Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDYING OF FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR AT TEENAGE AGE

Ivanova I.P. 1 Pateeva O.V. 1
1 Chuvash state pedagogical university
In article the problem of aggressive behavior of teenagers is considered. The aggressive behavior of teenagers is shown in different types: physical aggression (attack), verbal aggression, direct aggression, indirect aggression, tool aggression, hostile aggression, autoaggression, altruistic aggression. The purpose of article is detection of features of aggressive behavior of teenagers. In this work results of a diagnostic testing of aggression and the aggressive behavior of teenagers which is carried out on the basis of MBOU "No. 2 SOSh" of the city of Cheboksary with pupils of 6 classes (20 teenagers at the age of 12-13 years are presented: 9 boys, 11 girls).According to our research on the first technique the high index of aggression is revealed at 5 teenagers that makes 25%, by the second technique the high level of aggression at 5 respondents (25%), the high level of aggression is revealed at 8 respondents (40%) and by results of the third technique the high level of aggression at seven teenagers (35%). Generalizing data, it is possible to tell that at teenagers of this group the high level of manifestation of physical and indirect aggression of suspiciousness, sense of guilt prevails. Also very high index of hostility.
altruistic aggression.
hostile
tool
indirect
direct
verbal
physical
teenage age
aggressive behavior

Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов онтогенеза. Этот период характеризуется эмоциональной нестабильностью, сопровождающейся резким возрастанием агрессивного поведения. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень агрессии несовершеннолетних в Российской Федерации превышает общеевропейские показатели в два раза.

Проблема агрессивного поведения волнует родителей, педагогов, психологов и вызывает научный и практический интерес современных исследователей. Изучением проявления агрессивного поведения занимались такие исследователи, как Г. В. Бахирева, Г. Э. Бреслав, Л. M. Семенюк и т.д. Разработкой программ по профилактике агрессии и описанием рекомендаций по профилактике агрессивного поведения занимались: Е. В. Гребенкин, Т. П. Абдулова, К. Н. Воробьева, Н. В. Старостина.

На наш взгляд, агрессивное поведение - это форма мотивированного деструктивного поведения, противоречащая нормам взаимоотношений между людьми, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивное поведение подростков проявляется в разных видах. Изучением видов агрессии занимались многие ученые, например, А. Басс и А. Дарки, Б. Г. Мещереков, немецкий ученый Х. Хеккаузен. На наш взгляд, наиболее точной и полной является классификация Б. Г. Мещерекова. Им выделены следующие виды агрессии: физическая агрессия (нападение) - при которой используется физическая сила против другого лица; вербальная агрессия - выражаются негативные чувства как через форму ссоры(крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозы, проклятья, ругань); прямая агрессия - направлена против какого-либо объекта или субъекта; косвенная агрессия - подразумевает действия, направленные на другое лицо, окольным путем, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью; инструментальная агрессия  достигается средством достижения какой-либо цели; враждебная агрессия - выражающаяся в действии, имеющем целью причинение вреда объекту агрессии; аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; альтруистическая агрессия - имеет цель защиты других от чьих-то агрессивных действий [1; 8].

По формальным характеристикам выделяют следующие формы агрессивных действий: негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные); явные - латентные (внешне проявляемая агрессия - скрытая агрессия); вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение); прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты); враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку - с иными целями); эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью) [3; 56].

Агрессивное поведение выполняет ряд важных функций в процессе социализации личности. Оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует успешной адаптации подростка. В связи с этим выделяют два вида агрессии - доброкачественно-адаптивную и деструктивно-дезадаптивную. Необходимо отметить, что для развития личности подростка более опасным является не непосредственно агрессивное поведение, а тот результат и реакция окружающих на проявление агрессии. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у подростков может сформироваться поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому [2; 63].

Агрессивное поведение подростков может формироваться из-за ряда факторов. К таковым можно отнести: ближайшее окружение подростка - это родительская семья, группы сверстников, макросреда - образовательные учреждения в которых ребенок пребывает длительное время, традиции и законы данной культуры, средства массовой информации а также - адаптационные способности. Адаптационные способности определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний. Чем выше адаптационные способности, тем выше вероятность того, что человек сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при влиянии негативных факторов среды [6; 16].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон говорят что, семья является источником демонстрации и подкрепления агрессивного поведения. Детям и подросткам, сталкивающиеся дома с агрессивными проявлениями, с большей вероятностью характерно проявление агрессии. Разные формы наказания могут не только подавлять, но и, с большей вероятностью, стимулировать агрессию, овладение ее формами. Ребенок понимает, что старший может прибегать к агрессивным действиям. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшими к ним физическое насилие. Дети, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание - это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым. Проявления агрессивного поведения среди подростков состоят в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

К отрицательным причинам относятся смена школы, классного коллектива, частая смена преподавателей сильно отличающихся стилем преподавания, педагогическими убеждениями и т.д.

Общаясь со сверстниками, подросток также получает информацию об агрессии, наблюдая за другими, они учатся тоже вести себя агрессивно. Часто агрессивные подростки являются не принятыми среди большинства своей возрастной группы, поэтому они находят друзей среди также агрессивных подростков. Из-за этого возникают другие проблемы, потому что в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. Межличностное общение среди подростков сопровождается вербальной агрессией. Прибегание к вербальной агрессии обусловлено тем, что подростки не умеют разрешать коммуникативные конфликты конструктивно [4;45].

С целью изучения особенностей агрессивного поведения подростков нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ ?2» города Чебоксары с учащимися 6 классов (20 подростков в возрасте 12-13 лет: 9 мальчиков, 11 девочек).

В исследовании нами были использованы методика диагностики состояния агрессивности Басса-Дарки; методика Спилбергера-Радюка; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.

В результате диагностического исследования нами были получены следующие данные по методике Басса-Дарки:

высокий уровень физической агрессии у 11 подростков (60%), средний уровень у 4 респондентов (20%), а низкий уровень проявления физической агрессии у 4 подростков (20%);

высокий уровень косвенной агрессии выявлен у 9 респондентов (45%), средний уровень у 4 подростков (20%), низкий - у 7 (35%);

раздражение: высокий уровень у 4 подростков (20%), средний у 10 (50%) и низкий - у 6 респондентов (30%);

высокий уровень негативизма у 6 подростков (30%), средний уровень у 12 респондентов (60%), а низкий уровень проявления негативизма у 2 подростков (10%);

обида: высокий уровень у 1 респондента (5%), средний у 14 (70%) и низкий - у 5 респондентов (25%);

высокий уровень подозрительности выявлен у 9 респондентов (45%), средний - у 9 подростков (45%), а низкий - у 2 (10%);

высокий уровень вербальной агрессии у 5 респондентов (25%), средний - у 8 (40%) и низкий уровень- у 7 (35%);

чувство вины: высокий уровень у 9 подростков (45%), средний - у 9 подростков (45%), низкий - у 2 респондентов (10%);

индекс враждебности высокий у 11 подростков (55%), средний- у 6 (30%), низкий - у 3 (15%);

индекс агрессивности высокий у 5 респондентов (25%), средний- у 7 (35%), низкий - у 8 (40%).

Таким образом,  для подростков характерен высокий уровень проявления физической (60%) и косвенной агрессии (45%), подозрительности (45%), чувства вины (45%). Также очень высокий индекс враждебности (55%), который в два раза превышает индекс агрессивности (25%).

Анализ полученных результатов по методике Спилбергера-Радюка показал, что высокий уровень интереса у 2 подростков (10%), средний у 16 (80%), низкий у 2 (10%);

высокий уровень агрессии выявлен у 5 респондентов (25%), средний уровень - у 15 подростков (75%), низкий уровень агрессии у подростков не выявлен (0%);

высокий уровень тревоги у 3 подростков (15%), средний у 16 (80%) и низкий - у 1 респондента (5%);

высокий уровень депрессии у 1 подростка (5%), средний уровень - у 19 респондентов (5%), низкий уровень проявления депрессии не выявлен (0%);

высокий уровень любознательности у подростков не выявлен (0%), средний - у 13 (65%) и низкий- у 7 респондентов (35%);

            высокий уровень агрессивности выявлен у 8 респондентов (40%), средний также- у 8 подростков (40%) и низкий - у 4 (20%);

высокий уровень тревожности у 2 респондентов (10%), средний- у 16 (80%) и низкий уровень - у 2 (10%);

высокий уровень депрессивности: у подростков не выявлен (0%), средний - у 18 подростков (90%), низкий - у 2 респондентов (10%).

По методике Г. Айзенка получены следующие результаты: высокий уровень тревожности у 1 подростка (5%), средний - у 13 (65%), низкий - у 6 (30%);

высокий уровень фрустрации не выявлен у подростков (0%), средний уровень у 12  подростков (60%), низкий уровень фрустрации  выявлен у 8 (40%);

высокий уровень агрессивности у 7 подростков (35%), средний - у 7 (35%) и низкий- у 6 респондента (30%);

высокий уровень ригидности у 4 подростков (20%), средний уровень у 10 респондентов (50%), низкий уровень проявления ригидности у 6 (30%);

По данной методике высокий уровень агрессивности выявлен у 35% подростков, а ригидность характерна для 20%. Тревожность выражена только у 5 % подростков.

Таким образом, по данным нашего исследования по первой методике высокий индекс агрессивности выявлен у 5 подростков, что составляет 25%, по второй методике высокий уровень агрессии у 5 респондентов (25%), высокий уровень агрессивности выявлен у 8 респондентов (40%) и по результатам третьей методики высокий уровень агрессивности у семи подростков (35%).

Обобщая данные можно сказать, что у подростков преобладает высокий уровень проявления физической и косвенной агрессии подозрительности, чувства вины. Также очень высокий индекс враждебности.

Эти данные могут быть использованы в практике психологического консультирования, в работе школьного психолога и классного руководителя. Они также важны для диагностики причин отклоняющегося поведения подростков, что может служить основой коррекционной работы. Необходимо отметить, что коррекционно-развивающая деятельность учителя и педагога-психолога должна охватывать всю совокупность мер психолого-педагогического воздействия на личность ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она должна быть направлена на изменение познавательных возможностей ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей [5].

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н.,  профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики  начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары.