Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PRACTICAL WORK EXPERIENCE IN A SYSTEM OF PREPARATION BACHELORS OF TOURISM

Chernyakova M.A. 1
1 Nosov’s Magnitogorsk State Tehnology University, Russia, Magnitogorsk
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью совершенствования вузовского образования, приспособления его к меняющимся социально-экономическим условиям. В настоящее время большую роль в экономике и социально-культурной сфере начинает играть туризм, который способствует переходу России к новому типу экономического хозяйствования. Растущий спрос на туристские услуги, высокая конкуренция в туристской сфере выдвигают высокие требования к работникам индустрии туризма, которые должны быть готовы успешно приспосабливаться к ситуации социальных перемен, активно осваиваться в условиях общественных и экономических трансформаций, создавать и продвигать внутренний туристский продукт, успешно общаться с клиентами туристских предприятий. В данной статье делается попытка обосновать необходимость использования в практике вузовской подготовки работников турпредприятий активных видов обучения, каковыми выступают выездные практические занятия. В статье обосновывается цель, задачи проведения выездных практических занятий, приводятся примеры заданий для них.
Revelance of the topic due to needs of improvement of higher education, adapting to the changing socio-economics conditions. Nowadays tourism starts to play a bigger role in economics and sociocultural sphere, and affects Russia in changing economic management system. Increasing inquiry for tourist services, high competition in this business are pushing high requirements to the employees in industry, which must be ready to react on social and economic transformations, create and promote internal tourist product, communicate with clients of tourist businesses. This article is trying to describe need of a practical use in preparation employees of tourist industry active forms of education, which practical work experience performs. In this article are grounded a goal and tasks of conducting practical classes. Examples of tasks are included.
practical work experience
innovative educational technologies
bachelor of tourism
professional preparation in tourism
tourism
high education
Современную мировую экономику уже нельзя представить без такой быстро и эффективно развивающейся отрасли, как туризм, неоднократно названный феноменом XX века. Как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи сферы туризма и гостеприимства, влияние этих отраслей на экономику отдельных стран и мировую экономику в целом непрерывно возрастает. Для нашей страны развитие туризма важно по целому ряду причин: оно позволило бы решить как экономические, так и социальные проблемы (занятость населения, организация полноценного отдыха граждан, повышение качества жизни населения и т. п.). Не случайно проблему развития туризма решают на самом высоком уровне: так, туризм как существенная составляющая инновационного развития России рассматривается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Разработан и специальный документ, посвящённый данному вопросу: «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [7].

Не последнее место в названном документе отводится вопросу повышения качества оказания туристских услуг, что невозможно без наличия квалифицированных работников данной сферы. И потому отдельным пунктом Стратегия предполагает работу по повышению качества подготовки кадров в сфере туризма. Это тем более логично, что, несмотря на наличие у многих российских регионов большого потенциала развития туризма (культурных, природно-климатических, рекреационных ресурсов), по-настоящему стремительному развитию этих регионов препятствует нехватка квалифицированных кадров, необходимых для развития туристской отрасли.

Как мы отмечали в наших предыдущих работах [10, 11], трудно переоценить значимость грамотных, хорошо обученных и компетентных специалистов в сфере туризма, поскольку деятельность по обслуживанию туристов, как никакая другая, ориентирована на «человекосбережение». Сама специфика туристской деятельности, на всех этапах осуществления которой ведущим типом взаимоотношений являются отношения «человек-человек», предполагает необходимость не просто обучения, но и воспитания будущего специалиста.

В этой связи возрастают и требования к учебным заведениям, готовящим будущих работников сферы туризма. В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов основной чертой современного обучения становится его практическая ориентированность и творческая направленность, установка на то, чтобы готовить учащихся успешно приспосабливаться к ситуации социальных перемен, активно осваиваться в условиях общественных и экономических трансформаций.

По этой причине, выстраивая систему подготовки кадров для сферы туризма, необходимо руководствоваться мыслью о том, что надлежит готовить не только и не столько «человека познающего», сколько «человека действующего». Поэтому при построении учебного процесса следует уделять практике времени, по крайней мере, не меньше, чем теории. Как справедливо отмечает Н. В. Ермакова, современный образовательный процесс немыслим без таких форм учебной деятельности, при которых акцент делается на «вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач ... В этом отношении игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, нетрадиционные лекции, тренинги должны сыграть основную роль при подготовке современных бакалавров» [3].

Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать студенту профессиональные знания, полученные на лекционных занятиях. Главная цель выездных практических занятий - подготовка студентов к профессиональной деятельности в качестве работника сферы туризма. Цели этой можно достичь через решение следующих задач:

  1. закрепление и углубление теоретических знаний;
  2. проведение научных исследований с целью подготовки курсовых и квалификационных работ;
  3. формирование готовности студента к выполнению основных видов профессиональной деятельности;
  4. ориентирование студентов на ценности современной туристской индустрии;
  5. комплексное развитие ключевых социальных, творческих и профессиональных компетенций студентов;
  6. достижение целостности физической, интеллектуальной и нравственной сторон личности студентов.

Выездные практические занятия целесообразно, на наш взгляд, проводить, начиная с первого курса обучения. Это позволит, во-первых, сразу включить студента в активную познавательную и созидательную учебную деятельность. Во-вторых, при помощи выездных практических занятий быстрее проходит процесс адаптации первокурсников к новым, отличным от школьных, условиям учебной деятельности и об­щения. Именно процесс подготовки к выездному занятию и отчётной документации по нему позволит решить такие отмеченные Н. Р. Халитовой и А. А. Серебряковой [9] проблемы адаптации первокурсников, как несформированность умений и навыков познания, самоконтроля и самооценки, готовности к самостоятельному учебному труду, к новому типу взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, умения налаживать ком­муникативные контакты в различных условиях и пр.

Руководство выездными практическими занятиями возлагается на преподавателя, ответственного за данный вид деятельности студентов. Функции преподавателя, ответственного за выездные практические занятия:

  • общее руководство выездными практическими занятиями;
  • составление и утверждение графиков выездных практических занятий по группам;
  • утверждение направлений и программ выездных практических занятий;
  • контроль над соблюдением графиков выездных практических занятий;
  • проведение конференций по итогам выездных практических занятий.

Как отмечает Н. Р. Халитова, даже однодневная учебная экскурсия требует не только решения технических сторон путешествия, но и особого внимания к формированию будущего коллектива участников: «поскольку в практическом выездном занятии зачастую принимают участие студенты разных учебных групп, а, значит разного возраста, пола и других характерных особенностей, педагогу необходимо провести предварительную работу по мотивации (не секрет, что часть студентов воспринимают учебные экскурсии как исключительно развлекательное мероприятие). В связи с этим необходимо до начала выездного практического занятия предложить студентам задание, которое они будут выполнять в ходе предстоящей экскурсии, прокомментировать форму отчетности» [8].

Приведём пример задания по дисциплине «Ресторанный и гостиничный сервис»:

1. Дать общую характеристику предприятия размещения/питания в посещаемом регионе:

  • точное название предприятия;
  • категория предприятия;
  • вместимость.

2. Оценить поток посетителей:

  • по количественным показателям;
  • по качественным показателям.

3. Охарактеризовать месторасположение гостиничного/ресторанного предприятия.

4. Охарактеризовать услуги предприятия:

  • основные;
  • дополнительные;
  • специализация предприятия;
  • дифференциация обслуживания;
  • работа персонала.

5. Описать оснащение и оборудование предприятия:

  • оснащение номерного фонда (для гостиниц);
  • оборудование зон общественного назначения;
  • особенности интерьера.

6. Выявить инновации в процессе обслуживания.

7. Сформулировать заключение о работе предприятия.

Задание даётся студентам, освоившим большую часть учебного плана по дисциплине и выполнявшим подобные работы в ходе традиционных практических занятий под руководством преподавателя. В нашей практике приведённое выше задание, предполагающее достаточно подробный анализ средства размещения или предприятия питания, получали студенты, когда в ходе выездного занятия планировалось пребывание в одном средстве размещения в течение минимум суток.

Однако бывают выездные занятия, в ходе которых планируется быстрый осмотр большого количества средств размещения - аналог рекламным турам туристских компаний. В этом случае студентам предлагается заполнить таблицу, в которую вносятся оценки различных компонентов осмотренных средств размещения по пятибалльной шкале, где «1» - плохо, «5» - отлично (табл. 1), а затем подводится общий итог - по каждому средству размещения и по дестинации в целом.

Таблица 1

Оценка средств размещения, расположенных в горнолыжном центре «Абзаково»

Название

отеля

Общий вид

Инфраструктура

Номерной фонд

Пункт питания

Доп.услуги

Итого

ТауТаш

 

 

 

 

 

 

Шале BASEL

 

 

 

 

 

 

ЯшТан

 

 

 

 

 

 

Горки

 

 

 

 

 

 

Aldego Village

 

 

 

 

 

 

Итого ГЛЦ «Абзаково»

 

 

 

 

 

 

Заключительным этапом работы студента на выездном практическом занятии является отчет студента, который позволяет подвести итоги его деятельности и определить успешность освоения им практических навыков. В типовом отчете по выездному практическому занятию обычно содержатся:

  • задание студента в соответствии с видом выездного практического занятия и изучаемой дисциплиной;
  • описание выполнения задания в соответствии с предложенным планом;
  • описание технологических операций, выполняемых студентом в ходе выездного практического занятия;
  • приложение в виде материалов, раскрывающих особенность прохождения студентом практики (фото- и видеоматериал, рекламные проспекты, статистические данные, буклеты, расчёты и т.п.).

В заключении кратко формулируется обобщающий результат проделанной работы, выводы и оценки каждого этапа выездного практического занятия.

После сдачи отчётов и проверки их руководителем проводится итоговая конференция. В ходе конференции анализируется проведённое выездное занятие, успехи и ошибки студентов, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих работников сферы туризма и снижает вероятность повторения ошибок в ходе реальной профессиональной деятельности.

На наш взгляд, использование исключительно традиционных (лекционных и семинарских) форм обучения не позволяет студентам направлений подготовки «Туризм» в полной мере овладеть навыками, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности. Использование выездных практических занятий, позволит, как мы думаем, преодолеть пассивность студента в получении информации; стимулировать познавательную мотивацию студента; преодолеть дистанционность общения преподавателя со студентами, что, в свою очередь, даст возможность преодолеть или даже не допустить дефицита диалога между участниками учебного процесса и реализовать принцип индивидуализации обучения.

Рецензенты:

Орехова Т.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск;

Кружилина Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск.