Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 г., когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О поддержке и развитии малых предприятий в РСФСР» [4]. Именно этими документами впервые регламентировались правила регистрации предпринимательской деятельности (численность предприятия, условия формирования и т.д.). Однако, несмотря на законодательное закрепление основ предпринимательства в России, желающих открыть свое дело оказалось немного, что связано в первую очередь с советской ментальностью.
Второй этап государственного регулирования формирования предпринимательства в России связан с образованием Российской Федерации, признанием демократических основ в управлении государством и развитием рыночной экономики, которая немыслима без формирования предпринимательства. В этот период появляется Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ, а также Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере [5].
Функциями данных организаций стали проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Несмотря на предпринимаемые меры в поддержке бизнеса, распространение предпринимательства затянулось еще на несколько лет. Во многом такие медленные темпы роста предпринимательства в России связаны с социально-экономической нестабильностью в стране, политическими преобразованиями, высоким уровнем инфляции, ростом налогов, отсутствием достаточных финансовых средств. В связи с этим многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации.
Именно поэтому государство начинает формировать в середине 1990-х гг. политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу, создавая инфраструктуру поддержки и развития малого предпринимательства, льготные условия использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий, устанавливая упрощенный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, поддерживая внешнеэкономическую деятельность, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами.
Задача государственного регулирования экономики и политических процессов сделала необходимостью выделение достаточно простого и количественно определяемого идентификационного критерия предпринимательской деятельности. Основным таким критерием стало понятие «малое предпринимательство» как субъект государственной помощи и статистических исследований. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого Закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. [6]. Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 г. в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд рублей.
Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса в кризисных и депрессивных районах [9].
На тот момент в России существовало около 1 млн малых предприятий, однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Новая программа предусматривала поддержку данных организаций в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.
Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [2], позволяющий предпринимателям исключительно по добровольному желанию перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог.
Очередная Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг. [7] предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.
Таким образом, в течение 1990-х гг. в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
С началом нового тысячелетия начинается очередной этап государственной поддержки малого предпринимательства, однако стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период (2000-2005 гг.) остались по большей части декларациями.
В этот период упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют; порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден; порядок предоставления кредитных льгот не определен; ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федерального Собрания не вносятся [8].
В 2005 г. ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, и лишь только в июле 2007 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Этот Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки. Реализация этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране.
На предприятиях малого бизнеса в России в 2013 г. в среднем было занято 6483,5 тыс. человек, или около 10% активного населения страны. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 20,8 и 20,5% (1351,6 и 1333,7 тыс. человек), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2289,9 тыс. человек, или 35,3%). Количество работающих на предприятиях малого бизнеса, так же как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях - почти не меняется. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будет зависеть развитие экономики в целом.
Рецензенты:
Голуб О.Ю., д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций юридического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;
Шахматова Н.В., д.соц.н., профессор кафедры прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.