Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING FAMILY KINDERGARTEN TEACHERS TO DEVELOP PRESCHOOL CHILDRENS MEMORY BY EIDETIC METHODS

Lagutina Yu.V. 1 Pchelkina E.L. 1
1 Saint-Petersburg academy of postgraduate pedagogical training
The article describes the features and the importance of training family kindergarten teachers of the Russian Federation to develop preschool children´s memory by eidetic methods. Family day care is a new form of preschool education and may be legally organized in different ways. The authors described the specifics of family kindergartens in Russia, identified challenges and opportunities of parents-educators to organize learning process in such institutions. The study has shown that teachers of family kindergartens find it difficult to organize different children´s activities and cultural practices which largely depend on peculiarities of preschooler´s memory. This article describes the purpose, objectives, features and content of sections of professional development program for mothers-educators to study eidetic methods and neuro-pedagogical techniques the use of which in the practice of family child care will equalize opportunities for preschool children to start school.
eidetic memory development techniques
training program for parents-educators
family kindergartens
mother-educator
preschool education
Система российского дошкольного образования под влиянием социально-экономических и демографических факторов претерпела в последние пять лет значительные качественные и количественные изменения. В дополнение к традиционным формам дошкольного образования все чаще стали реализовываться вариативные модели, как «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций»[5].

Во исполнении Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. №599-УП в рамках программы модернизации региональных систем дошкольного образования в 84 субъектах РФ ежеквартально проводится мониторинг численности детей, получающих дошкольное образование[4]. По данным Министерства образования и науки РФ количество детей от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в субъектах РФ (по данным на 1 июля 2015 года), составляет 8 487 детей, из которых 0,97% получают дошкольное образование у индивидуальных предпринимателей и 2,03% - в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях. При этом количество детей, получающих дошкольное образование в вариативных формах, постоянно увеличивается, хотя и не очень быстро.

Наиболее актуальной и активно развивающейся формой вариативного дошкольного образования является «семейный детский сад». С юридической точки зрения семейные детские сады представляют собой организации, осуществляющие присмотр и уход за детьми силами индивидуального предпринимателя илиреализующие индивидуальную педагогическую деятельность, или негосударственные дошкольные образовательные учреждения присмотра и ухода за детьми, а при наличии соответствующей лицензии - образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

М.М.Цапенко выделяет следующие основные причины, вследствие которых родители не хотят отдавать своих детей в традиционный детский сад, среди них: наличие у родителей некоторых религиозных соображений, в соответствии с которыми ребенку-дошкольнику следует получать дошкольное образование в семье; обеспечение реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения методов дошкольного образования для детей с проблемами  здоровья и развития. «Одновременно семейный детский сад - это и реальная поддержка многодетных семей» и предоставление родителям (в основном, матерям) таких семей возможности трудоустройства[8]. Важной особенностью такого учреждения является то, что «семейный детский сад организуется для многодетной семьи, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данной семьи»[1].Таким образом, семейный детский сад представляет собой сообщество разновозрастных родственных между собой детей, которые связаны родственными связями также и с воспитателем данного детского сада. При этом в состав группы такого учреждения возможно включение 2-3 воспитанников и из других семей с согласия их родителей.

«Семейный детский сад» на сегодняшний момент - это один из вариантов создания особых образовательных условий, которые выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей ребенка. С другой стороны, вне зависимости от выбранной родителями формы дошкольного образования, на основании закона «Об образовании в Российской Федерации» ребенок все равно должен получить образование, отвечающее требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) [7]. В современных условиях существования вариативности образовательных форм дошкольного образования актуальной является задача обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.Специфика дошкольного детства такова, что достижения детей данного возраста определяются не столько совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, сколько суммой личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Среди прочих психических процессов дошкольника, развитие которых способствует формированию предпосылок учебной деятельности, выделяют память. Важность развития памяти дошкольников определяется современными педагогическими условиями, которые предполагают переработку большого объема информации и своевременного её использования. В исследованиях Л.С. Выготского, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия доказано, что именно память выступает фундаментом познания ребёнком окружающего мира, наработкой его жизненного опыта, интеллектуального развития и саморазвития. В силу быстрого развития технического прогресса память выступает базой для качественного дошкольного образования.

Хочется отметить, что в семейных детских садах имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленных занятий по развитию памяти и внимания, так как наполняемость группы небольшая и родитель-педагог имеет большую возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Однако по результатам анкетирования мам-воспитателей было выявлено, что они испытывают целый ряд трудностей, связанных с организацией образовательного процесса в семейных детских садах. Затруднения данной группы педагогов наиболее ярко проявляются при организации детей в различных видах деятельности и культурных практиках, которые во многом зависят от особенностей развития памяти дошкольников.

В связи с этим весьма актуальной является проблема целенаправленного обучения мам-воспитателей методам и приемам развития памяти у дошкольников. На данный момент существует много разных методик развития памяти, при этом внимание современных педагогов все больше привлекают эйдетические методы, характеризующиеся сохранением ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Зачастую педагоги находят описание отдельных методов эйдетики в интернет-ресурсах, другие получают отрывочную информацию от коллег или знакомых, а затем пытаются использовать новые знания в работе с детьми. Вследствие бессистемного овладения методами эйдетики воспитателями, результаты их использования в практике дошкольного образованияразличны. У одних детей память заметно становится лучше, а другие - испытывают заметные затруднения в использовании эйдоприёмов в своей практической деятельности.

При этом, по мнению некоторых ученых (Л.С. Выготский, Э. Йенш), эйдетизм «является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, - фазой, через которую непременно проходят все дети» [2, с.173]. Таким образом, нельзя упускать возможность уже в дошкольном возрасте «вооружить» ребёнка эйдетическими методами запоминания информации, которые он сможет в дальнейшем успешно использовать в процессе обучения. Это определяет важность научного подхода к развитию памяти детей дошкольного возраста методами эйдетики.

С целью последовательного и системного овладения воспитателями семейных детских садов методами эйдетики для осуществления целенаправленной деятельности по развитию памяти детей на начальной ступени образования, имнеобходима специальная подготовка. С этой целью была разработана образовательная программа повышения квалификации для мам-воспитателей семейных детских садов «Развитие памяти детей методами эйдетики и развитие творческого воображения (далее - РТВ)» (далее - Программа).

Отметим значимые особенности Программы:

- комплексность: помимо изучения непосредственных методов и приемов быстрого запоминания информации, Программа знакомит мам-воспитателей с основами нейропедагогики и основными методами РТВ, которые являются базой для изучения методов и приемов эйдетики;

- универсальность: обучаться по ней могут не только мамы-воспитатели семейных детских садов, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Задачами Программы являются:

- овладение основными методами и приемами эйдетики и РТВ и развитие умения использования их в работе с детьми дошкольного возраста;

- формирование у обучающихся по Программе убеждения в эффективности развития образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики и РТВ;

- преодоление свойственной большинству воспитателей привычки слепо работать по чужим методикам, без учета ситуативных особенностей, индивидуальных возможностей и способностей детей;

- снятие собственных психических стереотипов при запоминании информации;

- формирование установки на развитие личных способностей к запоминанию различного рода информации в неограниченном объеме;

- повышение эффективности профессиональной педагогической деятельности;

- воспитание готовности к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельностии саморазвитию (созданию картотек, разработке игр и упражнений для развития памяти детей и др.).

В своих анкетах многие воспитатели семейных детских садов отметили, что они хотят и готовы повышать свою профессиональную компетентность. Для этого они широко используют, в основном, бесплатные образовательные и социальные интернет-ресурсы вследствие ограниченности «свободного» времени и доступности данных сервисов. При этом у них есть потребность в профессиональных консультациях и курсах повышения квалификации, но, как правило, они не имеют для этого достаточно времени. Наиболее приемлемыми для себя формами образования и самообразования мамы-воспитатели считают дистанционные обучающие программы в области дошкольного образования, а также короткие мастер-классы, демонстрирующие конкретные методы и приемы взаимодействия с детьми.

Проведенное нами исследование сложившейся ситуации даёт основания утверждать, что предлагаемая нами образовательная программа повышения квалификации, реализуемая в очно-заочной форме, длительностью 18 академических часов, будет не только удобным и востребованным инструментом повышения профессиональной компетентности воспитателей семейных детских, но также - эффективным и доступным.

Важной особенностью программы является самостоятельное изучение обучающимися теоретического модуля посредством ознакомления с литературными источниками по теме через общедоступные ресурсы сети Интернет (15 академических часов) с последующими тремя практическими занятиями в форме мастер-классов с преподавателем (практический модуль), длительность каждого из которых составляет 1 академический час (45 минут).Содержание Программы состоит из двух (теоретического и практического) модулей, каждый из которых включает в себя блоки тем, тесно взаимосвязанных друг с другом. Теоретический модуль содержит следующие 2 блока тем: психические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста (блок 1) и основы нейропедагогики (блок 2). Практический модуль состоит из трех блоков тем:методы запоминания информации - методы эйдетики (блок 1); методы развития творческого воображения и образно-ассоциативного мышления (блок 2) и вопросы педагогического мастерства (блок 3).

В блоке 1 первого модуля (теоретического) «Психические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста» рассматриваются существенные индивидуальные отличия детей, которые должны учитываться для эффективного развития их памяти.Рекомендуем слушателям электронные образовательные ресурсыразмещены в свободном доступе в сети Интернет [3,6].

Блок 2 первого модуля (теоретического) «Основы нейропедагогики» поможет понять причины различного поведения детей при их обучении и воспитании за счет изучения индивидуальных нейрофизиологических особенностей. Блок содержит методики, которые помогут повысить мотивацию детей к обучению за счет использования их ведущих каналов восприятия информации, исправить «перекосы» в формировании этих каналов и развить нужные межполушарные связи, без которых мгновенное вербально-образное ассоциативное восприятие невозможно. С примерами этих методик слушатели могут ознакомиться, используя электронные ресурсы сети Интернет [6].

Блок 1 второго модуля (практического) «Методы запоминания информации - методы эйдетики» подробно знакомит обучающихся воспитателей семейных детских садов с методикой обучения детей методам эйдетики.

Блок 2 второго модуля (практического) «Методы развития творческого воображения и образно-ассоциативного мышления» позволит педагогам познакомиться в форме мастер-класса с играми, методами и приёмами РТВ, которые помогут подготовить детей к восприятию методов эйдетики, основанных на образно-ассоциативных связях.

На мастер-классе, реализуемом в рамках блока3 второго модуля (практического) «Вопросы педагогического мастерства» преподаватель обучает мам-воспитателей практическим приемам и способам включения методов эйдетики в образовательный процесс семейных детских садов.

Заключение

Целенаправленная подготовкамам-воспитателей семейных детских садов к развитию памяти детей методами и приемами эйдетикипозволит существенно повысить не только способности дошкольников к запоминанию информации, а также будет способствовать формированию у них предпосылок учебной деятельности имотивациик познавательной и другим видам деятельности. Такую подготовку возможно осуществить посредством реализации специальной образовательной программы повышения квалификации. Результатом применения новых профессиональных компетенций, полученных в рамках данной образовательной программы, мамами-воспитателями в профессиональной педагогической деятельности будет являться выравнивание стартовых возможностей дошкольников, воспитывающихся в семейных детских садах, для перехода на следующую образовательную ступень - начальную школу.

Рецензенты:

Крылова О.Н., д.п.н., профессор, проректор по научно-методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г.Санкт-Петербург;

Вершинина Н.А., д.п.н.,доцент, профессор кафедры дошкольного образования структурного подразделения Институт детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г.Санкт-Петербург.