретное мероприятие, в то время как консультирование - система деятельности, работы специалиста, пролонгированная во времени: например, «консультирование обучающихся преподавателями в течение учебного года», «консультирование учебной группы преподавателем по учебной дисциплине» и т.п.

      В связи с вышесказанным необходимо, на наш взгляд, уже в самом начале обучения курсантов/студентов изучить с ними сущность  консультации как метода и формы педагогической деятельности и первично апробировать знания, умения и навыки на уровне моделирования конкретной профессиональной консультационной ситуации (что предлагается в рамках концепции формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности [4]). Полагаем, что  наиболее целесообразно для этого использовать учебные дисциплины «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», на практикумах которых, опираясь на принципы контекстного обучения (А.А. Вербицкий), конструировать гипотетические консультации по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков, отвечающих требованиям соответствующей профессиональной компетенции (ПК-30). Таким образом, педагогическое консультирование непосредственно в образовательном процессе выполняет информационную, мотивационную, стимулирующую, коммуникативную, обучающую, воспитательную функции. Учитывая, что в процессе педагогического консультирования быстрее преодолевается закономерный барьер между обучающимися-первокурсниками и преподавателями, процесс адаптации новичков к образовательной организации приобретет интенсивность, устойчивость. Следовательно, к вышеперечисленным функциям педагогического консультирования присовокупляется адаптационная. Незапланированные консультации отличаются максимальным демократизмом проведения, однако преподавателю важно соблюдать принципы разумной требовательности, профессиональной дистанции.

           Инициатива в проведении консультации принадлежит преимущественно педагогу.

            В целом педагогической консультации присущ  ролевой, информационно-коммуникативный характер отношений между курсантами/студентами и преподавателями с индивидуально-личностными, персонализированнымиэлементами.

В психологии понятие «консультация» - одно из ключевых, обозначающее ведущую форму деятельности психолога, связанную с помощью клиенту в решении его психологической проблемы. В контексте бихевиоризма консультирование будет направлено на изменение поведения человека (Дж. Уотсон. Б. Ф. Скиннер и др.), его социальное научение (А. Бандура). В контексте гуманистической психологии (К. Роджерс и др.) организуется клиент-центрированная ситуация, обеспечивающая «вхождение» психолога в психологическое пространство Я другого человека, клиента, на основе которого ему оказывается профессиональное содействие в принятии ответственного решения.

Психологическое консультирование (counseling psychology), по определению Британской ассоциации консультирующих психологов, - «это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий» [3].

Психолог-консультант работает с психологически здоровыми людьми, подчеркивая, по  К. Роджерсу, ответственность самого человека за свои действия и решения, стремящегося к максимальной социальной самоактуализации. Личности и деятельности психолога должны быть присущи такие характеристики, как эмпатийность, конгруэнтность, аутентичность, наблюдательность, готовность к рефлексии, соблюдению конфиденциальности в работе, юридических норм. Особое место среди его профессиональных способностей занимает коммуникативная культура, включающая, помимо высокого уровня развития монологической и диалогической речи, умение продуктивно использовать открытые и закрытые вопросы, отражение чувств, пересказ, самораскрытие и другие методы, приемы, снимающие с клиента тревогу, стеснение или агрессию, противостояние и открывающие путь для исповеди и доверительного взаимодействия. Экзистенциальная составляющая в процессе консультирования предполагает содействие человеку в осмыслении им целей и намерений, его общего отношения к жизни и конкретизации своего места в ней.

Современные психологи подчеркивают в своих работах важность соблюдения психологом-консультантом практической этики при взаимодействии с психическим миром другого человека - человека постиндустриального общества, отличающегося невротизмом (К. Хорни),  экзистенциальным вакуум (В. Франкл). Так, Г. Абрамова  замечает: «Квалифицированный психолог-консультант рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни» [1].

Как замечают И.В. Дубровина и др., психологическое консультирование - компонента содержания психологической помощи как системы, включающей следующие виды:  диагностической, просветительской, коррекционной, психотерапевтической. Инициатива в проведении консультации принадлежит преимущественно клиенту.

Психологическое консультирование, в зависимости от количества участников, подразделяется на индивидуальное и групповое, однако, в отличие от педагогического консультирования, требует закрытого и максимально безопасного пространства, не допускает спонтанности на уровне вхождения новых участников, отвлекающих факторов. Психологическое консультативное пространство характеризуется устойчивостью, конфиденциальностью, безоценочностью, отсутствием директивности.

Процедура психологической консультации четко структурирована, ни один элемент не может быть изъят, поменять свое место в системе. Предпочитаемая модель консультационного процесса - пятишаговая:

      1) установление контакта и ориентирование клиента на работу;

      2) сбор информации о клиенте, решение вопроса «В чем состоит проблема?»;

      3) осознание желаемого результата, ответ на вопрос «Чего вы хотите добиться?»;

      4) выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;

      5) обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом [2].

      Подготовка социальных педагогов в рамках учебной программы обеспечена освоением  обучающихся психологических знаний, умений, навыков, в том числе консультационных. Однако проблемы интеграции теории и практики на сегодняшний день в гуманитарной сфере образования столь остра, что значительная часть современных курсантов/судентов в течение всего периода обучения лишена возможности систематически полноценно взаимодействовать с будущими субъектами своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость функционирования в образовательной организации высшего образования консультационной службы как структурного подразделения, что позволит  обучающимся одновременно совершенствовать собственную личность и обогащаться первичным профессиональным опытом. В свою очередь, контекстный подход в обучении, актуализированный на семинарских, практических занятиях, позволяет моделировать психологическую консультацию с различным ролевым распределением с последующими анализом, рефлексией курсантов/студентов. Очевидно, что изучение будущими социальными педагогами различных дисциплин психологического профиля а priori   должно быть связано с консультационным аспектом, что будет содействовать развитию консультационных способностей в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста (ПК-34).

Говоря о профессиональной компетенции будущих социальных педагогов в области консультирования детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-33), необходимо выявить в ней наличие одновременно педагогической и психологической составляющих. Это требует особого мастерства от специалиста, в связи с чем курсантам/студентам полезно предлагать полиступенчатую модель освоения консультаций подобного рода: сначала посредством кейс-метода изучать проблемные ситуации, связанные с обучением и воспитанием детей с особенностями в развитии, выделяя в них педагогический и психологический аспекты; затем - проработать варианты запросов, которые могут поступить со стороны педагогов, родителей на педагогическом и психологическом уровнях; далее - разработать систему консультационной работы с самими детьми (которая будет включать и их самостоятельную инициативу, и приглашения психолога на консультационные встречи, и использование предмета-посредника типа почтового ящика «Почта доверия», и рекомендации родителей, учителей, воспитателей посетить психолога).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в процессе обучения социальным педагогам необходимо апробировать, как минимум, 7 диспозиций, связанных с консультированием:

Педагогический уровень:  1) ролевая позиция «педагог»; 2) ролевая позиция «обучающийся/обучающиеся».

Психологический уровень: 1) собственная личностная консультация - ролевая позиция «клиент»; 2) групповая консультация личностного содержания - ролевая позиция «групповой клиент»; 3) учебно-обучающая консультация - ролевая позиция «испытуемый клиент»; 4) учебно-обучающая консультация - ролевая позиция «консультант»; 5) учебно-обучающая консультация - ролевая позиция «ассистент, помощник».

Рецензенты:

Самойлов В.Д. , д.п.н.,  профессор, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;

Федотов С.Н., д.псх.н., профессор начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва.