Значимость исследовательской проблематики активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента обусловлена социокультурными тенденциями общественного развития в контексте глобализации, информатизации, появления новейших технологий и становления новых секторов экономики; стратегическими ориентирами вузов в рамках изменения парадигмы образования (от образования на всю жизнь, к образованию в течение всей жизни), и повышения значимости самостоятельной активной познавательной деятельности каждого студента; ростом требований со стороны работодателей, нуждающихся в работниках, различных уровней образования и квалификации, владеющих навыками исследовательской работы, способных активно осваивать новейшие технологии и технические системы, самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения, успешно решать проблемы инновационного развития региона, страны; потребностью студента как потребителя образовательных услуг, которому в будущем предстоит инициатором инноваций, основным носителем и экспертом качества полученного образования, важнейшей действующей силой, продвигающей инновации в науке, технике, экономике, политики, духовной культуре в условиях глобализации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Федеральном законе «Об образовании», Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014-2020 годы», Областной целевой программе государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 гг. актуализируется проблема вовлечения студентов в фундаментальные научные исследования (посредством поддержки обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности) в контексте повышения качества подготовки обучающихся, эффективного воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны. Это свидетельствует о возрастающем внимании к поиску путей активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива совершенствования подготовки и квалификации выпускников вузов. Активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности дает возможность: освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий; «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний; получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве); уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования; более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с информацией.
На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности и конкурентоспособных на рынке труда. В условиях ускоряющихся социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное развитие индивидуально-личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей студента.
С позиции новых приоритетов актуализируется проблема формирования у студентов умений и навыков ведения научно-исследовательской работы, овладения современными методами и технологиями исследовательского поиска, рассматриваемые в качестве важной компоненты профессиональной подготовки обучающегося. Исследовательский компонент в системе вузовской подготовки помогает студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить методы научно-исследовательской деятельности, что, в конечном итоге, определяет формирование компетентности успешного познания и преобразования социальной действительности, усиление ответственности за разработку стратегии и построение жизненного и профессионального пути в изменяющихся условиях окружающей действительности, развитие профессиональных качеств, самостоятельности, творческой инициативы, мыслительной деятельности.
Необходимо констатировать, что в практике организации научно-исследовательской деятельности студентов встречается комплекс проблем (отсутствие положительной мотивации к научно-исследовательской деятельности; неумение практического применения полученных знаний к научному исследованию; недостаточная компетентность использования исследовательских методов применительно к предмету исследования; признаки бессистемности составления целостной программы исследования; трудности методологического характера, связанные с определением научных подходов, научной и практической значимости исследования, объекта, предмета, целей, задачи, гипотезы исследования и т.д.).
Это обусловлено, с одной стороны, снижением эффективности реализации научно-исследовательской деятельности в вузе в контексте недооценки интеграции образовательной и научной деятельности для оптимального построения траектории профессиональной конкурентоспособности студента; недостаточно мотивированного привлечения к научно-исследовательской работе педагогов, студентов, специалистов-практиков, работодателей; прослеживания тенденции использования педагогами в образовательном процессе традиционных методов, форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности без корректировки на новые требования рынка труда и запросов работодателей; с другой стороны, не готовностью обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в рамках исследовательской пассивности, инфантилизма, комформизма, исследовательской аномии и т.д.
Вышеизложенное актуализирует необходимость обоснования активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента в контексте учета тенденций развития современного социума, системы высшего образования и актуальных образовательных задач, вытекающих из этих тенденций.
Первая тенденция - это переход студента от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования в учебном процессе. Данная тенденция определяет направленность всех педагогических средств, технологий, условий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся научно-исследовательской деятельности, содержащей новые для развивающейся личности элементы, обеспечивающие решение определенных жизненно важных задач. Сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности обеспечивают перевод студента в позицию субъекта, инициируют его активное отношение к окружающей действительности, посредством которого обучаемый осваивает мир, науку и культуру, способы познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества.
Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования, связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственно необходимы технологии, включающие студента в различные виды научно-исследовательской деятельности (здесь приоритет отдается организации научной, проектной, творческой и грантовой деятельности).
Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Приоритетными выступают технологии работы с различными источниками информации, которая сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения (информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения).
Четвертую тенденцию определяет возрастание роли командной работы в современном мире. Преподаватель университета решает задачи организации группового взаимодействия в научно-исследовательской деятельности. Это технологии организации группового взаимодействия (технология модерирования групповой работы в рамках создание научно-исследовательского проекта, технология организации научных дискуссий, дебатов и др.), поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают научно-исследовательскую деятельность.
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» обозначают как пятую тенденцию, связанную также с организацией научно-исследовательской деятельности студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, поскольку субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает в качестве одной из главных образовательных целей (технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности).
Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда вследствие усложнения задач общественного развития. Она определяет конструирование и использование в научно-исследовательской деятельности педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи [2].
Данные тенденции актуализируют общий знаменатель нового подхода реформирования высшего образования, который заключается в разработке и освоении таких организованных форм учения, когда акцент переносится с преподавательской активности учителя, на научно-исследовательскую деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих студентов. При этом сами новые формы и способы научно-исследовательской деятельности, предлагаемые для освоения, разработаны таким образом, чтобы внутри этой деятельности обучающиеся могли развертывать, развивать, формировать максимально полным образом базовые или ключевые компетентности (называемые также ключевыми квалификациями) [1].
В этом плане следует признать, что научно-исследовательская деятельность студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента [4].
Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом в науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного изучения исследовательского феномена.
В диссертационных исследованиях рассмотрены: научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов вуза (О.Н. Лукашевич); процесс формирования исследовательской направленности студентов педагогических колледжей (Л.И. Осечкина); процесс формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза (Е.Н. Куклина); процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза (И.А. Коваленко); процесс формирования опыта научной организации учебного труда студентов (М.В. Судакова); процесс развития научно-исследовательской культуры учителя (Т.Е. Климова); процесс формирования учебно-исследовательской компетентности студентов в бакалавриате и магистратуре (А.М. Митяева); процесс развития исследовательских способностей студентов педагогического вуза (Е.М. Раздульева) (5).
В зарубежной литературе исследуются аналогичные проблемные области: вопросы организации и управления научными исследованиями студентов высших учебных заведений исследуются в работах X. Гуммель, Р. Дейв, П. Ленгранд, Л. Церих; зависимость профессиональной подготовки от опыта научно-исследовательской деятельности студентов и исследовательского содействия преподавателя (A. Paseka, A. Seel); концептуальные положения об исследующем учении в образовательных учреждениях (S. Schweder) и т.д.
Однако в исследованиях недостаточно обоснована дефиниция «активизация научно-исследовательской деятельности», фрагментарно раскрыты ее возможности в целях достижения результативности профессиональной подготовки студента. Очевидна недостаточность целостного осмысления проблемы активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента.
Нами обосновано авторское понимание исследуемого феномена как комплексной системы инновационных организационно-педагогических мер (меры, опирающиеся на осознание обучающимися важности полученного опыта исследовательской работы для дальнейшего продолжения обучения, непрерывного самообразования, востребованности профессионалов на рынке труда; меры, основанные на получении студентами удовлетворения от приобретения в процессе научно-исследовательской деятельности новых знаний, умений и навыков; меры, обусловленные стремлением обучающихся в процессе усложнения задач научного проектирования к рефлексивному осмыслению и обсуждению с субъектами образовательного процесса результатов исследовательского замысла на всех этапах его создания), осуществляемых во взаимоупорядоченной, целенаправленной деятельности субъектов образования, в совокупности определяющих эффективность и качество профессиональной подготовки обучающегося. В отличие от существующих исследований, рассматривающих активизацию учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов как целеустремленную деятельность преподавателя с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике (Р. А. Низамов); как деятельность преподавателя, направленную на совершенствование методов, приемов, средств и форм обучения с целью стимулирования у студентов познавательных интересов, повышения активности и самостоятельности в познании, усвоении знаний, формировании умений и навыков (Ю.А. Попова); деятельность преподавателя, направленную на усиление мотивации деятельности студентов в приобретении знаний, формировании умений и навыков, их познавательной активности и самостоятельности как первоочередных качеств, необходимых будущему специалисту (Ю.А. Мишина).
Таким образом, необходимо отметить, что целевой ориентир модернизации всех сфер современного общества соотносится с продуктивной интеграцией в социум студента нового поколения, владеющего компетентностью успешного познания и преобразования социальной действительности, готового к принятию самостоятельных решений, осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути. Решение этой задач невозможно без повышения роли научно-исследовательской деятельности студентов, усиления ответственности преподавателей за развитие исследовательских умений обучающихся, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Рецензенты:Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.