Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MODERN ASPECTS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS STUDY

Tatina Y.S. 1 Kultanov B.Z. 1 Yessilbaeva B.T. 1 Kalieva G.T. 1 Ibrajbekov Z.G. 1 Mustafina F.H. 1 Kelmjalene A.A. 1 Shakarimova K.K. 1 Yestemessova K.А. 1
1 Karaganda State Medical University
В статье отражены комплексные подходы в реализации связи между образованием и воспитанием, которые осуществляются в Карагандинском государственном медицинском университете на базе кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики. Особое внимание уделено сочетанию активных и традиционных методов изучения материала, которые позволяют развивать социальные и коммуникативные способности студентов. Применяемые профессорско-преподавательским составом методы обучения способствуют формированию мировоззренческого мышления, успешному усвоению студентами основных знаний и умений, формированию творческой, всесторонне развитой личности. Для выработки необходимых умений разработан ряд лабораторных работ, где осуществляется взаимосвязь научной деятельности и практических занятий, разработан ряд элективных дисциплин, дающих возможность расширения знаний по предметам базовых дисциплин.
The article reflects the integrated approach in the implementation of the connection between education and study, which are implemented in the Karaganda State Medical University at the Department of Molecular Biology and Medical Genetics. Particular attention is given to a combination of active and traditional methods of studying the material, which allows to develop social and communication skills of students. Applied faculty members teaching methods contribute to the formation of ideological thinking, the successful assimilation of the student’s basic knowledge and skills, the formation of a creative, fully developed personality. To develop the necessary skills developed a number of labs, where the relationship is carried out scientific activities and workshops developed a number of elective courses, making it possible to increase knowledge on the subjects of basic disciplines.
integrated approach
active learning methods
problem-based learning
«Tempus» ePBLnet
and work in small groups
Система высшего образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. На сегодняшний день, в системе образования появились новые требования - инновационные технологии, интегрированные с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарности образования и научных исследований, тесная связь обучения, воспитания и всестороннего развития студенческой молодежи [2].

Для решения поставленных задач, в вузах необходимо формировать новые подходы к организации образовательного процесса, при котором задачи образования, воспитания и развития студентов решаются в единстве.

Для формирования научного мировоззрения большое значение имеют интеллектуальные умения, умение формировать мировоззренческие выводы, применять теорию и законы для объяснения различных или определенных явлений, устанавливать между ними связи, находить их причины.

В свою очередь, овладение интеллектуальными умениями способствует успешному усвоению студентами основных знаний, формированию творческой, всесторонне развитой личности. В этом проявляется тесная взаимосвязь задач образования, воспитания и развития, единство их решения в процессе обучения [4].

Педагогической теорией и практикой доказано, что воспитание неотделимо от обучения. Обучение тогда становится воспитывающим, когда студенты не только усваивают определенную систему знаний, умений и навыков, но и приобретают при этом качества личности, которые должны быть присущи человеку.

В процессе обучения используется комплексный подход при решении воспитательных задач. Формируется научное мировоззрение студентов, вырабатываются черты характера, формируются эстетические чувства и идеалы, осуществляется правовое просвещение, прививается любовь, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих [3].

Кроме того, в учебном процессе необходимо использовать комплексный подход в решении задач воспитания. В зависимости от содержания, наибольшее внимание на занятиях уделяется тому или иному аспекту воспитания или сразу нескольким.

Преподаватели кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики Карагандинского государственного медицинского университета во время и вне учебного процесса, проводят беседы в группах, ведут воспитательную работу, которая предусматривает реализацию основных стратегических направлений государственной молодежной политики в области воспитания студенческой молодежи.

Целью воспитательной работы в Карагандинском государственном медицинском университете является создание эффективной модели воспитательной работы, направленной на формирование высоконравственной личности специалиста, с высшим медицинским образованием, а также совершенствование моральных качеств преподавателя высшей медицинской школы; создание гуманистической среды воспитания, способствующей формированию компетентности студентов и преподавателей, пониманию ими своего общественного долга, обладающих активной гражданской позицией, качествами патриота Казахстана, отвечающих потребностям и ожиданиям современного общества.

Для усвоения знаний большое значение имеет выбор методов обучения и организации самостоятельных работ студентов, применение проблемного подхода, в решении определенных вопросов, формулирование мировоззренческих выводов на занятиях, использование полученных знаний на практике.

Установление органической связи между обучением, воспитанием и развитием студентов КГМУ, рассматривается как ведущее направление в совершенствовании дисциплин преподаваемых на кафедре.

Большое место в преподавании дисциплины занимает проблема развития студентов, формирования умения мыслить логически, не только воспроизводить, но и творчески использовать знания для объяснения явлений, отстаивания своих убеждений.   

Для повышения познавательной активности студентов, преподаватель предлагает множество различных разработанных методов и форм активного обучения, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Обычно, активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами.

Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. К числу важнейших видов этих методов относится метод проблемного изложения, работа в команде - TBL (Tеам- based learning) и PBL (Problem-based learning) [1].

Особенность активного обучения заключается в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне интеллектуальной, аналитической деятельности студентов. К тому же, практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний, повышает интерес к лекциям и занятиям, что сопряжено с положительными эмоциями, эмоционально-интеллектуальным откликом на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

Социальное взаимодействие - чрезвычайно важный аспект трудовой деятельности, поэтому проблемно-ориентированное  обучение для решения поставленных задач предполагает совместную работу сотрудничающих между собой групп и работу в малых группах.

Подобная методология развивает навыки межличностных отношений, взаимодействия  и совместной работы в микросоциуме, например, может даже спровоцировать «конструктивные конфликты». Во время обсуждения студентами возможных причин, описанных в случае таких событий, возникает точное подобие конфликта, который, если он конструктивен и позитивен, повышает мотивацию к учебе.

Проблемно-ориентированное обучение - особый стиль постижения знаний, при котором возможным становится полноценное овладение проблемой с глубоким, активным, стойким контекстуализированным освоением материала реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснованных мировых информационных ресурсов.

Проблемно-ориентированное обучение позволяет формировать и закреплять навыки получения знаний, способности ориентироваться в информационном поле, ориентироваться в мультидисциплинарных ситуациях.

Одним из важнейших условий в проблемно-ориентированном обучении является активное сотрудничество обучающихся с целью более разностороннего изучения проблемы и формирования жизнеспособных решений.

В отличие от традиционных инструкций, зачастую получаемых из лекционного курса, изучение материала в процессе проблемно-ориентированного обучения обычно проходит в виде занятий в аудитории,  в небольших по численности группах студентов, обычно в форме дискуссии, направляемой преподавателем.

Студенты берут на себя большую ответственность за собственное обучение. При этом роль преподавателя может сводиться к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта в выполнении группового задания (тьютора).

Таким образом, в проблемно-ориентированном обучении роль преподавателя состоит в поощрении активного обсуждения проблемы, обеспечении взаимодополняющей работы студентов, обеспечении возможности получения соответствующей информации, поддержании «русла» ведения обсуждения. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть, и что еще важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели «озвучивание» мнения преподавателя [5].  

Также в «стенах» нашего университета в рамках проекта «Tempus» ePBLnet проводятся занятия по PBL у студентов 1-3 курсов по специальности «Общая медицина». PBL, как инновационная форма обучения, которая показала свою эффективность в современных условиях для подготовки медицинских специалистов к будущей профессиональной деятельности. Внедрение PBL потребовало планомерного подхода к его организации и внедрению, прежде всего подготовки тьюторов.

Важнейшим элементом PBL является участие тьютора, которое является необходимым условием эффективной реализации PBL, так как задача тьютора состоит в умении организовать студентов к самостоятельному поиску знаний, оказании консультативной помощи, погружения студентов в ситуации, которые требуют анализа и поиска решения.

В профессиональной деятельности Тьютора необходимо формирование особых навыков фасилитации, умения слушать и умения слышать, не доминировать, не «блистать знаниями», не быть односторонним источником информации, развивать студентов и развиваться самому через поиск, анализ и синтез новой информации.

При проблемно-ориентированном обучении студент является частью команды по решению проблемы, а тьютор координирует деятельность группы, так чтобы сами студенты получили ответы на собственные вопросы по проблеме.

На наш взгляд, проблемно-ориентированное обучение является эффективным способом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, так как студенты учатся определять проблемы пациентов, формировать гипотезы, выявлять связи между полученными результатами и оценивать собственную работу и работу тьютора, а так же способом совершенствования педагогического мастерства через изменение психологии традиционного обучения, где преподаватель - не односторонний источник информации, а наставник, побуждающий к мышлению, самостоятельному поиску, анализу информации.  

Активные методы обучения является не только эффективным подходом к освоению учебного материала, но также способствует развитию ценных жизненных навыков, таких как критическое мышление, способность решать проблемы и принимать решения, умение слушать и слышать друг друга. Этот метод дает возможность развить у студентов - медиков умение исследовать, работать в команде, применять свои знания и навыки на практике, пробуждать студента к активному обучению на протяжении всей жизни [1].

Важным показателем развитого мышления студентов служит умение сравнивать. Для овладения этой операцией студенты должны соблюдать последовательность действий: определять название объекта, выделять существенные признаки сравниваемых объектов, сопоставлять их и выявлять черты сходства и отличия, делать выводы.

Для выработки таких умений на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики профессорско-преподавательским  составом разработан ряд лабораторных работ, где осуществляется взаимосвязь научной деятельности и практических занятий.

Научные работы активно внедряются в учебный процесс, развивая у студентов научное мышление, стимулируя студентов заниматься научно-исследовательской деятельностью, осуществляя взаимосвязь с клиническими дисциплинами.  

Главная задача обучения студентов в КГМУ - развить систему знаний по годам обучения. Решение данной задачи требует применения последовательной системы обобщений; частное понятие формируется на основе обобщения фактов и завершается формулировкой определения. Затем следует обобщение ряда частных понятий в более общее. Каждый этап формирования понятий заканчивается его расширением и углублением на основе предшествующих знаний [5].

Для выработки или развития таких понятий на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики КГМУ, разработан ряд  элективных дисциплин, дающих  возможность расширения знаний по предметам базовых дисциплин.

Овладение умением обобщать обеспечивает возможность подходить осмысленно к любому факту, анализировать его и находить место в системе знаний, придавать фактам четкую структуру, формулировать выводы, находить общее в изучаемых объектах и явлениях.

Для обучения этому умению важно в процессе изучения дисциплины  обнаруживать черты закономерности в рассматриваемых фактах, процессах, объектах; постепенно увеличивать объем материала, по которому надо сделать выводы (статья, тезис, параграф, тема), переходя от частных выводов к общим, развивая логическое и абстрактное мышление.

На кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики студенты занимаются научной работой, по полученным результатам проводят анализ и оформляют тезисы и статьи.

Таким образом, профессорско-преподавательский состав кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики успешно реализует взаимосвязь между образовательным процессом, воспитательным аспектом, научным и общим развитием студентов, применяя различные формы, методы и критерии образовательного процесса, для достижения высокого уровня качества высшего образования, развития личности соответствующего лучшим мировым практикам.

Таким образом, задача современного преподавателя - не только предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками сбора необходимой информации исследовательской деятельности, принятия научно-обоснованных решений, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и представлять результаты своей работы.

Рецензенты:

Терехин С.П., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены питания, общей гигиены и экологии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда;

Муравлева Л.Е., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой биологической химии Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда.