Исследованию процесса воспитания большое внимание уделяли следующие зарубежные авторы: Р. Гарролд, И. Гоффман, X.Й. Лийметс, А. Маслоу, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер, У.М. Уэнтворд, И. Таллмен и др., в отечественной педагогике этому аспекту проблемы посвящены работы Е.В. Бондаревской, И.К. Дракиной, И.П. Иванова, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, В.С. Кукушкина, Л.П. Маленковой, В.А. Сластенина, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щурковой и др. Работы следующих авторов раскрывают содержание воспитательного процесса в общеобразовательной школе: Борытко Н. М., Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Подласого И. П., Лихачева Б. Т., Новоторцевой Н.В., Русиновой Л. П., Воронина А. С. и др. Управленческий аспект образовательных организаций в целом представлен в работах В.И. Загвязинского, В.А. Караковского, Ю.А. Конаржевского, М.Л. Левицкого, А.А. Орлова, М.М. Поташника, Н.С. Сунцова, Р.Х. Шакурова и др. Управление воспитательным процессом в рамках теории воспитательных систем описано в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова и др.
Однако на сегодняшний день остаются неразрешенными противоречия, связанные с тем, что, во-первых, экзогенные и эндогенные факторы обуславливают организацию воспитательного процесса в общеобразовательной организации, что создает сложности в выборе объективных показателей эффективности системы управления; во-вторых, несмотря на существующее многообразие исследований по педагогическому менеджменту, герменевтико-ориентированное управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации не имеет широкой практической распространённости.
Нашей целью было разработать систему управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации и апробировать её эффективность в конкретной общеобразовательной организации.
Предмет исследования - эффективность системы управления; объект исследования - воспитательный процесс в общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи исследования: изучить теоретические основы трактовки понятия «воспитательный процесс», «эффективность системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации»; определить совокупность показателей (критериев) эффективности системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации; разработать и теоретически обосновать эффективную систему управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации; разработать практические рекомендации по повышению эффективности системы управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации.
В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; моделирование системы управления воспитательным процессом; сравнение и обобщение при анализе эффективности системы управления воспитательным процессом; для получения фактического материала - метод наблюдения, тестирование, анкетирование, беседы разного типа.
Нами были сформулированы следующие положения. Воспитательный процесс в современной общеобразовательной организации приоритетен, что определяет необходимость переосмысления подходов к моделированию воспитательной работы и системе управления ею.
Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации на основе систематизации всего спектра показателей, влияющих на воспитание и социализацию всех субъектов образовательного процесса, способствует оперативному диагностированию имеющихся затруднений и своевременной корректировке проблемных зон.
Разработка и внедрение модели герменевтико-ориентированного управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации способствует повышению его эффективности.
Эффективность управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации может быть определена по двум основным критериям: степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнедеятельность и соуправление общеобразовательной организацией; уровень сформированности позитивного отношения обучающихся и родителей к школе.
Базой экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Тюмени. Исследование было начато в 2010(11) учебном году. Сейчас оно находится на завершающем этапе - систематизация и обобщение теоретических положений и научно-методических рекомендаций, разработка и апробирование герменевтико-ориентированной модели управления воспитательным процессом в образовательной организации, анализ эффективности разработанного материала; математико-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Обращаясь к проблеме качества образования в образовательной организации, мы прежде всего говорим об образовательном процессе как единстве обучения и воспитания. Понятие «процесс» в материалах стандартов международной системы менеджмента качества (ИСО) [5] определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (индивида) на входе и на выходе.
Управлять воспитательным процессом, по нашему мнению, значит организовывать целенаправленное взаимодействие всех участников образовательных отношений для достижения конкретной воспитательной цели. Управление процессом воспитания осуществляется с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с детьми.
Эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике, она обусловлена мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ, с которого начинается и которым заканчивается любое управленческое действие или решение. Отслеживание эффективности воспитательного процесса в школе осуществляется посредством педагогического контроля.
Мы считаем, что эффективность управления любым процессом возможна только при системном подходе, поэтому нами была разработана и внедрена модель «Система управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации». Данная модель имеет трёхуровневую структуру, в которой запущены управляющие бизнес-процессы (диагностика и планирование, организация и обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, целеполагание, внутришкольный контроль), основные бизнес-процессы (организация и осуществление внеурочной деятельности обучающихся, создание условий для охраны жизни и здоровья обучающихся, формирования у участников образовательного процесса культуры здорового и безопасного образа жизни, совершенствование профессиональных и личностных характеристик классных руководителей/ повышение психолого-педагогической культуры представителей родительской общественности, организация и обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса), поддерживающие бизнес-процессы (кадровое обеспечение воспитательного процесса, обеспечение информационной открытости воспитательного процесса, документарное сопровождение воспитательного процесса).
Модель «Система управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации» определила основные критерии эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации и стала базой для планирования комплексных мероприятий со всеми участниками (субъектами) воспитательного процесса в общеобразовательной организации.
Эффективность и качество воспитательной работы в образовательной организации во многом определяется кадровым обеспечением, что обуславливает необходимость развития её кадрового потенциала. Вовлеченность персонала (далее - вовлеченность) - комплексный показатель, характеризующий состояние корпоративной культуры компании и потенциал ее развития. Грамотно выстроенная работа в этой области позволяет повысить степень вовлеченности работников в дела организации и эффективность деятельности компании, а также увеличить ее прибыль [4].
При реализации Программы воспитания и социализации в общеобразовательной организации предусматривается проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом целей и задач, поставленных перед школой, и имеющихся у самих педагогов интересов. Ключевой фигурой в реализации данной Программы является классный руководитель, который совместно с педагогическим коллективом и родительской общественностью реализует данную программу на практике в каждом конкретном классе.
Добиться вовлеченности всего коллектива в проблемы управления образовательной организацией, как и любой другой, затруднительно. Практический опыт свидетельствует, что эффективнее создать «высокорезультативные команды» из наиболее подготовленных работников. Данные команды были сформированы в соответствии с моделью герменевтико-ориентированного управления. Процесс начинается с информирования персонала и заканчивается расширением полномочий членов созданной команды. При этом на каждом этапе проходит отсев так называемой «нецелевой аудитории».
Организация работы с обучающимися тоже должна происходить в соответствии с заявленными механизмами. В рамках выстраивания субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве между всеми участниками учебно-воспитательного процесса при организации воспитательной работы решающее значение имеют используемые во взаимодействии педагогические технологии, в частности, такие как педагогика сотрудничества, целевыми ориентациями которой являются переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно - личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания; гуманно - личностная технология Ш. А. Амонашвили, целевыми ориентациями которой являются способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных сил ребенка, идеал воспитания - самовоспитание; технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, целевой ориентацией которой является совместная деятельность взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данные технологии легли в основу социального проектирования, технологии, которая была избрана в образовательном учреждении ведущей для реализации Программы воспитания и социализации.
Содержание герменевтико-ориентированного управления представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [3].
Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательной организации представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению [2].
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики, поскольку на результаты и эффективность воспитательного процесса влияет микросоциум. Очевидно, что нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы. В связи с тем, что показатели эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации зависят от микросоциума школы, контингента её обучающихся и ряда других объективных факторов, система критериев оценки эффективности, очевидно, должна быть индивидуальной.
В образовательном пространстве формирование социально компетентной личности возможно только при условии формирования единого социально актуального пространства, субъектами которого становятся, во-первых, сами обучающиеся, во-вторых, представители родительской общественности, в-третьих, педагогический коллектив школы, в-четвёртых, и это является обязательным условием социализации ребёнка, «внешние» субъекты социального диалога.
Критериями эффективности внедрения данной модели будут служить следующие факторы: потребность в передаче полученных в процессе социально значимых практик социального опыта другим субъектам образовательной деятельности; стабильная социальная активность обучающихся - членов детской общественной организации; установление психологически комфортной, социально безопасной образовательной среды в рамках данного образовательного учреждения; трансляция опыта по формированию социально компетентной личности обучающегося. Таким образом, на современном этапе детская общественная организация является эффективным инструментом самореализации и социализации личности человека, а это свидетельствует о том, что развитость детского самоуправления и соуправления также является одним из значимых критериев эффективности управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации.
Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: качество школьного менеджмента, эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса [1].
Рецензенты:
Гаврилюк В.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Игнатова В.А., д.п.н., профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.