Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MODELS OF TUTOR SUPPORT IN FOREIGN UNIVERSITIES

Butenko O.S. 1 Butenko V.S. 2
1 Academy of the Investigative Committee the Russian Federation
2 Rostov State Medical University
Цель данного исследования состоит в рассмотрение института наставничества в зарубежной практике высшего образования. Актуальность данной работы продиктована временем. В результате присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу перед отечественными вузами возникла острая необходимость поиска способов, способных реорганизовать систему образования с одновременным сохранением богатого опыта и лучших традиций российского образования. Сложности ситуации заключаются также и в том, что высокие темпы современного развития техники и технологий не позволяют подготовить квалифицированного специалиста в своей сфере. За время обучения будущего специалиста многие разработки утрачивают актуальность. Увеличилось число междисциплинарных инновационных исследований, которые требуют подготовки специалистов нового уровня, наделенных принципиально новыми качествами. Институт наставничества позволяет эффективно справиться с возникающими проблемами. С одной стороны, наставник сохраняет и передает уже существующее знание, а его активное участие в решении практических задач позволяет предоставить студенту некий практический навык и развить в нем стремление к самостоятельному получению нового знания. Поэтому содержанием настоящей работы является рассмотрение практики тьютерского сопровождения в ведущих зарубежных университетах, которые могут являться исходными образцами для отечественных университетов.
The purpose of this study is to consider the institution of mentoring in foreign practice of higher education. The relevance of this work is dictated by the time. With the accession of Russia to the Bologna Process to domestic universities there is an urgent need to find ways to reorganize the education system capable of simultaneously preserving the rich experience and the best traditions of Russian education. The complexities of the situation is also in the fact that the high rate of modern development techniques and technologies do not allow to prepare qualified specialists in their field. During training, the future development of many specialist lose relevance. The number of interdisciplinary innovation research, which require a new level of preparation of experts, endowed with a fundamentally new qualities. Institute of mentoring can effectively deal with emerging challenges. On the one hand, and transmits instructor retains the existing knowledge and its active participation in the solution of practical problems allows us to provide the student a practical skills and to develop in him the desire for self-production of new knowledge. Therefore, the content of this paper is to examine the practices tutor’s support in leading foreign universities, which may be the source for samples of domestic universities.
Tutor
higher education
foreign universities
the Bologna process
В настоящее время в различные сферы жизни и деятельности интенсивно внедряются инновационные технологии и проекты. Этот процесс не мог не коснуться такой основополагающей сферы, как образовательная система, затрагивающей как экономические, так и культурные, политические и многие другие области. Необходимо отметить, что в основе нынешней модернизации отечественного образования лежит трансформация самого его содержания, переосмысление его составляющих. В основе новой образовательной парадигмы, в отличие от традиционной системы передачи «готовой информации», стоят компетентностный и деятельностный подходы, акцент на подготовку творческой и профессионально адаптированной личности в качестве основного результата образовательной деятельности в рамках образовательного пространства.

Под влиянием данных и многих других факторов происходит постепенное реформирование российской системы высшего образования. Наряду с другими серьезными и значительными изменениями, приемами и технологиями, в задачи высшего профессионального образования активно внедряется практика по наставническому сопровождению обучающихся: развития творческой активности личности, участию в формировании ценностных ориентиров, способствованию успешному социальному взрослению и профессиональной самореализации студентов через внедрение тьюторского сопровождения учащихся. Именно данную практику хотелось бы подробнее рассмотреть в данном исследовании.

Идея модели наставничества в отечественном образовательном пространстве внедряется и реализуется через трансформацию основной функции преподавателя-учителя. Если раньше основная функция российской образовательной системы сводилась к передаче обобщенного социального опыта, «готового знания» некоему усредненному обучающемуся, то результатом содержательного обновления в данной сфере становится внедрение в образовательное пространство должностной единицы и функции наставника, с одной стороны, способствующего индивидуализации образовательного процесса, с другой же стороны, выполняющего функции некоего консультанта по образовательным траекториям  и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося.

Подобный подход вполне можно назвать достаточно новым для российских образовательных учреждений, однако понятия «наставничество», «тьюторское сопровождение» являются вполне традиционными для европейской образовательной системы. Наставничество как оригинальная философия образования и основной подход к организации образовательного процесса зародилась еще в средневековых европейских университетах.

Наставничество же, как самостоятельная педагогическая модель,  была выделена в Великобритании, в Оксфорде и Кембридже: тьютор, наставник - это тот, кто организует условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

- Оксфордская модель (или вид наставничества).

Крайне специфичная модель, выработанная в старейших образовательных учреждениях Британии (отсутствие категоричности в вопросе выбора лекций, обучение после получения диплома и так далее). С течением времени получило существенное преобразование, перейдя от воспитательной функции к гораздо более широкой и преимущественно образовательной.

Так как сама структура Оксфорда представляла собой объединение нескольких колледжей, студенты каждого из которых могли посещать лекции по своему усмотрению не только в том образовательном учреждении, непосредственно  к которому они были причислены, но и в других оксфордских колледжах, можно отметить, что отличительной чертой университетского сообщества того времени и главной, объединяющей всех ценностью была свобода.

Также к подобному подходу к образовательному процессу склоняла сама методика преподавания профессоров Оксфорда того времени: лекции каждого профессора представляли собой презентацию его научных концепций и взглядов, и студенты могли самостоятельно принимать решение, какие из данных лекций они будут посещать.  Также возникновению модели наставничества в значительной мере способствовало наличие на базе колледжей Оксфорда необходимых человеческих ресурсов - бакалавров, не получивших должности при университете, либо желавших сохранить университетское содержание. Эти сотрудники выполняли функции наставника по отношению к студентам, на базе собственных знаний и навыков помогая ему сформировать индивидуальную образовательную программу, определиться с выбором предмета и профессора, а также делились своими умениями и подходом к тому, как сделать образовательный процесс наиболее эффективным.

В настоящий момент наставничество в рамках Оксфордской модели имеет следующие функции: составление индивидуального учебного плана, подготовка к экзаменам, мотивирование на достижение максимальных результатов, а также в известной степени контроль поведения и образа жизни подопечного.

- Тьютор-куратор.

Данный вид наставничества условно можно отнести к американской модели тьюторства. В данном случае наставник фокусируется главным образом на вопросах, так или иначе связанных с академическими успехами подопечного, а также вопросах дисциплины, имеющих влияние на данные успехи. В современной структуре отечественных образовательных учреждений достаточно близкими к данной форме наставничества являются функции методиста, аспиранта. 

Другой характерной особенностью этого вида наставничества, а также главным его отличием от Оксфордской модели является снижение индивидуального подхода к студенту. Данный вид наставничества подразумевает скорее содействие в решении административных вопросов, а также связанных с обучением подопечного организационных вопросов, и исключает глубокий индивидуальный подход, или плотное взаимодействие и помощь при формировании студентом своего собственного учебного плана, досуга.

- Наставник - академический консультант.

Наставничество этого вида может быть приравнено к должности научного руководителя и имеет концентрацию на академическом развитии подопечного, при этом также решая сопутствующие социальные и личные трудности курируемого, если они могут повлиять на его успехи и достижения.

- Наставник, отвечающий за развитие индивидуальной образовательной траектории.

Подразумевает высокую степень мобильности со стороны наставника и существенное ограничение числа подопечных, курируемых одним тьютором, так как в данном случае наставничество включает в себя максимально плотное взаимодействие тьютора и его подопечного, помощь и поддержку со стороны наставника в решении всех вопросов и трудностей студента, как академического характера, так и других. В случае подобного вида наставничества происходит активное и существенное преображение базового учебного плана в соответствии с индивидуальным видением и программой студента.

Роль наставника в данном случае состоит не только в содействии реализации подобного рода трансформации, но также и контролю соответствия индивидуальной стратегии обучения, выбранной подопечным, не только его представлениям, но и требованиям времени и других объективных факторов.

- Наставничество в условиях междисциплинарного образования.

Эта модель наставничества получила свое развитие на базе Варшавского университета. По своей конструкции и особенностям функционирования, выражающимся в акценте на индивидуальный подход, она очень близка Оксфордской модели, хотя и содержит в себе детали некоторых других видов наставничества.

Данная модель отвечает как стремлениям студентов, чья область интересов не ограничивается лишь одной гуманитарной специализацией, так и требованиям современной профессиональной среды, в которой нередко, для того чтобы стать и оставаться востребованным специалистом, необходимо иметь достаточно качественную экспертизу по дисциплинам, родственным основной специализации.

 Также к числу особенности этой модели стоит отнести то, что наставник, как правило, одновременно является и научным руководителем своего подопечного, и, если на одном из этапов наставничестве сфера научных интересов наставника или его подопечного поменяется, студент имеет возможность начать сотрудничество с другим наставником, или работать с двумя тьюторами.

Помимо этого, студенты, обучающиеся с применением данной модели наставничества, имеют определенную свободу в выборе предметов для изучения: три четверти их времени занимает изучение обязательных дисциплин, остальную же его часть возможно посвятить любому представляющему интерес предмету, относящемуся к другой гуманитарной области.

При сравнении международного и отечественного опыта внедрения наставничества в  систему высшего образования стоит учитывать тот факт, что в Европе институт тьюторства (наставничества) зарождался вместе с появлением первых  европейских университетов. И к настоящему времени сложилось большое количество норм, традиций и правил наставничества, которые необходимо адаптировать и учитывать при переносе в отечественную систему высшего образования. И те процессы, которые в европейских вузах  формировались веками, в российской системе присутствуют относительно недавно. Кроме того, не стоит забывать о богатой традиции и культуре русской, а затем советской, российской высшей школы. Простое перенесение европейского опыта не допустимо. Необходима интеграция и адаптация института наставничества. 

Формирование  и дальнейшее развитие института наставничества должно опираться на потребности  конкретного вуза, с учетом его истории, традиций и научных школ,  существующих на данной конкретной площадке.

Рецензенты:

Федотова О.Д., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;

Сафонцев С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.