Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ABOUT THE STAGES OF STATE REGULATION OF FORMATION OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Konevets A.A. 1
1 Saratov state University of a Name of N.G. Chernyshevsky
The analysis of normative documents on the state regulation of small businesses in our country over the last twenty-five years. The development of market economy and establishment of democratic foundations in the state government was the economic and political basis of the formation of entrepreneurship, the establishment and promotion of which, however, was not easy. Shows how elaborated and refined identification criteria of entrepreneurial activity In Russia formed the system of state support of small business. It is based on the norms of the Federal legislation and legislation of subjects of the Russian Federation, is implemented through the mechanism of Federal and regional programs of small business support, financed from the respective budgets, and activities of the specialized infrastructure of the respective budgets, and activities of the specialized infrastructure. It is established that legislative acts of recent years contributing to the progressive development of the small business sector. Defined perspective directions of research connected with studying the particular progress in the development of small business in our country.
sociology
small business
entrepreneurship
legislation
paternalism
История предпринимательства в России является непродолжительной по сравнению с другими странами Европы и США и насчитывает чуть более двух десятилетий. Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 г., когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования, а Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Однако даже в этот период малые предприятия не имели четко выраженного статуса [10].

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 г., когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О поддержке и развитии малых предприятий в РСФСР» [4]. Именно этими документами впервые регламентировались правила регистрации предпринимательской деятельности (численность предприятия, условия формирования и т.д.). Однако, несмотря на законодательное закрепление основ предпринимательства в России, желающих открыть свое дело оказалось немного, что связано в первую очередь с советской ментальностью.

Второй этап государственного регулирования формирования предпринимательства в России связан с образованием Российской Федерации, признанием демократических основ в управлении государством и развитием рыночной экономики, которая немыслима без формирования предпринимательства. В этот период появляется Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ, а также Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере [5].

Функциями данных организаций стали проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Несмотря на предпринимаемые меры в поддержке бизнеса, распространение предпринимательства затянулось еще на несколько лет. Во многом такие медленные темпы роста предпринимательства в России связаны с социально-экономической нестабильностью в стране, политическими преобразованиями, высоким уровнем инфляции, ростом налогов, отсутствием достаточных финансовых средств. В связи с этим многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации.

Именно поэтому государство начинает формировать в середине 1990-х гг. политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу, создавая инфраструктуру поддержки и развития малого предпринимательства, льготные условия использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий, устанавливая упрощенный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, поддерживая внешнеэкономическую деятельность, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами.

Задача государственного регулирования экономики и политических процессов сделала необходимостью выделение достаточно простого и количественно определяемого идентификационного критерия предпринимательской деятельности. Основным таким критерием стало понятие «малое предпринимательство» как субъект государственной помощи и статистических исследований. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого Закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. [6]. Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 г. в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд рублей.

Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса в кризисных и депрессивных районах [9].

На тот момент в России существовало около 1 млн малых предприятий, однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Новая программа предусматривала поддержку данных организаций в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [2], позволяющий предпринимателям исключительно по добровольному желанию перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог.

Очередная Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг. [7] предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Таким образом, в течение 1990-х гг. в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого пред­принимательства. Она базируется на нормах федерального законо­дательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализиро­ванных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

С началом нового тысячелетия начинается очередной этап государственной поддержки малого предпринимательства, однако стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период (2000-2005 гг.) остались по большей части декларациями.

В этот период упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют; порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден; порядок предоставления кредитных льгот не определен; ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федерального Собрания не вносятся [8].

В 2005 г. ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, и лишь только в июле 2007 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Этот Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки. Реализация этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране.

На предприятиях малого бизнеса в России в 2013 г. в среднем было занято 6483,5 тыс. человек, или около 10% активного населе­ния страны. По численности работников промышленность и строитель­ство занимают соответственно 20,8 и 20,5% (1351,6 и 1333,7 тыс. чело­век), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2289,9 тыс. человек, или 35,3%). Количество работающих на пред­приятиях малого бизнеса, так же как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях - почти не меняется. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в на­шей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будет зависеть развитие экономики в целом.

Рецензенты:

Голуб О.Ю., д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций юридического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;

Шахматова Н.В., д.соц.н., профессор кафедры прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.