Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BACKGROUND ACTIVATION RESEARCH ACTIVITY AS AN INNOVATIVE REGULATORS IMPROVE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS

Kochemasova L.A. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
In this paper, we propose to review the current issues of boosting research and development as an innovative and regulators to improve the quality of vocational training of students; substantiates the importance of the research component in the training of university student. The main objective of the study - the theoretical and methodological foundations to enhance research activities as an innovative regulators to improve the quality of vocational training students. The analysis of a problem in the dissertation research, foreign literature, as well as the author´s understanding of the study revealed problems in modern science. The result of the study is the need for updated studies promote research activities as an innovative regulators to improve the quality of vocational training in the context of the student´s account trends in the development of modern society, the higher education system and relevant educational challenges arising from these trends. The presented theoretical background actualize the increasing role of scientific and research activity of students, increasing the responsibility of teachers for the development of research skills, promote professional development of students and raise their creativity and initiative.
innovative regulative content of the student´s high school activities.
student
the system of higher education
training
research activities

Значимость исследовательской проблематики активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента обусловлена социокультурными тенденциями общественного развития в контексте глобализации, информатизации, появления новейших технологий и становления новых секторов экономики; стратегическими ориентирами вузов в рамках изменения парадигмы образования (от образования на всю жизнь, к образованию в течение всей жизни), и повышения значимости самостоятельной активной познавательной деятельности каждого студента; ростом требований со стороны работодателей, нуждающихся в работниках, различных уровней образования и квалификации, владеющих навыками исследовательской работы, способных активно осваивать новейшие технологии и технические системы, самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения, успешно решать проблемы инновационного развития региона, страны; потребностью студента как потребителя образовательных услуг, которому в будущем предстоит инициатором инноваций, основным носителем и экспертом качества полученного образования, важнейшей действующей силой, продвигающей инновации в науке, технике, экономике, политики, духовной культуре в условиях глобализации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Федеральном законе «Об образовании», Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014-2020 годы», Областной целевой программе государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 гг. актуализируется проблема вовлечения студентов в фундаментальные научные исследования (посредством поддержки обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности) в контексте повышения качества подготовки обучающихся, эффективного воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны. Это свидетельствует о возрастающем внимании к поиску путей активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива совершенствования подготовки и квалификации выпускников вузов. Активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности дает возможность: освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий; «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний; получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве); уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования; более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с информацией.

На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности и конкурентоспособных на рынке труда. В условиях ускоряющихся социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное развитие индивидуально-личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей студента.

С позиции новых приоритетов актуализируется проблема формирования у студентов умений и навыков ведения научно-исследовательской работы, овладения современными методами и технологиями исследовательского поиска, рассматриваемые в качестве важной компоненты профессиональной подготовки обучающегося. Исследовательский компонент в системе вузовской подготовки помогает студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить методы научно-исследовательской деятельности, что, в конечном итоге, определяет формирование компетентности успешного познания и преобразования социальной действительности, усиление ответственности за разработку стратегии и построение жизненного и профессионального пути в изменяющихся условиях окружающей действительности, развитие профессиональных качеств, самостоятельности, творческой инициативы, мыслительной деятельности.

Необходимо констатировать, что в практике организации научно-исследовательской деятельности студентов встречается комплекс проблем (отсутствие положительной мотивации к научно-исследовательской деятельности; неумение практического применения полученных знаний к научному исследованию; недостаточная компетентность использования исследовательских методов применительно к предмету исследования; признаки бессистемности составления целостной программы исследования; трудности методологического характера, связанные с определением научных подходов, научной и практической значимости исследования, объекта, предмета, целей, задачи, гипотезы исследования и т.д.).

Это обусловлено, с одной стороны, снижением эффективности реализации научно-исследовательской деятельности в вузе в контексте недооценки интеграции образовательной и научной деятельности для оптимального построения траектории профессиональной конкурентоспособности студента; недостаточно мотивированного привлечения к научно-исследовательской работе педагогов, студентов, специалистов-практиков, работодателей; прослеживания тенденции использования педагогами в образовательном процессе традиционных методов, форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности без корректировки на новые требования рынка труда и запросов работодателей; с другой стороны,  не готовностью обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в рамках исследовательской пассивности, инфантилизма, комформизма, исследовательской аномии и т.д.

Вышеизложенное актуализирует необходимость обоснования активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной  подготовки студента в контексте учета тенденций развития современного социума, системы высшего образования и актуальных образовательных задач, вытекающих из этих тенденций.

Первая тенденция - это переход студента от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования в учебном процессе. Данная тенденция определяет направленность всех педагогических средств, технологий, условий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся научно-исследовательской деятельности, содержащей новые для развивающейся личности элементы, обеспечивающие решение определенных жизненно важных задач. Сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности обеспечивают перевод студента в позицию субъекта, инициируют его активное отношение к окружающей действительности, посредством которого обучаемый осваивает мир, науку и культуру, способы познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества.

Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования, связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственно необходимы технологии, включающие студента в различные виды научно-исследовательской деятельности (здесь приоритет отдается организации научной, проектной, творческой и грантовой деятельности).

Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Приоритетными выступают технологии работы с различными источниками информации, которая сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения (информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения).

Четвертую тенденцию определяет возрастание роли командной работы в современном мире. Преподаватель университета решает задачи организации группового взаимодействия в научно-исследовательской деятельности. Это технологии организации группового взаимодействия (технология модерирования групповой работы в рамках создание научно-исследовательского проекта, технология организации научных дискуссий, дебатов и др.), поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают научно-исследовательскую деятельность.

Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» обозначают как пятую тенденцию, связанную также с организацией научно-исследовательской деятельности студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, поскольку субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает в качестве одной из главных образовательных целей (технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности).

Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда вследствие усложнения задач общественного развития. Она определяет конструирование и использование в научно-исследовательской деятельности педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи [2].

Данные тенденции актуализируют общий знаменатель нового подхода реформирования высшего образования, который заключается в разработке и освоении таких организованных форм учения, когда акцент переносится с преподавательской активности учителя, на научно-исследовательскую деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих студентов. При этом сами новые формы и способы научно-исследовательской деятельности, предлагаемые для освоения, разработаны таким образом, чтобы внутри этой деятельности обучающиеся могли развертывать, развивать, формировать максимально полным образом базовые или ключевые компетентности (называемые также ключевыми квалификациями) [1].

В этом плане следует признать, что научно-исследовательская деятельность студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента [4].

Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом в науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного изучения исследовательского феномена.

В диссертационных исследованиях рассмотрены: научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов  вуза (О.Н. Лукашевич); процесс формирования исследовательской направленности студентов педагогических колледжей (Л.И. Осечкина); процесс формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза (Е.Н. Куклина); процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза (И.А. Коваленко); процесс формирования опыта научной организации учебного труда студентов (М.В. Судакова); процесс развития научно-исследовательской культуры учителя (Т.Е. Климова); процесс формирования учебно-исследовательской компетентности студентов в бакалавриате и магистратуре (А.М. Митяева); процесс развития исследовательских способностей студентов педагогического вуза (Е.М. Раздульева) (5).

В зарубежной литературе исследуются аналогичные проблемные области: вопросы организации и управления научными исследованиями студентов высших учебных заведений исследуются в работах X. Гуммель, Р. Дейв, П. Ленгранд, Л. Церих; зависимость профессиональной подготовки от опыта научно-исследовательской деятельности студентов и исследовательского содействия преподавателя (A. Paseka, A. Seel); концептуальные положения об исследующем учении в образовательных учреждениях (S. Schweder) и т.д.

Однако в исследованиях недостаточно обоснована дефиниция «активизация научно-исследовательской деятельности», фрагментарно раскрыты ее возможности в целях достижения результативности профессиональной подготовки студента. Очевидна недостаточность целостного осмысления проблемы активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной  подготовки студента.

Нами обосновано авторское понимание исследуемого феномена как комплексной системы инновационных организационно-педагогических мер (меры, опирающиеся на осознание обучающимися важности полученного опыта исследовательской работы для дальнейшего продолжения обучения, непрерывного самообразования, востребованности профессионалов на рынке труда; меры, основанные на получении студентами удовлетворения от приобретения в процессе научно-исследовательской деятельности новых знаний, умений и навыков; меры, обусловленные стремлением обучающихся в процессе усложнения задач научного проектирования к рефлексивному осмыслению и обсуждению с субъектами образовательного процесса результатов исследовательского замысла на всех этапах его создания), осуществляемых во взаимоупорядоченной, целенаправленной деятельности субъектов образования, в совокупности определяющих эффективность и качество профессиональной подготовки обучающегося.  В отличие от существующих исследований, рассматривающих активизацию учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов как целеустремленную деятельность преподавателя с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике (Р. А. Низамов); как деятельность преподавателя, направленную на совершенствование методов, приемов, средств и форм обучения с целью стимулирования у студентов познавательных интересов, повышения активности и самостоятельности в познании, усвоении знаний, формировании умений и навыков (Ю.А. Попова); деятельность преподавателя, направленную на усиление мотивации деятельности студентов в приобретении знаний, формировании умений и навыков, их познавательной активности и самостоятельности как первоочередных качеств, необходимых будущему специалисту (Ю.А. Мишина).

Таким образом, необходимо отметить, что целевой ориентир модернизации всех сфер современного общества соотносится с продуктивной интеграцией в социум студента нового поколения, владеющего компетентностью успешного познания и преобразования социальной действительности, готового к принятию самостоятельных решений, осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути. Решение этой задач невозможно без повышения роли научно-исследовательской деятельности студентов, усиления ответственности преподавателей за развитие исследовательских умений обучающихся, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

Рецензенты:

Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.