Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATION IN THE PROCESS OF TEACHING THE WORLD AROUND US AND GEOGRAPHY

Khusainov Z.A. 1 Minnebaeva Z.E. 1
1 Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education “Kazan (Volga region) Federal University
This article investigates the application of innovative methods for the formation of ecological culture of students on the lessons of the world around us and geography with use of knowledge of the Tatar people about the nature. The experimental work was conducted using environmental-oriented learning tools. Various methods of differentiated approach to the study of the subject were used, individual work on the basis of system specifications, with different levels of ecological culture of students was conducted. Practical experiments were conducted in the gymnasiums № 4 and № 15, Russian-Tatar gymnasium№ 81 of Kazan, Uraiskaya secondary school of Aznakaevsky district, the Republic of Tatarstan that allowed us to conclude that the use of the sayings, proverbs, riddles, songs of the Tatar people during the lessons contributes to updating and expanding the students´ knowledge about nature and understanding its ecological value, awakens the desire to protect nature, and forms pupils´ ecological culture.
wisdom
the experience of generations
monitoring
ecological culture

Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называет­ся педагогической инновацией. Педаго­гические новшества - это идеи, методы, средства, тех­нологии или системы. Нововведение - это про­цесс передачи в практику и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием процессов обучения окружающего мира и географии, как на уровне школы, так и на уровне реги­она, страны.

Понятие «нововведение» - это синоним поня­тия «инновация». Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий в обучение окружающему миру и географии, необходимо знать, как эти новшества вводить в практику, осваивать и сопровождать.

Формирование экологической культуры учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира и географии обеспечивалось нами, прежде всего, путем введения в содержание краеведческого и экологического материала знаний татарского народа о природе; использования разнообразия применяемых методик формирования экологической культуры учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с использованием всех эколого-ориентированных средств обучения. Применялись разные методы дифференцированного подхода к изучению предмета, проводилась индивидуальная работа на основе системы заданий с учетом различных уровней экологической культуры учащихся. В ходе исследования анализировались результаты проведенных занятий.

На уроках широко использовались знания татарского народа о природе: песни, живопись, произведения искусства, исторические материалы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, потехи, баиты, мунаджаты и т.д.. Они отражают природу родного края, взаимоотношения человека и природы, традиции, обычаи и обряды татарского народа, связанные с облагораживанием природы. Учащиеся под руководством учителей обучались критическому анализу происходящих процессов и экологических изменений в природе. Опираясь на многолетний опыт народа, они учились воспринимать окружающий мир и природу с позиции экологии. Все это позволило учащимся установить тесную взаимосвязь науки о природе со знаниями татарского народа о ней. Под руководством учителей учащиеся поэтапно познавали природу, последовательно раскрывали длинную цепь взаимосвязи компонентов природы. Дополненные яркими знаниями народа о природе, познания учащихся о ней приобретали гуманный характер.

Приводим один из фрагментов урока по теме «Поздняя осень» учителя татарской гимназии № 4 г. Казани Д.М. Ватаниной по традиционной программе и методике, предложенной нами.

По материалам учебника  она рассказывает об изменениях, происходящих в неживой природе с наступлением осени и их влиянии на состояние человека. Учащиеся по шаблону раскрывают содержание рисунков учебника, сравнивают различные этапы осени,  делают соответствующие выводы. Далее учитель проводит с учащимися беседу об осени, раскрывает понятие «осень» (ранняя, средняя, поздняя). Задает вопросы ученикам: «Какие изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?»

Ответ ученика Рамиля: «Поздней осенью изменяется высота солнца, сейчас она значительно ниже, чем летом и ранней осенью»

Учитель: «Как нужно вести себя у водоемов с молодым льдом? Что нужно делать, если ты провалился в холодную воду?»

На уроке в декларативной форме излагаются меры предосторожности, которые должен соблюдать человек в таких случаях (выжать одежду, обсушиться, быстро пойти домой).

В тексте указанного учебника проблемные вопросы не ставятся. Не ставит их и учитель. В итоге не раскрываются причинно-следственные связи в природе, необходимые для усвоения учебного материала. Из-за отсутствия познавательного интереса, урок прошел монотонно, без эмоционального настроя и окраски. Такой урок непродуктивен.

На ту же тему был проведен урок в экспериментальном классе. Последовательность урока такова. Начинается он с прослушивания татарской песни «В ветреную осеннюю пору».

Учитель спрашивает: «О чем поется в этой песне? Какое время года упоминается? В чем суть содержания этой песни?»

Учащиеся дружно поднимают руки, с большим желанием отвечают на вопросы. Дополняя содержание песни, учитель рассказывает им, что «это народная песня, ее герой соскучился по родной земле. Она у каждого человека, как мать, одна, здесь свой воздух, своя вода». Таким образом, урок насытился эмоциональной реакцией, восприятием Родины, видением красоты осени края. Основываясь на знаниях народа о природе, у учащихся возникает желание сберечь окружающую среду как составную часть родной земли. Это желание идет от души, внутреннего сопереживания.

В продолжении урока на видеоэкране появляются картины просторов родного края: Волга, Кама, локальные прекрасные ландшафты республики. Учащиеся видят осенние пейзажи Татарстана, которые вызывают восторг. Позитивные эмоции позволяют им совершенно по иному воспринимать родной край, способствуют проявлению чувства гордости за него.

Музыка, прозвучавшая на уроке природоведения, побудила учащихся духовно и эмоционально осмыслить предмет.

Учитель учитывает возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, любознательность и наблюдательность используются для расширения его экологической эрудиции. Знания народа о природе, музыка, видеофильмы в этом возрасте особенно эффективны при формировании экологической культуры. Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень велика. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с природными объектами, желание их охранять, способствовать их благополучию.

Следующий этап урока посвящается работе с «Дневником наблюдения». Учитель вместе с учащимися рассматривает предстоящие наблюдения и дополняет их народными приметами. Вот одна из них: «Если Волга при низком уровне воды покроется льдом, то лето будет сухим».

Затем учитель пишет на доске татарские народные загадки, а дети с большим интересом их отгадывают. Это позволяет им воспринимать осень частью родной природы и одновременно уяснить, что изменения погоды можно предсказать, используя народные знания.

Продолжая урок, учитель говорит: «Ребята, у многих из вас есть домашние животные, например, собака и кошка. Вы не слышали от взрослых приметы, связанные с ними? Например: «Если собака валяется в снегу, какая погода ожидается?»

Учащиеся удивлены этим вопросом. Некоторым из них приходилось замечать подобное поведение собак, но они не задумывались о его причинах. Вопрос оказался проблемным, но знание примет помогло найти правильный ответ: ожидается ясная погода.

Учитель: «Как вы думаете, а какая погода ожидается, если кошка начнет царапать вещи?» Учащиеся опять начинают искать ответ на данный вопрос и находят его так же на основе знания народных примет.

Эмоциональный настрой сохраняется в течение всего урока, в конце которого учитель рассказывает о татарской народной традиции  «Каз Өмәсе» - «Коллективное ощипывание гусей».

Таким образом, использование на уроке окружающего мира знаний татарского народа о природе дает учащимся положительный настрой; вызывает у них интерес к природе родного края, способствует развитию мыслительных способностей; помогает раскрытию взаимосвязи между компонентами природы, природой и человеком. Урок завершился заданием наблюдать за природными объектами, за поведением животных осенью.

Дома учащиеся вели разносторонние наблюдения за природой осени: за растениями, домашними животными, насекомыми, птицами, луной, облаками, дождем и т.д. В результате этих наблюдений, как большой итог трудоемкой работы, они оформили классные стенные газеты и альбомы, в которых отразили климатические, гидрологические и почвенные явления.

Следовательно, педагоги на уроках окружающего мира и географии обучали учащихся технологиям наблюдения за природными объектами: учили планировать наблюдение, грамотно и точно фиксировать факты, производить статистическую обработку наблюдений, представлять материалы в табличном виде, делать обобщения и выводы. Большую педагогическую ценность имело правильное и систематическое ведение дневника наблюдений по природоведению. При этом учащиеся под руководством учителей использовали знания татарского народа о природе: приметы, загадки, поговорки, потехи, сказки, песни, баиты и т.д.

Как мы убедились, занимательные вопросы, основанные на знаниях татарского народа о природе, значительно повысили познавательные интересы учащихся на уроках окружающего мира и географии.

В татарской гимназии №15 г. Казани учитель Рахимова Д. на уроке окружающего мира по теме «Ориентирование» успешно использует вопросы, связанные с опытом ориентирования татарского народа. Она спрашивает учащихся: «По одиноко стоящим деревьям можно определить стороны горизонта. А можно ли по одиноким деревьям, растущим на равнинах, определить господствующее направление ветра на этой местности?»

Вопрос для учащихся оказывается проблемным. Только после долгих рассуждений они пришли к единому мнению, что отдельно стоящие деревья на равнине, как правило, немного наклонены. Это объясняется тем, что как бы не менялись направление и сила ветра, в целом наклон дерева определяется господствующим направлением ветра.

Далее учитель спрашивает: «Как можно ориентироваться по положению снега на крышах домов?» Вопрос несложный, однако, возраст учащихся не позволяет сразу дать на него ответ. Они думают, размышляют и наконец, находят правильный ответ.

На этом уроке учитель использовала учебное пособие  автора, в котором отдельная глава посвящена умению ориентироваться с использованием знаний татарского народа о природе.

Продолжая урок, учитель спрашивает: «Каким образом наши предки татары ориентировались в природе? Обоснуйте свой ответ примерами, используя знания народа о природе».

Марат: «Мне дедушка рассказывал, что татары в древности ориентировались по Полярной звезде, и говорил: «Если по Луне заблудишься, привяжи коня к Полярной звезде».

Динара: «Я тоже знаю пословицу: «Полярная звезда - опора небосвода»

Айрат: «Мне бабушка говорила: «В Большой Медведице - семь звезд, сосчитаешь до семи, станешь благочестивым"

Обобщая урок, учитель подчеркивает значение мира природы как духовной ценности.

Учителя-экспериментаторы проводили уроки в форме «путешествий и открытий», широко применяя знания татарского народа о природе. В курсе окружающего мира на этой основе учащиеся усвоили первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы; о взаимовлиянии мира природы и общества; мира природы и человека; о правилах поведения в природной среде.

У учащихся, особенно в начальных классах, знания о природе еще не прочны, но они с удивлением задумываются над поставленными вопросами и в конечном итоге приходят к тому, что естественные науки - окружающий мир и география родного края - весьма увлекательные предметы, основанные на многолетнем опыте народа.

Использование знаний татарского народа о природе придает урокам занимательность, назначение которой справедливо указывала Г.И. Щукина: «Когда на уроках значительная часть информации идет только от учителя, когда ученики бывают почти лишены самостоятельного поиска, когда вся деятельность учащихся совершается только по указаниям учителя или же по готовому образцу, насущная потребность учеников в активных познавательных действиях не удовлетворяется» [5, с.107].

Учебники окружающего мира и географии родного края  красочны, проиллюстрированы цветными изображениями природы. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы учащиеся подбирали к каждой иллюстрации материал: пословицы, поговорки, потехи, легенды, загадки, баиты, мунаджаты, народные песни. Покажем это на конкретном примере.

Учитель М.Р. Насихова на уроке природоведения во втором классе (русско-татарская школа-гимназия № 81 г. Казани) вместе с учащимися подобрала к рисунку «Дикие животные летом и осенью» такую поговорку про медведя: «Того кто разводится съест медведь, а кто отделяется - волк». Про зайца учащиеся нашли загадку: «В лесу без норы, а в поле без хвоста». Таким образом, оживив рисунки, учащиеся воспринимали их как реальность.

Продолжая свой рассказ про животных, учитель обратила внимание ребят на список животных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан. «Например, - говорит учитель, - бурый медведь, который приведен в пословице, еще в XIX веке заселял крупные массивы Казанской губернии, а в начале ХХ века остался только на северо-западе Татарстана. С 1986 года охота на медведя запрещается. Медведь - один из исчезающих и редких видов животных». Как видим, учитель, используя Красную книгу Республики Татарстан, раскрыла исторические элементы существования бурого медведя, показала причины сокращения его численности и пути сохранения в Татарстане.

Рассмотрим урок природоведения во втором классе по теме «Насекомые и птицы летом и осенью», проведенный учителем Кукморской средней школы Т.А. Ахметовой

Урок был построен таким образом, чтобы на основе знаний татарского народа о природе познакомить учащихся с условиями жизни насекомых, птиц летом и осенью. На доске написаны пословицы: «Без матки пчелы не собирают мед», «Муравьи друг за друга погибают». Учитель ставит перед учащимися вопрос: «Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице?» Учащиеся самостоятельно выбирают пословицы и сопоставляют их с соответствующими рисунками учебника.

Наиль: «Во-первых, пчелы для нас собирают мед, во-вторых, если в улье нет матери, они погибают, так как их охраняет только мать. Об этом мне рассказал дедушка»

Учитель: «А что вы скажете о второй пословице?»

Танзиля: «Муравьи - дружные насекомые. Летом я наблюдала на огороде, как они помогают друг другу. Если один из них ранен, его переносят даже издалека к своим. Я не видела, но, может быть, они даже погибают друг за друга»

Затем учитель подводит учащихся к пониманию идейного содержания народных пословиц. Учащиеся записывают их в свои тетради по природоведению.

Учитель: «Давайте рассмотрим рисунки. Кто из вас может по ним вспомнить какую-нибудь пословицу?»

Ильдар: Моя бабушка говорит: «От грача не родится соловей» (В классе смех).

Учитель: «Кто еще, какие пословицы знает?»

Ландыш: «Я вспомнила. Моя бабушка говорит: «Что увидит птица в гнезде, так и будет при полете»

Ильдус: «Я тоже знаю. Мой дедушка все время говорит: «Журавль только о просе думает»

Обобщая тему урока, учитель добавляет: «Пословицы и поговорки, которые вы сами нашли, дошли до нас из глубокой древности, передавались от бабушек и дедушек. Они возникали в разное время и при разных обстоятельствах. Существует много пословиц и поговорок, возникших из примет и суеверий, из сопоставлений природы и человека. Они впитали в себя мудрость, знания, опыт бесчисленных поколений людей и заключили в себе лучшие черты народа, учили любить и беречь родную природу».

На дом учащиеся получают задание: найти пословицы и поговорки о диких животных.

Урок заканчивается прослушиванием песни «Кошлар кебек» («Мы как птицы») в исполнении популярного татарского артиста Айдара Файзрахманова. Содержание песни обладает удивительной способностью передавать и нарисовать живую, подвижную, динамическую картину природы. Она способствует лучшему формированию экологического образа объекта и явлений окружающей действительности, обогащает экологическое восприятие учащихся.

Таким образом, использование на уроках поговорок, пословиц, загадок, примет, песен татарского народа способствует пополнению и расширению знаний учащихся о природе и познанию их всеобъемлющей экологической ценности, пробуждению желания беречь природу, формированию у учащихся экологической культуры.

Для облегчения опытно-экспериментальной работы учителя классифицировали и систематизировали знания татарского народа о природе. Такая классификация загадок улучшила внедрение в уроки окружающего мира и географии родного края знаний татарского народа о природе, помогла раскрыть их содержание в экологическом понимании.

Рецензенты:

Солодухо Н.М., д.филос.н., профессор Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, г. Казань;

Гайсин И.Т., д.п.н., профессор кафедры теории и методики географического и экологического образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, г. Казань.