Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF AGROTOURIST CAPACITY OF THE TERRITORY

Shumakova O.V. 1 Kryukova O.N. 1 Rabkanova M.A. 1
1 Federal public budgetary educational institution of higher education "Omsk state agricultural university of P. A. Stolypin"
Настоящая статья посвящена обобщению методик оценки агротуристического потенциала развития сельского, природного и познавательного туризма в муниципальных районах. Обоснована необходимость комплексной оценки агротуристического потенциала. Изучено понятие «туристического потенциала», факторы, влияющие на его формирование, а также параметры оценки. Рассмотрены достоинства агротуризма с позиции социального восприятия. Представлены этапы оценки туристcко-рекреационного потенциала и агротуристической привлекательности территории. Использование обобщенной методики позволяет объективно оценить агротуристический потенциал сельских территорий с учетом специфических особенностей каждого региона страны.
The present article is devoted to generalization of techniques of an assessment of agro tourist potential of development of rural, natural and informative tourism in municipal areas. Need of a complex assessment of agro tourist potential is proved. The concept of tourist potential, factors influencing its formation, and also assessment parameters is studied. Advantages of agro tourism from a position of social perception are considered. Evaluation stages of tourist and recreational potential and agro tourist appeal of the territory are presented. Use of the generalized technique allows to estimate objectively the agro tourist capacity of rural territories taking into account specific features of each region of the country.
region
tourism
tourist potential
assessment of tourist capacity of the region
infrastructure
Appeal

Туризм как динамично развивающаяся и высокодоходная отрасль хозяйства имеет огромное значение в развитии регионов, является источником доходов на местном и региональном уровнях, способствует созданию дополнительных рабочих мест и сохранению природных и культурных ценностей регионов  [12].

Оценка агротуристического потенциала территории, что является основой для формирования туристического бизнеса в регионе, определяет особенности и структуру регионального агротуристического продукта, новые туристические маршруты, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики в сельском поселении.

Существующие методики оценки туристского потенциала можно разделить на две группы – это методики комплексной оценки туристского потенциала и методики отдельных групп потенций. Эксперты обращают внимание на необходимость комплексного подхода к исследованию туристского потенциала сельских территорий.

В настоящее время большинство исследователей под агротуристическим потенциалом понимают совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов для организации агротуристической деятельности на определенной территории.

Кусков А.С. и Джаладян Ю.А. считают, что туристический потенциал включает в себя туристические ресурсы и туристическую инфраструктуру. Туристические ресурсы подразделяются на три основные группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристической инфраструктуры, управления, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы [3].

Российские ученые А.В. Даринский [1], Н.И. Панов [9] включают в понятие «туристический потенциал» и понятия: «туристическая индустрия», «пропускной потенциал».

Пропускной потенциал показывает возможности любого туристического объекта в виде максимальной нагрузки, которую может иметь туристический объект без ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения. В основу оценки качества рекреационных ресурсов положены следующие положения: высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и проч.); первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность; потребность человека в общении с «дикой природой» естествен­на и должна быть непременно удовлетворена; природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению.

В обобщенном виде, по мнению М.А. Саранча, оценка туристско-рекреационного потенциала (ТРП) территории состоит из этапов [5,7]:

1. Выделение «объекта оценки» – того, что будет оцениваться.

2. Выделение «субъекта оценки», с позиций которого будет проводиться оценка «объекта».

3. Определение критериев оценки объекта (факторов и условий), которые существенны для определения его ценности исходя из сформулированной цели оценки. Фактически перечень критериев в большинстве случаев устанавливается на основе анализа решаемой проблемы и неформальных соображений исследователя.

4. Сбор информации, необходимой для оценки.

5. Приведение критериев оценки к единой системе измерения. Для этого обычно используют оценочные шкалы, нормирование, ранжирование и т. п.

6. Определение способов «сворачивания» оценочных критериев в частные и/или интегральные показатели ТРП территории с последующим получением по ним результатов оценки.

7. Проверка и, при необходимости, корректировка результатов оценки.

8. Интерпретация полученных результатов оценки ТРП территории.

Основными параметрами для оценки туристского потенциала территории, по мнению Котляровой О.В. и Бай Т.В., являются [11]:

1) оценка природных условий для развития различных видов туризма;

2) оценка историко-культурного туристского потенциала;

3) оценка туристской инфраструктуры.

При изучении и анализе туристических ресурсов Смиренникова Е.В. выделила факторы, влияющих на формирование туристического потенциала региона, (табл.1) [12]. Их совокупность представляет собой материальную основу для развития туризма в регионе.

Формирование агротуризма позволит, с одной стороны, решить социально-экономические проблемы сельской местности, а с другой, создать и укрепить туристический бренд региона, что в совокупности обеспечит выход на траекторию устойчивого развития региона. Развитие агротуризма обусловило необходимость разработки мер по оценке агротуристической привлекательности территории. В основе разработки Петушиновой В.Ц. лежит поэтапный алгоритм оценки агротуристической привлекательности сельской территории, где каждый этап сопровождается расчетом соответствующих показателей туристического потенциала [10]. Петушиновой В.Ц. были выявлены условия развития агротуризма, представленные на рис. 2.

1-й этап. Оценка привлекательности территорий с точки зрения развития туризма. Для этого требуется проведение анализа территории по ряду признаков, таких как наличие уникальных исторических мест, уровень агрессивности природно-климатических условий, доступность транспортных сетей, положительный имидж территории.

2-й этап. Оценка общей туристической инфраструктуры территории. В ходе оценки предлагается проанализировать уровень предлагаемого сервиса, развитость транспортного сообщения, так уровень криминальной обстановки, возможность создания туристического кластера в регионе и т.д.

Таблица 1

Факторы и показатели, влияющие на оценку туристического потенциала территории

3-й этап. Оценка агротуристической инфраструктуры территории по параметрам (количество гостевых домов, домов, сдающихся для агротуристов; качество и протяженность дорог с покрытием в районе; наличие традиционных ремесел в районе; уровень благосостояния населения; уровень владения населения международными языками; уровень преступлений в регионе).

4-й этап. Отбор наиболее привлекательных территорий с точки зрения агротуризма с  использованием определенных показателей (уровень загрязненности окружающей среды; количество сельских жителей (плотность населения); количество предприятий, занятых в сельхозотрасли; удаленность от регионального центра; количество туристических прибытий).

Рис. 1. Условия развития агротуризма

5 этап. Отбор уникальных (исключительных) агротуристических ресурсов, свойственных определённой территории. Как известно, уникальность рождает конкурентное преимущество.

6-й этап. Формирование и продвижение агротуристических туров (продуктов) подразумевает доступность агротуристического предложения на рынке турпродуктов. Основными задачами, которые необходимо решить, является разработка программ по поддержке и развитию агротуризма в регионе, создание бренда и формирование имиджа как агротуристического региона и как следствие продвижение агротуристического бренда региона на туристическом рынке услуг.

Использование данного алгоритма позволит выявить наиболее привлекательные для развития агротуризма районы, где возможно сохранить и использовать сельскую культуру для обеспечения устойчивого развития сельской территории.

В ходе проведенного исследования Петушиновой В.Ц. предложен комплексный показатель для оценки агротуристического потенциала сельской территории на основе таксонометрического метода В.В. Ковалева, О.Н. Волковой, адаптированного к туристической деятельности. В основе данной методики лежит характеристика эталонного региона в виде матрицы.

Сложность процедуры оценивания туристического потенциала заключается в том, что далеко не все компоненты потенциала удается оценить количественно. Поэтому для получе­ния итоговой, суммарной оценки авторы рекомендуют переводить все количественные оценки в качественные, а качественные в бальные. После чего осуществляется простое суммирование баллов. Выявление и оценку туристического потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить, как оценку сравнительную, с применением фиксированного набора компонентов потенциала, используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их бальной форме, четко обозначая территориальные рамки сравнения. Учесть данные особенности оценки туристического потенциала возможно при применении метода экспертных оценок. Они дают возможность связать в единый объект самые разнообразные факторы, влияющие на конечный результат исследования. Методика экспертных оценок позволяет наиболее объективно оценить туристический потенциал региона [13].

Власенко О.В. предлагает методику оценки агротуристической привлекательности сельских поселений, состоящая из последовательности этапов, представленных на рис. 2 [6].

Рис. 2. Методика определения степени агротуристической привлекательности сельского поселения

Предлагаемый Т.А. Хвагиной механизм комплексной оценки сельских территорий с позиций агротуризма основан не на балльной системе, а на распределении всех сельских населенных пунктов по шести категориям, в соответствии с наличием у них ряда благоприятных или негативных факторов. При этом в качестве определяющих факторов для развития агротуризма рассматриваются экологическая безопасность и природная привлекательность территории (наличие водоемов, лесных массивов, естественных участков речной поймы и т. п.) [2].

Однако Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В. считают, что необходимо научно оценить, какой уровень агротуризма оптимален для территории, и затем разработать стратегию, ведущую к достижению этого уровня. Данная стратегия должна направлять развитие туризма таким образом, чтобы а) природные комплексы не пострадали, б) создались механизмы увеличения занятости местных жителей, в) возникла возможность роста доходов как природоохранных структур, так и местных поселений, г) развивалось экологическое образование [8].

Многообразие подходов к оценке привлекательности территории, применимые для анализа агротуризма, свидетельствуют о том, что необходима разработка универсальной модели оценки. Это позволит изучить агротуристский потенциал территорий на основе базы туристских ресурсов, что решит задачи обеспечения туристского имиджа, разработки маркетинговых стратегий продвижения региональных туристских ресурсов сельских территорий на внутреннем и международном рынках, развития материально-технической базы объектов агротуристской индустрии. При этом модель должна предусматривать оценку уровня привлекательности объектов экскурсионного туризма, экологического, лечебно-оздоровительного; спортивного и приключенческого, охоты и рыбной ловли; паломнического и бизнес-туризма, расположенных в регионе; и основных объектов туристической инфраструктуры региона объекты размещения, питания, развлечения, транспортной инфраструктуры (международные и внутренние аэропорты, автовокзалы).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.

Рецензенты:

Стукач В.Ф., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск;

Боровских Н.В., д.э.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов АНО ВПО «Омский экономический институт», г.Омск.