Особым периодом считается первый курс: вчерашние школьники, привыкшие к установленной системе, поступая в высшее учебное заведение, сталкиваются с новыми условиями, принципами, методами и формами обучения, новыми волнениями и эмоциональными переживаниями, у них меняется режим дня, сна, питания, труда и отдыха (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт) [3]. Появляется необходимость адаптироваться к новой образовательной среде, новому коллективу, однокурсникам, новым преподавателям. Вместе с тем, заметно снижены функциональные способности организма первокурсников, так как большинству из них пришлось выдержать ответственные экзамены (ЕГЭ), и они полноценного летнего отдыха были лишены.
Как показали многочисленные исследования (Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова), около 73% студентов к концу первого курса в состоянии здоровья имели различные функциональные отклонения [7]. Поэтому, именно на первом курсе чрезвычайно важно правильная организация учебного процесса. Одним из правил эффективных условий организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, по нашему мнению, является правильное сочетание труда и отдыха. Работа в обусловленном режиме обеспечивает ее эффективность и оптимальность. И, наоборот, резкое увеличение умственной деятельности перед сессией, а также в период экзаменов на соматическое здоровье студентов оказывают негативное влияние. Выученный наспех учебный материал, мало того также быстро забывается, но и в результате такой нагрузки нарушается функционирование всего организма, развивается изнеможение. В «сессионные» периоды общая продолжительность активного рабочего дня студентов составляет около 11 часов, что приводит также к нежелательным последствиям.
Таким образом, одна из наиболее существенных проблем обучения в современной высшей школе - адаптация студентов первого курса к учебной деятельности, требующей большого напряжения всех систем организма обучающегося. Уровень израсходования психических и физиологических ресурсов организма человека на выполнение конкретной деятельности, балансирование с внешней средой зависит от определенных параметров текущего функционального состояния. В свою очередь, многоуровневая функциональная система адаптации вырабатывается под воздействием психологических, психических, физиологических и физических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, обусловливается соотношением двух целей адаптации -выполнения задач деятельности и сохранности гомеостаза (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова) [1].
Структура и содержание учебно-познавательной деятельности студентов, по сравнению со школьной системой образования, усложняются: растут информационные нагрузки, характеризующиеся аритмичностью и динамичностью в работе, усложняются межличностные отношения в студенческом коллективе, усиливается гиподинамия, нарушение привычного ритма жизни и другие, не менее важные, факторы. У студентов, прибывших из других регионов, появляются проблемы, связанные с изменением уровня социально-урбанизационной среды, оторванностью от своей семьи, проживанием в общежитии, изменением условий и привычного образа жизни. Хронометражные исследования выявили комплекс нарушений режима дня первокурсников: длительные перерывы между приемами пищи - до 8-10 часов; отсутствие достаточного времени для отдыха и прогулок на воздухе, резкое сокращение продолжительности сна; несвоевременное и неполноценное питание и др. [5].
Таким образом, у студентов первого курса почти не остается времени для полноценного отдыха, нормального сна и досуга, тогда как основным условием восстановления ресурсов организма, потраченных при выполнении сложной умственной работы, является нормальный сон. Продолжительность сна 8-9 часов отмечена лишь у 30% студентов [6]. Недостаточно хорошо отлаженный режим «сон- бодрствование» и неумение студентов правильно распределить свободное время способствует увеличению эмоциональной напряженности и оказывает негативное влияние на состояние их здоровья [4].
Отсутствие научной организации умственной работы в учебной деятельности студентов современного вуза, излишнее рабочее напряжение, отрицательное эмоциональное состояние могут спровоцировать заметное снижение внутренней организованности психических и психофизиологических процессов, ухудшение памяти, ослабление внимания, снижение работоспособности, точности практических действий [5]. Интеллектуальная деятельность самым тесным образом связана с эмоциональным состоянием, которое зависит от заинтересованности студента в данной работе, сложности ее выполнения, результативности и многих других аспектов [9]. Особенности реагирования студентов целесообразно изучать с использованием психологических теорий и концепций.
Таким образом, проблема здоровьесбережения студентов первого курса, как будущего интеллектуального потенциала государства, чрезвычайно важна в настоящее время. Ее разрешение зависит как от особенностей образа жизнедеятельности первокурсников, так и от закономерностей процесса индивидуального развития обучающихся, когда заканчивается биологическое и физиологическое созревание организма и происходит интенсивное социальное развитие личности. В данном возрастном периоде в основном почти заканчивается рост в длину, нормализуется половая зрелость, показатели энергетических ресурсов на единицу массы тела становятся близкими к показателям взрослых. Однако в 17-20 лет окончательное биолого-физиологическое формирование организма еще не заканчивается и знание его специфических особенностей в этот период нужно для разработки приемов и средств целенаправленного воздействия на достижение гармоничного физического развития, укрепление и сохранение здоровья студентов [10].
Здоровье человека - это аккумулятор естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к самосовершенствованию, самосохранению и саморегуляции, поддержанию гомеостаза, развитию психологического и соматического статуса, при максимально эффективном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющемуся окружающему миру в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [10]. Обеспечение здоровья человека происходит на психическом, физическом, психофизиологическом и социальном уровнях посредством сохранения здоровья и повышения его потенциальных возможностей [6].
Наиболее актуальное значение эти вопросы имеют для сохранения здоровья молодого поколения, как наиболее творческой и активной части населения. Студенчество всегда считалось резервом высококомпетентных специалистов для различных областей народного хозяйства, обусловливающим в ближайшие годы реальный интеллектуальный и трудовой потенциал государства. Проблема учебной адаптации студентов актуальна не только с точки зрения состояния их здоровья, но и в плане совершенствования учебного процесса (В.И. Дубровский А.С. Солодков)[5; 10]. Эффективная организация учебного процесса требует совершенствования системы методических и научно-педагогических мероприятий, которые должны основываться на потенциале работоспособности студентов.
В связи с вышеизложенным, чрезвычайно важным является проблема выявления особенностей адаптационно-приспособительной деятельности студентов; разработки критериев для оценки и прогнозирования уровня адаптации первокурсников к обучению в вузе; изучения психофизиологических механизмов предрасположенности и устойчивости организма студентов к отрицательным последствиям психических, физических и эмоциональных перегрузок, а также раскрытие тех факторов учебно-познавательного процесса, которые приводят к уменьшению функциональных резервов организма студентов.
Если умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач, то у студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы.
Поскольку труд студентов, преимущественно, является умственным, важнейшей его чертой признается уменьшение объема насыщенной физической мышечной деятельности [8]. Для студентов и вообще людей умственного труда это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой. Особую роль для восстановления их работоспособности играет активный отдых.
Первостепенной задачей педагогического процесса в системе высшего профессионального образования необходимо признать создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для профессорско-педагогического состава факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова огромное значение имеет процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. Так как адаптация в данном случае выражает процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, то степень социальной адаптации первокурсника к учебной деятельности определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности студента, состояние здоровья, академическая активность, его личностные, поведенческие и деловые качества, ценностные ориентации, социальное окружение, статус семьи и т. п. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в высшем учебном заведении выступает залогом дальнейшего развития каждого студента как личности, будущего компетентностного специалиста. Бесспорным становится тот факт, что ускорение процессов адаптации студентов первого курса к новому для них образу жизнедеятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются весьма важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания высшего учебного заведения во многом определяется уровнем адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия. Необходимо также оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в вузе и, в соответствии с этим, оказать социально-психологическую поддержку вхождения студентов первого курса в новую образовательную среду.
Целесообразным в решении обозначенной в статье проблемы считаем выявление основных барьеров адаптации студентов к новым образовательным условиям и нахождение путей их решения. Данное направление, в свою очередь, приводит к необходимости определения способов устранения имеющихся противоречий и осуществления, проведения консультаций и просвещения родителей студентов в вопросах эффективной адаптации студентов к работе в новой образовательной среде. В качестве основных педагогических условий решения проблемы снижения адаптационных реакций организма студентов к учебной деятельности мы предлагаем следующие:
- организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора, раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности;
- способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора;
- поддерживать и развивать инициативы первокурсников, вовлекать их в работу федеральных, региональных и городских молодежных объединений;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона для взаимопонимания в студенческом коллективе.
Рецензенты:
Тахохов Б.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.